Судья Биджиева Э.А. Дело № 33-195/2012
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
08 февраля 2012 г. г. Нальчик
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Кабардино-Балкарской Республики в составе:
Председательствующего Кучукова О. М.
Судей Эфендиева М. А. и Бейтуганова А.З.
при секретаре Жилове Х. В.
с участием –прокурора Мокаева А. М.
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Бейтуганова А.З. гражданское дело по иску прокурора Прохладненского района в интересах Шатовой Яны Дмитриевны ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ к Правительству Кабардино-Балкарской республики о предоставлении вне очереди жилого помещения не ниже установленных социальных норм в Прохладненском районе КБР
по кассационной жалобе Правительства КБР на решение Нальчикского городского суда КБР от 15 декабря 2011 г.
установила:
Прокурор Прохладненского района КБР обратился в суд с иском в интересах Шатовой Я. Д. являющейся лицом из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о возложении на Правительство КБР обязанности предоставить ей вне очереди жилое помещение не ниже установленных социальных норм.
В обоснование иска указывается, что в ходе проведенной проверки установлено, что Шатова Я. Д., согласно постановлению главы местной администрации Прохладненского муниципального района №533 от 25 мая 2011 г., состоит на регистрационном учёте в администрации Прохладненского района на внеочередное получение жилья, как входящая в список детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и совершеннолетних граждан из числа детей – сирот, для приобретения ( строительства ) жилья.
Кроме того, в заявлении указано, что в силу части 2 статьи 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы
Аналогичная норма закреплена и в статье 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», от 21 декабря 1996 г., согласно которой лица указанной категории, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
В судебном заседании представитель истца помощник прокурора Прохладненского района КБР Броев М. М. поддержал заявленные исковые требования, просил их удовлетворить.
Шатова Я. Д. заявленные требования поддержала и просила их удовлетворить по основаниям указанным в исковом заявлении.
Представитель ответчика Кужонов Ж. А., заявленные требования не признал и просил отказать в их удовлетворении так как, по его мнению, Правительство КБР не является надлежащим ответчиком по данной категории дел.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Местной администрации Прохладненского муниципального района КБР, не возражала против удовлетворения исковых требований.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Министерства экономического развития и торговли КБР, возражал против удовлетворения исковых требований.
Третьи лица – Министерство образования и науки КБР, Республиканская комиссия по соблюдению жилищных прав детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей при Правительстве КБР - извещенные надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания не обеспечили явку в суд своих представителей, причин не явки суду не сообщили.
Решением Нальчикского городского суда КБР от 15 декабря 2011 года постановлено:
Исковое заявление прокурора Прохладненского района КБР в интересах Шатовой Яны Дмитриевны к Правительству Кабардино-Балкарской Республики удовлетворить.
Обязать Правительство Кабардино-Балкарской Республики предоставить Шатовой Яне Дмитриевны ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ зарегистрированной по адресу: <адрес> <адрес> вне очереди жилое помещение не ниже установленных социальных норм.
В кассационной жалобе на данное решение представитель Правительства КБР – Кужонов Ж. А., действующий по доверенности от 17 августа 2011 г., просит его отменить и направить дело на новое рассмотрение, ввиду его незаконности и необоснованности.
В кассационной жалобе указано, что в силу Конституции КБР и Закона КБР «О Правительстве КБР» Правительство КБР является коллегиальным, совещательным, высшим постоянно действующим исполнительным органом государственной власти КБР не обладающим статусом юридического лица. В связи с этим на Правительство КБР не открыто ни одного лицевого или расчетного счета, за Правительством КБР не закреплено какого-либо имущества. При таких обстоятельствах данное решение нарушает один из основных принципов гражданского судопроизводства - принцип исполнимости решений.
Кроме того, Правительство КБР является не надлежащим ответчиком, поскольку в соответствии с постановлением №333-ПП Министерство образования и науки КБР определено уполномоченным исполнительным органом государственной власти КБР по реализации мероприятий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения.
В соответствии с пунктом 4.20 Положения о Министерстве образования и науки КБР, утверждённого постановлением Правительства КБР от 25 января 2008 г., Минобразования КБР реализует государственную политику по защите прав и законных интересов несовершеннолетних, в том числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, нуждающихся в помощи государства, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Лица участвующие в деле извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, причин не явки суду не сообщили. В соответствии с частью 2 статьи 354 ГПК РФ дело рассмотрено в их отсутствие.
Заслушав доклад судьи Бейтуганова А.З., изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав возражения прокурора Мокаева А. М., не поддержавшего доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия приходит к следующему.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по правилам части 1 статьи 347 ГПК РФ в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены постановленного решения.
Как следует из материалов дела, суд правильно определил характер правоотношения между сторонами и закон, подлежащий применению при рассмотрении дела, на основании которого верно определил круг обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела по существу.
Представленные сторонами доказательства оценены судом в соответствии с принципами относимости, допустимости доказательств, на основе состязательности и равноправия сторон (статьи 12, 59, 60 ГПК РФ).
Частью 3 статьи 40 Конституции РФ установлен круг лиц, которые обеспечиваются жильем в соответствии с установленными законом нормами из государственных, муниципальных и других жилищных фондов бесплатно или за доступную плату на условиях социального найма.
В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Категории лиц, для которых сохраняется система предоставления жилья в порядке очередности, предусматривается федеральными законами и законами субъектов РФ.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В силу абзаца 2 пункта 1 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
В соответствии со статьёй 85 "Бюджетного кодекса Российской Федерации" от 31июля 1998 N 145-ФЗ расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате:
- принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, а также заключения субъектом Российской Федерации (от имени субъекта Российской Федерации) договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам ведения субъектов Российской Федерации;
- принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, а также заключения субъектом Российской Федерации (от имени субъекта Российской Федерации) договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, указанных в пунктах 2 и 5 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации";
- заключения от имени субъекта Российской Федерации договоров (соглашений) казенными учреждениями субъекта Российской Федерации.
Таким образом, действующим законодательством закреплено, что меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в виде предоставления жилых помещений, определяются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно с учетом возможностей бюджета публично-правового образования.
В силу статьи 108 Конституции Кабардино-Балкарской Республики Правительство Кабардино-Балкарской Республики является высшим постоянно действующим исполнительным органом государственной власти Кабардино-Балкарской Республики, подотчетным Президенту Кабардино-Балкарской Республики.
В соответствии со статьёй 16 Закона Кабардино-Балкарской Республики от 20 декабря 1999 N 5-РЗ Правительство Кабардино-Балкарской Республики обеспечивает проведение единой государственной социальной политики, реализацию конституционных прав граждан в области труда, социальной защиты населения, охраны здоровья, обеспечения жильем.
Законом Кабардино-Балкарской Республики от 26 декабря 2008 N 74-РЗ "О Республиканской целевой программе "Жилище" на 2008 - 2015 годы" утверждена Республиканская целевая программа "Жилище" на 2008 - 2015 годы.
Статья 2 названного Закона обязывает Правительство Кабардино-Балкарской Республики предусматривать средства для реализации Республиканской целевой программы "Жилище" на 2008 - 2015 годы при разработке проектов законов Кабардино-Балкарской Республики о республиканском бюджете Кабардино-Балкарской Республики на соответствующий период.
Законом также установлено, что исполнение государственных обязательств по обеспечению жильем детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа осуществляется путем строительства многоквартирных домов, приобретения (строительства) жилого помещения за счет средств федерального бюджета и республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики.
Постановлением Правительства КБР от 29 декабря 2009 N 333-ПП утверждены «Правила распределения субсидий из федерального бюджета, поступивших в целях софинансирования расходов республиканского бюджета Кабардино-Балкарской республики на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой».
В соответствии с названными Правилами Министерство образования и науки Кабардино-Балкарской Республики, как уполномоченный исполнительный орган государственной власти Кабардино-Балкарской Республики по реализации мероприятий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, на основании сводного списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, представляет в Министерство финансов Кабардино-Балкарской Республики заявку на финансирование расходов, связанных с обеспечением жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения.
Министерство финансов Кабардино-Балкарской Республики в пределах и за счет средств, поступающих из федерального бюджета в виде субсидий, производит финансирование уполномоченного органа (пункты 2,3).
Тем самым, Правительство КБР не наделило Министерство образования и науки КБР полномочиями по финансированию и приобретению жилых помещений детям-сиротам.
Из анализа приведенных правовых норм следует, что надлежащим ответчиком является исполнительный орган субъекта государственной власти, т.е. Правительство КБР, на которое законом возложена обязанность по предоставлению благоустроенного жилого помещения детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей.
С учетом изложенного, судом первой инстанции вопреки доводам кассационной жалобы правильно возложена обязанность по обеспечению жильем Шатовой Я. Д. на Правительство КБР - высший исполнительный орган государственной власти Кабардино-Балкарской Республики.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 360, 361 ГПК РФ Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда,
определила:
Решение Нальчикского городского суда от 15 декабря 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Правительства КБР - без удовлетворения.
Председательствующий: О. М. Кучуков
Судьи: М. А. Эфендиев
А. З. Бейтуганов
Копия верна:
Судья Верховного суда КБР А.З. Бейтуганов