Решение
Именем Российской федерации
11 апреля 2019 года
Раменский городской суд Московской области
в составе: председательствующего судьи Уваровой И.А.
при секретаре Иноземцевой К.А.
Рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-2123 по иску Щепеткова Ю. В. к призывной комиссии муниципального образования Даниловский ЮАО г.Москвы, Военному комиссариату г.Москвы об оспаривании заключения призывной комиссии,
У с т а н о в и л:
Щепетков Ю.В. обратился в суд с административным иском, которым просит признать незаконным и отменить заключение призывной комиссии района «Даниловский» ЮАО г.Москвы от <дата> о признании Щепеткова Ю. В. не прошедшим военную службу по призыву, не имя на то законных оснований. Одновременно просил восстановить срок для обжалования данного заключения призывной комиссии.
В обоснование требований указывает, что в настоящее время состоит на воинском учете в Военном комиссариате Московской области по г.г. Раменское, Жуковский, Бронницы и Раменскому району на основании регистрации от <дата> по адресу: <адрес>. <дата> ему исполнилось 27 лет, в связи с чем он перестал подлежать призыву на военную службу.
В ноябре 2018 года он явился для постановки на воинский учет в Военный комиссариат Московской области по г.г. Раменское, Жуковский, Бронницы и Раменскому району для уточнения информации о сроках и порядке получения военного билета. В Военный комиссариат объединенного Даниловского района ЮАО г.Москвы был направлен внутренний запрос, из ответа на который стало известно, что военный билет он не получит, а получит только справку взамен военного билета в связи с тем, что призывной комиссией района «Даниловский» ЮАО г. Москвы он, якобы, зачислен в запас и в отношении него принято заключение, в соответствии с которым он признан не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований согласно п. 1.1 ст. 28 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» № 53-ФЗ. Так как на указанном заседании призывной комиссии он не был и не вызывался для этого, то о таком заключении он ничего не знал. Выписка из протокола заседания призывной комиссии образования «Даниловский» ЮАО г.Москвы от <дата> <номер> была им получена только <дата> (исх. <номер>). На основании изложенного, он вынужден заявить ходатайство о восстановлении срока для обжалования, поскольку с момента получения на руки выписки из протокола заседания призывной комиссии трех месяцев не прошло. На самом заседании призывной комиссии он не присутствовал. Ранее об этом ему ничего известно не было, призывная комиссия о данном факте его не уведомляла. В период с 2008 г. по 2013 г. он пользовался отсрочкой в связи с обучением по очной форме обучения на специалитете Национального исследовательского университета «Московского энергетического института». В период с <дата> по <дата> он являлся аспирантом очной формы обучения кафедры экономики и управления на предприятии НОУ ВПО «Национальный институт бизнеса» по специальности 08.00.05 «Экономика и управление народным хозяйством». Зачислен приказом <номер> от <дата> Отчислен приказом <номер> от <дата> С <дата> он был зачислен в институт автоматики и вычислительной техники ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский университет «МЭИ» на 1 курс аспирантуры очной формы обучения (приказ о зачислении <номер> от <дата>). В последующем каких-либо повесток о необходимости явки в военный комиссариат он не получал и никто его не оповещал иным образом.
По основаниям, указанным в административном иске, считает заключение призывной комиссии района «Даниловский» ЮАО <адрес> незаконным.
В судебное заседание административный истец Щепетков Ю.В. не явился. О слушании дела извещен. Действующий в его интересах на основании ордера адвокат ФИО4 (л.д.26) поддержал заявленные требования и просил их удовлетворить. Пояснил, что об оспариваемом заключении административный истец узнал <дата>.
Представитель административных ответчиков - призывной комиссии муниципального образования Даниловский ЮАО г.Москвы, Военный комиссариат г.Москвы по доверенностям ФИО5 возражал в иске, ссылаясь на законность принятого решения, т.к. Щепетков Ю.В. не сообщил ни о том, что в марте 2016 г. он был отчислен из аспирантуры, ни о том, что он сменил место жительства (письменные возражения л.д.28).
Суд, заслушав представителей сторон, проверив материалы дела, приходит к следующему выводу.
Из материалов дела следует, что протоколом заседания призывной комиссии муниципального образования Даниловский ЮАО <адрес> от <дата> <номер> Щепетков Ю.В. признан не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований (л.д.27).
В соответствии со ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Согласно Конституции РФ защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина РФ; гражданин РФ несет военную службу в соответствии с федеральным законом (ст. 59, части 1 и 2).
Таким федеральным законом в настоящее время является Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе", предусматривающий, что основной формой реализации указанной конституционной обязанности является прохождение военной службы по призыву, которому подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе, за исключением граждан, освобожденных в соответствии с данным Федеральным законом от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждан, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждан, не подлежащих призыву на военную службу (п. 2 ст. 22).
В частности, в ст. 24 указанного Федерального закона определены категории граждан и основания, по которым гражданам предоставляется отсрочка от призыва на военную службу.
В соответствии с п. 34 раздела III Положения о призыве на военную службу граждан РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11.11.2006 г. N 663, регламентирующего порядок и условия признания гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, при зачислении в запас граждан, не прошедших до достижения ими возраста 27 лет военную службу по призыву (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным п. п. 1 и 2, пп. "в" п. 3, п. 4 ст. 23 и ст. 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия на основании документов воинского учета, хранящихся в отделе (муниципальном) (личное дело призывника, учетно-алфавитная книга), а для граждан, не состоявших на воинском учете, на основании справок соответствующих отделов (муниципальных) выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Такое заключение выносится, если гражданин не проходил военную службу, не имея на то законных оснований, начиная с 1 января 2014 года, при этом состоял (обязан был состоять) на воинском учете и подлежал призыву на военную службу.
В силу ч. 1.1 ст. 28 Федерального закона N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" при зачислении в запас граждан, подлежащих призыву на военную службу и не прошедших ее до достижения ими возраста 27 лет (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, п. 4 ст. 23, ст. 24 настоящего Федерального закона, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта РФ решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
Установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, что в соответствии со справкой <номер> от <дата> Негосударственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Национальный институт бизнеса» Щепеткову Ю.В. <дата> предоставлена отсрочка от призыва на военную службу года для получения высшего профессионального образования по направлению экономика и управление народным хозяйством в аспирантуре до марта 2016 г. (л.д.34,40,41).
В связи с тем, что Щепетков Ю.В. ежегодно не подтверждал свое обучение в аспирантуре, в связи с этим военным комиссариатом <адрес> <дата> был направлен запрос <номер> в «Национальный институт бизнеса». В ответ была получена справка <номер>/А от <дата>, которая подтверждала, что гражданин Щепетков Ю.В. проходит обучение на 2-ом курсе вышеуказанного института до 2016 года (л.д.35).
<дата> Щепетков Ю.В. был отчислен из аспирантуры на основании приказа <номер> в связи с финансовой задолженностью (л.д.12). Однако о данном факте Щепетков Ю.В. не сообщил в военный комиссариат.
Впоследствии Щепетков Ю.В. приказом <номер> от <дата> с <дата> был зачислен в аспирантуру «Национального исследовательского университета «МЭИ»» со сроком обучения до 2020 г. (л.д.14).
Согласно п.б п.2 ст.24 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ (ред. от 27.12.2018) "О воинской обязанности и военной службе", право на отсрочку от призыва на военную службу имеют граждане: обучающиеся по очной форме обучения в образовательных организациях и научных организациях по имеющим государственную аккредитацию программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программам ординатуры или программам ассистентуры-стажировки, - в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше установленных федеральными государственными образовательными стандартами сроков получения высшего образования - подготовки кадров высшей квалификации, и на время защиты квалификационной работы (диссертации), но не более одного года после завершения обучения по соответствующей образовательной программе высшего образования.
Предусмотренная настоящим подпунктом отсрочка от призыва на военную службу предоставляется гражданину только один раз, за исключением одного из случаев, если:
первая отсрочка от призыва на военную службу была предоставлена гражданину в соответствии с абзацем вторым настоящего подпункта, гражданин повторно может воспользоваться правом на отсрочку от призыва на военную службу в соответствии с абзацем пятым настоящего подпункта;
первая отсрочка от призыва на военную службу была предоставлена гражданину в соответствии с абзацами вторым и (или) пятым настоящего подпункта, гражданин повторно может воспользоваться правом на отсрочку от призыва на военную службу в соответствии с абзацем седьмым или восьмым настоящего подпункта;
первая отсрочка от призыва на военную службу была предоставлена гражданину в соответствии с абзацем седьмым настоящего подпункта, гражданин повторно может воспользоваться правом на отсрочку от призыва на военную службу в соответствии с абзацем девятым настоящего подпункта.
Как следует из содержания Письма Минобрнауки РФ от 3 мая 2011 года N 04-279 "О предоставлении отсрочки от призыва на военную службу на время обучения в очной аспирантуре" в соответствии с подпунктом "б" пункта 2 статьи 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" граждане, получающие послевузовское профессиональное образование по очной форме обучения в имеющих государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) образовательных учреждениях высшего профессионального образования или научных учреждениях, имеющих лицензию на ведение образовательной деятельности по образовательным программам послевузовского профессионального образования, имеют право на отсрочку от призыва на военную службу на время обучения, но не свыше нормативных сроков освоения основных образовательных программ и на время защиты квалификационной работы, но не более одного года после завершения обучения по образовательной программе послевузовского профессионального образования.
Толкование выше приведенных правовых норм позволяет сделать вывод, что аспиранты очной формы обучения имеют право на одну отсрочку, которая состоит из двух периодов:
- с момента издания приказа о зачислении в очную аспирантуру до момента издания приказа об отчислении из аспирантуры (п., п. 41, 42, 51, 52 Положения о подготовке научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования в РФ, утв. Приказом Министерства образования России от 27 марта 1998 г. N 814);
- на период защиты диссертации.
После завершения обучения в аспирантуре (то есть издания приказа об отчислении) соискателю не требуется вновь получать отсрочку - она сохраняется за ним.
Для сохранения отсрочки аспирант должен окончить аспирантуру, то есть завершить обучение в установленный срок или досрочно, выполнить нормативно установленные обязанности и не быть отчисленным из аспирантуры по иным основаниям.
Приказом Минобрнауки РФ от 16 марта 2011 года N 1365 (действовавшего на момент принятия оспариваемого решения) утверждены Федеральные государственные требования к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования для обучающихся в аспирантуре (адъюнктуре).
В соответствии с пунктом 4 указанных Требований нормативный срок освоения образовательной программы послевузовского профессионального образования по очной форме обучения не может превышать три года.
В связи с тем, что нормативный срок обучения в соответствии с установленными федеральными образовательными стандартами и представленной справкой закончился в марте 2016 года, Щепетков Ю.В. право на отсрочку от призыва на военную службе до 2020 года не имеет.
Суд признает необоснованной ссылку административного истца о том, что он не получал никаких извещений от призывной комиссии.
При этом суд исходит из того, что согласно сведениям о регистрации в паспорте <дата> Щепетков Ю.В. был зарегистрирован в <адрес> (л.д.18-19). При этом в личном деле призывника имеются сведения о регистрации Щепеткова Ю.В. по месту пребывания по адресу: <адрес> (л.д.35 оборот, 40-41).
В соответствии с абз. 5 п. 1 ст. 10 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" в целях обеспечения воинского учета граждане обязаны сообщить в двухнедельный срок в военный комиссариат либо в соответствующий орган местного самоуправления поселения или соответствующий орган местного самоуправления городского округа, осуществляющий первичный воинский учет, об изменении семейного положения, образования, места работы или должности, о переезде на новое место жительства, расположенное в пределах территории муниципального образования, или место пребывания.
Положение о необходимости извещать военный комиссариат об изменениях, в том числе, и месте жительства, содержатся в удостоверении гражданина, подлежащего призыву на военную службу (л.д.39).
В нарушение положений указанной правовой нормы Щепетков Ю.В. не информировал военкомат о смене места жительства, что не отрицалось представителем административного истца в настоящем судебном заседании.
Суд не принимает ссылку административного ответчика о пропуске Щепетковым Ю.В. срока на обжалование заключения призывной комиссии, т.к. материалами дела не опровергается довод Щепеткова Ю.В. о том, что о вынесенном призывной комиссией решении ему стало известно <дата>. В Раменский городской суд административный истец обратился <дата>, т.е. в пределах трехмесячного срока. Поскольку срок обращения в суд административным истцом не пропущен, оснований для его восстановления не имеется.
Оценив в совокупности представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что Щепеткова Ю.В. злоупотребил предоставленными ему правами, уклоняясь от призыва на военную службу, что в силу ч. 1.1 ст. 28 ФЗ N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" давало призывной комиссии основание к вынесению оспариваемого заключения.
Руководствуясь ст.175 КАС РФ, суд
Р е ш и л:
В удовлетворении исковых требований Щепеткова Ю. В. о признании незаконным и отмене заключения (решения) призывной комиссии муниципального образования Даниловский ЮАО г.Москвы от <дата> о признании Щепеткова Ю. В. не прошедшим военную службу по призыву, не имя на то законных оснований, - отказать.
Решение может быть обжаловано в Мособлсуд через Раменский городской суд путем подачи апелляционной жалобы в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 15 апреля 2019 года.
Судья: