Дело № 2а-1972/2021
34RS0007-01-2021-003868-61
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Тракторозаводский районный суд АДРЕС ИЗЪЯТ в составе:
председательствующего судьи Щелконоговой С.С.,
при секретаре Асташевой И.А.,
с участием старшего помощника прокурора АДРЕС ИЗЪЯТ ФИО4,
административного ответчика – Солдатова А.В.,
26 июля 2021 года рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием видео-конференц-связи административное дело по административному исковому заявлению Федерального казенного учреждения «Исправительная колония ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ УФСИН России по АДРЕС ИЗЪЯТ» к ФИО2 об установлении административного надзора,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное казенное учреждение «Исправительная колония ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ УФСИН России по АДРЕС ИЗЪЯТ» обратилось в суд с административным исковым заявлением об установлении административного надзора в отношении осужденного Солдатова А.В. сроком на 3 года, а также установлении административных ограничений в виде возложении на него обязанности являться 3 раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации; запрета пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица с 23.00 часов до 06.00 часов. В обосновании искового заявления указав, что Солдатов А.В. отбывает наказание по приговору Тульского областного суда от 02 марта 2006 года, которым осужден за совершение преступлений, предусмотренных ч.2 ст.201, п. «ж» ч.2 ст.105, ч.3 ст.30, п. «к» ч.2 ст.105, ч.1 ст.222, ч.3 ст.63 Уголовного кодекса Российской Федерации, с присоединением приговора Тульского областного суда от 03 июня 2005 года, к наказанию в виде 20 лет лишения свободы, с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима. Кассационным определением Верховного Суда Российской Федерации Солдатов А.В. освобожден от наказания по ч.1 ст.222 Уголовного кодекса Российской Федерации, окончательно назначено наказание в виде 19 лет лишения свободы с отбыванием наказания в исправительно колонии строгого режима. Вину в совершенном преступлении в судебном заседании не признал. Начало срока - 02 марта 2006 года, конец срока – 16 декабря 2021 года; за время отбывания наказания в местах лишения свободы имеет 27 взысканий, 1 поощрение. 09 сентября 2013 года Солдатов А.В. признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания. Поскольку Солдатов А.В. является лицом, освобождаемым из мест лишения свободы, имеет неснятую и непогашенную судимость за совершение тяжкого преступления, в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавался злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, ФКУ ИК-9 УФСИН России по АДРЕС ИЗЪЯТ обратилось в суд с настоящим иском об установлении Солдатову А.В. административного надзора с установлением вышеуказанных административных ограничений.
Представитель административного истца - ФКУ ИК-9 УФСИН России по АДРЕС ИЗЪЯТ в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежаще, просил рассмотреть дело без его участия.
Административный ответчик – Солдатов А.С. в судебном заседании согласился с административными исковыми требованиями, не возражал против установления в отношении него административного надзора и указанных в иске административных ограничений, просил уменьшить количество явок в орган внутренних дел для регистрации.
Выслушав административного ответчика – Солдатова А.С., заключение прокурора, полагавшего необходимым удовлетворить заявленные требования административного истца частично, уменьшив количество явок в орган внутренних дел для регистрации, изучив материалы дела, суд приходит к выводу, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению частично по следующим основаниям.
Основания и порядок установления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, предусмотрены главой 29 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и Федеральным законом от 06 апреля 2011 года № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы».
Статьей 2 Федерального закона от 06 апреля 2011 года №64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» предусмотрено установление административного надзора для предупреждения совершения лицами, указанными в статье 3 настоящего Федерального закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 06 апреля 2011 года №64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» административный надзор устанавливается судом на основании заявления исправительного учреждения или органа внутренних дел.
На основании пункта 1 части 1 статьи 3 Федерального закона от 06 апреля 2011 года №64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, если лицо в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания (пункт 1 части 3 статьи 3 Федерального закона от 06 апреля 2011 года №64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы»).
В судебном заседании установлено, что 02 марта 2006 года Солдатов А.В. осужден приговором Тульского областного суда по ч.2 ст.210, п.«ж» ч.2 ст.105, ч.3 ст.30, п.«к» ч.2 ст.105, ч.1 ст.222 Уголовного кодекса Российской Федерации, на основании ч.3 ст.69 Уголовного кодекса Российской Федерации по совокупности преступлений путем частичного сложения назначенных наказаний к наказанию в виде 18 лет лишения свободы; в соответствии с ч.5 ст.69 Уголовного кодекса Российской Федерации к назначенному наказанию частично присоединено наказание по приговору Тульского областного суда от 03 июня 2005 года по ч.2 ст.209, п.п. «ж, з» ч.2 ст.105, ч.3 ст.69 Уголовного кодекса Российской Федерации в виде 2 лет лишения свободы, окончательно назначено наказание Солдатову А.В. по совокупности преступлений в виде 20 лет лишения свободы, с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима (т.1 л.д.11-202, т.2 л.д.1-104).
Кассационным определением судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации от 26 декабря 2007 года приговор Тульского областного суда от 02 марта 2006 года в отношении Солдатова А.В. изменен: он освобожден от назначенного ему наказания по ч.1 ст.222 Уголовного кодекса Российской Федерации, по совокупности преступлений, предусмотренных ч.2 ст.210, п. «ж» ч.2 ст.105, ч.3 ст.30, п. «к» ч.2 ст.105 Уголовного кодекса Российской Федерации, в соответствии с ч.3 ст. 69 Уголовного кодекса Российской Федерации путем частичного сложения наказания назначено 17 лет лишения свободы. В соответствии с ч.5 ст.69 Уголовного кодекса Российской Федерации путем частичного сложения данного наказания с наказанием, назначенным по приговору Тульского областного суда от 02 июня 2005 года, окончательно назначено наказание в виде 19 лет лишения свободы; в остальной части приговор оставлен без изменения (т.1 л.д.203-223).
Из характеристики осужденного Солдатова А.В. следует, что он ранее судим, отбывает наказание в ФКУ ИК – 9 УФСИН России по АДРЕС ИЗЪЯТ с 17 января 2016 года; прибыл в ИК-9 из СИЗО-5 УФСИН России по Волгоградской области; по прибытию в ИК-9 был приобщен к общественно-полезному труду, в дальнейшем трудоустроиться в промышленную зону учреждения желания не изъявил, в настоящее время не трудоустроен, к труду относится отрицательно, мероприятия воспитательно-профилактического характера посещает под строгим контролем администрации; из проводимых с ним бесед выводы делает для себя не всегда правильные; в общественной жизни колонии и отряда не участвует, отношения в отряде поддерживает с осужденными отрицательной направленности поведения, по приговору суда вину в совершенном преступлении признал полностью; исполнительных листов на Солдатова А.В. в колонию не поступали; постановлениям от 09 сентября 2013 года переведён из обычных в строгие условия отбывания наказания, постановлением от 09 марта 2015 года переведен из строгих в обычные условия отбывания наказания, постановлением от 10 мая 2016 года переведен из обычных в строгие условия отбывания наказания, постановлением от12 февраля 2019 года переведен из строгих в обычные условия отбывания наказания; протоколом №7 от 14 апреля 2018 года постановлен на профилактический учет, как склонный к нападению на представителей администрации и иных сотрудников правоохранительных органов, как склонный к совершению побега, снят с учёта 30 марта 2020 года; протоколом №21 от 26 августа 2013 года поставлен на профилактический учет, как лидер и активный участник группировок отрицательной направленности, а также, как лицо, оказывающее негативное влияние на других осужденных, снят с учета 26 августа 2020 года; протоколом №23 от 23 сентября 2013 года поставлен на профилактический учет, как склонный к систематическому нарушению правил внутреннего распорядка; протоколом №29 от 25 ноября 2013 года постановлен на профилактический учет, как склонный к совершению суицида, членовредительству; постановлением от 09 сентября 2013 года признан злостными нарушителем установленного порядка отбывания наказания, характеризуется отрицательно (т.1 л.д.9).
Представленная в материалах дела характеристика подписана должностными лицами исправительного учреждения и оснований не доверять сведениям, изложенным в характеристике, у суда не имеется.
Из справки о взысканиях и поощрениях усматривается, что осужденный Солдатов А.В. за время отбывания наказания в местах лишения свободы имеет 27 взысканий, 1 поощрение.
Приговором Тульского областного суда от 02 июня 2006 года (с учетом кассационного определения Верховного Суда Российской Федерации от 26 декабря 2007 года) Солдатов А.В. осужден за совершение, в том числе, тяжкого и особо тяжкого преступлений; в его действиях рецидив не установлен.
Постановлением и.о. начальника ФКУ ИК-24 УФСИН России по АДРЕС ИЗЪЯТ ДАТА ИЗЪЯТА ФИО2 признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания (т.1 л.д.224).
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 12 постановления от 16 мая 2017 года № 15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» разъяснил, что возможность установления административного надзора в отношении лица, указанного в части 1 статьи 3 Закона и признанного в период отбывания наказания злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, связана с самим фактом признания лица злостным нарушителем порядка отбывания наказания и не зависит от времени принятия соответствующего постановления начальником исправительного учреждения.
В связи с этим истечение на момент рассмотрения дела об административном надзоре срока, в период которого лицо считается имеющим дисциплинарное взыскание, явившееся основанием для признания его злостным нарушителем порядка отбывания наказания, не влияет на возможность установления такого надзора (пункт 1 части 3 статьи 3 Закона, часть 8 статьи 117 УИК РФ).
В соответствии с пунктом 1 части 1, пунктом 1 части 3 статьи 5 Федерального закона от 06 апреля 2011 года №64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в части 1 (пункты 1, 2 и 4) статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок от одного года до трех лет, но не свыше срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости.
Согласно пункту 24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16 мая 2017г. №15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» необходимо иметь в виду, что административный надзор может быть установлен в отношении совершеннолетнего лица, имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления либо преступления при рецидиве преступлений, на срок от одного года до трех лет, но не свыше срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости (пункт 1 части 1 статьи 5 Федерального закона от 06 апреля 2011 года №64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», статьи 86 и 95 Уголовного кодекса Российской Федерации).
Вместе с тем в случаях, когда на момент рассмотрения дела об административном надзоре срок, оставшийся до погашения судимости указанных лиц, составляет менее одного года, административный надзор может устанавливаться на срок, оставшийся до погашения судимости.
Пунктом 26 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16 мая 2017г. №15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» разъяснено, что в случае, когда лицо, освобождаемое или освобожденное из мест лишения свободы, имеет неснятую или непогашенную судимость за совершение преступлений различных категорий, срок административного надзора определяется исходя из срока для погашения судимости только за то преступление, в связи с совершением которого назначается административный надзор (часть 1 статьи 5 Федерального закона от 06 апреля 2011 года №64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», статья 86 Уголовного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 3 статьи 86 Уголовного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент совершения преступлений) судимость погашается в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за тяжкие преступления, - по истечении шести лет после отбытия наказания, за особо тяжкие – по истечении восьми лет после отбытия наказания.
Срок административного надзора исчисляется в отношении лица, указанного в части 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, при наличии основания, предусмотренного пунктом 1 части 3 статьи 3 настоящего Федерального закона, и лиц, указанных в частях 2 и 2.1 статьи 3 настоящего Федерального закона, со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
Таким образом, судом установлено, что Солдатов А.В. является совершеннолетним лицом, освобождаемым из мест лишения свободы, имеет непогашенную и неснятую судимость за совершение тяжкого и особо тяжкого преступлений, в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавался злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.
Поэтому в целях предупреждения совершения им преступлений в дальнейшем, принятия индивидуальных мер профилактического воздействия, а также учитывая срок погашения судимости административного ответчика, установить в отношении Солдатова А.В. административный надзор сроком на 3 года.
В соответствии с частью 3 статьи 273 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в решении суда об установлении или о продлении административного надзора должен быть указан срок административного надзора, конкретные административные ограничения, установленные судом.
Согласно статье 4 Федерального закона от 06 апреля 2011 года № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» в отношении поднадзорного могут устанавливаться следующие административные ограничения:
запрещение пребывания в определённых местах;
запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях;
запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица в определённое время суток;
запрещение выезда за установленные судом пределы территории;
обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
Установление судом административного ограничения в виде обязательной явки от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации является обязательным.
При этом в соответствии с пунктом 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16 мая 2017 года №15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» административное ограничение не является наказанием за совершение преступления и (или) правонарушения, а представляет собой меру, направленную на предотвращение повторного совершения преступлений и (или) иных правонарушений лицами, имеющими судимость за определенные виды преступлений, предусмотренные Законом, посредством осуществления административного надзора.
В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 5 Федерального закона от 06 апреля 2011 года № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» срок административного надзора подлежит исчислению со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства или пребывания.
При таких обстоятельствах, суд считает заявленные ФКУ ИК-9 УФСИН России по Волгоградской области требования обоснованными и подлежащими удовлетворению в части обязания Солдатова А.В. являться два раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации; запрета на пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства или пребывания поднадзорного лица с 23.00 часов до 06.00 часов.
В части установления административного ограничения в виде возложения на Солдатова А.В. обязанности являться в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации более двух раз в месяц, суд считает необходимым отказать, так как, принимая во внимание личность Солдатова А.В., его поведение в период отбывания наказания, а также в целях предупреждения преступлений и правонарушений суд приходит к выводу о том, что профилактическое воздействие на осужденного Солдатова А.В. может быть обеспечено его обязательной явкой два раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации, а также запретом пребывания вне жилого помещения или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, с 23.00 часов до 06.00 часов, поскольку назначение данного вида ограничения не влияет на надзор в отношении определенной категории лиц, к которой относится Солдатов А.В.
Руководствуясь статьями 175-180, 273 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Федерального казенного учреждения «Исправительная колония ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ УФСИН России по АДРЕС ИЗЪЯТ» об установлении административного надзора в отношении ФИО2 - удовлетворить.
Установить административный надзор в отношении ФИО2, ДАТА ИЗЪЯТА года рождения сроком на 03 (три) года – по ДАТА ИЗЪЯТА.
Установить в отношении ФИО2, ДАТА ИЗЪЯТА года рождения в период срока административного надзора административные ограничения в виде:
- обязательной явки в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения 2 (два) раза в месяц для регистрации;
- запрета пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица с 23:00 часов до 06:00 часов.
В удовлетворении административных исковых требований об установлении ФИО2 административного ограничения в виде обязательной явки в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации свыше двух раз в месяц – отказать.
Срок административного надзора исчислять со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в АДРЕС ИЗЪЯТ областной суд через Тракторозаводский районный суд АДРЕС ИЗЪЯТ в течение 10 дней со дня вынесения решения.
Судья: С. С. Щелконогова