Решение по делу № 33-30105/2021 от 29.09.2021

Судья Савинова М.Н.                                                         Дело № 33-30105/2021

50RS0026-01-2021-003534-44

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Красногорск, Московская область                                          6 декабря 2021 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:

председательствующего Шилиной Е.М.,

судей                                   Козлова В.А., Ризиной А.Н.,

при помощнике                  Покровской Д.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску Главного управления Московской области «Государственная жилищная инспекция Московской области» к некоммерческому партнерству «Содружество жилищных управляющих организаций Люберецкого района» о понуждении к исполнению требований предписания,

          по апелляционной жалобе Главного управления Московской области «Государственная жилищная инспекция Московской области»на решение Люберецкого городского суда Московской области от 28 апреля 2021 г.

Заслушав доклад судьи Ризиной А.Н.,

объяснения представителя со стороны ГУ МО «ГЖИ МО» - Нагорняк Д.И., представителя со стороны НП «СЖУО»– адвоката Королева Д.А., Зуенко Н.С.

установила:

ГУ МО «Государственная жилищная инспекция Московской области» обратилось в суд с иском к НП «Содружество жилищных управляющих организаций Люберецкого района», в котором просили обязать ответчика в течение одного месяца с момента вступления в законную силу решения по настоящему гражданскому делу исполнить требования, содержащиеся в предписании ГУ МО «Государственная жилищная инспекция Московской области» от 28.10.2019 № 08ОГ/22-2766-20-22-2019/1, № 08ОГ/22-2766-20-22-2019/2, № 08ОГ/22-2766-20-22-2019/3,08ОГ/22-2766-20-22-2019/4, № 08ОГ/22-2766-20-22-2019/5, № 08ОГ/22-2766-20-22-2019/6, № 08ОГ/22-2766-20-22-2019/7, № 08ОГ/22-2766-20-22-2019/8, № 08ОГ/22-2766-20-22-2019/9, № 08ОГ/22-2766-20-22-2019/10, № 08ОГ/22-2766-20-22-2019/11, № 08ОГ/22-2766-20-22-2019/12, № 08ОГ/22-2766-20-22-2019/13 по адресу: <данные изъяты>, а именно: собственникам квартир №<данные изъяты> произвести перерасчет платы по коммунальной услуге подогрев холодной воды для нужд горячего водоснабжения за период с 01.09.2016 по 30.09.2019, а именно при определении размера плата по коммунальной услуге подогрев холодной воды для нужд горячего водоснабжения определять объем тепловой энергии исходя из норматива на подогрев равный 0,055 Гкал/м куб. и объема индивидуального прибора учета установленного на системе ГВС согласно пункту 26 приложения 2 формуле № 23 Правил № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов».

В обоснование иска указано, что 28.10.2019 инспекцией на основании Распоряжения от 11.10.2019 № 08ОГ/22-2766-20-22-2019 проведена проверка соблюдения правил и норм технической эксплуатации жилого дома, расположенного по адресу: <данные изъяты>.

В ходе проверки инспекцией выявлены нарушения правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, а именно: собственникам квартир №№ 109<данные изъяты> при определении размера платы по коммунальной услуге подогрев холодной воды для нужд горячего водоснабжения в период с 01.01.2016 по 30.09.2019 определялся не согласно норматива, а путем деления фактического потребления тепловой энергии на фактический объем холодного водоснабжения, что не соответствует пункту 26 приложения 2 формуле № 23 Правил № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354.

Управление и эксплуатацию жилого дома по вышеуказанному адресу осуществляет НП «Содружество жилищных управляющих организаций Люберецкого района».

С целью устранения выявленных в ходе проверки нарушений НП «Содружество жилищных управляющих организаций Люберецкого района» выданы указанные выше предписания с указанием конкретных сроков устранения недостатков до 23.01.2020.

При проведении 31.01.2020 проверки исполнения указанного предписания установлено, что оно не выполнено. Документов, подтверждающих выполнение работ по предписанию, не представлено.

Выданное предписание направлено на защиту имущественных интересов собственников жилых помещений дома и обеспечения комфортного и безопасного проживания граждан.

Таким образом, НП «Содружество жилищных управляющих организаций Люберецкого района» на протяжении длительного времени не принимаются меры по перерасчету и обеспечению надлежащего по ремонту и обеспечению надлежащего содержания жилого фонда, соблюдению условий предоставления коммунальных услуг по адресу: <данные изъяты> кв. №<данные изъяты>, что нарушает права и законные интересы граждан, проживающих в доме, добросовестно вносящих плату за содержание и ремонт жилья.

Решением Люберецкого городского суда Московской области от 28 апреля 2021 г. в удовлетворении иска отказано.

В апелляционной жалобе ГУ МО «Государственная жилищная инспекция Московской области» просит решение суда отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.

В судебном заседании 6 октября 2021 г. судебная коллегия вынесла на обсуждение вопрос о необходимости перехода к рассмотрению настоящего дела по правилам производства в суде первой инстанции, в связи с нарушением судом первой инстанции норм процессуального права – не привлечение к участию в качестве третьих лиц собственников квартир, в отношении которых ответчику было выдано предписание о необходимости перерасчета по коммунальной услуге.

Поскольку в обжалуемом решении суд привел правовые суждения в отношении предписаний, которые напрямую затрагивают права и интересы собственников квартир, данные собственники подлежали привлечению к участию в настоящем деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора.

Принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в делев соответствии с пунктом 4 части 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является безусловным основаниями для отмены решения суда первой инстанции.

Согласно ч. 5 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при наличии оснований, предусмотренных частью четвертой настоящей статьи, суд апелляционной инстанции рассматривает дело по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных настоящей главой. О переходе к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции выносится определение с указанием действий, которые надлежит совершить лицам, участвующим в деле, и сроков их совершения.

С учетом изложенного, решение суда первой инстанции нельзя признать законным, в связи с чем подлежит отмене, как постановленное с нарушением норм процессуального права.

На основании определения от 6 октября 2021 г. судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда перешла к рассмотрению дела по иску ГУ МО «Государственная жилищная инспекция Московской области» к НП «Содружество жилищных управляющих организаций Люберецкого района» о понуждении к исполнению требований предписания по правилам производства в суде первой инстанции, Зуенко Н.С., Ольховский В.Р., Михайлик А. А., Батурина Е.В., Безрученко Н.В., Орлов К.Ю., Галкина Т.К., Сирота Е.И., Петровская Т.М., Задкова Н.Н., Поляков А.И., Булкин А.А., Холупова И.В. привлечены к участию в деле в качестве третьих лиц.

В судебное заседание суда апелляционной явилось третье лицо Зуенко Н.С., иные третьи лица не явились.

Частью 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.

В силу пункта 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю.

Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.

Как разъяснено в пункте 67 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» юридически значимое сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено, но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним (пункт 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Статья 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации подлежит применению также к судебным извещениям и вызовам, если гражданским процессуальным или арбитражным процессуальным законодательством не предусмотрено иное (пункт 68 названного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации).

Суд апелляционной инстанции при наличии сведений о надлежащем извещении лиц, участвующих в деле, о месте и времени судебного заседания (л.д. 252), а также то, что стороны извещались путем заблаговременного размещения в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22.12.2008 № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» информации о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы на интернет-сайте Московского областного суда провел судебное заседание в отсутствие неявившихся лиц.

Исследовав материалы дела, оценив собранные по делу доказательства, судебная коллегия приходит к выводу о том, что заявленные исковые требования подлежат удовлетворению.

Согласно постановлению Правительства Московской области от 2 июля 2013 г. № 485/27 «Об утверждении Порядка осуществления государственного жилищного надзора на территории Московской области и Положения о Главном управлении Московской области «Государственная жилищная инспекция Московской области» задачей инспекции является контроль за обеспечением прав и законных интересов граждан и государства при предоставлении населению жилищных и коммунальных услуг, отвечающих требованиям федеральных стандартов качества, использование и сохранностью жилищного фонда и общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме независимо от их принадлежности.

Согласно ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме. Главное управление Московской области «Государственная жилищная инспекция Московской области» в соответствии с пунктом 4 части 6 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации вправе обращаться в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов собственников, нанимателей и других пользователей жилых помещений по их обращению или в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц в случае выявления нарушения обязательных требований.

В соответствии с пунктом 14.12 Положения о Главном управлении Московской области «Государственная жилищная инспекция Московской области», утвержденного Постановлением Правительства Московской области от 02.07.2013 № 485/27 инспекция (должностные лица инспекции) в целях реализации полномочий имеет право обращаться в суд, арбитражный суд в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных законодательством, обращаться в суд в том числе с заявлениями о понуждении исполнения предписания.

В силу названных нормативных положений отклоняются доводы стороны ответчика о том, что спорные отношения не могут быть заявлены и рассмотрены в рамках гражданского судопроизводства, поскольку Инспекция в рамках гражданского судопроизводства в силу прямого указания в п. 4 ч. 6 ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации вправе обращаться в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов собственников, нанимателей и других пользователей жилых помещений по их обращению, и также на стороне неопределенного круга лиц в случае выявления нарушения обязательных требований.

В рассматриваемом случае установлено, что третьи лица обращались с жалобой на действия управляющей компании по вопросу начисления коммунальных услуг по горячему водоснабжение, соответственно, самостоятельного обращения на одобрение подачи иска в суд, законодатель не требует, поскольку Инспекция наделена полномочиями обращения в суд,, в рассматриваемом случае о понуждении исполнения предписания.

Установлено, что 26.10.2019 инспекцией на основании Распоряжения от 11.10.2019 № 08ОГ/22-2766-20-22-2019 проведена проверка соблюдения правил и норм технической эксплуатации жилого дома, расположенного по адресу: <данные изъяты>.

В ходе проверки инспекцией выявлены нарушения правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, а именно: собственникам квартир №<данные изъяты> при определении размера платы по коммунальной услуге подогрев холодной воды для нужд горячего водоснабжения в период с 01.01.2016 по 30.09.2019 определялся не согласно норматива, а путем деления фактического потребления тепловой энергии на фактический объем холодного водоснабжения, что не соответствует пункту 26 приложения 2 формуле № 23 Правил № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354.

Управление и эксплуатацию жилого дома по вышеуказанному адресу осуществляет НП «Содружество жилищных управляющих организаций Люберецкого района».

С целью устранения выявленных в ходе проверки нарушений НП «Содружество жилищных управляющих организаций Люберецкого района» выданы предписания 28.10.2019 года № 08ОГ/22-2766-20-22-2019/1, № 08ОГ/22-2766-20-22-2019/2, № 08ОГ/22-2766-20-22-2019/3,    № 08ОГ/22-2766-20-22-2019/4,    № 08ОГ/22-2766-20-22-2019/5, № 08ОГ/22-2766-20-22-2019/6,    № 08ОГ/22-2766-20-22-2019/7, № 08ОГ/22-2766-20-22-2019/8, № 08ОГ/22-2766-20-22-2019/9, № 08ОГ/22-2766-20-22-2019/10, № 08ОГ/22-2766-20-22-2019/11, № 08ОГ/22-2766-20-22-2019/12, № 08ОГ/22-2766-20-22-2019/13 с указанием конкретных сроков устранения недостатков до 23.01.2020.

Предписаниями установлено по адресу: <данные изъяты>, собственникам квартир №<данные изъяты> произвести перерасчет платы по коммунальной услуге подогрев холодной воды для нужд горячего водоснабжения за период с <данные изъяты> по <данные изъяты>, а именно при определении размера плата по коммунальной услуге подогрев холодной воды для нужд горячего водоснабжения определять объем тепловой энергии исходя из норматива на подогрев равный 0,055 Гкал/м куб. и объема индивидуального прибора учета установленного на системе ГВС согласно пункту 26 приложения 2 формуле № 23 Правил № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов».

При проведении проверки 22.04.2021 исполнения указанных предписаний установлено, что оно не выполнено. Документов, подтверждающих выполнение работ по предписанию, не представлено.

За невыполнение требований предписаний от 28.10.2019 инспекцией в отношении ответчика составлен протокол об административном правонарушении по ч. 24 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Определением мирового судьи 111 судебного участка Люберецкого судебного района Московской области, исполняющего обязанности мирового судьи 114 судебного участка Люберецкого судебного района Московской области от 20.03.2020 протокол об административном правонарушении в отношении НП «Содружество жилищных управляющих организаций Люберецкого района» возвращен ГУ МО «Государственная жилищная инспекция МО», на основании п. 4 ч. 1 ст. 29.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Из названных 13-ти предписаний следует, что НП «Содружество жилищных управляющих организаций Люберецкого района», управляющее многоквартирным домом по адресу: <данные изъяты>, производит начисление за коммунальную услугу по горячему водоснабжению (ГВС) по двухкомпонентному тарифу, по мнению ГЖИ МО, в нарушение требований п. 42 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее - Правила № 354) (п. 26 приложения № 2, формула 23), исходя из фактических показаний ОДНУ горячего водоснабжения, то есть без учёта норматива расхода тепловой энергии на подогрев, равного 0,055 Гкал/куб.м.

В связи с этим НП «Содружество» предписано произвести собственникам 13-ти квартир вышеназванного дома перерасчёт за подогрев холодной воды для нужд ГВС за период с 01.09.2016 по 30.09.2019 в соответствии с требованиями п. 42 Правил № 354 (п. 26 приложения № 2, формула 23) с учётом утверждённого норматива расхода тепловой энергии на подогрев, равного 0,055 Гкал/куб.м.

Поставщик тепловой энергии для ГВС АО «Люберецкая теплосеть» по договору теплоснабжения и горячего водоснабжения с НП «Содружество» от 01.01.2015 № 55 (с последующими изменениями) производил в период, указанный в предписаниях, расчёт платы за поставленные ресурсы «по факту», то есть исходя из показаний общедомового прибора учёта (согласно п. 6.1 данного договора), руководствуясь нормами ст. 20 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» и ст. 19 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» о коммерческом учёте поставляемых ресурсов по приборам учёта. Соответственно, на основании выставленных поставщиком счетов НП «Содружество жилищных управляющих организаций Люберецкого района» за указанный в оспариваемом предписании период произведена оплата ресурса в размере, рассчитанном исходя из показаний общедомового прибора учёта, а не норматива, во исполнение выставленных счетов, поскольку в ином случае перманентно образовывалась бы задолженность перед АО «Люберецкая теплосеть».

Из материалов дела следует, что ответчик не обжаловал вышеуказанные предписание и протокол об административном правонарушении, а также не предпринимает меры по исполнению предписаний.

Однако, бездействия управляющей компании и уклонение по исполнению предписаний, вынесенных государственным органом, влечет нарушение законных прав и интересов граждан-потребителей, проживающих в многоквартирном доме под управлением ответчика, по следующим основаниям.

На основании части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

Таким образом, в соответствии с условиями договора управления, утвержденного решением общего собрания собственников от 03 июня 2016 при выборе способа управления – управление МКД управляющей организацией НП Содружество жилищных управляющих организаций (л.д.178-202, 203-204) и действующим законодательством управляющая организация при осуществлении деятельности по управлению многоквартирными домами обязана руководствоваться нормами жилищного законодательства, а также иными нормативно-правовыми актами.

Правилами осуществления деятельности по управлению многоквартирным домом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416 "О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами" (далее - Правила N 416), устанавливаются стандарты и порядок осуществления деятельности по управлению многоквартирным домом.

В соответствии с подпунктом "ж" пункта 4 Правил N 416 управление многоквартирным домом обеспечивается организацией и осуществлением расчетов за услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, включая услуги и работы по управлению многоквартирным домом, и коммунальные услуги, в том числе: начисление обязательных платежей и взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации; оформление платежных документов.

В силу части 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

В части 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.

Согласно статье 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.

Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354) установлен порядок расчета размера платы за коммунальные услуги.

В соответствии с пунктом 87 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075, двухкомпонентный тариф на горячую воду в системе горячего водоснабжения устанавливается для теплоснабжающих организаций, поставляющих горячую воду с использованием системы горячего водоснабжения, и состоит из компонента на теплоноситель и компонента на тепловую энергию.

Разделом VII Приложения 2 к Правилам N 354 установлен порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении (жилом доме, квартире) или нежилом помещении и на общедомовые нужды, в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду.

Согласно пункту 26 названного Приложения к Правилам N 354 размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению в i-м жилом или нежилом помещении, определяются по формуле 23, которая содержит величину Qi" - объем (количество) тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению за расчетный период в i-м жилом или нежилом помещении. Указанная величина рассчитывается как произведение объема потребленной за расчетный период в i-м жилом или нежилом помещении горячей воды, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета в i-м жилом или нежилом помещении, и утвержденного норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению. Аналогичным образом определяется объем (количество) тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению за расчетный период на общедомовые нужды, приходящийся на i-е жилое или нежилое помещение (Qiодн) в формуле 24 того же Приложения.

В соответствии разъяснениями, изложенными в пункте 27 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 5 (2017), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 27.12.2017, в силу положений Правил N 354 количество тепловой энергии, использованной на подогрев воды, определяется по установленным в предусмотренном законодательством порядке нормативам расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения независимо от наличия коллективного (общедомового) прибора учета, которым фиксируется объем тепловой энергии, поступающей в систему горячего водоснабжения многоквартирного дома.

Как следует из материалов дела, Общество с июня 2016 является управляющей организацией, осуществляющей управление многоквартирными домами на основании лицензии от 30 апреля 2015 №436.

Инспекция в ходе проверки пришла к выводу, что при начислении третьим лицам, являющимся собственниками квартир, в многоквартирном доме, платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению в период с 01.09.2016 по 30.09.2019 (в МКД N 32 по <данные изъяты>)ответчик необоснованно применял объем тепловой энергии, используемый на подогрев холодной воды для горячего водоснабжения, определенный по показаниям ОДПУ ГВС.

Распоряжением Министерства от 19.12.2014 N 162-РВ "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг в отношении холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения и отопления" (далее -Распоряжение N 162-РВ) определено, что с 01.01.2015 применяются нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях, действующие в муниципальных образованиях Московской области.

В соответствии с распоряжением Министерства жилищно-коммунального хозяйства Московской области от 19.12.2014 N 162-РВ "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг в отношении холодного и горячего водоснабжения, водоотвсдсния, электроснабжения и отопления" на территории городского округа Люберцы Московской области действует норматив, утвержденный решением Совета депутатов муниципального образования Люберецкого муниципального района Московской области от 26.12.2007 N 272/30 "О нормативах потребления гражданами коммунальных услуг в муниципальном образовании городское поселение Люберцы Люберецкого муниципального района Московской области" (далее - Решение N 272/30).

    Пунктом 2 решения Совета депутатов муниципального образования Люберецкого муниципального района Московской области от 04.12.2014 N 21/5 "О признании утратившими силу некоторых решений Совета депутатов муниципального образования Люберецкий муниципальный район Московской области" с 1 января 2015 года отменен норматив в размере 0,055 Гкал, утвержденный пунктом 4 приложения 1 Решения N 272/30.

Вместе с тем, расход тепловой энергии на горячее водоснабжение (Гкал/чел.) утвержден пунктом 3 приложения 1 Решения N 272/30. Также объем холодного водоснабжения для приготовления горячей воды (куб. м/чел.) утвержден пунктом 1 приложения 1 Решения N 272/30.

Таким образом, до установления Министерством нормативов, на территории городского округа Люберцы необходимо применять норматив расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, утвержденный решением Совета депутатов Люберецкого муниципального района Московской области от 26.12.2007 N 272/30 "О нормативах потребления гражданами коммунальных услуг" в размере 0,1942 Гкал/м и объема холодной воды для приготовления горячей воды, составляющего 3,5 куб.м./чел (п 1.1.1.1. п.1 Приложения 1 к решению №272/30), то есть 0,1942/3,5=0,055Гкал/куб.м.)

При определении норматива для других категорий многоквартирных и жилых домов, указанных в приложении 1 Решения N 272/30, применяется аналогичный порядок.

В этой связи, порядок определения размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, установленный Правилами N 354, полностью соответствует требованиям Жилищного кодекса Российской Федерации и установлен с учетом исключения возникновения несправедливой финансовой нагрузки на граждан.

Таким образом, в соответствии с требованиями Правил N 354, расчет размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю в помещении и на общедомовые нужды, в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду осуществляется исходя из норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и не зависит от наличия коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.

Иного порядка начисления данной платы действующим законодательством не предусмотрено.

При изложенных обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу, что требования предписаний в адрес управляющей компании правомерны, поскольку собственникам квартир (третьим лицам) излишне предъявлена к оплате и соответственно оплачена стоимость коммунальной услуги по горячему водоснабжению, оказанной в период с 1 сентября 2019 по 30 сентября 2019.

На основании подп. 2 п. 1 ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности могут возникать из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения данных прав и обязанностей, а применительно к подп. 8 п. 1 указанной статьи - вследствие действий должностных лиц этих органов.

Заявление ответчика о пропуске Инспекцией срока исковой давности по основанию, что в предписании указаны периоды перерасчетов, сроки исковой давности по которым истекли, также отклоняется.

В силу пункта 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" предписание выносится в случае установления при проведении контролирующим органом соответствующей проверки нарушений законодательства в целях их устранения.

В рассматриваемом деле установлено, что в октябре 2019 в ГЖИ Московской области жалоба по начислению за коммунальную услугу «горячее водоснабжение» от собственников квартир в доме <данные изъяты> (третьих лиц по делу) (л.д.8).

Согласно части 1 статьи 192 ЖК РФ, подпункту 51 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ) деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора по решению лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации.

Частью 3 статьи 196 Жилищного кодекса предусмотрено, что поступление в орган государственного жилищного надзора обращений, заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах нарушений лицензиатом лицензионных требований является основанием для проведения внеплановой проверки. Такая проверка проводится без согласования с органами прокуратуры и без предварительного уведомления лицензиата о проведении внеплановой проверки.

В силу части 1 статьи 8 Закона N 99-ФЗ лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110 утверждено Положение о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.

В рассматриваемом деле подтверждается, что предписания в адрес управляющей компании были изданы 28 октября 2019 с обязательством исполнения до 23 января 2020 (по каждому потребителю – третьих лиц).

Оснований для признания данного предписания государственного органа, как ненормативного акта по правилам абз.1 ст.13 Гражданского Кодекса, то есть как несоответствующих закону и нарушающих права и законные интересы управляющей компании, не установлено.

Соответственно, поскольку на момент издания предписаний (октябрь 2019) государственный орган предписал к перерасчету периоды в пределах сроков исковой давности, и предписание не исполнено в установленные в них сроки – до 23 января 2020, то поскольку законом закреплено право государственного органа на обращение в суд с требованиями о понуждении исполнить предписание, постольку начало срока на предъявление такого требования следует исчислять с момента окончания срока для исполнения предписания.

Иное бы означало возможность освобождения недобросовестных субъектов жилищных правоотношений от исполнения требований закона в области жилищно-коммунальных услуг перед потребителями таких услуг.

Кроме того, на основании подп. 2 п. 1 ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности могут возникать из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения данных прав и обязанностей, а применительно к подп. 8 п. 1 указанной статьи - вследствие действий должностных лиц этих органов.

Таким образом, поскольку обязанность по перерасчету возникла на основании предписания, относящегося к акту государственного органа, которое не исполнено, с настоящим иском инспекция обратилась 23 марта 2021, в связи с чем оснований для отказа в иске по заявлению ответчика о применении срока исковой давности, не имеется.

Доводы апелляционной жалобы о неисполнимости решения суда в части осуществления перерасчета начислений за горячее водоснабжение за указанный в предписаниях период, судебная коллегия отклоняет, поскольку исполнимость предписания подтверждена письмом Минстроя России от 10.02.2017 N 4070-АТ/04, из которого следует, что для целей расчета размера платы с учетом ее перерасчета производится или доначисление объемов потребленной коммунальной услуги потребителю, или снятие излишне начисленных потребителю объемов коммунальной услуги в том расчетном периоде, в котором делается перерасчет.

Таким образом, правовых оснований для освобождения ответчика от перерасчета платежей, переплата по которым за заявленный в предписаниях период на общую сумму для всех третьих лиц не более 190 000 руб., что подтверждается расчетами сторон, (л.л.231-241, 249), у судебной коллегии не имеется.

Разрешая заявленные требования при таких обстоятельствах, судебная коллегия находит их подлежащими удовлетворению, поскольку выданные предписания направлены на защиту имущественных интересов собственников квартир при определении размера платы за горячую воду.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Люберецкого городского суда Московской области от 28 апреля 2021 г. отменить.

Исковые требования Главного управления Московской области «Государственная жилищная инспекция Московской области» к некоммерческому партнерству «Содружество жилищных управляющих организаций Люберецкого района» о понуждении к исполнению требований предписания – удовлетворить.

Обязать НП «Содружество жилищных управляющих организаций Люберецкого района» исполнить требования, содержащиеся в предписаниях Главного управления Московской области «Государственная жилищная инспекция Московской области» от 28 октября 2019, по многоквартирному дому по адресу: <данные изъяты> перерасчете платы по коммунальной услуге подогрев холодной воды для нужд горячего водоснабжения за период с 01.09.2016 по 30.09.2019, а именно при определении размера платы по коммунальной услуге подогрев холодной воды для нужд горячего водоснабжения определять объем тепловой энергии исходя из норматива на подогрев равный 0,055 Гкал/м куб. и объема индивидуального прибора учета установленного на системе ГВС согласно пункту 26 приложения 2 формуле 23 Правил №354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»:

предписание № 08ОГ/22-2766-20-22-2019/1 по <данные изъяты>;

предписание №08ОГ/22-2766-20-22-2019/2 по <данные изъяты>;

предписание № 08ОГ/22-2766-20-22-2019/3 по <данные изъяты>;

предписание №08ОГ/22-2766-20-22-2019/4 по <данные изъяты>;

предписание №08ОГ/22-2766-20-22-2019/5 по <данные изъяты>;

предписание №08ОГ\22-2766-20-22-2019/6 по <данные изъяты>;

предписание №08ОГ/22-2766-20-22-2019/7 по <данные изъяты>;

предписание №08ОГ/22-2766-20-22-2019/8 по <данные изъяты>;

предписание №08ОГ/22-2766-20-22-2019/9 по <данные изъяты>;

предписание №08ОГ/22-2766-20-22-2019/10 по <данные изъяты>;

предписание №08ОГ/22-2766-20-22-2019/11 по <данные изъяты>;

предписание №08ОГ/22-2766-20-22-2019/12 по <данные изъяты>;

предписание №08ОГ/22-2766-20-22-2019/13 по <данные изъяты>.

Председательствующий

Судьи

33-30105/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
ИСК (заявление) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
ГУ МО ГЖИ
Ответчики
НП Содружество жилищных управляющих организаций Люберецкого района
Другие
Петровская Т.М.
Орлов К.Ю.
Ольховский В.Р.
Сирота Е.И.
Булкин А.А.
Холупова И.В.
Королев Денис Александрович
Поляков А.И.
Задкова Н.Н.
Зуенко Надежда Сергеевна
Безрученко Н.В.
Батурина Е.В.
Михайлик А.А.
Галкина Т.К.
Суд
Московский областной суд
Судья
Ризина А.Н.
Дело на странице суда
oblsud.mo.sudrf.ru
06.10.2021Судебное заседание
06.10.2021Вынесено определение о переходе к рассм.дела по правилам 1-ой инстанции
22.11.2021Судебное заседание
06.12.2021Судебное заседание
28.12.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.01.2022Передано в экспедицию
06.12.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее