Дело № 2-126/2021
УИД № 24RS0054-01-2020-001046-62
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
23 июня 2021 года город Ужур
Ужурский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего - судьи Аббазовой А.В.,
при секретаре Устюговой О.А.,
с участием истцов Ивановой Н.М., Иванова В.П., действующих в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей И.Н.В., И.Е.В., их представителя Кралева П.Г., представителя ответчика администрации города Ужура Ужурского района Красноярского края - Андроновой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Ивановой Натальи Михайловны, Иванова Валерия Петровича, действующих в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей И.Н.В. и И.Е.В., к администрации города Ужура Ужурского района Красноярского края о признании незаконными действий, выразившихся в отказе предоставления жилого помещения на праве собственности, обязании предоставить благоустроенное жилое помещение,
УСТАНОВИЛ:
Иванова Н.М., Иванов В.П., действующие в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей И.Н.В., И.Е.В., в лице представителя Кралева П.Г. обратились в суд с указанным исковым заявлением, указывая следующее. 11.11.2015 по договору купли-продажи истцы приобрели <адрес> у И.Е.Я. по цене 397271,56 рублей. 17.06.2020 администрацией города Ужура Ивановой Н.М. вручено требование о том, что Решением Ужурского городского Совета депутатов от 06.11.2014 № 70-103Р «О признании многоквартирных жилых домов аварийными и подлежащими сносу» многоквартирный <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу, в связи с чем в соответствии с частью 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации Иванова Н.М. за счет собственных средств обязана осуществить снос принадлежащего ей жилого помещения в течение 30 дней с момента получения требования. Таким образом истец узнала о наличии указанного Решения Совета депутатов, между тем, ранее указанная информация до истца не доводилась. Истцы 06.08.2020 и 31.08.2020 обращались в администрацию города и просили администрацию произвести выкуп квартиры по рыночной стоимости в размере 1505322 рубля (заключение эксперта № 80/09/2020 от 24.08.2020) или предоставить взамен аварийного другое жилое помещение. На обращения истцов администрация города Ужура Красноярского края сообщила, что <адрес> включен в Региональную адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилья на 2019-2025 годы в Красноярском крае», утвержденной постановлением Правительства края от 29.03.2019 № 144-П, а также о том, что собственникам жилого помещения по <адрес> будет выплачено возмещение, равное стоимости приобретения квартиры по договору купли-продажи. С отказом администрации истцы не согласны. Ссылаясь на положения Федерального закона № 185-ФЗ от 21.07.2007 «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации», Жилищного кодекса Российской Федерации, истцы указывают, что стоимость равнозначно изымаемой площади квартиры составляет 1728932,60 рублей; затраты администрации на предоставление в порядке мены жилого помещения взамен изымаемого либо возмещения, помимо суммы 397271,56 рублей, которую ответчик согласен выплатить, составят еще 1331661,04 рублей. Также истцы указывают, что согласно положений Региональной адресной программы переселения они вправе претендовать на получение жилого помещения еще и на 30% общей площади от размера предоставляемого жилья, а в случае отказа от жилого помещения - на сумму 30% к выдаваемой им субсидии. На основании изложенного, с учетом уточнений, истцы просят суд признать незаконными действия по отказу администрации города Ужур Ужурского района в предоставлении другого жилого помещения истцам взамен изымаемого, обязать администрацию города Ужура Ужурского района Красноярского края предоставить истцам другое благоустроенное жилое помещение площадью, не менее изымаемого аварийного жилого помещения; взыскать с ответчика расходы истцов на оказание юридических услуг и представительство в суде в размере 25000 рублей.
Определением Ужурского районного суда Красноярского края от 29.10.2020 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство строительства Красноярского края.
Определением Ужурского районного суда Красноярского края от 12.03.2021 к участию в деле в качествесоистцов привлечены И.Н.В. и И.Е.В., в интересах которых действуют истцы Иванова Наталья Михайловна и Иванов Валерий Петрович (родители несовершеннолетних); в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено Государственное учреждение - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в г. Шарыпово Красноярского края (межрайонное).
В судебном заседании истцы Иванова Н.М., Иванов В.П. исковые требования поддержали в полном объеме. Дополнительно истец Иванов В.П. суду пояснил, что проживал в квартире по <адрес> рождения и проживает до сих пор, зарегистрирован в ней. Ранее он проживал в ней с матерью и сестрой, сейчас проживает вместе с супругой и детьми. Он никуда из данной квартиры не переезжал, лишь в определенные периоды времени снимался с регистрационного учета, поскольку хотел призваться через Военный комиссариат города Шарыпово на военную службу по контракту. Он отказался от участия в приватизации данной квартиры. Ни он, ни члены его семьи не знали, что данный дом признан аварийным и подлежащим сносу. Учитывая, что он с супругой и детьми остались проживать в данной квартире, а его мать переехала в другое место жительства, они с супругой оформили право собственности на нее, приобретя квартиру у его матери на средства материнского капитала. Никаких вопросов при оформлении права собственности на квартиру у Пенсионного Фонда не возникло. Также указал, что соседи по дому уже переехали в предоставленные им новые квартиры.
Представитель истцов Кралев П.Г. поддержал доводы искового заявления с учетом уточнения, в полном объеме, просил об их удовлетворении. Полагал, что положения части 8.2 статьи 32 ЖК РФ применению в рассматриваемом деле не подлежат.
Представитель ответчика администрации города Ужура Андронова Е.А. в судебном заседании исковые требования не признала, поддержала отзыв на исковое заявление, согласно которого доводы истцов ответчик считает необоснованными по следующим основаниям. Жилое помещение истцами было приобретено после признания жилого дома аварийным и подлежащему сносу, что подтверждается договором купли-продажи от 2015 года и решением Ужурского городского Совета депутатов от 2014 года, а в таком случае действует норма п. 8.2 ст. 32 ЖК РФ, согласно которой граждане, которые приобрели право собственности на жилое помещение в многоквартирном доме после признания его в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, за исключением граждан, право собственности у которых в отношении таких жилых помещений возникло в порядке наследования, имеют право на выплату возмещения за изымаемое жилое помещение, размер которого не может превышать стоимость приобретения ими такого жилого помещения. Компенсация по рыночной оценке и предоставление другого жилого помещения законом не предусмотрены. В отношении земельного участка так же установлены нормы. Признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и, соответственно, подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме. Дом признан аварийным и подлежащим сносу в 2014 году, у администрации есть все права требовать от собственника его сноса. По смыслу данной части имеется и другой вариант, а именно снос жилого помещения самой администрацией и за счет своих средств путем изъятия, в случае если в установленный срок собственник данный снос не произвел, о чем истцы были уведомлены письменно в требовании от 17.06.2020. Все остальные доводы, указанные в заявлении, считают безосновательными, так как, согласно Письма Минстроя России от 17.04.2020 № 15026-МЕ/06 «О переселении граждан из аварийного жилищного фонда», по вопросу установления различных требований к гражданам, которым могут быть установлены дополнительные меры поддержки, в части 8.1 статьи 32 ЖК РФ и в пункте 3 части 6 статьи 16 Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» следует учитывать, что ЖК РФ является актом более высокой юридической силы, чем Федеральный закон № 185-ФЗ. Следовательно, положения Федерального закона № 185-ФЗ подлежат применению в части, не противоречащей Жилищному кодексу. Пункт 8.2 части 8 статьи 32 ЖК РФ введен в действие Федеральным законом № 473-ФЗ, который не содержит особенностей применения данной нормы в зависимости от даты возникновения права собственности на изымаемое жилое помещение, поскольку под ее действие подпадают все случаи перехода права собственности (кроме наследования) после даты признания многоквартирного дома аварийным. Просила в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме. Дополнительно пояснила, что мероприятия по переселению в отношении <адрес> реализуются.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства строительства Красноярского края в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Из представленного отзыва на исковое заявление следует, что на основании Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» Правительством Российской Федерации утвержден федеральный проект «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда». В соответствии с федеральным проектом с 2019 года осуществляется финансирование мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в рамках Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства». В настоящее время утверждена региональная адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Красноярском крае на 2019-2025 годы» от 29.03.2019 № 144-п. На основании требований Федерального закона в программу включены многоквартирные дома, признанные аварийными и подлежащими сносу до 01.01.2017 в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации. Многоквартирный жилой дом, расположенный по <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу 30.10.2014. За собственниками жилого помещения <адрес> право собственности зарегистрировано в установленном законом порядке и данное жилое помещение приобретено после признания указанного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. Переселение граждан в рамках программы осуществляется в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации. Как указал Верховный Суд Российской Федерации, если аварийный многоквартирный дом, в котором находится жилое помещение собственника, включен в указанную адресную программу, то собственник жилого помещения в силу статьи 16, пункта 3 статьи 2 Федерального закона имеет право на предоставление другого жилого помещения, либо его выкуп (статья 32 ЖК РФ). Обеспечение жилищных прав собственников жилых помещений или домовладений при сносе аварийных домов осуществляется в соответствии с требованиями статьи 32 ЖК РФ путем выплаты возмещения за изымаемое жилое помещение, либо по соглашению с собственником предоставления другого жилого помещения, с зачетом его стоимости в размер возмещения. При этом размер возмещения за изымаемые для муниципальных или государственных нужд объекты недвижимого возмещения определяется в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года № 135-Ф3 «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» с учетом особенностей, установленных статьей 56.8 Земельного Кодекса РФ. Пунктом 8.2 статьи 32 ЖК РФ предусмотрено, что граждане, которые приобрели право собственности на жилое помещение в многоквартирном доме после признания его в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, за исключением граждан, право собственности у которых в отношении таких жилых помещений возникло в порядке наследования, имеют право на выплату возмещения за изымаемое жилое помещение, рассчитанного в порядке, установленном частью 7 настоящей статьи, размер которого не может превышать стоимость приобретения ими такого жилого помещения, при этом положения частей 8 и 8.1 настоящей статьи в отношении таких граждан не применяются. Согласно части 9 статьи 32 ЖК РФ, если собственник жилого помещения не заключил в порядке, установленном земельным законодательством, соглашение об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него жилого помещения, допускается принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда. Просят о рассмотрении гражданского дела без участия представителя министерства строительства Красноярского края в связи с отсутствием возможности прибытия в судебное заседание.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Государственного учреждения - Управления пенсионного фонда Российской Федерации в г. Шарыпово Красноярского края (межрайонное) в судебное заседание не явился, о времени, дате и месте проведения судебного заседания извещен надлежащим образом, ходатайств, заявлений не представлено.
Руководствуясь статьей 167 ГПК РФ, дело рассмотрено в отсутствие представителей третьих лиц без самостоятельных требований.
Заслушав участников процесса, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии с частями 1 и 3 статьи 35 Конституции Российской Федерации право частной собственности охраняется законом. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
В соответствии со статьей 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Согласно статье 1 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав.
Статьей 2 ЖК РФ предусмотрено, что органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе, используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан; в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда.
Статья 32 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривает обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, как путем заключения соглашения о выплате возмещения за изымаемое жилое помещение, так и путем заключения соглашения с ним о предоставлении взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за жилое помещение.
Согласно части 1 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника.
По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение (часть 8 статьи 32 ЖК РФ).
В соответствии с частью 8.2 статьи 32 ЖК РФ (введенной в действие Федеральным законом от 27.12.2019 № 473-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства») граждане, которые приобрели право собственности на жилое помещение в многоквартирном доме после признания его в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, за исключением граждан, право собственности у которых в отношении таких жилых помещений возникло в порядке наследования, имеют право на выплату возмещения за изымаемое жилое помещение, рассчитанного в порядке, установленном частью 7 данной статьи, размер которого не может превышать стоимость приобретения ими такого жилого помещения, при этом положения частей 8 и 8.1 данной статьи в отношении таких граждан не применяются.
Федеральный закон от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда, модернизацию систем коммунальной инфраструктуры путем создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки, определяет компетенцию, порядок создания некоммерческой организации и ее деятельности, регулирует отношения между указанной некоммерческой организацией, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления (статья 1).
В силу положений пункта 1 части 2 статьи 16 указанного Федерального закона региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда должна содержать перечень многоквартирных домов, признанных до 1 января 2017 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.
Полученные за счет средств Фонда средства бюджета субъекта Российской Федерации и (или) средства местных бюджетов могут расходоваться, в то числе, на приобретение жилых помещений в многоквартирных домах, а также в жилых домах, указанных в пункте 2 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в том числе в многоквартирных домах, строительство которых не завершено), и строительство таких домов, в том числе для целей последующего предоставления гражданам жилых помещений по договору социального найма, или договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования, или договору найма жилого помещения маневренного фонда в связи с переселением из аварийного жилищного фонда, или договору мены с собственником жилого помещения аварийного жилищного фонда (пункт 1 части 6 статьи 16 Федерального закона).
В пункте 3 статьи 2 указанного Федерального закона определено, что под переселением граждан из аварийного жилищного фонда понимается принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со статьями 32, 86, частями 2 и 3 статьи 88 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании установлено, что решением Ужурского городского Совета депутатов Красноярского края от 06.11.2014 № 70-103р «О признании многоквартирных жилых домов аварийными и подлежащими сносу» многоквартирный дом, расположенный по <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу. Жилой дом признан непригодным для постоянного проживания на основании заключения межведомственной комиссии от 30.10.2014 № 5, назначенной постановлением муниципального образования г.Ужур Ужурского района Красноярского края от 26.04.2012 №177.
Собственниками <адрес> общей площадью 38,6 кв.м., на основании договора купли-продажи недвижимости с использованием заемных средств № от 11.12.2015 являются Иванова Наталья Михайловна, Иванов Валерий Петрович, И.Е.В., И.Н.В.. Право собственности на данную квартиру зарегистрировано в установленном законом порядке за Ивановым В.П. и Ивановой Н.М. 17.12.2015, затем на основании соглашения об определении размера долей жилого помещения от 17.07.2020 оформлено право долевой собственности за Ивановым В.П., Ивановой Н.М., И.Е.В. и И.Н.В.
Постановлением Правительства Красноярского края от 29.03.2019 № 144-п утверждена региональная адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Красноярском крае» на 2019-2025 годы», куда включен и многоквартирный <адрес>.
06.04.2020 между администрацией Ужурского района Красноярского края (главный распорядитель) и администрацией города Ужура заключены соглашения о предоставлении иных межбюджетных трансфертов муниципальному образованию город Ужур из районного бюджета за счет средств краевого бюджета на обеспечение мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.
17.06.2020 администрацией города Ужура в адрес Ивановой Н.М. направлено требование об осуществлении за счет собственных средств сноса принадлежащего ей жилого помещения, находящегося в <адрес>, в течение 30 дней с момента получения требования. Администрацией разъяснено, что в случае не выполнения требования, земельный участок, на котором расположен дом и принадлежащее ей жилое помещение, будут изъяты администрацией для муниципальных нужд в соответствии со статьей 32 ЖК РФ, а также разъяснены часть 8, 8.1, 8.2, 10 статьи 32 ЖК РФ.
Истцы 06.08.2020 и 31.08.2020 обращались в администрацию города Ужура с заявлениями по поводу предоставления взамен аварийного другого жилого помещения или выплаты денежной компенсации по рыночной стоимости квартиры, на что администрацией города Ужура в ответах от 18.08.2020 и 19.09.2020 указано на неосуществление собственниками сноса дома, о процедуре изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд, о размере компенсации, не превышающем стоимость приобретения жилого помещения (397 271,56 рублей), разъяснены положения статьи 32 ЖК РФ.
Согласно экспертному заключению от 24.08.2020 № ООО «Сиб-Инвест» рыночная стоимость квартиры по <адрес> с прилегающим земельным участком составляет 1 505 322,0 рублей.
На основании постановления администрации города Ужура Ужурского района Красноярского края от 24.09.2020 № 393 «Об изъятии земельных участков, на которых расположены аварийные многоквартирные жилые дома, а также жилых помещений в таких домах для муниципальных нужд» земельный участок, занимаемый жилым многоквартирным домом <адрес>, изъят в муниципальную собственность муниципального образования <адрес> (пункт 1.3); <адрес> многоквартирном <адрес> изъята у собственников путем предоставления возмещения за изымаемое жилое помещение (пункт 3.3).
Как указано выше, жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 ЖК РФ, согласно части 8 которой собственнику может быть предоставлено жилое помещение взамен изымаемого с зачетом его стоимости при определении размера возмещения только по соглашению с собственником.
Вместе с тем, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп.
В соответствии с пунктом 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», если жилой дом, в котором расположена квартира, признан аварийным и включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилья, собственники имеют право выбора любого из названных в законе способов обеспечения их жилищных прав.
Согласно правовой позиции, изложенной в разделе втором Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29.04.2014, в случае если жилой дом, признанный аварийным или подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп.
При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.
Истцами в связи с признанием многоквартирного <адрес>, в котором они являются собственниками <адрес>, аварийным и подлежащим сносу и его включением в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда был избран способ обеспечения их жилищных прав путем предоставления другого жилого помещения, о чем ими заявлено путем письменного обращения в администрацию города Ужура Ужурского района Красноярского края.
Отказывая истцам в реализации данного права, ответчик сослался на положения части 8.2 статьи 32 ЖК РФ, введенной Федеральным законом от 27.12.2019 № 473-ФЗ, согласно которой граждане, которые приобрели право собственности на жилое помещение в многоквартирном доме после признания его в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, за исключением граждан, право собственности у которых в отношении таких жилых помещений возникло в порядке наследования, имеют право на выплату возмещения за изымаемое жилое помещение, рассчитанного в порядке, установленном частью 7 настоящей статьи, размер которого не может превышать стоимость приобретения ими такого жилого помещения, при этом положения частей 8 и 8.1 настоящей статьи в отношении таких граждан не применяются.
Вместе с тем, в соответствии с частью 1 статьи 6 ЖК РФ акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие.
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной им в пункте 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.20019 № «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», часть 1 статьи 6 ЖК РФ закрепляет общеправовой принцип действия законодательства во времени: акт жилищного законодательства не имеет обратной силы и применяется к жилищным правоотношениям, возникшим после введения его в действие.
При этом, необходимо иметь в виду, что часть 2 статьи 6 ЖК РФ допускает применение акта жилищного законодательства к жилищным отношениям, возникшим до введения его в действие, но только в случаях, прямо предусмотренных этим актом.
Федеральный закон от 27.12.2019 № 473-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» в части переселения граждан из аварийного жилищного фонда» вступил в законную силу со дня его официального опубликования - 28.12.2019. При этом данный закон не содержит положений о его применении к жилищным отношениям, правам и обязанностям субъектов таких отношений, возникшим до введения его в действие. Необходимо принять во внимание и то, что в отношении иных собственников многоквартирного <адрес> края мероприятия по переселению, несмотря на установленную планируемую дату окончания переселения 01.09.2025, реализуются, на что указано истцами и подтверждено представителем ответчика в судебном заседании.
Таким образом, положения части 8.2 статьи 32 ЖК РФ, введенной Федеральным законом от 27.12.2019 № 473-ФЗ, в части переселения граждан из аварийного жилищного фонда, к жилищным правам истцов в связи с признанием многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу применению не подлежат, поскольку их право на предоставление другого жилого помещения возникло до введения в действие данной нормы жилищного законодательства.
Кроме того, согласно справок расчетно-кассового центра ООО «Ужурское ЖКХ» от 15.03.2021, истец Иванов В.П. был зарегистрирован по <адрес>, с 13.09.1985 по 08.05.2008, с 26.06.2008 по 05.03.2009, с 01.04.2010 по 06.09.2012 и с 01.03.2016 по настоящее время. Факты снятия с регистрационного учета с последующей постановкой на регистрационный учет по данному адресу в рассматриваемой квартире истец Иванов В.П. поясняет служебной необходимостью, что не опровергнуто ответчиком.
Кроме того, согласно показаний свидетелей К.Л.А., К.А.Т., являвшихся соседками истцов, Иванов В.П., Иванова Н.М. и их дети проживают по <адрес> постоянно и длительное время, в качестве самостоятельной семьи они стали там проживать примерно с 2011 года, до этого времени Иванов В.П. проживал в данной квартире вместе с матерью.
17.12.2010 истец Иванов В.П. дал свое согласие на приватизацию квартиры по <адрес> в свою очередь, отказавшись от участия в приватизации данной квартиры (согласие удостоверено нотариусом Ужурского нотариального округа Красноярского края Б.Н.В. 17.12.2010, зарегистрировано в реестре №). 11.05.2011 квартира по указанному адресу была передана в собственность И.Е.Я. (матери истца Иванова В.П.) и В.К.С. (сестре истца Иванова В.П.) на основании договора передачи жилого помещения в собственность граждан, заключенного между муниципальным образованием город Ужур Красноярского края и И.Е.Я., В.К.С. 07.07.2015 В.К.С. подарила И.Е.Я. 1/2 долю в праве собственности на рассматриваемую квартиру (договор дарения от 07.07.2015 зарегистрирован в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю 20.07.2015).
Согласно статье 2 Закона Российской Федерации от 04.07.1991 № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (в редакции, действовавшей на момент приватизации спорной квартиры) граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
По смыслу приведенных положений закона, поскольку наниматель жилого помещения по договору социального найма и проживающие совместно с ним члены (бывшие члены) его семьи до приватизации данного жилого помещения имеют равные права и обязанности, включая право пользования жилым помещением (части 2 и 4 статьи 69 ЖК РФ), то и реализация права на приватизацию жилого помещения поставлена в прямую зависимость от согласия всех лиц, занимающих его по договору социального найма, которое предполагает достижение договоренности о сохранении за теми из них, кто отказался от участия в приватизации, права пользования приватизированным жилым помещением.
В случае приобретения жилого помещения в порядке приватизации в собственность одного из членов семьи, совместно проживающих в этом жилом помещении, лица, отказавшиеся от участия в его приватизации, но давшие согласие на ее осуществление, получают самостоятельное право пользования данным жилым помещением.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что поскольку Иванов В.П. дал свое согласие на приватизацию иными лицами и сам отказался от участия в приватизации квартиры по <адрес> и, к тому же, постоянно с рождения проживал в данной квартире, в том числе, с супругой и детьми на момент признания данного многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, то, как до, так и после приватизации, а также в момент признания дома аварийным, за ним сохранялось право постоянного (бессрочного) пользования данным жилым помещением. Лишение данного права приведет к нарушению жилищных прав Иванова В.П.
Кроме того, при установленных обстоятельствах дела суд приходит к выводу о том, что проживание истцов, то есть, фактическое владение данной квартирой до признания дома аварийным и подлежащим сносу, однако оформление права собственности на рассматриваемое жилое помещение после признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, не свидетельствует о том, что истцы злоупотребили своими правами. Расчет за жилое помещение в размере 397271,56 рублей произведен истцами за счет средств материнского (семейного) капитала, что следует их договора купли-продажи недвижимости с использованием заемных средств № от 11.12.2015 и информации Управления ПФР о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала, право на который возникло после рождения у Ивановой Н.М. второго ребенка И.Е.В., <данные изъяты>.
Таким образом, отказ администрации города Ужура Ужурского района Красноярского края в предоставлении истцам жилого помещения взамен изымаемой квартиры аварийного дома не основан на нормах действующего законодательства, а потому является незаконным.
При указанных обстоятельствах исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
В соответствии со статьей 94 ГПК РФ к издержкам, связанным с рассмотрением дела, в том числе относятся расходы на оплату услуг представителей.
В силу части 1 статьи 100 ГПК РФ (пунктов 12,13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21.01.2016 № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела») стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Разумными следует считать такие расходы на оплату услуг представителя, которые при сравнимых обстоятельствах обычно взимаются за аналогичные услуги. При определении разумности могут учитываться объем заявленных требований, цена иска, сложность дела, объем оказанных представителем услуг, время, необходимое для подготовки им процессуальных документов, продолжительность рассмотрения дела и другие обстоятельства. Разумность судебных издержек на оплату услуг представителя не может быть обоснована известностью представителя лица, участвующего в деле.
Учитывая изложенное и характер заявленных исковых требований, объем оказанной Кралевым П.Г. правовой помощи, исходя из количества и продолжительности судебных заседаний, в которых принимал участие представитель истцов, объема оказанных юридических услуг, учитывая степень сложности и характер рассмотренного спора, итог и процедуру рассмотрения дела, а также исходя из принципа разумности и сохранения баланса интересов сторон, суд полагает целесообразным определить расходы на оплату услуг представителя истцов в сумме 12500 рублей, считая ее адекватной обстоятельствам данного конкретного дела. По мнению суда заявленная к взысканию сумма в размере 25000 рублей носит чрезмерный характер. Расходы на оплату услуг представителя подтверждены соглашением об оказании юридических услуг от 06.08.2020, заключенного между Ивановой Н.М. и Кралевым П.Г., а также распиской от 06.08.2020 о получении Кралевым П.Г. от Ивановой Н.М. 25000 рублей.
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
исковые требования Ивановой Натальи Михайловны, Иванова Валерия Петровича, действующих в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей И.Н.В. и И.Е.В., к администрации города Ужура Ужурского района Красноярского края о признании незаконными действий, выразившихся в отказе предоставления жилого помещения на праве собственности, обязании предоставить благоустроенное жилое помещение - удовлетворить.
Признать отказ администрации города Ужура Ужурского района Красноярского края в предоставлении жилого помещения Ивановой Наталье Михайловне, Иванову Валерию Петровичу, И.Н.В. и И.Е.В. взамен изымаемой квартиры аварийного дома, незаконным.
Возложить на администрацию города Ужур Ужурского района Красноярского края обязанность предоставить в долевую собственность Ивановой Наталье Михайловне, Иванову Валерию Петровичу, И.Н.В. и И.Е.В. взамен изымаемой для муниципальных нужд <адрес> общей площадью 38,6 кв.м., жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, со степенью благоустройства применительно к условиям данного населенного пункта, в черте города Ужура Ужурского района Красноярского края, общей площадью не менее 38,6 кв.м. за счет средств, предусмотренных региональной адресной программой «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Красноярском крае» на 2019-2025 годы», утвержденной Постановлением Правительства Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ №-п.
Взыскать с администрации города Ужура Ужурского района Красноярского края в пользу Ивановой Натальи Михайловны и Иванова Валерия Петровича понесенные им расходы на оплату услуг представителя в размере 12500 (двенадцать тысяч пятьсот) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Ужурский районный суд Красноярского края в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий А.В. Аббазова
Решение в окончательной форме изготовлено 28 июня 2021 года