Решение от 27.04.2021 по делу № 3а-88/2021 от 18.11.2020

Дело № 3а-88/2021

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Санкт-Петербург 27 апреля 2021 года

Ленинградский областной суд в составе:

председательствующего – судьи Астапенко С.А.,

при секретаре Голушко П.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению АО «Тандер» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости,

установил:

АО «Тандер» обратилось в Ленинградский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просит:

- восстановить срок для обращения в суд с административным иском о пересмотре кадастровой стоимости объектов недвижимости;

- установить рыночную стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в ЕГРН следующих объектов недвижимого имущества:

земельного участка с кадастровым номером , площадью 3286 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, по состоянию на 06.09.2014 г. в размере <данные изъяты> рублей;

земельного участка с кадастровым номером , площадью 16612 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, по состоянию на 25.01.2012 г. в размере <данные изъяты> рублей.

В обоснование требований указано, что административному истцу на праве собственности принадлежат указанные земельные участки. Кадастровая стоимость этих объектов недвижимости превышает их рыночную стоимость, что подтверждается отчетом об оценке.

К участию в деле привлечены в качестве административных ответчиков: ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», Управление Росреестра по Ленинградской области, Правительство Ленинградской области. В качестве заинтересованных лиц привлечены: администрация МО Лужского муниципального района Ленинградской области, администрация МО Сланцевского муниципального района Ленинградской области, Моляр В.Н. и Прем С.А.

В письменном отзыве представитель административного ответчика Правительства Ленинградской области Савченко О.А. вопрос об удовлетворении заявленных требований оставила на усмотрение суда. Дополнительно обратила внимание на замечания относительно представленного отчета об оценке.

В письменном отзыве представитель административного ответчика Управления Росреестра по Ленинградской области Сердцева Д.Ю. указала, что земельный участок с кадастровым номером , учтенный в ЕГРН 06.09.2014, не вошел в перечень объектов оценки земель населенных пунктов и не прошел пообъектную оценку, результаты которой утверждены Постановлением Правительства Ленинградской области от 29.12.2007 №356. Земельный участок образован путем раздела земельного участка с кадастровым номером и его кадастровая стоимость составляет <данные изъяты> руб. (исходя из площади – 3286 кв.м. и УПКС- <данные изъяты> руб./кв.м.). Дата внесения (определения) сведений о кадастровой стоимости в ЕГРН – 06.09.2014 г. Земельный участок с кадастровым номером учтенный в ЕГРН 25.01.2012, не вошел в перечень объектов оценки и не прошел пообъектную оценку, результаты которой утверждены Постановлением Правительства Ленинградской области от 29.12.2007 №356. Земельный участок образован путем раздела земельного участка с кадастровым номером и его кадастровая стоимость составляет <данные изъяты> руб. (исходя из площади – 16612 кв.м. и УПКС- <данные изъяты> руб./кв.м.). Дата внесения (определения) сведений о кадастровой стоимости в ЕГРН – 25.01.2012 г. Дополнительно отмечалось, что в рассматриваемом случае Управление не имеет самостоятельных возражений по существу предъявленных требований.

В письменных возражениях представитель ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» Караник Р.В. вопрос об удовлетворении заявленных требований оставил на усмотрение суда. Самостоятельного решения об изменении кадастровой стоимости земельных участков Учреждение принять не может, так как не является уполномоченным на то органом. Учреждение не является заказчиком проведения работ по государственной кадастровой оценке на территории Ленинградской области, не является исполнителем указанных работ, не утверждало результаты государственной кадастровой оценки.

В письменных возражениях и.о. главы администрации муниципального образования Сланцевский муниципальный район <адрес> ФИО8 указал, что требования административного искового заявления не подлежат удовлетворению, поскольку принятое судом решение только по результатам представленной административным истцом оценки может привести к субъективному результату, который не подлежит пересмотру, и, как следствие, это может привести к нарушению прав и законных интересов муниципального образования и необоснованному уменьшению земельного налога, - то есть к нарушению баланса интересов публичных властей и налогоплательщиков.

Представители административного истца АО «Тандер», административных ответчиков Правительства Ленинградской области, Управления Росреестра по Ленинградской области, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», заинтересованных лиц администрации МО Лужского муниципального района Ленинградской области, администрации МО Сланцевского муниципального района Ленинградской области, а также заинтересованные лица Моляр В.Н. и Прем С.А. в судебное заседание не явились, о слушании дела извещены надлежащим образом.

Изложенное в силу ч.4 ст.247 КАС РФ не препятствует рассмотрению дела по существу в отсутствие названных представителей.

Изучив материалы дела, заслушав явившихся лиц, исследовав и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

Согласно ст.65 Земельного кодекса РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

Как указано в ст.66 Земельного кодекса РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. При этом в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Таким образом, действующими нормами федерального законодательства предусмотрена возможность определения кадастровой стоимости земельного участка либо в результате проведения государственной кадастровой оценки, либо путем установления его рыночной стоимости, определенной индивидуально для этого земельного участка.

Учитывая порядок определения налоговой базы земельного налога, несоответствие внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости нарушает права собственника данного земельного участка.

В ст.24 Федерального закона от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» указано, что государственная кадастровая оценка, проведение которой начато до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, и оспаривание результатов такой государственной кадастровой оценки проводятся в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон об оценочной деятельности).

В соответствии со ст. 24.18 Закона об оценочной деятельности результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Исходя из положений ст.24.19 Закона об оценочной деятельности, при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности. Датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в случаях, предусмотренных настоящей статьей, является дата внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с настоящей статьей.

Как указано в ст.24.20 Закона об оценочной деятельности, в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания. Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости в соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

Так как очередная государственная кадастровая оценка объектов недвижимости на территории Ленинградской области в срок, установленный ст. 24.12 Закона об оценочной деятельности не проведена, то с учетом конкретных обстоятельств дела и руководствуясь разъяснениями, содержащимися в пункте 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», суд считает возможным восстановить АО «Тандер» срок для обращения в суд с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости.

Судом установлено, что согласно выписки из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объекты недвижимости от 26.05.2020 г., АО «Тандер» на праве общедолевой собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером , площадью 3286+/-20 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>. Сведения об объекте недвижимости имеют статус «актуальные».

АО «Тандер» является собственником земельного участка с кадастровым номером , площадью 16612+/-45 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>. Сведения об объекте недвижимости имеют статус «актуальные».

Постановлением Правительства Ленинградской области от 29.12.2007 №356 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Ленинградской области.

Объекты недвижимости административного истца, не вошли в перечень объектов оценки и не прошли пообъектную оценку, результаты которой утверждены Постановлением Ленинградской области от 29.12.2007 №356.

Кадастровая стоимость спорных земельных участков определена исходя из удельного показателя кадастровой стоимости, площади участков.

Из выписки ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 19.05.2020 г. следует, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером составляет <данные изъяты> руб. Дата утверждения кадастровой стоимости 06.09.2014. Реквизиты акта об утверждении кадастровой стоимости: 08.09.2014, №б/н. Дата, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость (дата определения кадастровой стоимости) – 06.09.2014 г.

В выписке из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 19.05.2020 г. указано, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером составляет <данные изъяты> руб. Дата утверждения кадастровой стоимости 25.01.2012. Реквизиты акта об утверждении кадастровой стоимости: 12.08.2006 г., №222. Дата, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость (дата определения кадастровой стоимости) – отсутствует.

С учетом требований ст.24.19 Закона об оценочной деятельности, разъяснений, содержащихся в п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 №28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», выписок из ЕГРН, пояснений лиц, участвующих в деле, суд полагает, что кадастровая стоимость земельных участков должна быть определена по состоянию на 06.09.2014 г. и 25.01.2012 г.

По состоянию на указанную дату оценщиком в отчете определена рыночная стоимость земельных участков. В отношении даты, по состоянию на которую оценщиком установлена рыночная стоимость земельных участков, у участников процесса возражений не имеется.

В соответствии с отчетом от 31.07.2020 г. составленным оценщиком ФИО14, являющимся членом саморегулируемой организации НП «СРО «Экспертный совет», рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером по состоянию на 06.09.2014 г. определена в размере <данные изъяты> рублей; с кадастровым номером по состоянию на 25.01.2012 г. определена в размере <данные изъяты> рублей.

В связи с наличием в отчете об оценке от 31.07.2020 г. недостатков, допущенных нарушением оценщиком требований ФСО, замечаний Правительства Ленинградской области относительно обоснованности представленного административным истцом отчета, существенного расхождения между кадастровой стоимостью объекта недвижимости и указанной в отчете рыночной стоимости, определением суда от 04.02.2021 г. по делу назначена судебная экспертиза.

Согласно заключения эксперта от 17.03.2021 г. рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером по состоянию на 06.09.2014 г. составляет – <данные изъяты> рублей, а рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером по состоянию на 25.01.2012 г. составляет – <данные изъяты> рублей.

Оценивая заключение эксперта от 17.03.2021 г., суд отмечает следующее.

В силу ст.59 КАС РФ заключение эксперта относится к числу доказательств по делу, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела. Указанное доказательство подлежит оценке судом в соответствии со ст. 84 КАС РФ в совокупности с другими доказательствами по делу.

Экспертиза выполнена экспертом ООО «Евро Аудит Групп» ФИО10, являющейся членом саморегулируемой организации оценщиков «Российское Общество Оценщиков».

У суда отсутствуют основания сомневаться в правильности выводов экспертизы. Эксперт, проводивший экспертизу, предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения по ст.307 УК РФ, обладает достаточным профессиональным стажем и необходимой квалификацией для данной деятельности, что подтверждено соответствующими документами.

Заключение эксперта от 17.03.2021 г. мотивировано, выводы предельно ясны, обоснованы исследованными экспертом обстоятельствами и не содержат противоречий. Заключение эксперта соответствует требованиям, предусмотренным законодательством об оценочной деятельности, отвечает требованиям относимости, допустимости и не вызывает сомнений в достоверности.

Руководствуясь ст.82 КАС РФ, положениями Федерального закона №135-ФЗ, суд признает заключение эксперта от 17.03.2021 г. надлежащим доказательством, подтверждающим с достоверностью размер рыночной стоимости объектов недвижимости по состоянию на 06.09.2014 г. и 25.01.2012 г.

Учитывая, что доказательств, опровергающих приведённую величину рыночной стоимости объектов недвижимости, и сведений о их рыночной стоимости в ином размере лицами, участвующими в деле, не представлено, суд находит требования административного истца об установлении в отношении объектов недвижимости кадастровой стоимости, равной их рыночной стоимости, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ «░░░░░░» ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ 3286 ░░.░., ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░ 6 ░░░░░░░░ 2014 ░░░░.

░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ 16612 ░░.░., ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░ 25 ░░░░░░ 2012 ░░░░.

░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ 29 ░░░░░░░ 2020 ░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 1 ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░                           ░.░. ░░░░░░░░░

░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ 30.04.2021 ░.

3а-88/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
АО "Тандер"
Ответчики
Правительство Ленинградской области
Другие
Моляр Виктор Николаевич
Администрация МО Сланцевский муниципальный район ЛО
Администрация Лужского муниципального района ЛО
Управление Росреестра по Ленинградской области
Прем Сергей Александрович
Штомпель Алексей Николаевич
ФГБУ "ФКП Росреестра"
Суд
Ленинградский областной суд
Судья
Астапенко Сергей Александрович
Дело на сайте суда
oblsud.lo.sudrf.ru
18.11.2020Регистрация административного искового заявления
18.11.2020Передача материалов судье
20.11.2020Решение вопроса о принятии к производству
07.12.2020Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
07.12.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.12.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
29.12.2020Предварительное судебное заседание
14.01.2021Предварительное судебное заседание
02.02.2021Судебное заседание
04.02.2021Судебное заседание
23.03.2021Производство по делу возобновлено
12.04.2021Судебное заседание
27.04.2021Судебное заседание
30.04.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
04.05.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.04.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее