Дело № 2-524/2023 (33-3893/2024)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
05 сентября 2024 года г. Тверь
Судебная коллегия по гражданским делам Тверского областного суда
в составе: председательствующего судьи Лозиной С.П.,
судей Кулакова А.В., Зоровой Е.Е.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи
Лагуновой А.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Лозиной С.П. дело по апелляционной жалобе Общества с ограниченной ответственностью «Теплосеть» на решение Ржевского городского суда Тверской области от 09 ноября 2023 года, которым постановлено:
«Исковые требования Ржевского межрайонного прокурора Тверской области удовлетворить.
Возложить на Общество с ограниченной ответственностью «Теплосеть» (ИНН/ОГРН 6949108432/1166952065015) обязанность совершить действия по оснащению общедомовым прибором учета тепловой энергии в многоквартирных жилых домах, расположенных по адресу: Тверская область, город Ржев, улица Ленина, дом 9; Тверская область город Ржев, улица Никиты Головни, дом 35; Тверская область, город Ржев, улица Елисеева, дом 30.
Возложить на Общество с ограниченной ответственностью «Теплосеть» (ИНН/ОГРН 6949108432/1166952065015) обязанность ввести в эксплуатацию установленный общедомовой прибор учета тепловой энергии в многоквартирных жилых домах, расположенных по адресу: Тверская область, город Ржев, улица Ленина, дом 9; Тверская область город Ржев, улица Никиты Головни, дом 35; Тверская область, город Ржев, улица Елисеева, дом 30, в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Теплосеть» (ИНН 6949108432, ОГРН 1166952065015) в доход Ржевского муниципального округа Тверской области государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей 00 копеек».
Судебная коллегия
установила:
Ржевский межрайонный прокурор Тверской области обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Регионэнергоресурс-Тверь» (далее ООО «РЭР-Тверь») о возложении обязанности установить в многоквартирных домах № 9 по улице Ленина, № 35 по улице Н. Головни, № 30 по улице Елисеева в городе Ржеве Тверской области общедомовые приборы учета тепловой энергии и ввести их в эксплуатацию в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Свои требования мотивировал тем, что в отношении вышеуказанных многоквартирных домов ответчик выступает ресурсоснабжающей организацией и осуществляет поставку тепловой энергии. Дома не оборудованы общедомовыми приборами учета тепловой энергии, ввод их в эксплуатацию до 01 января 2012 года не произведен. Отсутствие оснащенности многоквартирных домов общедомовыми приборами учета влечет неэффективное и нерациональное использование энергетических ресурсов, препятствует произведению расчетов за энергетические ресурсы на основании данных об их фактическом потреблении и влечет оплату населением потребленной энергии в повышенном размере.
Определением суда от 29 июня 2023 года произведена замена ненадлежащего ответчика ООО «РЭР-Тверь» на надлежащего ответчика Общество с ограниченной ответственностью «Теплосеть» (далее - ООО «Теплосеть»).
В судебном заседании старший помощник Ржевского межрайонного прокурора Тверской области Соцкова Н.А., а также представитель третьего лица Общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Чистота и порядок» (далее - ООО «УК ЧИП») по доверенности Назаренко А.С. поддержали исковые требования.
Представители ответчика ООО «Теплосеть» по доверенности Александрова О.В. и Смирнова У.В. исковые требования не признали.
Третьи лица ООО «РЭР-Тверь» в лице конкурсного управляющего Махова Д.А., ООО «УК-Ржев», ГУ «Государственная жилищная инспекция» Тверской области (далее - ГУ «ГЖИ» Тверской области), извещенные о времени и месте рассмотрения дела, представителей в судебное заседание не направили.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель ответчика ООО «Теплосеть» по доверенности Александрова О.В. просит отменить решение суда и принять новое решение об отказе в удовлетворении требований.
В обоснование доводов жалобы со ссылкой на положения ст. ст. 161, 162 Жилищного кодекса РФ, правовую позицию Верховного Суда РФ, изложенную в определении от 18 августа 2016 года № 305-ЭС 16-3833, указала, что обязанность ресурсоснабжающей организации установить общедомовой прибор учета (далее – ОДПУ) является вынужденной мерой реагирования на невыполнение потребителями предписаний закона с последующим возмещением расходов за счет потребителей; возложение обязанности по установке ОДПУ на ресурсоснабжающую организацию возможно только в случае подтвержденного отказа собственников помещений многоквартирного дома от самостоятельной установки ОДПУ. Кроме того, решение об установке и вводе в эксплуатацию ОДПУ тепловой энергии не может быть принято без предварительного собрания жильцов многоквартирного дома.
Судом не выяснено то обстоятельство, что надлежащим ответчиком по делу было признано ООО «Теплосеть», а по вопросу наличия технической возможности суд ссылается на документы ООО «РЭР-Тверь».
Также судом не учтено, что ООО «УК ЧИП» не представило акт обследования технической возможности установки ОДПУ, оформленный надлежащим образом по форме, являющейся Приложением № 2 к приказу Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 28 августа 2020 года № 485/пр.
Представитель третьего лица ООО «УК ЧИП» по доверенности Назаренко А.С. предоставила возражения на апелляционную жалобу, в которых указала, что вынесенное решение является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам жалобы не имеется.
В заседании суда апелляционной инстанции прокурор Матвеева А.М. возражала против удовлетворения апелляционной жалобы.
Остальные участники процесса, надлежаще извещенные о месте и времени рассмотрения дела, не явились.
В соответствии с ч. 1 ст. 327, ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ неявка лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте рассмотрения дела, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными, не является препятствием к разбирательству дела.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией в порядке, установленном главой 39 Гражданского процессуального кодекса РФ, с учетом ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, по смыслу которой повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционных жалобы, представления и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения прокурора Матвеевой А.М., обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, судебная коллегия не находит оснований к отмене постановленного по делу решения.
Судом установлено, что Ржевской межрайонной прокуратурой Тверской области проведена проверка соблюдения ООО «РЭР-Тверь» требований законодательства об оснащении общедомовыми приборами учета в МКД. В ходе проведенной проверки установлено, что в многоквартирных домах, расположенных по адресу: Тверская область, город Ржев, улица Ленина, дом 9; Тверская область, город Ржев, улица Никиты Головни, дом 35; Тверская область, город Ржев, улица Елисеева, дом 30, отсутствует общедомовой прибор учета тепловой энергии.
Управляющей организацией, оказывающей услуги по содержанию общедомового имущества для многоквартирного дома по адресу: Тверская область, город Ржев, улица Елисеева, дом 30, с 01 января 2020 года является ООО «УК ЧИП» на основании протокола № 1 от 16 ноября 2019 года внеочередного общего собрания собственников помещений, договора управления многоквартирным домом от 17 ноября 2019 года, приказа № 2121-л от 27 декабря 2019 года ГУ «ГЖИ» Тверской области. Управляющая организация сведениями о принятии собственниками многоквартирного дома решения об установке общедомового прибора учета тепловой энергии не располагает.
Управляющей организацией, оказывающей услуги по содержанию общедомового имущества для многоквартирных домов № 9 по улице Ленина и № 35 по улице Никиты Головни в городе Ржеве Тверской области, с 01 мая 2023 года и с 01 февраля 2022 года соответственно является ООО «УК-Ржев» на основании протоколов № 1 от 14 марта 2023 года и № 1 от 07 декабря 2021 года внеочередного общего собрания собственников помещений, договоров управления многоквартирным домом от 29 марта 2023 года и от 14 декабря 2021 года, приказов №№ 739-л от 28 апреля 2023 года и № 63-л от 19 января 2022 года ГУ «ГЖИ» Тверской области соответственно. Управляющая организация сведений о принятии собственниками многоквартирного дома решения об установке общедомового прибора учета тепловой энергии суду не представила.
Постановлением Администрации Ржевского муниципального округа Тверской области № 440 от 02 мая 2023 года ООО «РЭР-Тверь» признано утратившим статус единой теплоснабжающей организации в границах Ржевского муниципального округа Тверской области.
Постановлением Администрации Ржевского муниципального округа Тверской области № 569 от 06 июня 2023 года ООО «Теплосеть» присвоен статус единой теплоснабжающей организации в границах Ржевского муниципального округа Тверской области.
Как следует из Договора аренды от 25 мая 2023 года, дополнительного соглашения № 1 к указанному договору от 26 мая 2023 года, акта приема-передачи от 05 июня 2023 года, ООО «РЭР-Тверь» передало ООО «Теплосеть» за плату во временное владение и пользование (аренду) имущество, указанное в Приложении № № 1, 2.
Таким образом, с 06 июня 2023 года ответчик ООО «Теплосеть» выступает ресурсоснабжающей организацией и осуществляет поставку тепловой энергии в многоквартирные дома № 9 по улице Ленина, № 35 по улице Н. Головни, № 30 по улице Елисеева в городе Ржеве Тверской области в целях предоставления потребителям, проживающим в данных домах, коммунальных услуг отопления и горячего водоснабжения, что и не оспаривалось представителями ответчика в судебном заседании.
По сообщению ООО «РЭР-Тверь» от 22 сентября 2022 года, в МКД № 9 по улице Ленина, № 35 по улице Н. Головни, № 30 по улице Елисеева в городе Ржеве Тверской области имеется техническая возможность установки ОДПУ тепловой энергии. Данное обстоятельство также подтверждается сообщением ООО «УК ЧИП» от 17 октября 2023 года и актами ООО «УК-Ржев» от 25 октября 2023 года.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции правомерно руководствовался положениями ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса РФ, ст. 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон об энергосбережении), Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года № 491.
Установив, что вопреки требованиям действующего законодательства собственники помещений рассматриваемых многоквартирных домов в срок до 01 июля 2012 года (день вступления в силу Закона об энергосбережении) не выполнили обязанность по оснащению своих многоквартирных домов общедомовыми приборами учета используемой тепловой энергии и вводу их в эксплуатацию, суд пришел к выводу, что после 01 июля 2012 года выполнение такой обязанности должно быть возложено на ООО «Теплосеть» как организацию, осуществляющую снабжение данных многоквартирных домов тепловой энергией.
Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда первой инстанции, поскольку они мотивированы, основаны на правильном применении норм гражданского законодательства, регулирующих спорные правоотношения, и соответствуют представленным по делу доказательствам, которым судом дана оценка, отвечающая требованиям ст. 67 Гражданского процессуального кодекса РФ.
Довод апеллянта о том, что возложение обязанности по установке ОДПУ на ресурсоснабжающую организацию возможно только в случае подтвержденного отказа собственников помещений многоквартирного дома от самостоятельной установки ОДПУ, отклоняется судебной коллегией.
Согласно п. 1 ст. 544 Гражданского кодекса РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В соответствии со ст. 13 Закона об энергосбережении производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета. Собственники жилых домов, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу данного федерального закона, обязаны обеспечить оснащение домов приборами учета используемых энергоресурсов, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию (ч. 5 ст. 13 Закона об энергосбережении). В случае неисполнения ими данной обязанности, согласно ч. 12 ст. 13 Закона об энергосбережении, действия по оснащению домов приборами учета должны совершить ресурсоснабжающие организации, которым в последующем граждане возмещают расходы по установке приборов учета используемых энергоресурсов.
Вышеуказанная правовая позиция содержится и в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 2 (2016), утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 06 июля 2016 года.
Установив факт неисполнения в установленный срок собственниками обязанности, предусмотренной ч. 5 ст. 13 Закона об энергосбережении, суд правомерно возложил эту обязанность на ресурсоснабжающую организацию, каковой в данном случае является ООО «Теплосеть».
Довод стороны ответчика о необоснованности заявленных исковых требований в силу отсутствия решения общего собрания собственников на установку в многоквартирном доме общедомового прибора учета суд первой инстанции правомерно признал ошибочным, основанным на неверном толковании норм материального права, поскольку нормами действующего законодательства не предусмотрено обязательное согласие собственников помещений многоквартирного дома на установку общедомовых приборов учета коммунальных ресурсов.
Доводы апелляционной жалобы о том, что ООО «УК ЧИП» не представило акт обследования технической возможности установки ОДПУ, являются несостоятельными, поскольку данный акт в соответствии с п. 7 Приказа Минстроя России от 28 августа 2020 года № 485/пр «Об утверждении критериев наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета, а также формы акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической установки таких приборов учета и порядка ее заполнения» составляется сетевой организацией.
Доказательств отсутствия технической возможности установки общедомовых приборов учета в многоквартирных домах № 9 по улице Ленина, № 35 по улице Н. Головни, № 30 по улице Елисеева в городе Ржеве Тверской области ни суду первой инстанции, ни суду апелляционной инстанции ответчиком не представлено. В материалах дела имеется письменное доказательство наличия такой возможности, представленное прежней ресурсоснабжающей организацией ООО «РЭР-Тверь».
Таким образом, доводы апелляционной жалобы выводы суда не опровергают. Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права, а потому оснований для его отмены в условиях апелляции по приведенным в жалобе доводам не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
решение Ржевского городского суда Тверской области от 09 ноября 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Теплосеть» – без удовлетворения.
Мотивированное апелляционное определение составлено 18 сентября 2024 года.
Председательствующий
Судьи