Дело № 2-587/2024
УИД 32RS0023-01-2024-000783-30
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
12 декабря 2024 года г. Почеп
Почепский районный суд Брянской области в составе судьи Чистова В.В., при секретаре Прудниковой Н.Н.,
при участии истца ФИО33., представителя истца-адвоката Копылова Д.В., представителя ответчика ГКУ Брянской области «Отдел социальной защиты населения Почепского района Брянской области» - Егоровой Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО34 к Департаменту социальной политики и занятости населения Брянской области, ГКУ Брянской области «Отдел социальной защиты населения Почепского района Брянской области» о признании права на получение единовременной социальной выплаты,
У С Т А Н О В И Л:
Истец ФИО35. обратилась в суд с иском к Департаменту социальной политики и занятости населения Брянской области, ГКУ Брянской области «Отдел социальной защиты населения Почепского района Брянской области» о признании права на получение единовременной социальной выплаты, ссылаясь на то, что ее сын ФИО7. принимал участие в специальной военной операции в составе ЧВК «Вагнер» в период с ДД.ММ.ГГГГ, во время участия в СВО в ходе боев за <адрес>, геройски погиб, Указом Президента РФ награжден государственной наградой. ДД.ММ.ГГГГ истцу было выдано удостоверение № № Министерства Обороны РФ о том, что она является членом семьи погибшего.
Истец ФИО36. обратилась в Департамент социальной политики и занятости населения Брянской области с заявлением о назначении и выплате ей единовременной денежной выплаты в соответствии с Законом Брянской области от 02.10.2023 № 69-З «О дополнительных мерах социальной поддержки отдельных категорий военнослужащих, сотрудников федеральных государственных органов, лиц, поступивших в добровольческие формирования, работников специализированного государственного унитарного предприятия, а также членов их семей», однако в назначении и выплате таковой ей было отказано. С указанным решением ФИО54 не согласна, в связи с чем обратилась в суд.
Просит суд признать за ФИО38, право на получение единовременной социальной выплаты, взыскать с Министерства труда и социальной защиты в пользу истца единовременную социальную выплату, утвержденную ч. 2.2 ст. 6 Закона Брянской области от 02.10.2023 № 69-З «О дополнительных мерах социальной поддержки отдельных категорий военнослужащих, сотрудников федеральных государственных органов, лиц, поступивших в добровольческие формирования, работников специализированного государственного унитарного предприятия, а также членов их семей» в размере 2 000 000 рублей.
Истец ФИО37 представитель истца адвокат Копылов Д.В. в судебном заседании с учетом увеличения исковых требований, просили признать ФИО8 добровольцем, который с ДД.ММ.ГГГГ принимал участие в качестве – бойца ЧВК «Вагнер» в СВО, для содействия в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации по защите интересов Российской Федерации, признать за истцом право на получение единовременной социальной выплаты, взыскать с ГКУ «ОСЗН Почепского района» в пользу истца единовременную социальную выплату, утвержденную ч. 2.2 ст. 6 Закона Брянской области от 02.10.2023 № 69-З «О дополнительных мерах социальной поддержки отдельных категорий военнослужащих, сотрудников федеральных государственных органов, лиц, поступивших в добровольческие формирования, работников специализированного государственного унитарного предприятия, а также членов их семей» в размере 2 000 000 рублей, по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Настаивали, что ФИО9 является добровольцем, принимавшем участие в специальной военной операции в составе ЧВК «Вагнер», относящейся к организациям, содействующим выполнению задач, стоящих перед ВС РФ.
Представитель ответчика ГКУ Брянской области «Отдел социальной защиты населения Почепского района Брянской области» по доверенности Егорова Н.Н., в судебном заседании полагала, что иск не подлежит удовлетворению по доводам, изложенным в письменном отзыве.
Представитель ответчика Департамента социальной политики и занятости населения Брянской области в судебное заседание не явился, извещен судом надлежащим образом, представил отзыв, в котором полагал, что заявленные требования удовлетворению не подлежат. В процессе рассмотрения гражданского дела пояснила, что погибший в ходе проведения СВО ФИО39. поступил в ЧВК «Вагнер» <данные изъяты>, контракт о прохождении военной службы с Министерством обороны РФ он не заключал. Получение единовременной социальной выплаты в размере 2000000 рублей членам семьи погибшего лица, состоявшего в рядах ЧВК «Вагнер», законодательством Брянской области не предусмотрено. В то же время, истец ФИО40., являясь членом семьи погибшего ветерана боевых действий, имеет право на меры социальной поддержки, установленной действующим законодательством, соответствующее удостоверение истцом получено.
Третье лицо представитель Министерства обороны Российской Федерации в судебное заседание не явился, извещен судом надлежащим образом, представил отзыв, в котором полагал, что заявленные требования удовлетворению не подлежат, ссылаясь на то, что сведений о том, что ФИО11 являлся военнослужащим, проходящим военную службу по контракту или относился к категории военнослужащих, призванных в рамках частичной мобилизации не установлено. ФИО41. принимал участие в СВО как боец ЧВК «Вагнер» в период с ДД.ММ.ГГГГ, указанная частная компания в структуру Вооруженных Сил Российской Федерации не входит. Факт нахождения ФИО42. на территории Республики Украина, участие его в боевых действиях и наличие связи его смерти с получением ранения могут свидетельствовать лишь о возможности отнесения его к категории «ветеран боевых действий» в соответствии с п.п. 2.4 п. 1 ст. 3 Федерального закона от 12.01.1995 №5-ФЗ «О ветеранах», согласно которому к ветеранам боевых действий относятся в том числе лица, заключившие контракт (имевшие иные правоотношения) с организациями, содействующими выполнению задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации, в ходе специальной военной операции на территориях Украины, Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики с 24 февраля 2022 года, а также на территориях Запорожской области и Херсонской области с 30 сентября 2022 года. Указывает, что статус «ветеран боевых действий» на которое мог бы претендовать ФИО43 не тождественен статусу «военнослужащий» или «лицо, поступившее в добровольческое формирование». Просил рассмотреть дело в отсутствие представителя Министерства Обороны Российской Федерации.
Представитель прокуратуры Почепского района Брянской области в судебное заседание не явился, извещен судом надлежащим образом, о причинах неявки не сообщил.
В соответствии со ст.167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие неявившихся лиц.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные по делу доказательства, приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Согласно ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии со ст. 9 ГК РФ граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.
В силу ст. 11 ГК РФ суд осуществляет защиту нарушенных или оспоренных прав.
Согласно статье 2 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" к военнослужащим относятся: офицеры, прапорщики и мичманы, курсанты военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования, сержанты и старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по контракту; сержанты, старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по призыву, курсанты военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования до заключения с ними контракта о прохождении военной службы.
Исходя из статьи 2 указанного закона военная служба - особый вид федеральной государственной службы.
В соответствии с пунктом 10 статьи 22.1 Федерального закона от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне» граждане РФ, пребывающие в добровольческих формированиях, имеют статус (совокупность прав, обязанностей и ответственности), устанавливаемый федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ. На таких граждан в случаях и порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, распространяется статус военнослужащих.
Частью 4 указанной статьи предусмотрено, что гражданин Российской Федерации может поступить в добровольческое формирование путем заключения контракта о пребывании в добровольческом формировании (о добровольном содействии в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации или войска национальной гвардии Российской Федерации). Термин «контракт о пребывании в добровольческом формировании» и термин «контракт о добровольном содействии в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации или войска национальной гвардии Российской Федерации» в федеральных законах используются в одном значении.
Таким образом, обязательным условием для признания лица, заключившим контракт о добровольном содействии в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации, является именно факт заключения самим лицом контракта с Министерством обороны Российской Федерации.
Порядок поступления граждан Российской Федерации в добровольческие формирования, пребывания в них и исключения из них, требований, предъявляемых к гражданам Российской Федерации, поступающим в добровольческие формирования и пребывающим в них, а также порядка заключения контракта гражданами Российской Федерации о пребывании в добровольческом формировании и типовой формы контракта определен Приказом Министра обороны РФ от 15 февраля 2023 года №67 в соответствии с подпунктом 8 пункта 1 и пунктами 5 и 6 статьи 22 Федерального закона от 31 мая 1996 г. У261-ФЗ обороне», им же установлены требования, предъявляемые к гражданам Российской Федерации, поступающим в добровольческие формирования и пребывающим в них.
Иной порядок поступления в добровольческие формирования законом не предусмотрен.
Согласно пункту 6 указанного Порядка граждане, не находящиеся на военной службе, изъявившие желание поступить в добровольческое формирование, подают заявление в военные комиссариаты муниципальных образований, где они состоят на воинском учете (не состоящие на воинском учете - в военные комиссариаты муниципальных образований по месту жительства) (далее - военные комиссариаты).
Заявление кандидата подлежит возврату военным комиссариатом, в числе прочих оснований, в связи с ведением в отношении кандидата дознания, предварительного следствия или передача уголовного дела в суд, вынесение в отношении его обвинительного приговора и назначение наказания.
Таким образом, согласие на участие в выполнении задач СВО не является контрактом и не может являться основанием для отнесения граждан к категории военнослужащих либо лиц, поступивших в добровольческие формирования.
Судом установлено, что решением ГКУ «ОСЗН Почепского района» от ДД.ММ.ГГГГ года ФИО44 отказано в назначении единовременной денежной выплате в соответствии с п.п. 2 п. 12 Порядка предоставления единовременной выплаты членам семей погибших (умерших) военнослужащих, сотрудников, добровольцев, утвержденного постановлением Правительства Брянской области от 27.11.2023 № 605-П в связи с отсутствием сведений, подтверждающих принадлежность погибшего (умершего) военнослужащего, сотрудника, добровольца к категории, указанной в пунктах 1-7 статьи 2 закона. В ответе Министерства обороны Военного комиссариата Брянской области от ДД.ММ.ГГГГ, полученного в порядке межведомственного информационного взаимодействия, согласно пункта 8 вышеуказанного порядка, у ФИО12. отсутствуют сведения, подтверждающие принадлежность погибшего (умершего) военнослужащего, сотрудника, добровольца к категории, указанным в пунктах 1-7 статьи 2 Закона.
ФИО45, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, <данные изъяты> ФИО14, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Приговором Почепского районного суда Брянской области от ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ года ФИО15. осужден к <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ убыл из <адрес>
Согласно ответу Врио первого заместителя <данные изъяты>, ФИО16., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, освобожден по Указу Президента Российской Федерации «О помиловании».
Как следует из свидетельства о смерти № № № от ДД.ММ.ГГГГ и справки о смерти № № от ДД.ММ.ГГГГ, выданных <данные изъяты>, ФИО32. умер ДД.ММ.ГГГГ года в <адрес>, причиной смерти является острая массивная кровопотеря R58, другие уточненные травмы с вовлечением нескольких областей тела T06.8, военные операции, вызвавшие повреждения другими видами взрывов или осколками Y36.2. Запись акта о смерти № № от ДД.ММ.ГГГГ.
Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ года ФИО46. награжден медалью «За отвагу» (посмертно) № №
ДД.ММ.ГГГГ ФИО55 выдано удостоверение члена семьи погибшего ветерана боевых действий.
Из справки межрегиональной общественной организации «Лига защиты интересов ветеранов локальных войн и военных конфликтов» исх. № № от ДД.ММ.ГГГГ года, следует, что ФИО17 с ДД.ММ.ГГГГ принимал участие в специальной военной операции с составе добровольческого формирования ЧВК «Вагнер», для содействия в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации. В ходе боев за <адрес> ДНР геройски погиб, награжден государственной наградой.
На момент смерти ФИО18 на территории Брянской области действовали следующие нормативные акты: Закон Брянской области от 04.04.2022 N 17-З (ред. от 26.12.2022) «О дополнительной мере социальной поддержки членов семей отдельных категорий военнослужащих, сотрудников, погибших (умерших) при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей)»; Закон Брянской области от 18.08.2022 N 63-З (ред. от 26.12.2022) «О дополнительной мере социальной поддержки гражданам Российской Федерации, поступившим на военную службу по контракту о прохождении военной службы»; Закон Брянской области от 07.10.2022 N 78-З «О дополнительной мере социальной поддержки граждан Российской Федерации, призванных на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации».
Вышеуказанные нормативные акты не предусматривали возможность единовременной денежной выплаты членам семей погибших (умерших) добровольцев.
Законом Брянской области от 02.10.2023 № 69-З «О дополнительных мерах социальной поддержки отдельных категорий военнослужащих, сотрудников федеральных государственных органов, лиц, поступивших в добровольческие формирования, работников специализированного государственного унитарного предприятия, а также членов их семей» (далее – Закон № 69), вышеуказанная выплата введена на территории Брянской области.
В соответствии со ст. 1 вышеуказанный закон регулирует отношения, связанные с предоставлением в период проведения специальной военной операции на территориях Украины, Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики с 24 февраля 2022 года, а также на территориях Запорожской области и Херсонской области с 30 сентября 2022 года (далее - специальная военная операция) дополнительных мер социальной поддержки отдельным категориям военнослужащих, сотрудников федеральных государственных органов, лиц, поступивших в добровольческие формирования, работников специализированного государственного унитарного предприятия, а также членам их семей.
Согласно ст. 2 Закона № 69 право на предоставление дополнительных мер социальной поддержки, предусмотренных настоящим Законом, имеют следующие категории граждан: военнослужащие Вооруженных Сил Российской Федерации, являющиеся гражданами Российской Федерации или иностранными гражданами; военнослужащие и имеющие специальные звания полиции сотрудники войск национальной гвардии Российской Федерации; военнослужащие и сотрудники органов федеральной службы безопасности, принимавшие (принимающие) участие в специальной военной операции; военнослужащие органов государственной охраны, принимавшие (принимающие) участие в специальной военной операции; имеющие специальные звания полиции сотрудники органов внутренних дел, принимавшие (принимающие) участие в специальной военной операции; имеющие специальные звания внутренней службы сотрудники органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, принимавшие (принимающие) участие в специальной военной операции; граждане Российской Федерации, поступившие в добровольческие формирования, созданные в соответствии со статьей 22.1 Федерального закона от 31 мая 1996 года N 61-ФЗ "Об обороне", принимавшие (принимающие) участие в специальной военной операции; члены семей военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, военнослужащих и сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации и органов федеральной службы безопасности, военнослужащих органов государственной охраны, сотрудников органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, граждан, поступивших в добровольческие формирования, погибших (умерших) при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) в ходе специальной военной операции.
Статьей 6 Закона № 69 установлено, что право на предоставление единовременной денежной выплаты, предусмотренной настоящей статьей, имеют члены семей погибших (умерших) военнослужащих, сотрудников, добровольцев, работников специализированного государственного унитарного предприятия на момент гибели (смерти): зарегистрированных на территории Брянской области по месту жительства; зарегистрированных на территории Брянской области по месту дислокации воинских частей.
Единовременная денежная выплата, предусмотренная настоящей статьей, устанавливается в размере 2000000 рублей.
К членам семьи погибшего (умершего) военнослужащего, сотрудника, добровольца, работника специализированного государственного унитарного предприятия относятся: родители (усыновители); супруга (супруг), не вступившая (не вступивший) в повторный брак; несовершеннолетние дети (в том числе усыновленные), дети старше 18 лет (в том числе усыновленные), ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, дети в возрасте до 23 лет (в том числе усыновленные), обучающиеся в образовательных организациях по очной форме обучения; совершеннолетние дети (в том числе усыновленные), если погибший (умерший) военнослужащий, сотрудник, доброволец, работник специализированного государственного унитарного предприятия являлся на момент гибели (смерти) единственным родителем (усыновителем); родные братья (сестры) при отсутствии иных членов семьи погибшего (умершего) военнослужащего, сотрудника, добровольца, работника специализированного государственного унитарного предприятия, указанных в настоящей статье, если погибший (умерший) военнослужащий, сотрудник, доброволец, работник специализированного государственного унитарного предприятия относился к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Осуществление единовременной денежной выплаты, предусмотренной настоящей статьей, производится уполномоченным органом в сфере социальной защиты.
Как следует из ответа Военного комиссара Брянской области от ДД.ММ.ГГГГ №№ по информации программного изделия ресурсного обеспечения <данные изъяты>» ФИО19 ФИО20 контракт с Министерством обороны Российской Федерации о прохождении военной службы не заключал, в списках лиц, призванных военным комиссариатом Брянской области на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации, не значился. В соответствии с действующим законодательством частные военные компании не являются официальным подразделением Вооруженных Сил Российской Федерации. Военными комиссариатами не осуществляется отбор и направление кандидатов в состав частных военных компаний, информацией о выполнении ими специальных задач и их периодах не располагают, извещения о гибели сотрудников ЧВК не поступают в военные комиссариаты.
Согласно ответа Национального центра управления обороной Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №№ ФИО21. контракт с Министерством обороны Российской Федерации о прохождении военной службы в соответствии с Федеральным законом от 28.03.1998 №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» или контракт о пребывании в добровольческом формировании в соответствии с Федеральным законом от 31.05.1996 №61-ФЗ «Об обороне» не заключал, в связи с чем в соответствии с законодательством Российской Федерации военнослужащим, проходящим службу по контракту, или гражданином, пребывающим в добровольческих формированиях, не является. Комиссией Минобороны России, сформированной на базе НЦУ в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.08.2023 №1242 «Об утверждении Правил выдачи удостоверения ветерана боевых действий единого образца лицам, заключившим контракт (имевшим иные правоотношения) с организациями, содействующими выполнению задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации, в ходе специальной военной операции на территориях Украины, Донецкой Народной республики и Луганской Народной Республики с 24 февраля 2022 года, а также на территориях Запорожской области и Херсонской области с 30 сентября 2022 года», ДД.ММ.ГГГГ принято положительное решение о присвоении ФИО47. статуса ветерана боевых действий в связи с его участием в специальной военной операции.
Понятие добровольческого формирование и возможность граждан заключить контракт о пребывании в добровольческом формировании (о добровольном содействии в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации) регламентированы в статье 22.1 Федерального закона от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне», внесенной в данный закон Федеральным законом от 04.11.2022 № 419-ФЗ.
Из вышеизложенного следует, что для получения дополнительных социальных гарантий, предусмотренных Законом Брянской области от 02.10.2023 № 69-З, участнику добровольческого формирования необходимо заключить соответствующий контракт о пребывании в добровольческом формировании с Министерством обороны Российской Федерации.
Ссылки ФИО48 и ее представителя на то обстоятельство, что на погибшего ФИО23. и членов его семьи подлежат распространению нормы как на лицо, заключившее контракт о добровольном содействии в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации, подлежат отклонению, поскольку это утверждение основано на ошибочном толковании статьи 22.1 Федерального закона «Об обороне».
Гибель ФИО24 во время участия в специальной военной операции, не свидетельствует о возможности производства ему единовременной выплаты, предусмотренной Законом Брянской области от 02 октября 2023 г. «О дополнительных мерах социальной поддержки отдельных категорий военнослужащих, сотрудников федеральных государственных органов, лиц, поступивших в добровольческие формирования, работников специализированного государственного унитарного предприятия, а также членов их семей».
Истец ФИО49. не доказала суду факт заключения ее сыном ФИО25 контракта, так как он не был предоставлен суду для его изучения, а также не предоставила суду удостоверение, установленного Приказом Министра обороны №67 от 15 февраля 2023 образца, лица проходящего службу в составе добровольческого подразделении.
Факт награждения ФИО50 <данные изъяты>», а также выдача ФИО51 удостоверение члена семьи погибшего ветерана боевых действия не является безусловным основанием для признания последнего лицом, пребывающим в добровольческом формировании.
В рассматриваемом случае ФИО28 был заключен контракт с частной военной компанией "Вагнер", которая не является добровольческим формированием с точки зрения ФЗ от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне", участники которой имеют право на дополнительные социальные гарантии, предусмотренные Законом Брянской области от 02.10.2023 № 69-З, а потому отказ ГКУ «ОСЗН Почепского района» является законным и обоснованным.
Вопреки позиции истца ФИО52., представителя истца адвоката Копылова Д.В., суд приходит к выводу о том, что из буквального толкования приведенных норм права следует, что сотрудники частных военных компаний не включены в перечень лиц, имеющих право на получение дополнительных социальных гарантий при участии в боевых действиях, в связи с чем, лица, участвующие в специальной военной операции на территории Украины в составе ЧВК "Вагнер" не являются военнослужащими Вооруженных Сил Российской Федерации, лицами, пребывающим в добровольческом формировании и, соответственно, не относятся к ведению Министерства обороны Российской Федерации, следовательно, не являются получателем выплат,
На основании изложенного, с учетом установленных обстоятельств, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении уточненных исковых требований ФИО53 к Департаменту социальной политики и занятости населения Брянской области, ГКУ Брянской области «Отдел социальной защиты населения Почепского района Брянской области» о признании права на получение единовременной социальной выплаты, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Брянского областного суда через Почепский районный суд Брянской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья В. В. Чистов
Мотивированное решение составлено 13 декабря 2024 года