Дело № 2а-818/2021 (№ 33а-12672/2021)
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Уфа 19 июля 2021 года
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе
председательствующего судьи Портновой Л.В.,
судей Искандарова А.Ф. и Субхангулова А.Н.,
при ведении протокола судебного заседания
помощником судьи Дубницкой В.А.,
с участием прокурора Валиуллиной Г.Р.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФКУ ИК-7 УФСИН России по адрес к Арбузову В. И. об установлении административного надзора,
по апелляционной жалобе Арбузова В. И. на решение Мелеузовского районного суда Республики Башкортостан от 26 мая 2021 года,
Заслушав доклад судьи Искандарова А.Ф., судебная коллегия
установила:
ФКУ ИК-7 УФСИН России по Республике Башкортостан обратилось в суд с административным исковым заявлением об установлении административного надзора в отношении осужденного Арбузова В.И., в обоснование которого указало, что дата Арбузов В.И. осужден Салаватским городским судом Республики Башкортостан по ч. 3 №... УК РФ к 7 годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима. Постановлением от дата Арбузов В.И. признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания. Из мест лишения свободы Арбузов В.И. освобождается дата, по адресу: адрес30.
Административный истец просил рассмотреть вопрос об установлении административного надзора в отношении Арбузова В.И. на срок погашения судимости, установив следующие ограничения: 1) запретить пребывание вне избранного места жительства в период с 22.00 часов до 07.00 часов; 2) запретить выезд за пределы избранного места жительства без разрешения органов внутренних дел; 3) обязать Арбузова В.И. являться на регистрацию в отдел внутренних дел по месту жительства 4 раза в месяц.
Решением Мелеузовского районного суда Республики Башкортостан от дата постановлено: административный иск ФКУ ИК-7 УФСИН России по адрес к Арбузову В. И. об установлении административного надзора удовлетворить частично.
Установить в отношении Арбузова В. И., дата года рождения, уроженца адрес административный надзор на срок 3 года.
Установить в отношении Арбузова В.И. следующие административные ограничения:
- запретить пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства или пребывания поднадзорного лица в период времени с 22.00 час. до 07.00 час., если это не связано с осуществлением им трудовой деятельности;
- запретить Арбузову В.И. выезд за пределы муниципального района адрес без разрешения органов внутренних дел.
Обязать Арбузова В.И. являться 2 (два) раза в месяц в орган внутренних дел по избранному им месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
Срок административного надзора исчислять со дня постановки Арбузова В.И. на учет в органах внутренних дел по избранному им месту жительства, пребывания или фактического нахождения за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
В апелляционной жалобе Арбузова В.И. ставится вопрос об изменении решения суда, ввиду того, что суд первой инстанции не учел все доказательства и обстоятельства по делу, а именно: не выяснил мотивы, по которым были допущены нарушения, а также причины, по которым осужденный был признан злостным нарушителем режима, лишь ограничился сроком погашения судимости, что, по мнению заявителя, не отвечает требованиям действующего законодательства.
Принимая во внимание, что лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в порядке, предусмотренном статьями 150, 272 КАС РФ, в отсутствие не явившихся лиц.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав Арбузова В.И., участие которого обеспечено посредством систем видео-конференц-связи, поддержавшего доводы жалобы, заключение прокурора Валиуллиной Г.Р. полагавшей решение суда первой инстанции законным и обоснованным, судебная коллегия приходит к следующему.
Основания и порядок установления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, предусмотрены главой 29 КАС РФ и Федеральным законом от 6 апреля 2011 года № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы».
В соответствии со ст. 272 КАС РФ суд рассматривает дела по заявлениям об установлении, о продлении, досрочном прекращении административного надзора, а также о частичной отмене или дополнении ранее установленных поднадзорному лицу административных ограничений.
В соответствии с ч.7 ст. 270 КАС РФ административное исковое заявление об установлении административного надзора по основаниям, предусмотренным федеральным законом, в отношении лиц, освобождаемых из мест лишения свободы, подается администрацией исправительного учреждения не позднее чем за два месяца до истечения определенного приговором суда срока отбывания осужденным наказания в виде лишения свободы.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 3 Федерального закона от 6 апреля 2011 года № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (далее - Федеральный закон № 64-ФЗ) административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления.
Согласно пункту 1 части 3 статьи 3 Федерального закона № 64-ФЗ, в отношении указанного в части 1 настоящей статьи лица административный надзор устанавливается, если лицо в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 5 Федерального закона № 64-ФЗ, административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в части 1 (пункты 1, 2 и 4) статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок от одного года до трех лет, но не свыше срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости.
Статьей 4 Федерального закона № 64-ФЗ предусмотрены административные ограничения, которые подлежат установлению в отношении поднадзорного лица.
Из разъяснений, указанных в пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.05.2017 № 15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», для предупреждения совершения лицами, освобожденными из мест лишения свободы, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия, в целях защиты государственных и общественных интересов в соответствии с Федеральным законом от 6 апреля 2011 года № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» в отношении указанных лиц судом устанавливаются временные ограничения их прав и свобод, возлагаются определенные обязанности.
Органами внутренних дел осуществляется наблюдение за соблюдением лицом, в отношении которого установлены административные ограничения, таких ограничений.
Административное ограничение не является наказанием за совершение преступления и (или) правонарушения, а представляет собой меру, направленную на предотвращение повторного совершения преступлений и (или) иных правонарушений лицами, имеющими судимость за определенные виды преступлений, предусмотренные Законом, посредством осуществления административного надзора.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 6 апреля 2011 года № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в данном Федеральном законе, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, приговором Салаватского городского суда Республики Башкортостан Арбузов В.И. осужден по ч. 3 №... УК РФ к 7 годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
По месту отбывания наказания осужденный Арбузов В.И. характеризуется отрицательно.
Совершенные Арбузовым В.И. преступления отнесены к категории особо тяжких и тяжких преступлений.
Постановлением начальника ФКУ ИК-7 УФСИН России по адрес от дата №... Арбузов В.И. признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.
Частично удовлетворяя требования административного истца, суд исходил из того, что Арбузов В.И. совершил особо тяжкое преступление, признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, с учетом этих обстоятельств суд приходит к выводу о наличии оснований для установления административному ответчику административного надзора с целью предупреждения совершения им повторных преступлений и других правонарушений, оказания индивидуального профилактического воздействия и защиты государственных и общественных интересов.
Учитывая поведение осужденного за весь период отбывания наказания, суд первой инстанции посчитал необходимым установить в отношении Арбузова В.И. административный надзор на срок 3 года с исчислением срока административного надзора со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
В соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона административный надзор устанавливается в отношении: 1) лиц, указанных в части 1 (пункты 1, 2 и 4) статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок от одного года до трех лет, но не свыше срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости; 2) лиц, указанных в части 1 (пункт 3) и части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания; 3) лиц, указанных в части 2.1 статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок назначения принудительных мер медицинского характера, но не менее срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции и не усматривает оснований для снижения срока административного надзора.
Доводы Арбузова В.И., выраженные в несогласии с вынесенными постановлениями о признании злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, не является основанием для отмены обжалуемого решения, поскольку законность постановления о признании злостным нарушителем не может являться предметом рассмотрения в рамках настоящего дела.
Также при рассмотрении вопроса об установлении в отношении Арбузова В.И. административного надзора, судом были установлены следующие административные ограничения: запрет на пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства или пребывания поднадзорного лица в период времени с 22.00 час. до 07.00 час., если это не связано с осуществлением им трудовой деятельности; запрет на выезд за пределы муниципального района адрес без разрешения органов внутренних дел, а также суд обязывает Арбузова В.И. являться 2 раза в месяц в орган внутренних дел по избранному им месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона от дата № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» наблюдение за соблюдением поднадзорным лицом установленных в отношении его административных ограничений, а также за выполнением им предусмотренных настоящим Федеральным законом обязанностей осуществляется органом внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения поднадзорного лица.
Судом правильно установлено место проживания административного ответчика, поскольку последним местом его проживания в приговоре от 1дата указан: адрес.
Административные ограничения установлены в соответствии с требованиями статьи 4 Федерального закона от 06.04.2011 № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», с учетом данных о поведении осужденного за время отбывания наказания, его отношения к установленному порядку отбывания наказания, к исполнению обязанностей, данных о его личности.
Судебная коллегия полагает, что все обстоятельства, имеющие значение для дела, судом определены правильно, исследованным доказательствам дана надлежащая правовая оценка.
Оснований для отмены решения суда по доводам, содержащимся в апелляционной жалобе Арбузова В.И., не имеется, так как данные доводы основаны на неверном толковании норм материального права.
Обстоятельства, устраняющие основания для установления Арбузову В.И. административного надзора в ходе рассмотрения дела, не возникли.
На основании изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что установленные судом первой инстанции административные ограничения, как и срок административного надзора, судебной коллегией признаются правильными и отвечающими требованиям законодательства. При этом судебная коллегия учитывает, что в дальнейшем поднадзорное лицо не лишено возможности обратиться в суд в соответствии с пунктом 1 статьи 10 Федерального закона от 6 апреля 2011 года № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» с заявлением о досрочном прекращении административного надзора.
Принимая во внимание то обстоятельство, что выводы суда первой инстанции сделаны с правильным применением норм материального права, на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, не установлено, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного решения.
Вопреки доводам жалобы административный надзор не является наказанием, а представляет собой согласно п. 1 ст. 1 Федерального закона от 06.04.2011 № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом в соответствии с настоящим Федеральным законом временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им обязанностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Задачами административного надзора в соответствии со ст. 2 названного Закона являются предупреждение совершения лицами, указанными в статье 3 закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
Руководствуясь статьями 307-310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Мелеузовского районного суда Республики Башкортостан от 26 мая 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Арбузова В. И., - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана в Шестой кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения через суд первой инстанции.
Председательствующий п/п Л.В. Портнова
Судьи п/п А.Ф. Искандаров
п/п А.Н. Субхангулов
Справка: судья 1-ой инстанции Барашихина С.Ф.