№ 2-1389/2023
УИД 59RS0035-01-2023-001402-47
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г.Соликамск 19 июня 2023 года
Соликамский городской суд Пермского края
под председательством судьи Новиковой Н.С.,
при секретаре судебного заседания Ждановой К.С.,
с участием представителя истца Гиберт Ж.Г.,
представителя ответчика ГБУЗ ПК «Городская детская больница» г.Соликамск Левко Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Соликамск гражданское дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю в защиту прав неопределенного круга потребителей к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Пермского края «Городская детская больница» г.Соликамск, Министерству здравоохранения Пермского края о прекращении нарушений санитарного законодательства,
установил:
Истец Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю в лице Северного территориального отдела (далее Управление Роспотребнадзора по Пермскому краю) обратился в суд с иском к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Пермского края «Городская детская больница» <...>, Министерству здравоохранения Пермского края о прекращении нарушений санитарного законодательства.
В обоснование иска указано, что основанием для подачи настоящего заявления являются результаты плановой выездной проверки, проведенной специалистами Северного территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю в отношении ГБУЗ ПК «Городская детская больница» <...>.
На основании решения от 03.03.2023г № заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю с 13.03.2023г по 24.03.2023г в отношении государственного бюджетного учреждения здравоохранения ГБУЗ ПК «Городская детская больница» <...> проведена плановая выездная проверка.
В ходе проведения данной проверки было установлено, что юридическое лицо ГБУЗ ПК «Городская детская больница» <...> не обеспечило контроль за соблюдением норм действующего законодательства РФ в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в результате чего в подразделении учреждения, расположенном по адресу: <...>, выявлены следующие нарушения.
На момент проверки не представлено документальное подтверждение по оборудованию фильтров или других устройств очистки воздуха, подаваемого в помещения чистоты класса А (палат интенсивной терапии, малой операционной), чистоты класса Б (процедурных), ЦСО, обеспечивающих эффективность очистки и обеззараживания воздуха на выходе из установки не менее чем на 99% для помещений класса чистоты А и 95% для помещений класса чистоты Б или эффективность фильтрации, соответствующей фильтрам высокой эффективности, в нарушение требований п. 4.5.19 СП 2.1.3678-20.
На момент проверки не представлено документальное подтверждение (акты выполненных работ за 2022-2023г.г. по замене фильтров очистки воздуха, обеспечивающих эффективность очистки и обеззараживания воздуха на выходе из установки не менее чем на 99% для помещений класса чистоты А и 95% для помещений класса чистоты Б или эффективность фильтрации, соответствующей фильтрам высокой эффективности с периодичностью замены не реже одного раза в 6 месяцев, если другое не предусмотрено инструкцией по эксплуатации, в нарушение требований п. 4.5.19 СП 2.1.3678-20.
В палатах стационара и в части функциональных помещений стационара ГБУЗ ПК «ГДБ» <...> отсутствует возможность естественного проветривания (фурнитура окон находится в неисправном состоянии), в нарушение требований п. 4.5.15 СП 2.1.3678-20.
Умывальники в реанимационных, процедурных кабинетах стационара, реанимационных, инфекционном отделении, клинико-диагностической лаборатории оборудованы смесителями с кистевым управлением при требовании с бесконтактным управлением, что не соответствует требованиям п.4.4.6 СП 2.1.3678-20.
В части палат педиатрического отделения (палаты №, 413, 414, 415 на 4- ом этаже, палата № на 3-м этаже), в части помещений и палат инфекционного отделения (палат №, бокс №, пост № на 5-ом этаже, полубоксы на 1-ом этаже) имеются множественные дефекты и повреждения покрытия стен (трещины, отслоение краски) и потолка, в нарушение требований п.п. 2.7, 4.3.3 СП 2.1.3678-20.
В помещении для обработки медицинского инструментария, предназначенном для обработки многоразового инструментария при малой операционной ЛОР-отделения, оборудована только одна раковина при требовании наличия двухгнездной раковины или отдельной раковины для мытья рук, в нарушение требований п. 4.4.7 СП 2.13678- 20.
По результатам выявленных нарушений главным специалистом-экспертом Северного территориального отдела Управления Роспотребнадзора в отношении ГБУЗ ПК «Городская детская больница» <...> и главного врача учреждения Н.А.Левко были составлены протоколы об административном правонарушении по части 1 статьи 6.3 и статье 6.4 КоАП РФ.
По результатам рассмотрения данных протоколов начальником Северного территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю ГБУЗ ПК «Городская детская больница» <...> и должностное лицо Н.А.Левко признаны виновным по указанным выше правонарушениям, постановлениями от 03.04.2023г № 413 и № 432, соответственно, наложены административные взыскания в виде штрафных санкций в размере 10 000 (десяти тысяч) и 1 000 (одной тысячи) рублей.
Также по результатам проведенной проверки ГБУЗ ПК «Городская детская больница» <...> выдано предостережение № от 24.03.2023г о недопустимости нарушения обязательных требований.
Одной из основных причиной имеющихся нарушений санитарных норм и правил является недостаток финансовых средств, выделяемых Министерством здравоохранения Пермского края. Отсутствие достаточного финансирования со стороны Учредителя не позволяет осуществлять надлежащую медицинскую деятельность, в результате чего имеется реальная угроза жизни и здоровью пациентов и сотрудников ГБУЗ ПК «Городская детская больница» <...>.
ГБУЗ ПК «Городская детская больница» <...> осуществляет свою хозяйственную деятельность на основании лицензии на осуществление медицинской деятельности № ЛО-59-01-005325 от 20.03.2020г, Устава учреждения, утвержденного приказом Министерства здравоохранения 20.06.2014г № СЭД-34-01-06-489.
Между тем, ГБУЗ ПК «Городская детская больница» <...> является бюджетным учреждением, а функции и полномочия ГБУЗ ПК «Городская детская больница» <...> от имени Пермского края осуществляет в пределах своей компетенции отраслевой орган – Министерство здравоохранения Пермского края.
Данное исковое заявление обосновано тем, что грубые нарушения юридическим лицом и его учредителем действующего санитарно-эпидемиологического законодательства создают реальную угрозу жизни и здоровью пациентов, а продолжение медицинской деятельности с нарушением требований санитарного законодательства РФ может нанести существенный вред охраняемым интересам личности, общества и государства.
В целях прекращения нарушений санитарного законодательства РФ, восстановления нарушенных прав граждан, Управление Роспотребнадзора по Пермскому краю вынуждено прибегнуть к судебной защите прав граждан на благоприятную среду обитания, просит суд с учетом уточненных в порядке ст.39 ГПК РФ исковых требований:
1. Возложить на ответчика № ГБУЗ ПК «Городская детская больница» <...> обязанность в течение 18 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения требований законодательства РФ в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в помещениях ГБУЗ ПК «Городская детская больница» <...>, расположенных по адресу: <...>:
1.1. представить документальное подтверждение проведения работ по оборудованию (замене) фильтров или других устройств очистки воздуха, подаваемого в помещения чистоты класса А (палат интенсивной терапии, малой операционной), чистоты класса Б (процедурных), ЦСО, обеспечивающих эффективность очистки и обеззараживания воздуха на выходе из установки не менее чем на 99% для помещений класса чистоты А и 95% для помещений класса чистоты Б или эффективность фильтрации, соответствующей фильтрам высокой эффективности, в соответствие с требованиями п. 4.5.19 СП 2.1.3678-20.
1.2. в палатах стационара и в части функциональных помещений стационара ГБУЗ ПК «ГДБ» <...> обеспечить возможность естественного проветривания (привести в исправное состояние фурнитуру окон либо провести полную замену окон), в соответствие с требованиями п. 4.5.15 СП 2.1.3678-20.
1.3. Оборудовать умывальники в реанимационных, процедурных кабинетах стационара, реанимационных, инфекционном отделении, клинико-диагностической лаборатории смесителями с бесконтактным управлением, в соответствие с требованиями п. 4.4.6 СП <дата>-20.
1.4. В палатах педиатрического отделения (палаты №, 413, 414, 415 на 4-ом этаже, палата № на 3-м этаже), в помещений и палатах инфекционного отделения (палата №, бокс №, пост № на 5-ом этаже, полубоксы на 1-ом этаже) устранить дефекты и повреждения покрытия стен (трещины, отслоение краски) и потолка, в соответствие с требованиями п.п. 2.7, 4.3.3 СП <дата>-20.
2. Обязать Ответчика № Министерство здравоохранения Пермского края в рамках имеющихся полномочий учредителя и главного распорядителя бюджетных средств обеспечить финансирование возложенных на Ответчика № (ГБУЗ ПК «Городская детская больница» <...>) обязанностей, указанных в пунктах 1.1-1.4 исковых требований.
3. Возложить на ответчиков ГБУЗ ПК «Городская детская больница» <...>, Министерство здравоохранения Пермского края обязанность предоставить в адрес Северного территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю информацию о выполнении решения суда в течение одного месяца с момента истечения срока исполнения решения суда.
В судебном заседании представитель истца Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю – Гиберт Ж.Г., действующая на основании доверенности, на иске настаивала по доводам и основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель ГБУЗ ПК «Городская детская больница» г.Соликамск Левко Н.А., действующий на основании приказа, с иском согласен, выявленные нарушения устраняются, проблема возникла по окнам. В отношении сроков устранения всех нарушений пока не готов ответить, необходимо составление документации.
Представитель ответчика Министерства здравоохранения Пермского края в судебное заседание не явился, о дате судебного заседания извещен надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовал, ранее направил письменный отзыв, согласно которому ответчик с требование истца в отношении Министерства категорически не согласно, считает их необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
ГБУЗ ПК «Городская детская больница <...>» является бюджетным учреждением, в связи с чем финансируется путем выполнения объемов оказания медицинской помощи (средства ОМС) и государственного задания (бюджет Пермского края).
Финансирование бюджетных учреждений учредителем (Министерством) осуществляется путем утверждения государственного задания, в расчет финансового обеспечения которого включены расходы учреждения на содержание, в том числе проведение текущих ремонтов недвижимого имущества.
Финансовое обеспечение Учреждения осуществляется в установленном законодательством порядке в полном объеме. Обязательные, установленные законом требования к учредителю (Министерству) по выделению бюджетных средств на содержание имущества не установлены.
Обязанность по недопущению нарушений, в том числе требований законодательства, а также устранение выявленных уполномоченными органами нарушений лежит исключительно на юридических лицах, т.е. Учреждении.
При этом, на территории Пермского края реализуется программа «Качественное здравоохранение», утвержденная Постановлением Правительства Пермского края от 03.10.2013 г. № 1319-п, в рамках которой из бюджета Пермского края выделяются целевые средства.
На сегодняшний день Учреждение не обращалось Министерство с заявкой на включение в программу «Качественное здравоохранение».
Также считают, что исковое заявление не соответствует требованиям ГПК РФ. Истец предъявил требование обязать Министерство выделить денежные средства Учреждению на устранение нарушений санитарного законодательства, мотивируя тем, что Министерство является учредителем ГБУЗ ПК «Городская детская больница <...>». Однако, как было сказано ранее, обязанность по недопущению нарушений, в том числе требований законодательства, а также устранение выявленных уполномоченными органами нарушений лежит исключительно на юридическом лице, т.е. Учреждении, а Министерство здравоохранения Пермского края является ненадлежащим ответчиком.
Суд рассматривает дело в порядке ст.167 ГПК РФ в отсутствие представителя ответчика Министерства здравоохранения Пермского края.
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, исследовав письменные доказательства по делу, оценив их в соответствии со ст. 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд приходит к следующему.
Статья 2 Конституции Российской Федерации определяет, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
В соответствии со ст.18, частями 1,2 ст. 46 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Важнейшей гарантией прав и свобод личности является их обеспечение правосудием. Нормы главы 7 Конституции Российской Федерации, закрепляющие принципы правосудия, обеспечивают эффективную защиту прав и свобод человека и гражданина в судебном порядке.
Статьи 41,42 Конституции Российской Федерации гарантируют гражданам права на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
На основании п. 1 ст. 296 Гражданского кодекса РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Согласно ст. 210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу п.3 ст. 39 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц».
В соответствии ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999г № 52-ФЗ индивидуальные предприниматели, юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, проводить работы по критерию безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания и разрабатывать методы контроля за факторами среды обитания.
Согласно ч. 2 ст. 24 данного Федерального закона индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны приостановить либо прекратить свою деятельность или работу отдельных цехов, участков, эксплуатацию зданий, сооружений, оборудования, транспорта, выполнение отдельных видов работ и оказание услуг в случаях, если при осуществлении указанных деятельности, работ и услуг нарушаются санитарные правила.
Санитарно-эпидемиологические требования – обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами.
Санитарные правила 2.1.3678-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг" направлены на охрану жизни и здоровья населения, обеспечение безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных, неинфекционных заболеваний и устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к выполнению работ и предоставлению, в том числе, медицинских услуг, а также к используемым хозяйствующими субъектами зданиям, сооружениям, помещениям, оборудованию и транспортным средствам.
Пунктом 1.2 СП 2.1.3678-20 установлено, что настоящие правила обязательны для исполнения физическими и юридическими лицами, предоставляющими услуги населению на территории Российской Федерации, перечисленными в пункте 1.1 настоящих правил.
В силу п. 2.1 СП 2.1.3678-20 хозяйствующий субъект в соответствии с осуществляемой им деятельностью по предоставлению услуг населению должен осуществлять производственный контроль за соблюдением санитарных правил и гигиенических нормативов, санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, с проведением лабораторных исследований и измерений с привлечением испытательных лабораторных центров, аккредитованных в национальной системе аккредитации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п.1, 2, 3, 4, 5, 6 ст.9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов), органов публичной власти федеральной территории или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.
Бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами и уставом.
Государственные (муниципальные) задания для бюджетного учреждения в соответствии с предусмотренными его учредительными документами основными видами деятельности формирует и утверждает соответствующий орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя.
Бюджетное учреждение осуществляет в соответствии с государственными (муниципальными) заданиями и (или) обязательствами перед страховщиком по обязательному социальному страхованию деятельность, связанную с выполнением работ, оказанием услуг, относящихся к его основным видам деятельности, в сферах, указанных в пункте 1 настоящей статьи.
Бюджетное учреждение не вправе отказаться от выполнения государственного (муниципального) задания.
Уменьшение объема субсидии, предоставленной на выполнение государственного (муниципального) задания, в течение срока его выполнения осуществляется только при соответствующем изменении государственного (муниципального) задания.
Бюджетное учреждение вправе сверх установленного государственного (муниципального) задания, а также в случаях, определенных федеральными законами, в пределах установленного государственного (муниципального) задания выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основным видам деятельности, предусмотренным его учредительным документом, в сферах, указанных в пункте 1 настоящей статьи, для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях. Порядок определения указанной платы устанавливается соответствующим органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Бюджетное учреждение вправе осуществлять иные виды деятельности, не являющиеся основными видами деятельности, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующие указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах.
Бюджетное учреждение осуществляет в порядке, определенном Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом публичной власти федеральной территории, местной администрацией муниципального образования, полномочия соответственно федерального органа государственной власти (государственного органа), исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа публичной власти федеральной территории, органа местного самоуправления по исполнению публичных обязательств перед физическим лицом, подлежащих исполнению в денежной форме.
Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за бюджетным учреждением учредителем или приобретенных бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки.
В судебном заседании установлено, что ГБУЗ ПК «Городская детская больница» <...> осуществляет свою хозяйственную деятельность на основании лицензии на осуществление медицинской деятельности № ЛО-59-01-005325 от 20.03.2020г, Устава учреждения, утвержденного приказом Министерства здравоохранения 20.06.2014г № СЭД-34-01-06-489.
Согласно п. 1.4 Устава в соответствие с действующим законодательством учредителем и собственником имущества Учреждения является Пермский край.
В соответствии с п. 2.1 Устава предметом деятельности Учреждения является выполнение работ, оказание медицинских и иных услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти Пермского края в сфере здравоохранения.
Согласно п. 3.1 Устава учреждение может иметь в оперативном управлении здания, сооружения, жилищный фонд, оборудование, инвентарь, денежные средства в рублях и иностранной валюте и иное имущество.
Собственником имущества является Пермский край.
Имущество Учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствие с Гражданским кодексом РФ.
Учреждение в отношении закрепленного за ним имущества осуществляет права владения, пользования и распоряжения им в пределах, установленных законодательством в соответствие с целями своей деятельности, заданиями Учредителя и назначением этого имущества, обязано эффективно использовать имущество, обеспечивать эксплуатацию имущества в соответствии с требованиями законодательства, обеспечивать его сохранность, надлежащий учет и не допускать ухудшения его технического состояния, за исключением случаев, связанных с нормативным износом этого имущества в процессе эксплуатации, осуществлять текущий и капитальный ремонт имущества, нести риск случайной гибели, порчи имущества.
Пунктом 3.2 Устава установлено, что ГБУЗ ПК «Городская детская больница» <...> несет бремя содержания имущества, находящегося у него в оперативном управлении, обязано поддерживать это имущество в исправном, безопасном и пригодным для эксплуатации в соответствии с назначением этого имущества состоянии.
В силу п. 3.9 Устава источниками формирования имущества Учреждения в денежной и иных формах являются: имущество Пермского края, закрепленное за учреждением на праве оперативного управления; приобретение имущества Учреждением по сделкам; регулярные и единовременные поступления от Учредителя в виде субсидий на выполнение Учреждением государственных заданий и субсидий на иные цели, бюджетных инвестиций; добровольные имущественный взносы и пожертвования; выручка от реализации товаров, работ, услуг; доходы от использования имущества Учреждения; средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой ответственности, в том числе, неустойки (штрафа, пеней), а также средств, полученных в возмещение убытков, причиненных Учреждению; другие не запрещенные законом поступления.
В соответствии с п.3.10 Устава финансовое обеспечение выполнения Учреждением государственного задания осуществляется в виде субсидий из бюджета Пермского края.
Порядок формирования государственного задания и порядок финансового обеспечения выполнения Учреждением этого задания определяются Правительством Пермского края.
Финансовое обеспечение выполнения Учреждением государственного задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за Учреждением Уполномоченным органом или приобретенных Учреждением за счет средств, выделенных ему Учредителем на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки.
ГБУЗ ПК «Городская детская больница» <...> является юридическим лицом - бюджетным учреждением, а функции и полномочия ГБУЗ ПК «Городская детская больница» <...> от имени Пермского края осуществляет в пределах своей компетенции отраслевой орган – Министерство здравоохранения Пермского края.
В свою очередь, целью деятельности Министерства является реализация мероприятий, направленных на защиту прав человека и гражданина в сфере охраны здоровья на территории Пермского края, а также на повышение доступности и качества медицинской и лекарственной помощи для населения на основе единого использования всех источников финансирования.
Министерство для достижения поставленной цели деятельности осуществляет, в том числе, следующие функции:
- защита прав человека и гражданина в сфере охраны здоровья (п. 3.1);
- формирование, организация исполнения государственного заказа (задания) в сфере здравоохранения и лекарственного обеспечения, доведение государственного заказа (задания) до подведомственных государственных учреждений здравоохранения ПК (п. 3.2);
- организация оказания населению Пермского края первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи в медицинских организациях Пермского края (п. 3.2);
- координация деятельности субъектов систем здравоохранения, расположенных на территории ПК, в сфере здравоохранения: осуществление функции главного администратора доходов и главного распорядителя средств федерального и краевого бюджетов (п. 3.3);
- осуществление функций и полномочий учредителя (отраслевого органа) подведомственных государственных учреждений здравоохранения ПК в соответствие с законодательством Российской Федерации и Пермского края;
- утверждение смет и расходов, планов финансово-хозяйственной деятельности подведомственных государственных учреждений здравоохранения ПК, осуществлении их финансирования в рамках указанных смет в пределах предусмотренных на эти цели ассигнований в краевом бюджете (п. 3.15);
- осуществление контроля за выполнением реконструкции, капитального и текущего ремонта зданий, технического оснащения подведомственных государственных учреждений здравоохранения Пермского края, подготовка их к работе в зимних условиях (п. 3.18);
- разработка мероприятий по соблюдению подведомственными государственными учреждениями здравоохранения ПК требований и норм и правил, регламентирующих безопасную эксплуатацию зданий и сооружений, находящихся в оперативном управлении (п. 3.19);
- осуществление контроля за деятельностью подведомственных государственных учреждений здравоохранения Пермского края (п. 3.25).
По адресу: <...>, расположено подразделение учреждения ГБУЗ ПК «Городская детская больница» <...>.
На основании решения от 03.03.2023г № 176 заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю с 13.03.2023г по 24.03.2023г в отношении ГБУЗ ПК «Городская детская больница» <...> проведена плановая выездная проверка.
В ходе проведения данной проверки было установлено, что юридическое лицо ГБУЗ ПК «Городская детская больница» <...> не обеспечило контроль за соблюдением норм действующего законодательства РФ в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в результате чего в подразделении учреждения по адресу: <...>, выявлены нарушения:
На момент проверки не представлено документальное подтверждение по оборудованию фильтров или других устройств очистки воздуха, подаваемого в помещения чистоты класса А (палат интенсивной терапии, малой операционной), чистоты класса Б (процедурных), ЦСО, обеспечивающих эффективность очистки и обеззараживания воздуха на выходе из установки не менее чем на 99% для помещений класса чистоты А и 95% для помещений класса чистоты Б или эффективность фильтрации, соответствующей фильтрам высокой эффективности, в нарушение требований п. 4.5.19 СП 2.1.3678-20.
На момент проверки не представлено документальное подтверждение (акты выполненных работ за 2022-2023г.г. по замене фильтров очистки воздуха, обеспечивающих эффективность очистки и обеззараживания воздуха на выходе из установки не менее чем на 99% для помещений класса чистоты А и 95% для помещений класса чистоты Б или эффективность фильтрации, соответствующей фильтрам высокой эффективности с периодичностью замены не реже одного раза в 6 месяцев, если другое не предусмотрено инструкцией по эксплуатации, в нарушение требований п. 4.5.19 СП 2.1.3678-20.
В палатах стационара и в части функциональных помещений стационара ГБУЗ ПК «ГДБ» <...> отсутствует возможность естественного проветривания (фурнитура окон находится в неисправном состоянии), в нарушение требований п. 4.5.15 СП 2.1.3678-20.
Умывальники в реанимационных, процедурных кабинетах стационара, реанимационных, инфекционном отделении, клинико-диагностической лаборатории оборудованы смесителями с кистевым управлением при требовании с бесконтактным управлением, что не соответствует требованиям п.4.4.6 СП 2.1.3678-20.
В части палат педиатрического отделения (палаты №, 413, 414, 415 на 4-ом этаже, палата № на 3-м этаже), в части помещений и палат инфекционного отделения (палат №, бокс №, пост № на 5-ом этаже, полубоксы на 1-ом этаже) имеются множественные дефекты и повреждения покрытия стен (трещины, отслоение краски) и потолка, в нарушение требований п.п. 2.7, 4.3.3 СП 2.1.3678-20.
В помещении для обработки медицинского инструментария, предназначенном для обработки многоразового инструментария при малой операционной ЛОР-отделения, оборудована только одна раковина при требовании наличия двухгнездной раковины или отдельной раковины для мытья рук, в нарушение требований п. 4.4.7 СП 2.13678- 20.
По результатам рассмотрения протоколов об административном правонарушении по части 1 статьи 6.3 и статье 6.4 КоАП РФ начальником Северного территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю ГБУЗ ПК «Городская детская больница» <...> и должностное лицо Н.А.Левко признаны виновными по указанным выше правонарушениям, постановлениями от 03.04.2023г № и №, наложены административные взыскания в виде штрафных санкций, соответственно, в размере 10 000 и 1 000 рублей.
Также по результатам проведенной проверки ГБУЗ ПК «Городская детская больница» <...> выдано предостережение № от 24.03.2023г о недопустимости нарушения обязательных требований.
Причиной имеющихся нарушений санитарных норм и правил является, в том числе, недостаток финансовых средств, выделяемых Министерством здравоохранения Пермского края. Отсутствие достаточного финансирования со стороны Учредителя не позволяет осуществлять надлежащую медицинскую деятельность, в результате чего имеется реальная угроза здоровью пациентов и сотрудников ГБУЗ ПК «Городская детская больница» <...>.
Суд соглашается с доводами искового заявления, данные обстоятельства стороной ответчика не опровергнуты.
На момент рассмотрения дела нарушения санитарного законодательства были частично устранены, в связи с чем истцом уточнены исковые требования. Данные обстоятельства представителями ответчиков в ходе судебного заседания не оспаривались.
С учетом того, что Министерство здравоохранения Пермского края, выполняя полномочия и функции учредителя ГБУЗ ПК "Городская детская больница» <...>, не обеспечило достаточное финансирование, позволяющее исполнить обязательные требования, суд считает необходимым возложение обязанности устранить нарушения требований санитарного законодательства как на само Учреждение здравоохранения, так и на орган, выполняющий полномочия и функции его учредителя. Недостаточность финансового обеспечения мероприятий по соблюдению законодательства в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в поликлинике ГБУЗ ПК «Городская детская больница» <...> не является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю.
Неисполнение ответчиками требований действующего санитарно-эпидемиологического законодательства создает реальную угрозу жизни и здоровья людей, влечет нарушение прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, гарантированные Конституцией Российской Федерации, а продолжение осуществление деятельности с нарушением требований действующего санитарно-эпидемиологического законодательства РФ может нанести существенный вред охраняемым интересам личности общества и государства.
С учетом вышеизложенного, исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю в лице Северного территориального отдела, предъявленные в защиту прав неопределенного круга потребителей, являются обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объеме.
В соответствии с ч.2 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом материалов проверки, характера выявленных нарушений и возложенных на ответчиков обязанностей, осуществления мероприятий по ремонту старого здания поликлиники и строительству нового здания поликлиники, объема работы, подлежащей выполнению, суд полагает необходимым установить срок исполнения настоящего решения суда – по в течение 18 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Также с учетом заявленных требований, в соответствии со ст.41 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" для осуществления органом государственного надзора и его должностными лицами полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, суд считает необходимым возложить на ГБУЗ ПК «Городская детская больница» <...>, Министерство здравоохранения Пермского края обязанность представить в Северный территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю информацию с подтверждающими документами об исполнении решения суда в течение одного месяца со дня истечения срока его исполнения.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю в защиту прав неопределенного круга потребителей к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Пермского края «Городская детская больница» <...>, Министерству здравоохранения Пермского края о прекращении нарушений санитарного законодательства удовлетворить.
1. Возложить на Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Пермского края «Городская детская больница» <...> обязанность в течение 18 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения требований законодательства РФ в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в помещениях ГБУЗ ПК «Городская детская больница» <...>, расположенных по адресу: <...>:
1.1. представить документальное подтверждение проведения работ по оборудованию (замене) фильтров или других устройств очистки воздуха, подаваемого в помещения чистоты класса А (палат интенсивной терапии, малой операционной), чистоты класса Б (процедурных), ЦСО, обеспечивающих эффективность очистки и обеззараживания воздуха на выходе из установки не менее чем на 99% для помещений класса чистоты А и 95% для помещений класса чистоты Б или эффективность фильтрации, соответствующей фильтрам высокой эффективности, в соответствии с требованиями п. 4.5.19 СП 2.1.3678-20.
1.2 в палатах стационара и в части функциональных помещений стационара ГБУЗ ПК «ГДБ» <...> обеспечить возможность естественного проветривания (привести в исправное состояние фурнитуру окон либо провести полную замену окон), в соответствии с требованиями п. 4.5.15 СП 2.1.3678-20.
1.3 Оборудовать умывальники в реанимационных, процедурных кабинетах стационара, реанимационных, инфекционном отделении, клинико-диагностической лаборатории смесителями с бесконтактным управлением, в соответствии с требованиями п. 4.4.6 СП 2.1.3678-20.
1.4. В палатах педиатрического отделения (палаты №, 413, 414, 415 на 4- ом этаже, палата № на 3-м этаже), в помещений и палатах инфекционного отделения (палата №, бокс №, пост № на 5-ом этаже, полубоксы на 1-ом этаже) устранить дефекты и повреждения покрытия стен (трещины, отслоение краски) и потолка, в соответствии с требованиями п.п. 2.7, 4.3.3 СП <дата>-20.
2. Обязать Министерство здравоохранения Пермского края в рамках имеющихся полномочий учредителя и главного распорядителя бюджетных средств обеспечить финансирование возложенных на ГБУЗ ПК «Городская детская больница» <...> обязанностей, указанных в пунктах 1.1-1.4 исковых требований.
Обязать ГБУЗ ПК «Городская детская больница» <...>, Министерство здравоохранения Пермского края предоставить в адрес Северного территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю информацию о выполнении решения суда в течение одного месяца с момента истечения срока исполнения решения суда.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Соликамский городской суд Пермского края в течение месяца со дня составления мотивированного решения, с 26 июня 2023 года.
Председательствующий Новикова Н.С.