Решение по делу № 2-1215/2023 от 16.01.2023

Дело № 2 – 1215/2023

32RS0001-01-2023-000139-08

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

10 августа 2023г. г. Брянск

Бежицкий районный суд г. Брянска в составе:

председательствующего судьи Осиповой Е.Л.

при секретаре Солоповой А.Н.,

с участием представителя ответчика Брянской городской администрации, управления имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации Магомедовой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Вопилова Николая Николаевича к Брянской городской администрации, управлению имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации о признании права на предоставление земельного участка в аренду признании ответов незаконными, о предоставлении информации,

УСТАНОВИЛ:

Вопилов Н.Н. обратился в суд с иском, ссылаясь на то, что судебными актами признано его право о постановке на жилищный учет, право на предоставление ему земельного участка на праве аренды. Во исполнение решения суда, ДД.ММ.ГГГГ Бежицкой районной администрацией он был принят на жилищный учет с ДД.ММ.ГГГГ. Поскольку он являлся нуждающимся в жилом помещении, он обратился в Брянскую городскую администрацию о предоставлении ему земельного участка в аренду без проведения торгов. Данное заявление было возвращено в связи с тем, что он не указал кадастровый номер земельного участка. В указанном случае он самостоятельно нашел земельный участок и указал в заявлении от ДД.ММ.ГГГГ кадастровый номер испрашиваемого им земельного участка. ДД.ММ.ГГГГ Брянской городской администрацией дан ответ о том, что на указанном им земельном участке имеется строение, принадлежащее 3-му лицу. ДД.ММ.ГГГГ он обратился в управление имущественных отношений о предоставлении ему кадастровых номеров свободных земельных участков, находящихся в муниципальной или государственной собственности. Ответ начальника управления от ДД.ММ.ГГГГ не дан по существу обращения, так как отсылает к произвольной норме Земельного кодекса РФ и отсылает к информации о свободных земельных участках, приобретаемых на торгах в 2023 году.

Учитывая приведенные им доводы истец просит суд :

- признать незаконным ответ начальника управления имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации от ДД.ММ.ГГГГ в части отказа в предоставлении кадастровых номеров свободных земельных участков на территории города Брянска для реализации его права на аренду земельных участков, незаконным и отменить его;

- обязать начальника управления имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации предоставить ему кадастровые номера свободных земельных участков в пределах территории города Брянска из муниципального и государственного фонда, категории земель населенных пунктов для их выбора;

- признать ответ Брянской городской администрации от ДД.ММ.ГГГГ незаконным в части абз.5-7 и отменить его;

- обязать Брянскую городскую администрацию предоставить ему в аренду земельный участок, расположенный в границах города Брянска, категория земель-земли населенных пунктов для индивидуального жилищного строительства.

Определением Бежицкого районного суда г.Брянска от ДД.ММ.ГГГГ осуществлен переход к рассмотрению административного иска по правилам гражданского судопроизводства.

В судебном заседании истец после неоднократных уточнений просил суд:

- признать его право на предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов на основании п.12 ст.15 ФЗ РФ «О статусе военнослужащих» и п.14. п.2 ст.39.6 ЗК РФ;

- установить наличие полномочий управления имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации о предоставлении кадастровых номеров свободных земельных участков на территории г.Брянска для предоставления без проведения торгов;

- признать незаконным ответ управления имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации от ДД.ММ.ГГГГ в части отказа в предоставлении кадастровых номеров свободных земельных участков на территории города Брянска для реализации его права на аренду земельных участков, незаконным и отменить его;

- обязать управление имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации предоставить ему кадастровые номера свободных земельных участков на территории г.Брянска, которые предоставляются без проведения торгов из категории земель населенных пунктов, для приобретения одного из них в аренду, в целях индивидуального жилищного строительства;

- признать ответ Брянской городской администрации от ДД.ММ.ГГГГ незаконным в части абз.5-7 и отменить его.

Дополнительно в обоснование уточненного иска Вопилов Н.Н. пояснил, что как военнослужащий в запасе вправе претендовать на получение земельного участка в аренду без проведения торгов. Однако для выполнения им требований земельного законодательства он обязан предоставить органу, наделенному полномочиями по предоставлению земельных участков, кадастровый номер испрашиваемого земельного участка. Сделать это самостоятельно он не может, так как списка свободных земельных участков в открытом доступе не имеется. Управление имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации, обладая информацией о свободных участках, кадастровые номера ему не предоставляет. Считает также, что Брянская городская администрация, ссылаясь на отсутствие законодательного регулирования в предоставлении земельных участков военнослужащим, незаконно отказала ему в предоставлении земельного участка в аренду без проведения торгов. Учитывая приведенные доводы, просит удовлетворить его иск.

Представитель ответчиков - Брянской городской администрации, управления имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации иск не признал, пояснил, что истец не приводит ссылок на положения закона и нормы, подтверждающие обязанность Управления предоставлять кадастровые номера свободных земельных участков в границах территории города Брянска. При этом истец не лишен права обращения в целях формирования земельного участка к кадастровому инженеру и установить с помощью последнего, перечень свободных земельных участков для предоставления ему в аренду. Считает также, что отказ в предоставлении земельного участка в аренду без проведения торгов был обусловлен тем, что на испрашиваемом земельном участке расположено строение, принадлежащее иному лицу. В целом считает исковые требования не подлежат удовлетворению.

В судебное заседание истец Вопилов Н.Н., 3-е лицо Управление Росреестра по Брянской области, ППК «Роскадастр» не явились, извещены надлежаще. В силу ст.167 ГПК РФ дело рассмотрено в их отсутствие.

Суд, выслушав представителя ответчиков, исследовав материалы дела, находит иск подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Как установлено материалами дела приказом командира войсковой части от ДД.ММ.ГГГГ майор Вопилов Н.Н. с ДД.ММ.ГГГГ исключен из списка личного состава, в связи с досрочным увольнением с военной службы с зачислением в запас на основании пп. «а» п.3 ст.51 ФЗ №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе». Выслуга лет в календарном исчислении 13 лет 11 месяцев 17 дней.

Решением Бежицкого районного суда г.Брянска от ДД.ММ.ГГГГ административный иск Вопилова Н.Н. к Бежицкой районной администрации г.Брянска о признании незаконным распоряжения об отказе в постановке на жилищный учет оставлен без удовлетворения. Признан незаконным и отменен отказ Брянской городской администрации от ДД.ММ.ГГГГ в предоставлении Вопилову Н.Н. земельного участка без проведения торгов.

Возложена на Брянскую городскую администрацию обязанность повторно рассмотреть заявление Вопилова Н.Н. от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении земельного участка без проведения торгов, и сообщить об исполнении решения в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу в суд и административному истцу.

Апелляционным определением Брянского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ, решение отменено в части. Признано незаконным и отменено распоряжение Бежицкой районной администрации от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в постановке Вопилова Н.Н. на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях. Возложена обязанность на Бежицкую районную администрацию г.Брянска повторно рассмотреть заявление Вопилова Н.Н. о постановке на жилищный учет в качестве нуждающегося в жилом помещении от ДД.ММ.ГГГГ в составом семьи один человек. В остальной части решение оставлено без изменения.

Распоряжением Бежицкой районной администрации от ДД.ММ.ГГГГ Вопилов Н.Н. принят на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма в составом семьи, 1 человек.

ДД.ММ.ГГГГ Вопилов Н.Н. обратился в Брянскую городскую администрацию с заявлением о предоставлении ему на праве аренды для индивидуального жилищного строительства в соответствии с п.14 а.2 ст.39 ЗК РФ и п.12 ст.15 Федерального закона РФ «О статусе военнослужащих», земельного участка, приложив копию паспорта, документы, подтверждающие право на льготный порядок обеспечения земельным участком на праве аренды.

Брянская городская администрации в ответе от ДД.ММ.ГГГГ возвратила Вопилову Н.Н. заявление, поскольку таковое не соответствовало п.3 ст.39.17 ЗК РФ, а именно, отсутствовал кадастровый номер испрашиваемого земельного участка.

ДД.ММ.ГГГГ Вопилов Н.Н. обратился в управление имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации с заявлением, в котором указал, что им получен ответ из Брянской городской администрации о необходимости указания им кадастрового номера испрашиваемого земельного участка. В связи с чем, просил предоставить ему письменно кадастровые номера свободных земельных участков на территории города Брянска, для его выбора и точного исполнения письменного уведомления администрации г.Брянска от ДД.ММ.ГГГГ.

Тогда же, ДД.ММ.ГГГГ Вопилов Н.Н. обратился в Брянскую городскую администрацию с заявлением о предоставлении ему на праве аренды для индивидуального жилищного строительства земельного участка с кадастровым номером , приложив копию паспорта, документы, подтверждающие право на льготный порядок обеспечения земельным участком на праве аренды.

Управление имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации в ответе от ДД.ММ.ГГГГ указало, что ознакомиться с перечнем земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, предлагаемых на торгах, возможно на официальном сайте Брянской городской администрации.

Брянская городская администрации в ответе от ДД.ММ.ГГГГ указала, что на земельном участке с кадастровым номером расположен жилой дом, принадлежащий иному физическому лицу. В связи с вышеизложенными, администрация, руководствуясь п.1, п.4 ст.39.16 ЗК РФ отказала Вопилову Н.Н. в предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером

Рассматривая обоснованность заявленных требований, суд исходит из следующего.

Статьей 61 ГПК РФ определено, что обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

Приведенным выше решением Бежицкого районного суда г.Брянска от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу в неотмененной части, рассмотренному в порядке Кодекса административного судопроизводства РФ указано, что Порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в том числе в аренду без проведения торгов, регламентирован статьями 39.14 - 39.18 ЗК РФ. Между тем, оспариваемый отказ ответчика от ДД.ММ.ГГГГ в предоставлении земельного участка в аренду без торгов со ссылкой на отсутствие законодательного регулирования в отношении военнослужащих в запасе, не содержит основания, которое поименовано в ст. 39.16 ЗК РФ, в связи с чем, суд обязал ответчика повторно рассмотреть заявление Вопилова Н.Н.

Суд апелляционной инстанции апелляционным определением от ДД.ММ.ГГГГ с учетом определения об исправлении описки от ДД.ММ.ГГГГ дополнительно указал, что перечень оснований для отказа в предоставлении земельных участков без торгов (ст.39.16 ЗК РФ) является исчерпывающим, отсутствие разработанного уполномоченным органом порядка предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности для указанной категории граждан, не отнесены законом к таким основаниям.

Таким образом, исходя из выводов судов, следует признать установленным фактом то обстоятельство, что отсутствие в законе механизма предоставления военнослужащим в запасе земельных участков в аренду без проведения торгов, не может быть основанием для отказа в предоставлении таких земельных участков на основании ст.39.16 ЗК РФ.

Статья 39.5 ЗК РФ регламентирует возможность предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа в отношении отдельных категорий граждан в случаях, предусмотренных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации (подпункт 7).

По общему правилу, установленному пунктом 1 статьи 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, которые проводятся в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 данной статьи.

Пунктом 2 п.п.14 ст. 39.6 ЗК РФ определено, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим право на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

В силу п. 1 ст. 39.19 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, отдельным категориям граждан в собственность бесплатно по основаниям, указанным в подпунктах 6, 7 статьи 39.5 указанного Кодекса, осуществляется однократно. Если гражданин имеет право на предоставление земельного участка в собственность бесплатно по нескольким основаниям, указанным в подпунктах 6, 7 статьи 39.5 названного Кодекса, этот гражданин вправе получить бесплатно в собственность земельный участок по одному из указанных оснований.

Согласно пункту 12 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и гражданам, уволенным с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, органы местного самоуправления вправе в первоочередном порядке предоставлять право на вступление в жилищно-строительные (жилищные) кооперативы либо выделять земельные участки для строительства индивидуальных жилых домов.

Таким образом, право истца на предоставление земельного участка бесплатно, без проведения торгов регламентировано приведенным выше N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» и п.7 ст.39.5, 39.6 ЗК РФ.

Одновременно, предоставление земельного участка под индивидуальное жилищное строительство является одной из форм обеспечения военнослужащего жилым помещением, при условии признания его нуждающимся в жилом помещении.

Следовательно, возможность получения земельного участка под индивидуальное жилищное строительство поставлена в зависимость от нуждаемости военнослужащего в жилом помещении и неиспользование им права на иную форму обеспечения жилым помещением.

Учитывая, что распоряжением Бежицкой районной администрации -р от ДД.ММ.ГГГГ Вопилов Н.Н. принят на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма в составом семьи 1 человек и такое жилое помещение им на момент рассмотрения спора получено не было, равно как и не были реализованы иные формы гарантий военнослужащего в области обеспечения жильем, то требование истца о признании за ним права на предоставление земельного участка в аренду, бесплатно, без проведения торгов, суд находит законным и основанным на приведенных выше нормативных положениях.

Рассматривая требования истца о признании незаконным отказа управления имущественных и земельных отношений предоставить ему кадастровые номера свободных земельных участков, не участвующих в аукционе, суд исходит из следующего.

Согласно ст.3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа.

В соответствии со ст.24 «Устава городского округа город Брянск" Брянская городская администрация - исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления города Брянска.

Согласно ст.54 Устава порядок формирования, полномочия и организация работы структурных подразделений органов местного самоуправления определяются положениями о них, утверждаемыми руководителем соответствующего органа местного самоуправления после согласования с городским Советом народных депутатов. Органы городской администрации, наделенные правами юридического лица, могут выступать от имени городской администрации, выполняя полномочия, переданные им соответствующими правовыми актами.

Согласно п.1.1 Положения об управлении имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации, утвержденного Решением Брянского городского Совета народных депутатов от 07.08.2009 N 95, управление имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации является отраслевым (функциональным) органом Брянской городской администрации, осуществляющим исполнительно-распорядительные функции в отношении имущества, находящегося в муниципальной собственности города Брянска, а также организационно-технические функции в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности города Брянска, и земельных участков, расположенных на территории города Брянска, государственная собственность на которые не разграничена.

Управление обладает правами юридического лица, имеет обособленное имущество, от своего имени приобретает и осуществляет имущественные и личные неимущественные права и обязанности, может быть истцом и ответчиком в суде, в том числе арбитражном, по вопросам, отнесенным к его компетенции.

Пункты 3 и 4 Положения регламентируют функции и полномочия управления имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации. Обязанность Управления предоставлять гражданам кадастровые номера свободных земельных участков муниципальных либо государственных, собственность на которые не разграничена, в данных полномочиях не поименована.

Таким образом, поскольку Управление не наделено полномочиями в части предоставления кадастровых номеров свободных земельных участков, то направленный в адрес истца ответ об ознакомлении с перечнем земельных участков, находящихся в муниципальной и государственной собственности, предлагаемых к приобретению на торгах на официальном сайте Брянской городской администрации, права истца не нарушает, и в силу отсутствия такой обязанности – не может быть признан незаконным.

Одновременно, ст.12 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" установлено, что кадастровые карты представляют собой составленные на картографической основе тематические карты, на которых в графической форме и текстовой форме воспроизводятся сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости : 1) публичные кадастровые карты - кадастровые карты, предназначенные для использования неограниченным кругом лиц; 2) дежурные кадастровые карты - кадастровые карты, предназначенные исключительно для использования органом регистрации прав при ведении Единого государственного реестра недвижимости.

Публичные кадастровые карты и дежурные кадастровые карты ведутся в электронной форме (ч.2).

Публичные кадастровые карты подлежат размещению на официальном сайте для просмотра без подачи запросов и взимания платы (ч.3).

Состав сведений, содержащихся в кадастровых картах, устанавливается органом нормативно-правового регулирования (ч.4).

Согласно Приказу Минэкономразвития России от 17.03.2016 N 145 "Об утверждении состава сведений, содержащихся в кадастровых картах" на публичных кадастровых картах воспроизводятся общедоступные сведения Единого государственного реестра недвижимости, в том числе, вид объекта недвижимости (земельный участок, здание, сооружение, объект незавершенного строительства, единый недвижимый комплекс); кадастровые номера земельных участков, зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, единых недвижимых комплексов; категория земель, к которой отнесен земельный участок; сведения о форме собственности на земельные участки, здания, сооружения, объекты незавершенного строительства (частная собственность, собственность публично-правовых образований); площадь земельных участков и зданий; разрешенное использование земельных участков, зданий, сооружений.

Таким образом, довод истца о том, что он без предоставления информации управлением имущественных и земельных отношений, лишен возможности установления свободного земельного участка, противоречит вышеприведенному, так как найти такой земельный участок истец в силу публичности указанной информации, имеет возможность.

Рассматривая обоснованность ответа Брянской городской администрации от ДД.ММ.ГГГГ, судом установлено, что истцом оспариваются абз. 5-7 ответа. В данном ответе в абз. 5-7 указано, что земельные участки без проведения торгов предоставляются в соответствии с п.п.14 п.2 ст.39.6 ЗК РФ. ФЗ-76 от 27.05.1998 военнослужащим определенной категории, земельные участки предоставляется бесплатно, без проведения торгов. Порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, категории граждан, определенной указанной нормой, ни указанным федеральным законом, ни законами субъекта РФ, не установлен.

Поскольку приведенные в ответе нормы земельного законодательства - п.п.14 п.2 ст.39.6 ЗК РФ и нормы, регламентирующие гарантии военнослужащих – п. 12 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» соответствуют действующему законодательству, а механизм предоставления земельных участков военнослужащим без проведения торгов действительно не урегулирован, суд находит, что данный ответ права истца не нарушает, и в силу соответствия действительности – не может быть признан незаконным.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ суд,

РЕШИЛ:

Исковые требования Вопилова Николая Николаевича к Брянской городской администрации, управлению имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации о признании права на предоставление земельного участка в аренду, о признании ответов незаконными, о предоставлении информации, удовлетворить частично.

Признать право Вопилова Николая Николаевича на предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов, бесплатно.

В остальной части исковые требования оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Брянский областной суд в месячный срок, со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Бежицкого районного суда

г.Брянска Е.Л. Осипова

Мотивированное решение изготовлено 17.08.2023.

Судья Бежицкого районного суда

г.Брянска Е.Л. Осипова

Дело № 2 – 1215/2023

32RS0001-01-2023-000139-08

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

10 августа 2023г. г. Брянск

Бежицкий районный суд г. Брянска в составе:

председательствующего судьи Осиповой Е.Л.

при секретаре Солоповой А.Н.,

с участием представителя ответчика Брянской городской администрации, управления имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации Магомедовой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Вопилова Николая Николаевича к Брянской городской администрации, управлению имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации о признании права на предоставление земельного участка в аренду признании ответов незаконными, о предоставлении информации,

УСТАНОВИЛ:

Вопилов Н.Н. обратился в суд с иском, ссылаясь на то, что судебными актами признано его право о постановке на жилищный учет, право на предоставление ему земельного участка на праве аренды. Во исполнение решения суда, ДД.ММ.ГГГГ Бежицкой районной администрацией он был принят на жилищный учет с ДД.ММ.ГГГГ. Поскольку он являлся нуждающимся в жилом помещении, он обратился в Брянскую городскую администрацию о предоставлении ему земельного участка в аренду без проведения торгов. Данное заявление было возвращено в связи с тем, что он не указал кадастровый номер земельного участка. В указанном случае он самостоятельно нашел земельный участок и указал в заявлении от ДД.ММ.ГГГГ кадастровый номер испрашиваемого им земельного участка. ДД.ММ.ГГГГ Брянской городской администрацией дан ответ о том, что на указанном им земельном участке имеется строение, принадлежащее 3-му лицу. ДД.ММ.ГГГГ он обратился в управление имущественных отношений о предоставлении ему кадастровых номеров свободных земельных участков, находящихся в муниципальной или государственной собственности. Ответ начальника управления от ДД.ММ.ГГГГ не дан по существу обращения, так как отсылает к произвольной норме Земельного кодекса РФ и отсылает к информации о свободных земельных участках, приобретаемых на торгах в 2023 году.

Учитывая приведенные им доводы истец просит суд :

- признать незаконным ответ начальника управления имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации от ДД.ММ.ГГГГ в части отказа в предоставлении кадастровых номеров свободных земельных участков на территории города Брянска для реализации его права на аренду земельных участков, незаконным и отменить его;

- обязать начальника управления имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации предоставить ему кадастровые номера свободных земельных участков в пределах территории города Брянска из муниципального и государственного фонда, категории земель населенных пунктов для их выбора;

- признать ответ Брянской городской администрации от ДД.ММ.ГГГГ незаконным в части абз.5-7 и отменить его;

- обязать Брянскую городскую администрацию предоставить ему в аренду земельный участок, расположенный в границах города Брянска, категория земель-земли населенных пунктов для индивидуального жилищного строительства.

Определением Бежицкого районного суда г.Брянска от ДД.ММ.ГГГГ осуществлен переход к рассмотрению административного иска по правилам гражданского судопроизводства.

В судебном заседании истец после неоднократных уточнений просил суд:

- признать его право на предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов на основании п.12 ст.15 ФЗ РФ «О статусе военнослужащих» и п.14. п.2 ст.39.6 ЗК РФ;

- установить наличие полномочий управления имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации о предоставлении кадастровых номеров свободных земельных участков на территории г.Брянска для предоставления без проведения торгов;

- признать незаконным ответ управления имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации от ДД.ММ.ГГГГ в части отказа в предоставлении кадастровых номеров свободных земельных участков на территории города Брянска для реализации его права на аренду земельных участков, незаконным и отменить его;

- обязать управление имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации предоставить ему кадастровые номера свободных земельных участков на территории г.Брянска, которые предоставляются без проведения торгов из категории земель населенных пунктов, для приобретения одного из них в аренду, в целях индивидуального жилищного строительства;

- признать ответ Брянской городской администрации от ДД.ММ.ГГГГ незаконным в части абз.5-7 и отменить его.

Дополнительно в обоснование уточненного иска Вопилов Н.Н. пояснил, что как военнослужащий в запасе вправе претендовать на получение земельного участка в аренду без проведения торгов. Однако для выполнения им требований земельного законодательства он обязан предоставить органу, наделенному полномочиями по предоставлению земельных участков, кадастровый номер испрашиваемого земельного участка. Сделать это самостоятельно он не может, так как списка свободных земельных участков в открытом доступе не имеется. Управление имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации, обладая информацией о свободных участках, кадастровые номера ему не предоставляет. Считает также, что Брянская городская администрация, ссылаясь на отсутствие законодательного регулирования в предоставлении земельных участков военнослужащим, незаконно отказала ему в предоставлении земельного участка в аренду без проведения торгов. Учитывая приведенные доводы, просит удовлетворить его иск.

Представитель ответчиков - Брянской городской администрации, управления имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации иск не признал, пояснил, что истец не приводит ссылок на положения закона и нормы, подтверждающие обязанность Управления предоставлять кадастровые номера свободных земельных участков в границах территории города Брянска. При этом истец не лишен права обращения в целях формирования земельного участка к кадастровому инженеру и установить с помощью последнего, перечень свободных земельных участков для предоставления ему в аренду. Считает также, что отказ в предоставлении земельного участка в аренду без проведения торгов был обусловлен тем, что на испрашиваемом земельном участке расположено строение, принадлежащее иному лицу. В целом считает исковые требования не подлежат удовлетворению.

В судебное заседание истец Вопилов Н.Н., 3-е лицо Управление Росреестра по Брянской области, ППК «Роскадастр» не явились, извещены надлежаще. В силу ст.167 ГПК РФ дело рассмотрено в их отсутствие.

Суд, выслушав представителя ответчиков, исследовав материалы дела, находит иск подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Как установлено материалами дела приказом командира войсковой части от ДД.ММ.ГГГГ майор Вопилов Н.Н. с ДД.ММ.ГГГГ исключен из списка личного состава, в связи с досрочным увольнением с военной службы с зачислением в запас на основании пп. «а» п.3 ст.51 ФЗ №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе». Выслуга лет в календарном исчислении 13 лет 11 месяцев 17 дней.

Решением Бежицкого районного суда г.Брянска от ДД.ММ.ГГГГ административный иск Вопилова Н.Н. к Бежицкой районной администрации г.Брянска о признании незаконным распоряжения об отказе в постановке на жилищный учет оставлен без удовлетворения. Признан незаконным и отменен отказ Брянской городской администрации от ДД.ММ.ГГГГ в предоставлении Вопилову Н.Н. земельного участка без проведения торгов.

Возложена на Брянскую городскую администрацию обязанность повторно рассмотреть заявление Вопилова Н.Н. от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении земельного участка без проведения торгов, и сообщить об исполнении решения в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу в суд и административному истцу.

Апелляционным определением Брянского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ, решение отменено в части. Признано незаконным и отменено распоряжение Бежицкой районной администрации от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в постановке Вопилова Н.Н. на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях. Возложена обязанность на Бежицкую районную администрацию г.Брянска повторно рассмотреть заявление Вопилова Н.Н. о постановке на жилищный учет в качестве нуждающегося в жилом помещении от ДД.ММ.ГГГГ в составом семьи один человек. В остальной части решение оставлено без изменения.

Распоряжением Бежицкой районной администрации от ДД.ММ.ГГГГ Вопилов Н.Н. принят на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма в составом семьи, 1 человек.

ДД.ММ.ГГГГ Вопилов Н.Н. обратился в Брянскую городскую администрацию с заявлением о предоставлении ему на праве аренды для индивидуального жилищного строительства в соответствии с п.14 а.2 ст.39 ЗК РФ и п.12 ст.15 Федерального закона РФ «О статусе военнослужащих», земельного участка, приложив копию паспорта, документы, подтверждающие право на льготный порядок обеспечения земельным участком на праве аренды.

Брянская городская администрации в ответе от ДД.ММ.ГГГГ возвратила Вопилову Н.Н. заявление, поскольку таковое не соответствовало п.3 ст.39.17 ЗК РФ, а именно, отсутствовал кадастровый номер испрашиваемого земельного участка.

ДД.ММ.ГГГГ Вопилов Н.Н. обратился в управление имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации с заявлением, в котором указал, что им получен ответ из Брянской городской администрации о необходимости указания им кадастрового номера испрашиваемого земельного участка. В связи с чем, просил предоставить ему письменно кадастровые номера свободных земельных участков на территории города Брянска, для его выбора и точного исполнения письменного уведомления администрации г.Брянска от ДД.ММ.ГГГГ.

Тогда же, ДД.ММ.ГГГГ Вопилов Н.Н. обратился в Брянскую городскую администрацию с заявлением о предоставлении ему на праве аренды для индивидуального жилищного строительства земельного участка с кадастровым номером , приложив копию паспорта, документы, подтверждающие право на льготный порядок обеспечения земельным участком на праве аренды.

Управление имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации в ответе от ДД.ММ.ГГГГ указало, что ознакомиться с перечнем земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, предлагаемых на торгах, возможно на официальном сайте Брянской городской администрации.

Брянская городская администрации в ответе от ДД.ММ.ГГГГ указала, что на земельном участке с кадастровым номером расположен жилой дом, принадлежащий иному физическому лицу. В связи с вышеизложенными, администрация, руководствуясь п.1, п.4 ст.39.16 ЗК РФ отказала Вопилову Н.Н. в предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером

Рассматривая обоснованность заявленных требований, суд исходит из следующего.

Статьей 61 ГПК РФ определено, что обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

Приведенным выше решением Бежицкого районного суда г.Брянска от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу в неотмененной части, рассмотренному в порядке Кодекса административного судопроизводства РФ указано, что Порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в том числе в аренду без проведения торгов, регламентирован статьями 39.14 - 39.18 ЗК РФ. Между тем, оспариваемый отказ ответчика от ДД.ММ.ГГГГ в предоставлении земельного участка в аренду без торгов со ссылкой на отсутствие законодательного регулирования в отношении военнослужащих в запасе, не содержит основания, которое поименовано в ст. 39.16 ЗК РФ, в связи с чем, суд обязал ответчика повторно рассмотреть заявление Вопилова Н.Н.

Суд апелляционной инстанции апелляционным определением от ДД.ММ.ГГГГ с учетом определения об исправлении описки от ДД.ММ.ГГГГ дополнительно указал, что перечень оснований для отказа в предоставлении земельных участков без торгов (ст.39.16 ЗК РФ) является исчерпывающим, отсутствие разработанного уполномоченным органом порядка предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности для указанной категории граждан, не отнесены законом к таким основаниям.

Таким образом, исходя из выводов судов, следует признать установленным фактом то обстоятельство, что отсутствие в законе механизма предоставления военнослужащим в запасе земельных участков в аренду без проведения торгов, не может быть основанием для отказа в предоставлении таких земельных участков на основании ст.39.16 ЗК РФ.

Статья 39.5 ЗК РФ регламентирует возможность предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа в отношении отдельных категорий граждан в случаях, предусмотренных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации (подпункт 7).

По общему правилу, установленному пунктом 1 статьи 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, которые проводятся в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 данной статьи.

Пунктом 2 п.п.14 ст. 39.6 ЗК РФ определено, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим право на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

В силу п. 1 ст. 39.19 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, отдельным категориям граждан в собственность бесплатно по основаниям, указанным в подпунктах 6, 7 статьи 39.5 указанного Кодекса, осуществляется однократно. Если гражданин имеет право на предоставление земельного участка в собственность бесплатно по нескольким основаниям, указанным в подпунктах 6, 7 статьи 39.5 названного Кодекса, этот гражданин вправе получить бесплатно в собственность земельный участок по одному из указанных оснований.

Согласно пункту 12 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и гражданам, уволенным с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, органы местного самоуправления вправе в первоочередном порядке предоставлять право на вступление в жилищно-строительные (жилищные) кооперативы либо выделять земельные участки для строительства индивидуальных жилых домов.

Таким образом, право истца на предоставление земельного участка бесплатно, без проведения торгов регламентировано приведенным выше N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» и п.7 ст.39.5, 39.6 ЗК РФ.

Одновременно, предоставление земельного участка под индивидуальное жилищное строительство является одной из форм обеспечения военнослужащего жилым помещением, при условии признания его нуждающимся в жилом помещении.

Следовательно, возможность получения земельного участка под индивидуальное жилищное строительство поставлена в зависимость от нуждаемости военнослужащего в жилом помещении и неиспользование им права на иную форму обеспечения жилым помещением.

Учитывая, что распоряжением Бежицкой районной администрации -р от ДД.ММ.ГГГГ Вопилов Н.Н. принят на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма в составом семьи 1 человек и такое жилое помещение им на момент рассмотрения спора получено не было, равно как и не были реализованы иные формы гарантий военнослужащего в области обеспечения жильем, то требование истца о признании за ним права на предоставление земельного участка в аренду, бесплатно, без проведения торгов, суд находит законным и основанным на приведенных выше нормативных положениях.

Рассматривая требования истца о признании незаконным отказа управления имущественных и земельных отношений предоставить ему кадастровые номера свободных земельных участков, не участвующих в аукционе, суд исходит из следующего.

Согласно ст.3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа.

В соответствии со ст.24 «Устава городского округа город Брянск" Брянская городская администрация - исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления города Брянска.

Согласно ст.54 Устава порядок формирования, полномочия и организация работы структурных подразделений органов местного самоуправления определяются положениями о них, утверждаемыми руководителем соответствующего органа местного самоуправления после согласования с городским Советом народных депутатов. Органы городской администрации, наделенные правами юридического лица, могут выступать от имени городской администрации, выполняя полномочия, переданные им соответствующими правовыми актами.

Согласно п.1.1 Положения об управлении имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации, утвержденного Решением Брянского городского Совета народных депутатов от 07.08.2009 N 95, управление имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации является отраслевым (функциональным) органом Брянской городской администрации, осуществляющим исполнительно-распорядительные функции в отношении имущества, находящегося в муниципальной собственности города Брянска, а также организационно-технические функции в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности города Брянска, и земельных участков, расположенных на территории города Брянска, государственная собственность на которые не разграничена.

Управление обладает правами юридического лица, имеет обособленное имущество, от своего имени приобретает и осуществляет имущественные и личные неимущественные права и обязанности, может быть истцом и ответчиком в суде, в том числе арбитражном, по вопросам, отнесенным к его компетенции.

Пункты 3 и 4 Положения регламентируют функции и полномочия управления имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации. Обязанность Управления предоставлять гражданам кадастровые номера свободных земельных участков муниципальных либо государственных, собственность на которые не разграничена, в данных полномочиях не поименована.

Таким образом, поскольку Управление не наделено полномочиями в части предоставления кадастровых номеров свободных земельных участков, то направленный в адрес истца ответ об ознакомлении с перечнем земельных участков, находящихся в муниципальной и государственной собственности, предлагаемых к приобретению на торгах на официальном сайте Брянской городской администрации, права истца не нарушает, и в силу отсутствия такой обязанности – не может быть признан незаконным.

Одновременно, ст.12 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" установлено, что кадастровые карты представляют собой составленные на картографической основе тематические карты, на которых в графической форме и текстовой форме воспроизводятся сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости : 1) публичные кадастровые карты - кадастровые карты, предназначенные для использования неограниченным кругом лиц; 2) дежурные кадастровые карты - кадастровые карты, предназначенные исключительно для использования органом регистрации прав при ведении Единого государственного реестра недвижимости.

Публичные кадастровые карты и дежурные кадастровые карты ведутся в электронной форме (ч.2).

Публичные кадастровые карты подлежат размещению на официальном сайте для просмотра без подачи запросов и взимания платы (ч.3).

Состав сведений, содержащихся в кадастровых картах, устанавливается органом нормативно-правового регулирования (ч.4).

Согласно Приказу Минэкономразвития России от 17.03.2016 N 145 "Об утверждении состава сведений, содержащихся в кадастровых картах" на публичных кадастровых картах воспроизводятся общедоступные сведения Единого государственного реестра недвижимости, в том числе, вид объекта недвижимости (земельный участок, здание, сооружение, объект незавершенного строительства, единый недвижимый комплекс); кадастровые номера земельных участков, зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, единых недвижимых комплексов; категория земель, к которой отнесен земельный участок; сведения о форме собственности на земельные участки, здания, сооружения, объекты незавершенного строительства (частная собственность, собственность публично-правовых образований); площадь земельных участков и зданий; разрешенное использование земельных участков, зданий, сооружений.

Таким образом, довод истца о том, что он без предоставления информации управлением имущественных и земельных отношений, лишен возможности установления свободного земельного участка, противоречит вышеприведенному, так как найти такой земельный участок истец в силу публичности указанной информации, имеет возможность.

Рассматривая обоснованность ответа Брянской городской администрации от ДД.ММ.ГГГГ, судом установлено, что истцом оспариваются абз. 5-7 ответа. В данном ответе в абз. 5-7 указано, что земельные участки без проведения торгов предоставляются в соответствии с п.п.14 п.2 ст.39.6 ЗК РФ. ФЗ-76 от 27.05.1998 военнослужащим определенной категории, земельные участки предоставляется бесплатно, без проведения торгов. Порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, категории граждан, определенной указанной нормой, ни указанным федеральным законом, ни законами субъекта РФ, не установлен.

Поскольку приведенные в ответе нормы земельного законодательства - п.п.14 п.2 ст.39.6 ЗК РФ и нормы, регламентирующие гарантии военнослужащих – п. 12 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» соответствуют действующему законодательству, а механизм предоставления земельных участков военнослужащим без проведения торгов действительно не урегулирован, суд находит, что данный ответ права истца не нарушает, и в силу соответствия действительности – не может быть признан незаконным.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ суд,

РЕШИЛ:

Исковые требования Вопилова Николая Николаевича к Брянской городской администрации, управлению имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации о признании права на предоставление земельного участка в аренду, о признании ответов незаконными, о предоставлении информации, удовлетворить частично.

Признать право Вопилова Николая Николаевича на предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов, бесплатно.

В остальной части исковые требования оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Брянский областной суд в месячный срок, со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Бежицкого районного суда

г.Брянска Е.Л. Осипова

Мотивированное решение изготовлено 17.08.2023.

Судья Бежицкого районного суда

г.Брянска Е.Л. Осипова

2-1215/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Вопилов Николай Николаевич
Ответчики
Брянская городская администрация
Управление имущественных и земельных отношений БГА
Другие
Управление Росреестра по Брянской области
ППК «РОСКАДАСТР»
Суд
Бежицкий районный суд г. Брянск
Судья
Осипова Е.Л.
Дело на сайте суда
bezhitsky.brj.sudrf.ru
16.01.2023Регистрация административного искового заявления
16.01.2023Передача материалов судье
19.01.2023Решение вопроса о принятии к производству
19.01.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.02.2023Подготовка дела (собеседование)
15.02.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
30.03.2023Судебное заседание
18.05.2023Судебное заседание
29.05.2023Судебное заседание
27.06.2023Судебное заседание
10.08.2023Судебное заседание
10.08.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее