Дело № 2-339/2024
УИД 26RS0021-01-2024-000393-98
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
«18» сентября 2024 года город Лермонтов
Лермонтовский городской суд Ставропольского края в составе:
председательствующего – судьи Рогозина К.В.,
при ведении протокола помощником судьи Какаулиным А.А.,
с участием истца ФИО8 и ее представителя ФИО16,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО8 к администрации г. Лермонтова Ставропольского края, ФИО9 (ФИО18) ФИО9, ФИО6, ФИО1, в лице законного представителя ФИО2 об определении долей в праве общей долевой собственности, включении имущества в состав наследства и признании права собственности,
установил:
ФИО8 обратилась в суд с иском к администрации г. Лермонтова Ставропольского края, ФИО9 (ФИО18) Н.А., ФИО6, ФИО4 Д.А. в лице ее законного представителя ФИО4 М.С. в котором просит:
-определить доли в праве общей совместной собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес> «б» <адрес> - по 1/3 доли в праве общей долевой собственности за ФИО7, ФИО8 и ФИО3;
-включить в состав наследства, открывшегося после смерти ФИО7 и ФИО3, по 1/3 доли в праве общей долевой собственности на квартиру расположенную по адресу: <адрес> «б» <адрес>;
- признать за ФИО8 право собственности на 1/3 долю в праве общей долевой собственности на квартиру расположенную по адресу: <адрес> «б» <адрес>, на основании договора приватизации от 29.12.1992.
В обоснование заявленных требований истец сослался на то, что ДД.ММ.ГГГГ по договору приватизации жилой площади Лермонтовское производственное предприятие «Алмаз» в лице представителя ФИО11 передало в совместную собственность ФИО7, ФИО8 и ФИО3 трехкомнатную квартиру жилой площадью 43,07 кв.м., расположенную в городе Лермонтове по адресу: <адрес>. Правовая регистрация права собственности на квартиру проведена в установленном в то время порядке в БТИ, что подтверждается штампом на самом договоре.
ФИО8 1940 г.р. и ФИО7 1937 г.р. состояли в зарегистрированном браке, что подтверждается свидетельством о браке № от ДД.ММ.ГГГГ.
Сын ФИО3 родился ДД.ММ.ГГГГ, умер ДД.ММ.ГГГГ. Его наследники первой очереди по закону родители и два сына: ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ г.р. и ФИО5 ДД.ММ.ГГГГ г.р.
ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р. умер ДД.ММ.ГГГГ. После его смерти к нотариусу в установленный срок с заявлением о принятии наследства обратилась мать его ребенка - дочери ФИО1, ФИО4.
ФИО5 умер ДД.ММ.ГГГГ. После его смерти к нотариусу с заявлением о вступлении в наследство обратилась его мать ФИО6.
ФИО7 умер ДД.ММ.ГГГГ. Наследниками первой очереди по закону являются его супруга ФИО8, дочь ФИО9 (ФИО18) Н.А. ДД.ММ.ГГГГ г.р. и наследники сына ФИО3 по праву представления - внуки ФИО5 и ФИО3
Нотариусами Лермонтовского городского нотариального округа заведены четыре наследственных дела:
-два нотариусом ФИО12 после смерти ФИО7, 1937 г.р. и ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ г.р.;
-два наследственных дела после смерти ФИО3 и ФИО5 нотариусом ФИО14
В Росреестре квартира зарегистрирована как объект недвижимости без указания собственников на неё.
В судебном заседании истец ФИО8 и ее представитель ФИО16 заявленные требования поддержали по основаниям изложенным в исковом заявлении, просили требования удовлетворить.
Представитель ответчика администрации г.Лермонтова, ответчик ФИО9 надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, представив письменные заявление о рассмотрении дела в их отсутствие. Против удовлетворения заявленных требований не возражали.
Ответчики ФИО6, ФИО4 Д.А. в лице ее законного представителя ФИО4 М.С. надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания не явились, заявлений и ходатайств не представили.
Третьи лица - нотариусы ФИО13 и ФИО14 в судебное заседание не явились, представили заявление о рассмотрении дела в их отсутствие.
Представитель третьего лица – Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, не явился, заявлений и ходатайств не представил.
В соответствии с ч. 5 ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся участников судебного разбирательства.
Выслушав истца и ее представителя, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ст. 35 Конституции Российской Федерации право наследования гарантируется. Это право включает в себя, как право наследодателя распорядиться своим имуществом на случай смерти, так и право наследников по закону и по завещанию на его получение.
На основании п. 2 ст. 218 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами (п. 1 ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Ст. 1111 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривается, что наследование осуществляется по завещанию, по наследственному договору и по закону. Наследование по закону имеет место, когда и поскольку оно не изменено завещанием, а также в иных случаях, установленных настоящим Кодексом.
Наследство открывается со смертью гражданина (ст. 1113 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу п. 1 ст. 1154 Гражданского кодекса Российской Федерации наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства.
Временем открытия наследства является момент смерти гражданина (п. 1 ст. 1114 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Как следует из материалов дела, истец ФИО8 ДД.ММ.ГГГГ г.р. и ФИО7 ДД.ММ.ГГГГ г.р., состояли в зарегистрированном браке, что подтверждается свидетельством о браке II- ХЕ № от ДД.ММ.ГГГГ.
ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ г.р. является сыном ФИО8 и ФИО7, что подтверждается свидетельством о рождении № от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ по договору приватизации жилой площади Лермонтовское производственное предприятие «Алмаз» в лице представителя ФИО11 передало в совместную собственность ФИО7, ФИО8 и ФИО3 трехкомнатную квартиру, расположенную по адресу: <адрес>. Правовая регистрация права собственности на квартиру проведена в установленном порядке БТИ, что подтверждается штампом на самом договоре.
Как следует из выписки ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ на жилое помещение - <адрес> кадастровым №, площадью 63,5 кв.м. расположенную по адресу: СК, <адрес> в ЕГРН отсутствуют сведения о зарегистрированных правах.
ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ г.р., умер ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о смерти № от ДД.ММ.ГГГГ.
Как следует из наследственного дела № от ДД.ММ.ГГГГ открытого после смерти ФИО3, нотариусом Лермонтовского городского нотариального округа ФИО12 наследниками умершего ФИО3 которые обратились к нотариусу с соответствующими заявлениями являются: отец ФИО7 ДД.ММ.ГГГГ г.р., мать ФИО8 ДД.ММ.ГГГГ г.р., сын ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ г.р., сын ФИО5 ДД.ММ.ГГГГ г.р. в лице законного представителя ФИО6 Свидетельства о праве на наследство по закону нотариусом не выдавались.
ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ г.р., умер ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о смерти II-ДН № от ДД.ММ.ГГГГ.
Как следует из наследственного дела № от ДД.ММ.ГГГГ открытого после смерти ФИО7, нотариусом Лермонтовского городского нотариального округа ФИО12 наследниками умершего ФИО3 которые обратились к нотариусу с соответствующими заявлениями являются: супруга ФИО8 ДД.ММ.ГГГГ г.р., дочь ФИО9 (ФИО18) Н.А. ДД.ММ.ГГГГ г.р., внук ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ г.р., внук ФИО5 ДД.ММ.ГГГГ г.р. в лице законного представителя ФИО6 Свидетельства о праве на наследство по закону нотариусом не выдавались.
ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ г.р., умер ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о смерти № от ДД.ММ.ГГГГ.
Как следует из наследственного дела № от ДД.ММ.ГГГГ открытого после смерти ФИО5, нотариусом Лермонтовского городского нотариального округа ФИО14 наследником умершего ФИО5 который обратился к нотариусу с соответствующими заявлением является: мать ФИО6 ДД.ММ.ГГГГ г.<адрес> о праве на наследство по закону на долю в праве общей долевой собственности на спорную квартиру расположенную по адресу: СК, <адрес> «б» <адрес> нотариусом не выдавались.
ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р., умер ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается повторным свидетельством о смерти № от ДД.ММ.ГГГГ.
Как следует из наследственного дела № от ДД.ММ.ГГГГ открытого после смерти ФИО3, нотариусом Лермонтовского городского нотариального округа ФИО14, наследником умершего ФИО3 который обратился к нотариусу с соответствующими заявлением является: дочь ФИО4 Д.А. ДД.ММ.ГГГГ г.р. в лице своего законного представителя ФИО4 М.С. Свидетельства о праве на наследство по закону на долю в праве общей долевой собственности на спорную квартиру, расположенную по адресу: СК, <адрес> «б» <адрес> нотариусом не выдавались.
Приведенные выше обстоятельства лицами, участвующими в деле, не оспариваются.
Согласно ст. 244 ГК РФ имущество, находящееся в собственности двух или нескольких лиц, принадлежит им на праве общей собственности. Имущество может находиться в общей собственности с определением доли каждого из собственников в праве собственности (долевая собственность) или без определения таких долей (совместная собственность). Общая собственность на имущество является долевой, за исключением случаев, когда законом предусмотрено образование совместной собственности на это имущество. По соглашению участников совместной собственности, а при не достижении согласия, по решению суда на общее имущество может быть установлена долевая собственность этих лиц.
В соответствии с п. 1 ст. 245 ГК РФ если доли участников долевой собственности не могут быть определены на основании закона и не установлены соглашением всех ее участников, доли считаются равными.
В силу ст. 217 ГК РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
Согласно ст. ст. 2, 7 Закона РФ от 04.07.1991 N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
Передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством. При этом нотариального удостоверения договора передачи не требуется и государственная пошлина не взимается. Право собственности на приобретенное жилое помещение возникает с момента государственной регистрации права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В соответствии со ст. 3.1 указанного закона в случае смерти одного из участников совместной собственности на жилое помещение, приватизированное до 31 мая 2001, определяются доли участников общей собственности на данное жилое помещение, в том числе доля умершего. При этом указанные доли в праве общей собственности на данное жилое помещение признаются равными.
Судом установлено, что квартира площадью 63,5 кв.м., с кадастровым №, расположенная по адресу: СК, <адрес> «б» <адрес> находилась в совместной собственности ФИО7 ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО8 ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ г.р., на основании договора приватизации жилой площади от ДД.ММ.ГГГГ, однако размер долей в праве общей долевой собственности на указанную квартиру договором не установлен.
Учитывая, что в настоящее время определение долей по соглашению участников совместной собственности ФИО7, ФИО8, ФИО3 невозможно, в то же время у суда отсутствуют сведения о том, что при жизни ФИО7 и ФИО3 сложился или был определен особый порядок пользования совместным имуществом, а закон не определяет другого, в связи с чем, суд считает возможным признать доли ФИО8 и умерших ФИО7 и ФИО3 в праве совместной собственности по 1/3 доли на жилое помещение-квартиру, площадью 63,5 кв.м., с кадастровым №, расположенную по адресу: СК, <адрес> «б» <адрес>.
Статьей 1142 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что наследниками по закону первой очереди являются дети, супруг и родители наследодателя.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1152, статьей 1153 Гражданского кодекса Российской Федерации для приобретения наследства наследник должен его принять. Принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство. Признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности, если наследник: вступил во владение или в управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц; произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества; оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства.
Как следует из разъяснений, содержащихся в п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 № 9 "О судебной практике по делам о наследовании" следует, что при отсутствии надлежаще оформленных документов, подтверждающих право собственности наследодателя на имущество, судами до истечения срока принятия наследства (статья 1154 ГК РФ) рассматриваются требования наследников о включении этого имущества в состав наследства, а если в указанный срок решение не было вынесено, - также требования о признании права собственности в порядке наследования.
Учитывая, что в ходе рассмотрения настоящего дела установлено право умерших ФИО7 и ФИО3 на доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение-квартиру, площадью 63,5 кв.м., с кадастровым №, расположенную по адресу: СК, <адрес> «б» <адрес>, по 1/3 доли в праве общей долевой собственности, суд приходит к выводу о том, что требование ФИО8 о включении указанных долей в праве общей долевой собственности на спорную квартиру в наследственную массу после смерти ФИО7 и ФИО3 обосновано и подлежит удовлетворению.
Разрешая исковые требования в части признания права собственности, суд исходит из следующего.
В соответствии со ст. 209 ГК РФ, собственник вправе распоряжаться своим имуществом, т.е. определять его юридическую судьбу продавать, дарить, сдавать в аренду и т.д.
В соответствии со ст. 218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи или иной сделки об отчуждении этого имущества.
Из материалов дела следует, что с 1987 года и по настоящее время истец ФИО8 зарегистрирована и фактически проживает в спорной квартире расположенной по адресу: СК, <адрес> «б» <адрес>.
Как указывалось ранее, указанная квартира передана в собственность ФИО8 и членам ее семьи ФИО7 и ФИО3 Лермонтовским производственным предприятием «Алмаз» по договору приватизации жилой площади от ДД.ММ.ГГГГ.
Указанный договор приватизации жилой площади от ДД.ММ.ГГГГ, не оспорен, недействительным не признан.
С 1987 года ФИО8 владеет имуществом открыто, не скрывает свои права на него, владение осуществляется непрерывно, имущество из ее владения никогда не выбывало.
Судом установлено, что ФИО8 с момента перехода права собственности на указанную квартиру являлся добросовестным приобретателем недвижимости.
Статья 11 ГК РФ гарантирует судебную защиту гражданских прав.
Как установлено в судебном заседании, ФИО8 с 1987 года постоянно владеет вышеуказанной квартирой как своим собственным недвижимым имуществом, однако распорядиться своим имуществом по своему усмотрению не может, так как доли в праве общей долевой собственности на спорную квартиру не определены.
В соответствии со ст. 8 ГК РФ, гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Принимая во внимание, что по правилам ст. 12 ГК РФ, защита гражданских прав осуществляется путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, прекращения или изменения правоотношения; иными способами, предусмотренными законом, суд находит требования истца о признании права собственности на 1/3 доли в праве общей долевой собственности в спорной квартире, возникшее на основании договора приватизации недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ подлежащими удовлетворению, поскольку иным образом восстановить права ФИО8, невозможно.
В соответствии со ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Согласно п. 5 ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", основаниям для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав является вступившие в законную силу судебные акты.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Иск ФИО8 (ДД.ММ.ГГГГ г.р., паспорт №) - удовлетворить.
Определить следующий размер долей в праве общей долевой собственности на квартиру общей площадью 63,5 кв.м., с кадастровым №, расположенную по адресу: СК, <адрес> «б» <адрес>:
- ФИО7 - 1/3 доля;
- ФИО8 - 1/3 доля;
- ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ рождения - 1/3 доля.
Включить в состав наследства, открывшегося после смерти ФИО7, умершего ДД.ММ.ГГГГ 1/3 долю в праве общей долевой собственности на квартиру общей площадью 63,5 кв.м., с кадастровым №, расположенную по адресу: СК, <адрес> «б» <адрес>.
Включить в состав наследства, открывшегося после смерти ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ рождения, умершего ДД.ММ.ГГГГ 1/3 долю в праве общей долевой собственности на квартиру общей площадью 63,5 кв.м., с кадастровым №, расположенную по адресу: СК, <адрес> «б» <адрес>.
Признать за ФИО8 право собственности на 1/3 долю в праве общей долевой собственности на квартиру общей площадью 63,5 кв.м., с кадастровым №, расположенную по адресу: СК, <адрес> «б» <адрес>, на основании договора приватизации от ДД.ММ.ГГГГ.
Настоящее решение является основанием для государственной регистрации права в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю (Росреестр).
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Ставропольского краевого суда в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Лермонтовский городской суд.
Мотивированное решение изготовлено 26 сентября 2024 г.
Председательствующий судья К.В. Рогозин