Дело № 2а-32/2020
29RS0001-01-2019-001577-70
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
10 января 2020 года г. Вельск
Вельский районный суд Архангельской области в составе председательствующего Смоленской Ю.А.,
при секретаре Власовой Ю.Н.,
с участием прокурора Хораблева В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Вельского района в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Вельский муниципальный район» о признании бездействия незаконным и возложении обязанности по проведению конкурсных процедур на право заключения концессионного соглашения и заключению концессионного соглашения на объекты теплоснабжения,
установил:
прокурор Вельского района Архангельской области обратился в суд с административным исковым заявлением в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации МО «Вельский муниципальный район» о признании незаконным бездействия, связанного с непроведением конкурса на право заключения концессионного соглашения с целью передачи по концессионному соглашению объектов теплоснабжения, находящихся в муниципальной собственности, и возложении обязанности по проведению конкурсных процедур на право заключения концессионного соглашения и заключению концессионного соглашения по итогам конкурса либо заключению концессионного соглашения с лицом, выступающим с инициативой заключения концессионного соглашения на объекты теплоснабжения, находящиеся в муниципальной собственности МО «Вельский муниципальный район», а именно на: нежилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, обосновывая требования тем, что прокуратурой Вельского района проведена проверка исполнения требований законодательства Российской Федерации в сфере теплоснабжения, в ходе, которой установлено, что администрацией МО «Вельский муниципальный район» в нарушение требований Федерального закона от 21 июля 2005 года № 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" муниципальное имущество для обеспечения услуг теплоснабжения передано ООО «Теплодом» и ООО «Теплоресурс» по соглашениям в отсутствие конкурсных процедур. По состоянию на 08 июля 2019 года административным ответчиком согласована концессионная инициатива ООО «Теплоресурс» на право осуществления теплоснабжения. Между тем, конкурс на заключение концессионного соглашения не объявлен, концессионное соглашение не заключено, что указывает на злостную волокиту со стороны администрации МО «Вельский муниципальный район». Бездействие административного ответчика по использованию объектов теплоснабжения, находящихся в муниципальной собственности, приводит к нарушению антимонопольного законодательства, а также нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, что недопустимо. В связи с выявленными нарушениями прокуратурой Вельского района в адрес главы администрации МО «Вельский муниципальный район» вносилось представление об устранении нарушений закона, которое не исполнено до настоящего времени.
В судебном заседании помощник прокурора Вельского района Архангельской области Хораблев В.В. исковые требования поддержал в полном объеме и по тем же основаниям.
Представитель административного ответчика администрации МО «Вельский муниципальный район» по доверенности Акентьева К.А. в судебном заседании с административным иском не согласилась по основаниям, изложенным в письменном отзыве, представленном суду, просила суд в иске отказать, указывая на то, что администрацией МО «Вельский муниципальный район» принимались и принимаются в настоящее время все необходимые меры для заключения концессионного соглашения, бездействие в данном случае отсутствует.
Представитель заинтересованного лица ООО «Теплоресурс» на судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
С учетом мнения лиц, участвующих в деле, суд в соответствии с ч. 6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) рассматривает дело без участия представителя заинтересованного лица.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в судебном заседании, исследовав и изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В силу пп. 4.2, 4.3 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают следующими полномочиями: по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом "О теплоснабжении".
Согласно ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 21 июля 2005 года № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (далее – Федерального закона № 115-ФЗ) целями Закона о концессионных соглашениях являются привлечение инвестиций в экономику Российской Федерации, обеспечение эффективного использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на условиях концессионных соглашений и повышение качества товаров, работ, услуг, предоставляемых потребителям.
В соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона № 115-ФЗ по концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, за исключением случаев, если концессионное соглашение заключается в отношении объекта, предусмотренного пунктом 21 части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона) (далее - объект концессионного соглашения), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.
Согласно ч. 1 ст. 13 Федерального закона № 115-ФЗ концессионное соглашение заключается путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения.
В силу п. 11 ч. 1 ст. 4 Федерального закона № 115-ФЗ, объектами концессионного соглашения являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем.
Федеральным законом № 115-ФЗ предусмотрены случаи заключения концессионного соглашения без проведения торгов. Так, согласно ч. 4.1 ст. 37 указанного закона с 01 мая 2015 года допускается заключение концессионного соглашения без проведения торгов по инициативе лиц, указанных в пункте 2 части 1 статьи 5 названного Федерального закона и отвечающих требованиям, предусмотренным частью 4.11 статьи 37, в порядке, установленном частями 4.2-4.10 и 4.12 данной статьи.
Статьями 2 и 3 Федерального закона от 07 мая 2013 года № 103-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения в Федеральный закон от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении», который дополнен статьей 28.1.
В соответствии с ч. 2 ст. 28.1 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» осуществление полномочий по организации в границах поселения, городского округа теплоснабжения населения посредством передачи прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в муниципальной собственности, реализуется по договорам их аренды или по концессионным соглашениям, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) и законодательством Российской Федерации о приватизации случаев передачи прав на такие объекты.
Из содержания ч. 3 ст. 28.1 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» следует, что в случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию, хотя бы одного объекта из числа объектов теплоснабжения, одного объекта из числа объектов централизованных систем горячего водоснабжения, или одной системы из числа таких систем, одного отдельного объекта таких систем, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного такого объекта или одной такой системы, одного отдельного объекта таких систем не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования такими объектами или системами осуществляется только по концессионным соглашениям (за исключением предоставления в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации указанных прав на это имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случаях, если это имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).
Нормами законодательства Российской Федерации, регулирующими правоотношения в сфере теплоснабжения и концессионных отношений и подлежащими исполнению органами власти и органами местного самоуправления, установлен специальный порядок передачи прав владения и пользования объектами теплоснабжения, срок ввода в эксплуатацию которых превышает 5 лет, в соответствии с которым передача таких объектов возможна исключительно по концессионным соглашениям.
Как указано в п. 6 ст. 5 Федерального закона № 103-ФЗ, со дня официального опубликования настоящего Федерального закона и до 1 января 2015 года допускается передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, без учета требований, предусмотренных ч.ч. 3 и 4 ст. 28.1 Федерального закона № 190-ФЗ (в редакции настоящего Федерального закона), по договору аренды данных объектов на срок до трех лет до передачи прав владения и (или) пользования данными объектами победителю конкурса на право заключения концессионного соглашения, если данные объекты входят в состав объекта концессионного соглашения или в состав иного передаваемого концедентом концессионеру по концессионному соглашению имущества.
Из анализа приведенных правовых норм следует, что в границах муниципального образования с 1 января 2015 года передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, срок ввода в эксплуатацию которых превышает 5 лет, находящимися в государственной или муниципальной собственности должна осуществляться исключительно посредством заключения концессионного соглашения.
Порядок взаимодействия органов местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области с уполномоченными исполнительными органами государственной власти Архангельской области предусмотрен разделами IX и IX (1) Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года № 1075, Постановлением Правительства Архангельской области от 20 июня 2017 года № 244-пп.
В соответствии с п. 14 Порядка по результатам рассмотрения проекта решения министерство с учетом заключений агентства и правового департамента, предусмотренных пунктами 11 и 12 настоящего Порядка, в течение 30 дней со дня поступления проекта решения в адрес Губернатора Архангельской области принимает одно из следующих решений: о согласовании проекта решения; об отказе в согласовании проекта решения.
В исключительных случаях министерство вправе продлить срок, установленный абзацем первым настоящего пункта, но не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока рассмотрения проекта решения орган местного самоуправления.
В судебном заседании установлено, и это подтверждается выписками филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Архангельской области и Ненецкому автономному округу от 03 декабря 2019 года № КУВИ-001/2019-29112081, что собственником объектов недвижимости: нежилого помещения, кадастровый <адрес>, является МО «Вельский муниципальный район».
Судом также установлено, что прокуратурой Вельского района проведена проверка исполнения требований законодательства Российской Федерации в сфере теплоснабжения, в ходе, которой установлено, что администрацией МО «Вельский муниципальный район» в нарушение требований Федерального закона от 21 июля 2005 года № 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" муниципальное имущество для обеспечения услуг теплоснабжения передано ООО «Теплодом» и ООО «Теплоресурс» по соглашениям в отсутствие конкурсных процедур. В связи с выявленными нарушениями прокурором Вельского района в адрес главы МО «Вельский муниципальный район» 12 июля 2019 года внесено представление об устранении нарушений закона, которое не исполнено, нарушения в установленный срок не устранены.
В судебном заседании установлено и это следует из материалов дела, что 31 августа 2016 года между КУМИ МО «Вельский муниципальный район» и ООО «Теплодом» было заключено соглашение о передаче в пользование имущества для оказания услуг теплоснабжения населению, организациям на территории МО «Судромское», МО «Пуйское», МО «Верхнеустькулойское», в соответствии с условиями которого, исполнителю было передано в пользование имущество, принадлежащее на праве собственности МО «Вельский муниципальный район», для обеспечения теплоснабжения населения, организаций на территории МО «Судромское», МО «Пуйское», МО «Верхнеустькулойское».
Согласно соглашению о передаче в пользование имущества для оказания услуг теплоснабжения населению, организациям на территории МО «Аргуновское», МО «Благовещенское», МО «Верхнешоношское», МО «Липовское», МО «Пакшеньгское», МО «Попонаволоцкое», МО «Солгинское», МО «Тегринское», МО «Усть-Шоношское» от 05 сентября 2017 года, заключенному между КУМИ МО «Вельский муниципальный район» и ООО «Теплоресурс», исполнителю было передано в пользование имущество, принадлежащее на праве собственности МО «Вельский муниципальный район», для обеспечения теплоснабжения населения, организаций на территории вышеуказанных муниципальных образований.
В соответствии с дополнительным соглашением от 01 августа 2018 года к соглашению от 05 сентября 2017 года, заключенному между КУМИ МО «Вельский муниципальный район» и ООО «Теплоресурс», исполнителю было передано в пользование имущество, принадлежащее на праве собственности МО «Вельский муниципальный район», для обеспечения теплоснабжения населения, организаций на территории МО «Ракуло-Кокшеньгское».
Судом также установлено и это не оспаривается административным ответчиком, что срок ввода в эксплуатацию объектов теплоснабжения, переданных по соглашениям о передаче имущества для оказания услуг теплоснабжения, превышает 5 лет.
Из объяснений представителя административного ответчика и письменных материалов дела следует, что с инициативой о заключении концессионного соглашения в отношении указанных объектов теплоснабжения, расположенных на территории МО «Вельский муниципальный район» выступило ООО «Теплоресурс».
21 июня 2019 года в адрес Агентства по тарифам и ценам Архангельской области администрацией МО «Вельский муниципальный район» был направлен пакет документов о намерении передать в концессию объекты теплоснабжения, и который был отозван административным ответчиком письмом от 13 сентября 2019 года в связи с подготовкой нового пакета документов.
26 сентября 2019 года в адрес Агентства по тарифам и ценам Архангельской области администрацией МО «Вельский муниципальный район» был повторно направлен пакет документов о намерении передать в концессию объекты теплоснабжения.
В соответствии с информационным письмом Агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 31 октября 2019 года, 05 ноября 2019 года, на заседании коллегии рассмотрен вопрос об оценке значений долгосрочных параметров регулирования тарифов, содержащихся в предложении о заключении концессионного соглашения, представленном ООО «Теплоресурс», выступающим с инициативой заключения концессионного соглашения в отношении объектов теплоснабжения, расположенных на территории муниципального образования «Вельский муниципальный район», для последующего направления на согласование рабочей группой по подготовке, заключению и реализации концессионных соглашений в отношении объектов коммунальной инфраструктуры Архангельской области. Письмо агентства от 01 ноября 2019 года № 313/3765 предварительный расчет долгосрочных параметров направлен в Министерство ТЭК и ЖКХ АО для согласования в рамках рабочей группы.
По результатам рассмотрения проекта концессионного соглашения в отношении объектов теплоснабжения, расположенных на территории муниципальных образований «Солгинское», «Попонаволоцкое», «Аргуновское», «Верхнешоношское», «Пакшеньгское», «Усть-Шоношское», «Липовское», «Тегринское», «Благовещенское», «Судромское», «Пуйское», «Верхнеустькулойское», «Ракуло-Кокшеньгское» муниципального образования «Вельский муниципальный район» в соответствии с п. 33 Постановления Правительства Архангельской области от 20 июня 2017 года № 244-пп, Агентство по тарифам и ценам Архангельской области отказало в согласовании содержащихся в нем долгосрочных параметров регулирования, о чем сообщило административному ответчику письмом от 16 декабря 2019 года № 313/4316, и направило рассчитанные агентством долгосрочные параметры регулирования деятельности концессионера для заключения концессионного соглашения в отношении указанных объектов теплоснабжения, согласовав применение метода индексации установленных тарифов и индекс эффективности операционных расходов в размере 1,0 процента на каждый год действия концессионного соглашения.
17 декабря 2019 года в адрес Министерства ТЭК и ЖКХ Архангельской области административным ответчиком вновь направлены предложение о заключении концессионного соглашения и проект концессионного соглашения.
Таким образом, судом достоверно установлено, что с момента передачи объектов теплоснабжения в собственность и по настоящее время концессионное соглашение в отношении указанных объектов теплоснабжения в установленном законом порядке не заключено, соответствующие конкурсные процедуры не проведены.
Между тем, в силу законодательства о концессионных соглашениях с момента поступления имущества в собственность администрация МО «Вельский муниципальный район» обязана была незамедлительно в предусмотренном законом порядке предпринять меры по организации конкурса на право заключения концессионного соглашения, тем самым выступив самостоятельно с инициативой о заключении концессионного соглашения и создав необходимые условия для заключения концессионного соглашения в наиболее ранние сроки.
При этом, заключенное ранее концессионное соглашение в отношении объектов теплоснабжения муниципального образования «Вельский муниципальный район» от 14 марта 2016 года между администрацией МО «Вельский муниципальный район» и ООО «Теплоресурс», не соответствовало действующему законодательству, Управлением Росреестра по Архангельской области и НАО 24 июня 2016 года было отказано в государственной регистрации иного ограничения (обременения) – концессии на указанные объекты недвижимости. В период приостановления государственной регистрации с 11 апреля 2016 года до 24 июня 2016 года недостатки не были устранены также именно администрацией МО «Вельский муниципальный район».
Все иные действия административного ответчика, направленные на заключение концессионного соглашения, сводились к подготовке проекта конкурсной документации и её согласование с уполномоченными субъектами.
Из материалов дела следует, что переписка администрации МО «Вельский муниципальный район» с Министерством ТЭК и ЖКХ Архангельской области, Агентством по тарифам и ценам Архангельской области, Правовым департаментом Администрации Архангельской области с целью согласования конкурсной документации в отношении указанных объектов теплоснабжения ведется с середины 2019 года, однако согласование со стороны уполномоченных органов в полном объеме не достигнуто на момент рассмотрения спора.
При этом, исходя из обстоятельств дела и объяснений лиц, участвующих в деле, суд приходит к выводу, что отсутствие согласования проекта конкурсной документации на заключение концессионных соглашений со стороны уполномоченных органов возникло по вине самой администрации МО «Вельский муниципальный район», составившей конкурсную документацию ненадлежащим образом, устранение замечаний к документации не носило со стороны администрации МО «Вельский муниципальный район» незамедлительного и единичного характера, учитывая, что со стороны административного ответчика вновь допускались недостатки в ее составлении в процессе устранения замечаний.
С момента передачи недвижимого имущества в собственность МО «Вельский муниципальный район» срока было более чем достаточно для подготовки конкурсной документации надлежащим образом, её согласования и проведения конкурса в установленном законом порядке.
В материалах дела отсутствуют доказательства, указывающие на объективные обстоятельства, препятствующие административному ответчику с указанного времени проведению надлежащих и своевременных мероприятий по передаче имущества по концессионному соглашению.
Приведенные доводы административного ответчика в обоснование возражений относительно заявленных исковых требований суд считает несостоятельными, при установленных по делу обстоятельствах.
Учитывая длительный срок нахождения объектов теплоснабжения в необоснованном, противоречащим концессионному законодательству пользовании, недостаточность предпринятых административным ответчиком мер, суд приходит к выводу, что со стороны административного ответчика имеет место незаконное бездействие, нарушающее права и законные интересы неопределенного круга лиц – жителей муниципальных образований, пользующихся услугами теплоснабжения, предоставляемых посредством указанных объектов.
Исходя из положений п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Таким образом, в судебном заседании нашел подтверждение факт бездействия администрации МО «Вельский муниципальный район» по исполнению обязанности по проведению конкурсных процедур на право заключения концессионного соглашения и заключению концессионного соглашения на объекты теплоснабжения, в связи с чем, требования прокурора Вельского района подлежат удовлетворению.
Согласно ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений, в том числе: об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
С учетом изложенного и в совокупности с установленными по делу обстоятельствами и нормами материального права, суд считает, что заявленные прокурором Вельского района Архангельской области требования подлежат удовлетворению.
При этом, в случае наличия исключительных обстоятельств, препятствующих исполнению вступившего в законную силу решения суда вопрос о предоставлении отсрочки исполнения решения суда подлежит разрешению в порядке ст. 189 КАС РФ.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 226-227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление прокурора Вельского района в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Вельский муниципальный район» – удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Вельский муниципальный район», связанное с непроведением конкурса на право заключения концессионного соглашения с целью передачи по концессионному соглашению объектов теплоснабжения, находящихся в муниципальной собственности, обязать администрацию муниципального образования «Вельский муниципальный район» провести конкурсные процедуры на право заключения концессионного соглашения и заключить концессионное соглашение по итогам конкурса либо заключить концессионное соглашения с лицом, выступающим с инициативой заключения концессионного соглашения на объекты теплоснабжения, находящиеся в муниципальной собственности муниципального образования «Вельский муниципальный район», а именно <адрес>
Обязать администрацию муниципального образования «Вельский муниципальный район» сообщить об устранении допущенных нарушений в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу в суд, а также административному истцу.
Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Вельский районный суд Архангельской области.
Председательствующий подпись Ю.А. Смоленская