Решение по делу № 2-1005/2015 от 02.03.2015

Дело № 2-1005/15

РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

03 июня 2015 года                              г. Волгоград

Кировский районный суд г. Волгограда

в составе председательствующего судьи Игнатовой Е.В.,

при секретаре Абрамовой О.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 Зои ФИО2, ФИО2 к Администрации Волгограда, Администрации ФИО2 <адрес> о признании бездействий незаконными, возложении обязанностей предоставить благоустроенное жилое помещение, компенсации морального вреда,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО2, ФИО2 обратилась в суд с иском к Администрации Волгограда, Администрации ФИО2 <адрес> о признании бездействий незаконными, возложении обязанности принять решение об изъятии жилого помещения и зарегистрировать решение об изъятии, компенсации морального вреда, указав, что они являются жильцами многоквартирного <адрес> пос. ФИО2 <адрес>, который на основании заключения межведомственной комиссии по оценке состояния жилых помещений муниципального жилищного фонда ФИО2 <адрес> от <ДАТА> признан аварийным и подлежащим сносу в виду его общего физического износа на 83%. Однако, только в <ДАТА> жильцы указанного многоквартирного дома были уведомлены о необходимости произвести снос жилого дома в установленные сроки. Считают, что их проживание в ветхом аварийно опасном доме угрожает их жизни и здоровью, а также причиняет им моральный вред.

Просят суд признать незаконным бездействие Администрации ФИО2 <адрес>, Администрации Волгограда, выраженное в неисполнении обязанностей по принятию решения в отношении граждан, проживающим в признанном аварийным многоквартирном <адрес> пос. ФИО2 <адрес> Волгограда и принадлежащих гражданам на праве собственности жилых помещений; обязать Администрацию Волгограда принять решение об изъятии жилого помещения 4 <адрес> пос. ФИО2 <адрес>, общей площадью 11 кв.м., жилой площадью 11 кв.м., принадлежащего на праве собственности ФИО2 и зарегистрировать решение об изъятии жилого помещения в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу; обязать Администрацию Волгограда принять решение об изъятии жилого помещения 30 <адрес> пос. ФИО2 <адрес>, общей площадью 19,2 кв.м., жилой площадью 19,2 кв.м., принадлежащего на праве собственности ФИО2, и зарегистрировать решение об изъятии жилого помещения в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу; взыскать с Администрации Волгограда компенсацию морального вреда в пользу ФИО2 в размере 20 000 рублей, а в пользу ФИО2 в размере .

Впоследствии, <ДАТА> истцами было подано заявление об увеличении исковых требований, согласно которого они просили суд признать незаконным бездействие Администрации Волгограда, выраженное в ненадлежащем уведомлении ФИО2 и ФИО2 об изъятии жилых помещений, принадлежащих им на праве собственности и регистрации решения об изъятии; признать незаконными бездействия Администрации Волгограда и Администрации ФИО2 <адрес> Волгограда, выраженного в неприятии мер, определенных ч. 10 ст. 32 ЖК РФ, в отношении жилого помещения 4, принадлежащего ФИО2 и жилого помещения 30, принадлежащего ФИО2, расположенного по адресу <адрес>, пос. ФИО2 <адрес> ФИО2 <адрес>; обязать Администрацию Волгограда предоставить ФИО2 благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, по учетным нормам предоставления жилья, взамен помещения 30 <адрес> пос. ФИО2 в ФИО2 <адрес> общей площадью 19,2 кв.м., жилой площадью 19,2 кв.м. признанного аварийным; обязать Администрацию Волгограда предоставить ФИО2 благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, по учетным нормам предоставления жилья, взамен помещения 4 <адрес> пос. ФИО2 в ФИО2 <адрес> общей площадью 11 кв.м., жилой площадью 11 кв.м. признанного аварийным; взыскать с Администрации Волгограда компенсацию морального вреда в пользу ФИО2 в размере , а в пользу ФИО2 в размере .

Судом для участия в деле в качестве третьего лица был привлечен Департамент по жилищной политике администрации Волгограда.

Определением ФИО2 районного суда <адрес> от <ДАТА> производство по делу по иску ФИО2, ФИО2 к Администрации Волгограда, Администрации ФИО2 <адрес> о признании незаконным бездействий Администрации ФИО2 <адрес>, Администрации Волгограда, выраженное в неисполнении обязанностей по принятию решения в отношении граждан, проживающих в признанном аварийным многоквартирном доме, обязании Администрации Волгограда принять решение об изъятии жилого помещения и регистрации решения об изъятии, признании незаконным бездействия администрации Волгограда, выраженное в ненадлежащем уведомлении об изъятии жилых помещений и регистрации решения об изъятии, признании бездействий администрации Волгограда, администрации ФИО2 <адрес>, выраженного в неприятии мер, определенных ч. 10 ст. 32 ЖК РФ незаконными, возложении обязанностей предоставить благоустроенное жилое помещение, компенсации морального вреда прекращено в части требований о признании незаконным бездействий Администрации ФИО2 <адрес>, Администрации Волгограда, выраженное в неисполнении обязанностей по принятию решения в отношении граждан, проживающих в признанном аварийным многоквартирном доме, обязании Администрации Волгограда принять решение об изъятии жилого помещения и регистрации решения об изъятии, признании бездействий администрации Волгограда, администрации ФИО2 <адрес>, выраженного в неприятии мер, определенных ч. 10 ст. 32 ЖК РФ незаконными в связи с отказом истцов от иска в данной части.

В судебном заседании истцы ФИО2, ФИО2 и их представитель ФИО2, действующая на основании доверенности, поддержали исковые требования и просили удовлетворить их в полном объеме.

Представитель ответчика администрации Волгограда ФИО2, действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требования и пояснила, что поскольку снос дома не был осуществлен собственниками и жильцами самостоятельно, в соответствии со ст. 32 ЖК РФ, <ДАТА> было издано Постановление администрации Волгограда «Об изъятии для муниципальных нужд земельного участка, на котором расположен многоквартирный <адрес> п. ФИО2». <ДАТА> в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> было зарегистрировано ограничение права собственности, в связи с принятом решением об изъятии для муниципальных нужд спорного жилого дома. О данном факте жильцы дома были уведомлены. В связи с чем, доводы истцов о не направлении в их адрес уведомления об изъятии жилого дома для муниципальных нужд является несостоятельным.

Кроме того, муниципальная программа «Жилье», в которую включен жилой <адрес> п. ФИО2, будет работать до 2020 года, и у администрации есть право до этого времени предоставить истцам благоустроенные жилые помещения до этого времени. Таким образом, требование об обязании администрации предоставить истцам благоустроенное жилое помещение, является преждевременным, в связи с чем не подлежит удовлетворению.

Представитель ответчика администрации ФИО2 <адрес> ФИО2 в судебном заседании исковые требования не признал, считал администрацию ФИО2 <адрес> ненадлежащим ответчиком. Суду пояснил, что орган местного самоуправления создает комиссию по признанию домов аварийными, жилых помещений непригодными для проживания. Межведомственная комиссия была создана в <ДАТА> ее состав обновлялся. Комиссия, которая признала спорный дом аварийным, была создана на основании постановления администрации ФИО2 <адрес> Волгограда от <ДАТА> № 1375-<адрес> ФИО2 <адрес> Волгограда не обладает полномочиями по включению того или иного дома в целевую программу по переселению жильцов. Свои обязанности в рамках имеющихся полномочий администрация ФИО2 <адрес> Волгограда исполнила. Заключение Ростехинвентаризации о техническом состоянии конструкций жилого дома поступило в администрацию ФИО2 <адрес> Волгограда в декабре 2012 года, в январе 2013 года дом был признан аварийным. На основании изложенного просил в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.

Представитель третьего лица Департамента по жилищной политике администрации Волгограда в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, об уважительности неявки суд не уведомлен.

Выслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 1 ЖК РФ жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.

Согласно ч. 4 ст. 15 ЖК РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с ч. 10 ст. 32 ЖК РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном ч. ч. 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.

Нормами ч. 1 ст. 32 ЖК РФ предусмотрено, что жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Выкуп части жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

Решение об изъятии жилого помещения принимается органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение об изъятии соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Порядок подготовки и принятия такого решения определяется федеральным законодательством (часть 2).

Согласно ч. 3 ст. 32 ЖК РФ решение органа местного самоуправления об изъятии жилого помещения подлежит государственной регистрации в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

По смыслу ч. 8 ст. 32 ЖК РФ по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пунктах 20, 22 Постановления Пленума ВС РФ от <ДАТА> "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении жилищного кодекса Российской Федерации", у собственника, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, жилое помещение может быть либо изъято путем выкупа, либо по соглашению с собственником ему может быть предоставлено другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену при условии соблюдения предварительной процедуры как по направлению органом местного самоуправления собственникам жилых помещений требования о сносе аварийного дома либо его реконструкции, так и последующему принятию органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный дом, и каждого жилого помещения, находящегося в таком доме, если собственники жилых помещений в этом доме не выполнили требование о его сносе или реконструкции.

По смыслу части 8 статьи 32 ЖК РФ собственнику жилого помещения другое жилое помещение взамен изымаемого должно предоставляться на праве собственности.

Судам следует учитывать, что в силу ч. 10 ст. 32 ЖК РФ признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение (то есть межведомственной комиссией, создаваемой исходя из принадлежности жилого дома федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления), к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счет собственных средств.

В том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд (они заключаются в том, чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию.

Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, что ФИО2 является, собственником комнаты общей площадью 11 кв.м. <адрес> пос. ФИО2 <адрес> общей площадью 11 кв.м., что подтверждается копией свидетельства о государственной регистрации права 34-АА от <ДАТА>, (л.д.12).

Из справки от <ДАТА> видно, что в комнате 4 <адрес> пос. ФИО2 с <ДАТА> зарегистрированы ФИО2 <ДАТА> года рождения и ее сын ФИО2 <ДАТА> года рождения (л.д.11,77)

В соответствии со свидетельством о праве государственной регистрации права <адрес> от <ДАТА> ФИО2 владеет на праве собственности комнатой в <адрес> пос. ФИО2 в ФИО2 <адрес>, общей площадью 19,2 кв.м. (л.д. 13).

Из справки от <ДАТА> в комнате 30 <адрес> пос. ФИО2 с <ДАТА> зарегистрированы ФИО2 <ДАТА> года рождения и ФИО2 <ДАТА> года рождения (л.д.78.).

На основании заключения о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания от <ДАТА>, межведомственная комиссия, назначенная постановлением главы Администрации ФИО2 <адрес> от <ДАТА> № 1375-п установила, что общий физический износ в зависимости от срока службы жилого <адрес> пос. ФИО2 <адрес> составляет 83 %, состояние здания характеризуется как недопустимое. Многоквартирный жилой <адрес> пос. ФИО2 <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу (л.д.40-41).

Распоряжением Департамента по жилищной политике администрации Волгограда от <ДАТА> «Об утверждении списков граждан, подлежащих переселению из аварийного и подлежащего сносу многоквартирного дома, расположенного по адресу <адрес>, пос. ФИО2, <адрес>» был утвержден список лиц, подлежащих переселению из аварийного <адрес> пос. ФИО2 в ФИО2 <адрес> Волгограда. Согласно указанного распоряжения переселению подлежат жильцы комнаты ФИО2 <ДАТА> (л.д.46-49).

Согласно Постановления администрации Волгограда от <ДАТА> «О механизме исполнения заключения межведомственной комиссии по оценке состояния жилых помещений муниципального жилищного фонда и многоквартирных домов ФИО2 <адрес> о признании многоквартирного дома, расположенного по адресу: Волгоград, п. им. ФИО2, 8 аварийным и подлежащим сносу», в целях обеспечения жилищных прав граждан, на основании заключения межведомственной комиссии по оценке состояния жилых помещений муниципального жилищного фонда и многоквартирных домов ФИО2 <адрес> Волгограда от <ДАТА> о признании многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: Волгоград, п. им. ФИО2, 8 аварийным и подлежащим сносу, следует, что Департаменту по жилищной политике администрации Волгограда надлежит определить механизм переселения граждан, проживающих в многоквартирном жилом доме, расположенного по адресу <адрес>, пос.им. С.ФИО2, <адрес> сроки и этапы их переселения программно-целевым методом в установленном действующим законодательством РФ порядке; Администрации ФИО2 <адрес> Волгограда: до <ДАТА> предъявить собственникам жилым помещений, расположенных в многоквартирном жилом доме, указанном в пункте 1 настоящего постановления, письменное требование о сносе указанного многоквартирного жилого дома до <ДАТА>г. со ссылкой на настоящее постановление; до <ДАТА>г. представить в Департамент по жилищной политике администрации Волгограда документы, подтверждающие предъявление письменного требования, указанного в подпункте 2.1. пункта 2 настоящего постановления, сведения о наличии (отсутствии) факта сноса многоквартирного жилого дома, указанного в пункте 1 настоящего постановления, собственниками жилых помещений, расположенных в указанном многоквартирном жилом доме (л.д.44-45).

Постановлением администрации Волгограда от <ДАТА> «Об изъятии для муниципальных нужд земельного участка, на котором расположен многоквартирный жилой дом по адресу <адрес>, пос. им. ФИО2, 8 и жилых помещений, находящихся в собственности граждан» постановлено изъять для муниципальных нужд земельный участок на котором расположен многоквартирный жилой дом по адресу <адрес>, п. им. ФИО2, 8, а также жилые помещения, расположенные по указанному адресу (л.д.50-54).

Согласно п. 3.1. Постановлением администрации Волгограда от <ДАТА> Департаменту по жилищной политике администрации Волгограда следует обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по <адрес> с заявлением о государственной регистрации ограничения (обременения) права собственности в связи с принятием решения об изъятии земельного участка и жилых помещений по адресу <адрес>, п. им. ФИО2, 8.

Пунктом 3.2. на Департамент по жилищной политике администрации Волгограда возложена обязанность уведомить собственников жилых помещений о принятом решении об изъятии принадлежащих им жилых помещений, о дате осуществленной государственной регистрации ограничений права собственности в течение 18 дней со дня их государственной регистрации в Управлении Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по <адрес>.

<ДАТА> Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> зарегистрировано ограничение (обременение) права собственности в связи с принятием решения об изъятии земельного участка и жилых помещений, принадлежащих гражданам на праве собственности, что подтверждается копиями Выписок из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним ( л.д. 55-56,57-58).

Согласно уведомлений от <ДАТА> и от <ДАТА> ФИО2 и ФИО2, были уведомлены о том, что администрацией Волгограда принято решение об изъятии, принадлежащих им на праве собственности жилых помещений, расположенных по адресу <адрес>, пос. ФИО2, <адрес>, признанного аварийным и подлежащим сносу на основании заключения межведомственной комиссии по оценке состояния жилых помещений муниципального жилищного фонда и многоквартирных домов от <ДАТА>, утвержденного постановлением администрации Волгограда от <ДАТА> (л.д.42, 43).

Кроме того, <ДАТА> Постановление администрации Волгограда от <ДАТА> «Об изъятии для муниципальных нужд земельного участка, на котором расположен многоквартирный жилой дом по адресу <адрес>, пос. им. ФИО2, 8 и жилых помещений, находящихся в собственности граждан» было опубликована на официальном сайте газеты «Городские вести. Царицын – Сталинград - Волгоград».

Согласно письма Департамента по жилищной политике администрации Волгограда от <ДАТА>, ФИО2 сообщается, что мероприятия по расселению жильцов аварийного жилого <адрес> пос. ФИО2 <адрес> Волгограда запланированы программой «Переселения граждан, проживающих в Волгограде, из аварийного жилья» муниципальной программы «Жилье» на <ДАТА> году, утвержденной постановлением администрации Волгограда от <ДАТА> (л.д.16).

Уведомлением Департамента жилищно – коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса от <ДАТА> установлено, что согласно муниципальной адресной программы «О сносе и реконструкции многоквартирных жилых домов в городском округе город-герой Волгоград на 2010-2015 годы» включены многоквартирные дома, расположенные на застроенных территориях, в отношении которых принято решение об их развитии.

Застроенные территории были определены в результате отбора застроенных территорий Волгограда во всех восьми районах Волгограда рабочей группой, созданной распоряжением главы Волгограда от <ДАТА> № 584-р «О создании рабочей группы» для координации взаимодействия территориальных и отраслевых подразделений администрации Волгограда при принятии решений о развитии застроенных территорий Волгограда.

По ФИО2 <адрес> Волгограда была определена территория в границах ул. <адрес>

Решением Волгоградской городской Думы от <ДАТА> внесены изменения в муниципальную адресную программу «О сносе и реконструкции многоквартирных жилых домов в городском округе город-герой Волгоград на 2010-2015 годы» в части сроков реализации программы с 2010-2015 годы на 2010-2020 годы (л.д.17).

Как усматривается из коллективных обращений жильцов <адрес> пос. ФИО2 <адрес> в адрес инспекции государственного жилищного надзора <адрес>, Департамента по жилищной политики администрации Волгограда, Администрации ФИО2 <адрес> собственниками и жильцами аварийного многоквартирного жилого <адрес> пос. ФИО2 <адрес> Волгограда с целью ускорения их переселения из аварийного жилья и досудебного урегулирования спора направлялись требования о принятии мер по переселению граждан (л.д.32-34).

Согласно разъяснениям, данным в Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 29.04.2014, собственник жилого помещения в признанном аварийным и подлежащим сносу многоквартирном доме, если такой дом включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, вправе требовать либо выплаты выкупной цены за изымаемое жилое помещение, либо предоставления другого благоустроенного жилого помещения на праве собственности.

По общему правилу, жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 ЖК РФ, т.е. в случае, когда собственники жилых помещений в таком доме в предоставленный им срок не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа.

Другое жилое помещение взамен изымаемого в таком случае может быть предоставлено собственнику только при наличии соответствующего соглашения, достигнутого с органом местного самоуправления, и только с зачетом его стоимости в выкупную цену (часть 8 статьи 32 ЖК РФ).

Вместе с тем, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от <ДАТА> № 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп.

При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.

В настоящем деле жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в муниципальную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда. В связи с чем сособственники жилого помещения имеют право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп.

Как следует из искового заявления, истцы выбрали способ обеспечения жилищных прав в виде предоставления другого жилого помещения на праве собственности.

Проживание граждан в многоквартирном <адрес> пос. ФИО2 <адрес> Волгограда, признанном в установленном порядке аварийными и подлежащем сносу, представляет опасность истцов граждан на благоприятные и безопасные условия проживания.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что требования ФИО2, ФИО2 об обязании администрации Волгограда предоставить благоустроенное жилое помещение подлежат удовлетворению.

Доводы представителя Администрации Волгограда о том, что срок расселения жилого дома, признанного непригодным для проживания, еще не истек, не может быть принят во внимание, поскольку при рассмотрении дела установлено, что помещение, в котором проживают истцы, представляет опасность для жизни и здоровья человека по причине его аварийного состояния, в связи с чем предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома.

Согласно ч. 4 ст. 32 ЖК РФ собственнику жилого помещения, подлежащего изъятию, направляется уведомление о принятом решении об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд, а также проект соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд в порядке и в сроки, которые установлены федеральным законодательством.

В судебном заседании установлено, что уведомлениями от <ДАТА> и от <ДАТА> ФИО2 и ФИО2 были уведомлены о том, что администрацией Волгограда Постановлением от <ДАТА> принято решение об изъятии, принадлежащих им на праве собственности жилых помещений, расположенных по адресу <адрес>, пос. ФИО2, <адрес>.

Так же Департаментом по жилищной политике администрации Волгограда были представлены уведомления от <ДАТА>, согласно которых ФИО2 и ФИО2 были повторно уведомлены о принятом Администрацией Волгограда решении об изъятии принадлежащих им жилых помещений, расположенных по адресу <адрес>, пос. ФИО2, <адрес>.

В соответствии с п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от <ДАТА> "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РФ" следует, что суды должны учитывать, что в силу ч. 10 ст. 32 ЖК РФ признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение (то есть межведомственной комиссией, создаваемой исходя из принадлежности жилого дома федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления), к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств.

В том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд (они заключаются в том, чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию. К порядку выкупа жилых помещений в аварийном многоквартирном доме в этом случае согласно ч. 10 ст. 32 ЖК РФ применяются нормы ч. 1 - 3, 5 - 9 ст. 32 ЖК РФ. При этом положения ч. 4 ст. 32 ЖК РФ о предварительном уведомлении собственника об изъятии принадлежащего ему жилого помещения применению не подлежат.

Не смотря на то, что действующее законодательство не требует уведомления лица об изъятии принадлежащего ему жилого помещения, администрацией Волгограда были направлены в адрес истцов уведомления, как о вынесении Постановления администрации Волгограда от <ДАТА> «Об изъятии жилых помещений, расположенных по адресу <адрес>, пос. ФИО2, <адрес>», так и о проведенной Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> <ДАТА> регистрации ограничения (обременения) права собственности.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что требования ч. 4 ст. 32 ЖК РФ предъявляемые к уведомлению граждан об изъятии принадлежащего ему жилого помещения не нарушены.

При таких обстоятельствах, требования ФИО2 и ФИО2 о признании бездействий администрации Волгограда незаконными, выраженными в ненадлежащем уведомлении об изъятии жилых помещений удовлетворению не подлежат.

Согласно ст.151 ГК РФ если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

В соответствии с п. 1,2 ст. 1099 ГК РФ основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными настоящей главой 59 и статьей 151 настоящего Кодекса. Моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом.

Таким образом, в силу указанных выше положений ГК РФ и разъяснений Постановления Пленума Верховного суда РФ от <ДАТА> моральный вред подлежит компенсации если он причинен действиями, нарушающими личные неимущественные права граждан либо посягающие на принадлежащие ему личные нематериальные блага.

Моральный вред, причинённый нарушением имущественных прав, подлежит возмещению лишь в случая, лишь прямо указанных в законе.

По настоящему делу истцами в качестве оснований для взыскания компенсации морального вреда указаны действия ответчика, нарушающие имущественные права истцов, связанные исключительно с непредставлением жилых помещений.

Каких – либо действий ответчика, непосредственно направленных на нарушение личных неимущественных прав истцов либо посягающих на принадлежащие им нематериальные блага судом не установлено.

Поскольку действующим гражданским и жилищным законодательством возможность компенсации морального вреда, причиненного нарушением имущественных прав на жилое помещение не предусмотрена, суд приходит к выводу, что в удовлетворении требований ФИО2 ФИО2 о компенсации морального вреда необходимо отказать.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования ФИО2 Зои ФИО2, ФИО2 к администрации Волгограда, администрации ФИО2 <адрес> о признании бездействий незаконными, возложении обязанностей предоставить благоустроенное жилое помещение, компенсации морального вреда удовлетворить частично.

Обязать администрацию Волгограда предоставить ФИО2 Зое ФИО2 в собственность благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, по учетным нормам предоставления жилья, общей площадью не менее 11 кв.м., жилой площадью не менее 11 кв.м, взамен помещения 4, расположенного по адресу: <адрес>, пос. С. ФИО2, <адрес>, признанного аварийным и непригодным для проживания.

Обязать администрацию Волгограда предоставить ФИО2 в собственность благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, по учетным нормам предоставления жилья, общей площадью не менее 19,2 кв.м., жилой площадью не менее 19,2 кв.м, взамен помещения 30, расположенного по адресу: <адрес>, пос. С. ФИО2, <адрес>, признанного аварийным и непригодным для проживания.

В удовлетворении требований ФИО2 Зои ФИО2, ФИО2 к Администрации Волгограда, Администрации ФИО2 <адрес> о признании бездействий администрации Волгограда, выраженного в ненадлежащем уведомлении об изъятии жилых помещений и регистрации решения об изъятии незаконными, компенсации морального вреда отказать.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в течение 30 дней после изготовления мотивированного решения суда в Волгоградский областной суд через Кировский районный суд <адрес>.

Судья                          Е.В. Игнатова

2-1005/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Иванова З.А.
Павлова И.М.
Ответчики
Администрация Кировского района г. Волгограда
Администрация Волгограда
ДМИ
Другие
Панасенко И.В.
Суд
Кировский районный суд г. Волгоград
Дело на странице суда
kir.vol.sudrf.ru
02.03.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
04.03.2015Передача материалов судье
05.03.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
05.03.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.03.2015Подготовка дела (собеседование)
27.03.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.04.2015Судебное заседание
18.05.2015Судебное заседание
03.06.2015Судебное заседание
08.06.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.06.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.06.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее