дело № 2-529/2024
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Эжвинский районный суд г. Сыктывкара Республики Коми в составе судьи Синьчугова Е.М., при секретаре Коюшевой О.М., с участием истца Андреева А.А., представителя ответчика Управления Федеральной налоговой службы России по Республике Коми Власовой Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре 06.05.2024 (после перерыва в судебном заседании 02.05.2024) гражданское дело по иску Андреева Александра Анатольевича к Управлению Федеральной налоговой службы по Республике Коми о взыскании задолженности по недоначисленной сумме компенсации за пятый месяц и шестой месяц со дня увольнения, взыскании денежной компенсации причиненного морального вреда.
установил:
Андреев А.А. обратился в Эжвинский районный суд г. Сыктывкара Республики Коми с иском к Управлению Федеральной налоговой службы по Республике Коми (далее – УФНС по Республике Коми) о взыскании задолженности по недоначисленной сумме компенсации за пятый месяц и шестой месяц со дня увольнения, взыскании денежной компенсации причиненного морального вреда в размере 5000 руб. В обоснование требований истец указал, что в нарушение положений Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 79) и Трудового законодательства Российской Федерации ответчик не в полном объеме начислил и выплатил ему компенсацию за пятый месяц и шестой месяц со дня увольнения.
Истец в судебном заседании на заявленных требованиях настаивал по основаниям иска.
Представитель ответчика с требованиями истца не согласилась по доводам возражений, при этом подтвердила правильность расчета заявленных к взысканию сумм, произведенного истцом.
Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Установлено, что ... расторгнут служебный контракт с Андреевым А.А. в связи с сокращением должностей гражданской службы, п. 8.2 ч. 1 ст. 37 Федерального закона № 79 с выплатой компенсации на неиспользованный отпуск в количестве 72 дней, компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания (без выплаты выходного пособия) в соответствии с ч. 3.1 с. 37 названного Федерального закона и дополнительной компенсации в размере сохраняемого денежного содержания, исчисленного пропорционально времени, оставшемуся до истечения срока предупреждения об увольнении в соответствии с ч. 7 ст. 31 данного Федерального закона.
В период службы истцу выплачивалось материальное стимулирование, сумма которого не была учтена при расчете размера его денежного содержания в целях определения компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания, а также при выплате денежного содержания за период пребывания истца в очередном отпуске и компенсации за неиспользованный отпуск.
Решением Эжвинского районного суда города Сыктывкара Республики Коми **.**.** по делу №... были удовлетворены исковые требования Андреева А.А., с УФНС России по Республике Коми в его пользу взыскана задолженность по выплате компенсации за неиспользованный ежегодный отпуск при увольнении в размере 40 231,44 руб., недоначисленные отпускные в размере 72 460,05 руб., недоначисленная компенсационная выплата в объеме четырехмесячного денежного содержания в размере 65 487,96 руб., компенсация за задержку выплаты причитающихся сумм в размере 9 505,40 руб., всего – 187 684,85 руб., с возложением на УФНС России по Республике Коми обязанности исчислить, удержать и уплатить сумму налога на доходы физических лиц в бюджет Российской Федерации.
При начислении и выплате Андрееву А.А. компенсации за пятый и шестой месяцы со дня увольнения в размере 92 845,29 рублей за каждый месяц, работодателем при расчете компенсации за пятый месяц и шестой месяц со дня увольнения, в состав среднемесячного заработка для расчета размера компенсации, также не были включены суммы выплат средств материального стимулирования за период с сентября 2022 года по сентябрь 2023 года на общую сумму 436869,12 руб.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 79 гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.
В силу ч. 2 ст. 50 Федерального закона № 79 денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с занимаемой им должностью гражданской службы (далее – должностной оклад) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, или классным чином юстиции, или дипломатическим рангом (далее – оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (далее – оклад денежного содержания), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат.
В соответствии с ч. 5 этой же статьи к дополнительным выплатам относятся, в частности, премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента (максимальный размер не ограничивается) (п. 4), ежемесячное денежное поощрение (п. 5); единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих (п. 6).
Частью 10 той же нормы предусмотрено, что гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в том числе для случаев увольнения с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должности федеральной государственной гражданской службы, а также на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, был урегулирован Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2007 № 562, с 01.01.2023 – регулируется Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих и о признании утратившими силу постановления Правительства Российской Федерации от 06.09.2007 № 562, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 01.04.2022 № 554.
Исчисление денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске и расчет денежной компенсации за неиспользованные отпуска производилось в соответствии с п. 6 указанных Правил от 06.09.2007 № 562.
Согласно абз. 1 п. 6 Правил при исчислении денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске дополнительно учитываются премии за выполнение особо важных и сложных заданий и материальная помощь в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск.
Согласно п. 3 Правил от 01.04.2022 № 554 для исчисления денежного содержания в случаях, предусмотренных п. 1 Правил, учитываются выплаты, входящие в состав денежного содержания, к которым относятся: месячный оклад гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (далее – должностной оклад) и месячный оклад гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, или классным чином юстиции, или дипломатическим рангом, которые составляют оклад месячного денежного содержания (далее – оклад денежного содержания); ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; ежемесячное денежное поощрение; премии, в том числе за выполнение особо важных и сложных заданий; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих; материальная помощь, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих.
Положения о порядке формирования фонда оплаты труда гражданских служащих содержатся в ст. 51 Федерального закона № 79, частью 2 которой предусмотрено, что при формировании фондов оплаты труда гражданских служащих государственных органов предусматриваются средства для осуществления выплат, установленных ч.ч. 2 и 5 ст. 50 настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч. 3 ст. 51 Федерального закона № 79 фонды оплаты труда федеральных гражданских служащих федеральных государственных органов и фонды оплаты труда гражданских служащих субъектов Российской Федерации государственных органов субъектов Российской Федерации формируются за счет средств соответствующих бюджетов, предусмотренных для финансового обеспечения выплат, установленных ч.ч. 2 и 5 ст. 50 настоящего Федерального закона, а также для финансового обеспечения:1) выплаты районного коэффициента (коэффициента) в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, в размерах, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации соответственно; 2) выплаты в отдельных государственных органах повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации соответственно; 3) иных выплат, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации соответственно.
Согласно ч. 6 той же статьи порядок формирования фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников федерального государственного органа устанавливается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.
В силу п.7 Указа Президента Российской Федерации от 25.07.2006 № 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» федеральным государственным гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В рамках мероприятий, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2023 № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» в части совершенствования системы оплаты труда (денежного содержания) гражданских служащих, предусмотренных к реализации в 2014 году, было принято постановление Правительства Российской Федерации от 27.03.2014 № 238-7, предусматривающее в 2014 году объемы бюджетных ассигнований федерального бюджета федеральным государственным органам сверх установленного фонда оплаты труда на дополнительное материальное стимулирование гражданских служащих из центральных аппаратов и территориальных органов.
Судом принимается во внимание письмо Министерства финансов Российской Федерации от 15.07.2014 № 14-04-05/34482, в котором на основе положений ст.ст. 50 и 51 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ сделан вывод о том, что формирование фонда оплаты труда гражданских служащих федерального государственного органа должно осуществляться с учетом бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.03.2014 № 238-7, а потому для исчисления денежного содержания (на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, для выплаты компенсации при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы) в соответствии с п.п. 6 и 8 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2007 № 562, дополнительно к выплатам, которые входят в состав денежного содержания гражданских служащих, определенного ст. 50 Федерального закона, следует учитывать суммы средств, выплаченных гражданским служащим в виде материального стимулирования, осуществляемого за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных постановлением 238-7.
На основе анализа приведенных нормативных положений суд приходит к выводу о том, что материальное стимулирование за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда относится к иным дополнительным выплатам, предусмотренным ч. 10 ст. 50 Федерального закона № 79, входящим в состав денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих.
В силу п.3.1 ст.37 Федерального закона № 79 в случае расторжения служебного контракта по основаниям, предусмотренным пунктами 8.1 - 8.3 части 1 статьи, гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания. Гражданскому служащему, увольняемому из государственного органа, расположенного в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, по основаниям, предусмотренным пунктами 8.2 и 8.3 части 1 статьи, помимо компенсации, указанной в части 3.1 статьи, дополнительно выплачивается компенсация за пятый месяц и шестой месяц со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, что в течение одного месяца после увольнения гражданский служащий обратился в этот орган и не был им трудоустроен. Выплата указанной компенсации производится представителем нанимателя государственного органа, в котором гражданский служащий замещал должность гражданской службы, за счет средств государственного органа (п. 3.2 ст. 37).
При таких обстоятельствах, поскольку в соответствии с положениями ч. 3 ст. 51 Федерального закона № 79 фонд оплаты труда гражданских служащих формируется, в том числе за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, то по убеждению суда, выплаченное истцу в период работы с сентября 2022 года по сентябрь 2023 года материальное стимулирование в размере 436869,12 рублей подлежали включению в расчет сумм компенсации за пятый месяц и шестой месяц со дня его увольнения.
Истец в обоснование заявленных требований представил расчет заявленных к взысканию денежных средств, согласно которому суммы компенсации за пятый и шестой месяцы со дня увольнения составили 109217,28 руб. за каждый месяц, то есть разница сумм фактически начисленной работодателем и расчетом истца компенсации за пятый и шестой месяцы со дня увольнения составила 32743,98 руб., а именно по 16371,99 руб. за каждый месяц.
Проверив произведённые истцом расчёты, суд с данными расчётами соглашается, полагает возможным руководствоваться данными расчётами при разрешении спора, поскольку они составлены в соответствии с условиями служебного контракта, дополнительных соглашений и соответствуют вышеназванным требованиям закона.
Таким образом, с учетом изложенного с ответчика в пользу истца подлежит взысканию задолженность по сумме компенсации за пятый и шестой месяцы со дня увольнения в размере 32743,98 руб.
В соответствии со ст. 237 Трудового кодекса РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
При определении размера компенсации морального вреда суд учитывает период неполной выплаты, тот факт, что в течение данного периода истец не мог распорядиться причитающейся ему суммой в полном объёме, было нарушено его конституционное право на вознаграждение за труд, и полагает, что размер компенсации должен составить 2000 руб.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Андреева Александра Анатольевича удовлетворить.
взыскать с Управления Федеральной налоговой службы по Республике Коми ... в пользу Андреева Александра Анатольевича... задолженность по сумме компенсации за пятый и шестой месяцы со дня увольнения в размере 32743,98 руб., компенсацию морального вреда в размере 2000 руб., всего 34743,98 руб.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Эжвинский районный суд г. Сыктывкара Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья Е.М.Синьчугов