Дело № 2а-290/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
26 февраля 2018 года г. Тверь Калининский районный суд Тверской области в составе:
председательствующего судьи Гуляевой Е.В.,
при секретаре Ромашвили А.С.,
с участием: представителя административного истца – помощника прокурора Калининского района Тверской области Солуяновой Е.А., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
представителя административного ответчика Беляева А.Н., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению и.о. прокурора Калининского района Тверской области к администрации муниципального образования «Красногорское сельское поселение» Калининского района Тверской области в защиту интересов неопределенного круга лиц о понуждении обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, о постановке на учет бесхозяйного имущества,
УСТАНОВИЛ:
И.о. прокурора Калининского района Тверской области Гладков А.И. в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к указанному ответчику о понуждении обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, о постановке на учет бесхозяйного имущества.
Требования мотивированы тем, что в ходе проверки установлено, что в ряде деревень Красногорского сельского поселения Калининского района Тверской области имеются общественные колодцы, являющиеся источниками нецентрализованного питьевого водоснабжения указанных населенных пунктов.
Вышеуказанные общественные колодцы на балансе администрации муниципального образования «Красногорское сельское поселение» Калининского района Тверской области не состоят, не имеют собственника, то есть являются бесхозяйным имуществом.
Существующий статус колодцев, являющихся объектами общего водопользования, как бесхозяйных, создает потенциальную опасность для водоносного горизонта, не исключает возможность загрязнения источников водоснабжения, вследствие чего создается угроза возникновения и распространения инфекционных заболеваний, передающихся водным путем отравлений. Организация надлежащего содержания колодцев имеет своей целью предупреждение возникновения чрезвычайных ситуаций при употреблении питьевой воды из колодцев.
Изложенное требует принятие незамедлительных мер по передаче бесхозяйных колодцев, расположенных на территории населенных пунктов Тургиновского сельского поселения Калининского района Тверской области, в муниципальную собственность для организации и обеспечения безопасности с целью предотвращения угрозы попадания в питьевую воду возбудителей опасных инфекционных заболеваний, вредных веществ, следствием которых может причинение вреда здоровью людей.
Наличие на территории поселения бесхозяйных колодцев, являющихся источниками питьевого водоснабжения населения, отсутствие систем их надлежащей эксплуатации, нарушает права неопределенного круга лиц на охрану жизни и здоровья, защиту от чрезвычайных ситуаций, в том числе от угрозы распространения инфекционных заболеваний через питьевую воду или отравлений.
В связи с чем и.о. прокурора Калининского района Тверской области просил суд обязать администрацию муниципального образования «Красногорское сельское поселение» Калининского района Тверской области обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, о постановке на учет бесхозяйного имущества.
В судебном заседании представитель административного истца - помощник прокурора Калининского района Тверской области Солуянова Е.А. уточнила требования, уменьшив количество колодцев до 29, уточнив их перечень, адресную часть, доводы административного искового заявления поддержала, просила требования удовлетворить с учетом уточненного перечня колодцев. Учитывая необходимость подготовки технической документации, полагала возможным установить срок для исполнения указанных в иске действий – шесть месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Представитель административного ответчика глава администрации муниципального образования «Красногорскоесельское поселение» Калининского района Тверской области Беляев А.Н. в судебном заседании признал исковые требования по 29 объектам.
Представитель заинтересованного лица администрации МО Тверской области «Калининский район», привлеченной к участию в деле протокольным определением от 16.01.2018, в судебное заседание не явился. О времени и месте рассмотрения дела извещение администрацией получено. В предыдущем судебном заседании представитель администрации района Андреева Ю.А. пояснила, что полномочия по постановке на учет бесхозяйных объектов у администрации сельского поселения, а у района полномочия по организации водоснабжения.
Представитель заинтересованного лица Управления Росреестра по Тверской области, привлеченного к участию в деле протокольным определением от 30.01.2018, в судебное заседание не явился. О времени и месте рассмотрения дела извещение администрацией получено.
Заслушав представителей истца и ответчика, исследовав представленные в материалы дела доказательства, суд учитывает следующее.
В соответствии со ст. 46 КАС РФ административный ответчик вправе при рассмотрении административного дела в суде любой инстанции признать административный иск полностью или частично.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 1 Закона Тверской области от 19.11.2014 N 92-30 «О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Тверской области», Федеральным законом от 27.05.2014 г. N 136-ФЗ "О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" вопрос организации водоснабжения населения в границах сельских поселений, предусмотренный п. 4 ч. 1 и ч. 3 ст. 14 вышеуказанного закона, с января 2015 года отнесен к компетенции органа местного самоуправления соответствующего муниципального района.
В соответствии с ч. 1 ст. 43 Водного кодекса РФ для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты.
В силу ст. 2, 18 и 19 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов (далее - водные объекты), не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека. Питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, индивидуальные предприниматели и юридические лица в случае, если водные объекты представляют опасность для здоровья населения, обязаны в соответствии с их полномочиями принять меры по ограничению, приостановлению или запрещению использования указанных водных объектов.
В соответствии со ст. 225 Гражданского кодекса РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами; от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обращаться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательской давности.
Вопросы, касающиеся принятия на учет и снятия с учета бесхозяйных недвижимых вещей, регулируются Порядком принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 10 декабря 2015 N 931 "Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей", вступившим в силу с 01 января 2017 года.
Согласно п.5. Порядка принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований. Как указано в п. 6 обязательным приложением к заявлению являются документы, предусмотренные постановлением Правительства Российской Федерации.
Как установлено судом, право собственности на общественные колодцы, расположенные на территории Красногорского сельского поселения Калининского района Тверской области, поименованные в исковом заявлении, не зарегистрировано, что подтверждается выписками из ЕГРН.
Перечень объектов уточнен в ходе рассмотрения дела на основании представленного администрацией поселения списка объектов по результатам публичных слушаний. Согласно списку таких объектов всего 29: расположенных по адресу: <адрес>. Местоположение колодцев указано согласно представленным сведениям.
Согласно представленному пояснению от ДД.ММ.ГГГГ № председателя Комитета по управлению имуществом Администрации МО Тверской области «Калининский район» указанные колодцы не значатся в реестре муниципальной собственности, а также не числятся в бухгалтерском балансе администрации муниципального образования Тверской области «Калининский район».
Спорные колодцы в реестре муниципальной собственности поселения также не значатся.
Спорные объекты являются объектами недвижимости, право собственности на которые в установленном порядке ни за кем не зарегистрировано, не имеют собственника, то есть бесхозяйные, данных об обратном не установлено.
В соответствии со ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Полномочия Администрации поселения по приему на учет бесхозяйного имущества в соответствии со ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации являются властно-распорядительной функцией данного органа.
В данном случае требования прокурора основаны на неисполнении органом местного самоуправления публичных полномочий, возложенных на него законом, по постановке на учет бесхозяйного имущества.
Согласно Уставу поселения исполнительно-распорядительным органом поселения является администрация. У представителя ответчика в соответствии с доверенностью имеются полномочия на признание иска.
Учитывая изложенное, признание иска не противоречит закону и не нарушает права и интересы иных лиц, может быть принято, с учетом этого суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению требования прокурора.
Поскольку установленное судом бездействие органа местного самоуправления нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, оно в силу ст. 227 КАС РФ должно быть устранено путём возложения на административного ответчика обязанности в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, с соответствующим заявлением и документацией о постановке на учет бесхозяйных источников нецентрализованного питьевого водоснабжения в целях дальнейшего их содержания и контроля.
На основании изложенного и руководствуясь ч.3 ст. 46, ст.ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования и.о. прокурора Калининского района Тверской области к администрации муниципального образования «Красногорское сельское поселение» Калининского района Тверской области в защиту интересов неопределенного круга лиц о понуждении обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, о постановке на учет бесхозяйного имущества, удовлетворить.
Возложить на Администрацию муниципального образования «Красногорское сельское поселение» Калининского района Тверской области обязанность обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлением и требующимися в соответствии с действующим законодательством документами о постановке на учет в качестве бесхозяйных вещей – колодцев ( всего в количестве 29), расположенных по адресу: <адрес>, в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. Об исполнении решения суда сообщить суду и прокурору.
Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Тверской областной суд через Калининский районный суд Тверской области в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Судья: подпись Е.В. Гуляева
Мотивированное решение составлено 05.03.2018.