Решение по делу № 33-1922/2019 от 30.01.2019

Судья    Хитренко А.И.

Докладчик Никифорова Е.А.                                                    Дело №33-1922/2019

                                    АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Новосибирского областного суда в составе:

председательствующего Мулярчика А.И.,

судей Жегалова Е.А., Никифоровой Е.А.

    при секретаре Луковниковой С.К.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Новосибирске 28 февраля 2019 года гражданское дело по апелляционной жалобе мэрии города Новосибирска на решение Центрального районного суда г. Новосибирска от 20 декабря 2018 года, которым постановлено:

Обязать мэрию города Новосибирска предоставить Кургузкиной Ольге Владимировне жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 30 кв.м, за счет средств областного бюджета Новосибирской области.

Заслушав доклад судьи Новосибирского областного суда Никифоровой Е.А. объяснения истца Кургузкиной О.В., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А :

Кургузкина О.В. обратилась в суд с иском к мэрии города Новосибирска, Правительству Новосибирской области, министерству труда и социального развития Новосибирской области, министерству финансов и налоговой политики Новосибирской области, просит обязать предоставить благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения.

В обоснование своих требований истец указала, что относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеет статус сироты, находится на полном государственном обеспечении, включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Полагает, что в силу закона вправе претендовать на предоставление специализированного жилого помещения, которое до настоящего времени ему не предоставлено.

Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым не согласился представитель мэрии города Новосибирска, в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, принять новое решение по делу об отказе в удовлетворения исковых требований.

В апелляционной жалобе изложена просьба решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении исковых требований Кургузкиной О.В.

Апеллянт указывает, что учитывая отсутствие реальной возможность исполнения решения суда по обеспечению истца жилым помещением по причине недостаточности финансирования из областного бюджета по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, постановленное решение суда будет неисполнимым.

Предоставление истцу жилого помещения ранее впереди стоящих граждан, отнесенных к такой же категории, повлечет нарушение их прав и законных интересов, поскольку приоритет исполнения одних обязательств перед другими, имеющими также социальную направленность, не допустим, а исполнение одних обязательств не должно привести к ущемлению других.

Проверив материалы дела с учетом требований ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, судебная коллегия приходит к следующему.

Статьей 40 Конституции Российской Федерации предусмотрено право каждого на жилище.

Согласно ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в аб. 1 п. 1 данной статьи, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в аб. 1 п. 1 названной нормы, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом п. 1 ст. 8 этого же Закона и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с п. 1 ст. 8 указанного Закона.

Вопросы обеспечениям жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Новосибирской области регулируются Законом Новосибирской области от 05.06.2013 N 331-ОЗ "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

Установленный законом субъекта Российской Федерации порядок предоставления специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений определяет процедуру формирования соответствующего списка с целью определения требуемых объемов ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем указанной категории лиц.

Согласно положениям Закона Новосибирской области от 24.11.2014 N 490-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Новосибирской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению граждан жилыми помещениями" и Закона Новосибирской области от 05.06.2013 N 331-ОЗ, обязанность предоставления жилого помещения возложена на Мэрию г. Новосибирска за счет средств областного бюджета Новосибирской области.

Согласно ч. 8 ст. 2 Закона Новосибирской области от 05.06.2013 г. N 331-ОЗ "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", включение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в список осуществляется в порядке очередности в зависимости от даты подачи заявления о включении указанных лиц в список, а в случае их совпадения - в алфавитном порядке.

Согласно положениям статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О Г дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без [попечения родителей» детям-сиротам предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда, если они не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального наймалибо собственниками жилых помещений.

Вместе с тем, также могут быть предоставлены жилые помещения детям-сиротам, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, но их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признано невозможным.

В силу пунктов 4, 5 статьи 50 Жилищного кодекса РФ учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.

Согласно Постановлению Правительства Новосибирской области от 12.08.2013 № 354-п «Об установлении факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, в Новосибирской области» проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения.

Решением городского Совета Новосибирска от 28.09.2005 № 94 «О Положении о порядке управления и распоряжения муниципальным жилищным фондом города Новосибирска» учетная норма площади жилого помещения установлена в размере 12 и менее квадратных метров общей площади жилого помещения на каждого члена семьи.

Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что Кургузкина О.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ее родителями являлись К.К.

ДД.ММ.ГГГГ умер К.., что подтверждается свидетельством о смерти серии I-ET № 472029.

ДД.ММ.ГГГГ умерла К.., что подтверждается свидетельством о смерти серии I-ET № 889773.

Приказом администрации Ленинского района г. Новосибирска от 27.05.2008 №1109-од несовершеннолетние К.. определены в учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на полное государственное обеспечение. Законный представитель несовершеннолетних обязан принять меры к сохранению за ними права пользования жилым помещением по адресу: <адрес>

20.08.2014 между администрацией Ленинского района г.Новосибирска и К.. (братом истца) заключен договор социального найма № 4200 о передаче Кургузкину В.В. и членам его семьи в бессрочное владение и пользование изолированного жилого помещения, находящегося в муниципальной собственности, состоящее из 2-х комнатной квартиры общей площадью 48,2 кв.м, по адресу: <адрес>

Согласно выписке из домовой (поквартирной) книги от 12.11.2018 по адресу: г.Новосибирск, <адрес> зарегистрированы: <данные изъяты>

Протоколом №13 заседания межведомственной комиссии по установлению факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственникам и которых они являются от 11.09.2014 признан факт невозможности проживания Кургузкиной О.В. в квартире <адрес>

Квартира <адрес>, согласно акту обследования жилого помещения, членом семьи нанимателя по договору социального найма которого является Кургузкина О.В., относящаяся к категории лиц из числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей от 05.09.2014 признано невозможным проживание Кургузкиной О.В. в жилом помещении, поскольку она является членом семьи нанимателя и обеспечена общей площадью жилого помещения на каждого члена семьи менее учетной нормы.

Приказом администрации Ленинскогорайона г. Новосибирска от 25.09.2014 № 2184-од Кургузкина О.В. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями (л.д.62).

ДД.ММ.ГГГГ у истца родился сын - <данные изъяты>

ДД.ММ.ГГГГ у истца родился второй сын - <данные изъяты>

ДД.ММ.ГГГГ у истца родился третий сын - <данные изъяты>

Согласно справке о составе семьи № 02/9.59/111/570778 от 12.11.2018 Кургузкина О.В. имеет состав семьи: <данные изъяты> В браке Кургузкина О.В. не состоит.

Справкой ГБУ НСО «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Виктория» подтверждено, что Кургузккна О.В. находилась на полном государственном обеспечении с ДД.ММ.ГГГГ

Справкой директора ЕАПОУ НСО «Новосибирский архитертурно-строительный колледж» от 16.06.2017 №391 подтверждено, что Кургузкина О.В. обучалась по очной форме обучения в ОГОУ НПО «Профессиональное училище №50» с ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно представленным в материалы дела сведениям Управления Росреестра по Новосибирской области в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют сведения о правах Кургузкиной О.В., ее сыновей <данные изъяты>. на объекты недвижимости на территории Новосибирской области.

Справкой АО «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» Новосибирский центр инвентаризации и технического учета подтверждается отсутствие сведений о зарегистрированных правах Кургузкиной О.В. на недвижимое имущество в г.Новосибирске.

По сведениям МКУ г. Новосибирска «Городское жилищное агентство» Кургузкиной О.В., ее сыновья <данные изъяты> не использовали право приватизации на территории г. Новосибирска.

Разрешая спор, суд первой инстанции, учитывая указанные выше нормы гражданского законодательства и фактически обстоятельства дела, пришел к выводу об удовлетворении заявленного иска, обязав мэрию города предоставить Кургузкиной О.В. жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 30 кв.м. за счет средств областного бюджета Новосибирской области, поскольку она является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, в собственности жилого помещении не имеет, нанимателем жилого помещения по договору социального найма и членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма не является, достигла возраста 18 лет.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, так как они основаны на имеющихся в деле доказательствах, правовая оценка которым дана судом в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ.

Доводы апелляционной жалобы о том, что истец может быть обеспечен жилым помещением в соответствии со списком при поступлении субвенций из соответствующих бюджета, не могут быть приняты во внимание судебной коллегией, поскольку обязанность по предоставлению жилого помещения Кургузкиной О.В. возникает независимо от наличия или отсутствия финансирования расходов по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот.

Действующее законодательство не ставит предоставление жилья в зависимость от наличия каких-либо дополнительных условий.

Более того, денежные средства на реализацию переданных государственных полномочий ежегодно предусматриваются в областном бюджете. При этом отношения по предоставлению субвенций между уровнями бюджетной системы, возникающие между органами местного самоуправления и органами государственной власти, регулируются нормами бюджетного законодательства и не влияют на реализацию прав граждан по предоставлению жилых помещений. Реализация прав на жилое помещение лиц, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не может быть поставлена в зависимость от взаимодействия бюджетов органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

Отсутствие финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору специализированного найма жилого помещения.

Доводы апеллянта о том, что предоставление истцу жилого помещения впереди стоящих перед ним, имеющими такую же социальную направленность граждан, повлечет безусловное нарушение их нрав, являются несостоятельными, поскольку федеральное законодательство не связывает право Кургузкиной О.В. на получение специализированного жилья с правом иных лиц на получение такого же жилья.

Напротив, анализ федерального законодательства позволяет сделать вывод о том, что основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определяет федеральный законодатель. Вместе с тем, федеральный законодатель не установил, что предоставление указанным лицам специализированного жилья должно зависеть от какой-либо очередности, такое предоставление законодатель связал только с возрастом и окончанием срока пребывания в образовательной организации и иных учреждениях.

По мнению судебной коллегии, разрешая заявленные требования, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, применил закон, подлежащий применению и постановил правильное по существу решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований ГПК РФ.

Руководствуясь ст. ст. 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Центрального районного суда г. Новосибирска от 20 декабря    2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу мэрии города Новосибирска - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

33-1922/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Кургузкина Ольга Владимировна
Ответчики
Министерство финансов и налоговой политики Новосибирской области
Министерство труда и социального развития Новосибирской области
Правительство Новосибирской области
мэрия г.Новосибирска
Другие
Администрация Ленинского района г.Новосибирска
Суд
Новосибирский областной суд
Дело на странице суда
oblsud.nsk.sudrf.ru
24.07.2020Судебное заседание
24.07.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.07.2020Передано в экспедицию
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее