Дело № 71-592/2022
УИД 59RS0011-01-2022-000365-49
Р Е Ш Е Н И Е
г. Пермь 07 июля 2022 г.
Судья Пермского краевого суда Синицына Т.А., при ведении протокола секретарем Каско Н.С., с участием защитника Винаковой М.А., рассмотрев в судебном заседании жалобу защитника Винаковой Марины Александровны на постановление судьи Березниковского городского суда Пермского края от 18 марта 2022 г., по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении муниципального унитарного предприятия «Водоканал г. Березники»,
у с т а н о в и л:
постановлением судьи Березниковского городского суда Пермского края от 18 марта 2022 г. муниципальное унитарное предприятие «Водоканал г. Березники» (далее - МУП «Водоканал г. Березники») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
В жалобе, поданной в Пермский краевой суд, защитник Винакова М.А. просит постановление судьи городского суда отменить ссылаясь на малозначительность совершенного правонарушения.
В судебном заседании в краевом суде законный представитель МУП «Водоканал г. Березники», извещенный надлежаще участие не принимал.
Защитник Винакова М.А., в судебном заседании в краевом суде жалобу поддержала.
Изучив доводы жалобы, заслушав защитника Винакову М.А., исследовав материалы дела об административном правонарушении, просмотрев видеозапись, судья краевого суда приходит к следующему.
Часть 2 статьи 6.3 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
Статья 1 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Федеральный закон от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ) под санитарно-противоэпидемическими (профилактическими) мероприятиями предусматривает организационные, административные, инженерно-технические, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и их ликвидацию.
В силу пункта 1 статьи 2 названного Федерального закона санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством профилактики заболеваний в соответствии с санитарно-эпидемиологической обстановкой и прогнозом ее изменения; выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в том числе: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг.
В целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан (пункт 1 статьи 29 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ).
Пункт 3 статьи 29 данного Закона устанавливает, что санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, а также в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 50 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ (части 1, 3 статьи 29 данного Федерального закона).
Согласно пункту 2 статьи 50 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ при выявлении нарушения санитарного законодательства, а также при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должностные лица, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, имеют право давать гражданам и юридическим лицам предписания, обязательные для исполнения ими в установленные сроки, в том числе о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий; о выполнении работ по дезинфекции, дезинсекции и дератизации в очагах инфекционных заболеваний, а также на территориях и в помещениях, где имеются и сохраняются условия для возникновения или распространения инфекционных заболеваний.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 01декабря 2004 г. № 715 «Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих» с последующими изменениями коронавирусная инфекция (2019-nCoV) относится к заболеваниям, представляющим опасность для окружающих.
Пункт 4.4 санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22 мая 2020 г. № 15, в качестве мероприятий, направленных на «разрыв» механизма передачи указанной инфекции, указывает, в том числе на обеспечение организациями и индивидуальными предпринимателями проведения дезинфекции во всех рабочих помещениях, использования оборудования по обеззараживанию воздуха, создания запаса дезинфицирующих средств; организацию дезинфекционного режима на предприятиях общественного питания, объектах торговли, транспорте, в том числе дезинфекция оборудования и инвентаря, обеззараживание воздуха.
Согласно пункту 1.12 Постановления Главного государственного санитарного врача по Пермскому краю от 11 апреля 2020 г. № 2326 «О мерах по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции «COVID-2019» на территории Пермского края», на юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении разрешенных в условиях введенного в Пермском крае режима повышенной готовности видов деятельности возложена обязанность обеспечить работников, контактирующих с посетителями, запасом масок (с учетом сменяемости не реже 1 раза в 3 часа), а также дезинфицирующих салфеток, кожными антисептиками для обработки рук, дезинфицирующими средствами.
Как следует из материалов дела, предписанием должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный контроль (надзор), о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий № 1091 от 24 апреля 2020 г. заместителем начальника Северного территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю в целях предотвращения угрозы распространения заболеваемости новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) МУП «Водоканал г. Березники», осуществляющему пассажирские перевозки, предписано, в том числе обеспечить работников, контактирующих с посетителями (пассажирами), запасом масок (с учетом сменяемости не реже 1 раза в 3 часа), а также дезинфицирующих салфеток, кожными антисептиками для обработки рук, дезинфицирующими средствами (пункт 11); обеспечить санитарную обработку транспортных средств вирулентными дезинфицирующими средствами: каждой единицы подвижного состава на конечной остановке маршрута и по окончании рабочей смены, согласно приложению к настоящему предписанию (пункт 12).
Предписание № 1091 от 24 апреля 2020 г. получено МУП «Водоканал г. Березники», что подтверждается ответом на него от 12 мая 2020 г. № 574 за подписью законного представителя юридического лица (л.д. 17).
При проведении проверки исполнения дополнительных санитарно-противоэпидемических мероприятий, установленных предписанием, главным специалистом-экспертом Северного территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю установлено, что по состоянию на 23 декабря 2021 г. с 12:25 до 12:30 МУП «Водоканал г. Березники» на конечной остановке «м/р Усольский» автобусного маршрута № 23 в транспортном средстве МАЗ-103486, государственный регистрационный знак ** выявлено частичное невыполнение пункта 11 названного предписания: кондуктор К., контактирующий с пассажирами, не обеспечен запасом дезинфицирующих салфеток, кожными антисептиками для обработки рук (на момент проверки дезинфицирующие салфетки кожные антисептики для обработки рук отсутствовали); не выполнен пункт 12 предписания: санитарная обработка транспортного средства, осуществляющего пассажирские перевозки вирулентными дезинфицирующими средствами на конечной остановке маршрута № 23 (м/р «Усольский») не проводилась (со слов кондуктора К. обработка проводилась на последнем рейсе до проверки).
Выявленные нарушения зафиксированы в акте проверки выполнения предписания о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических мероприятий № 2188 от 23 декабря 2021 г.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления 20 января 2022 г. главным специалистом-экспертом Северного территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю в отношении МУП «Водоканал г. Березники»» протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ.
Судья городского суда, оценив добытые доказательства в их совокупности в соответствии со статьей 26.11 КоАП РФ, пришел к обоснованному выводу о наличии вины МУП «Водоканал г. Березники» в нарушении законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, невыполнении выданного в указанный период законного предписания органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, а его действия правильно квалифицировал по части 2 статьи 6.3 КоАП РФ.
Факт совершения МУП «Водоканал г. Березники» вменяемого административного правонарушения, подтверждается имеющимися в деле доказательствами, в том числе протоколом об административном правонарушении от 20 января 2022 г., предписанием должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный контроль (надзор) о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий № 1091 от 24 апреля 2020 г., актом проверки выполнения предписания о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических мероприятий № 2188 от 23 декабря 2021 г., фотоматериалом, видеозаписью и другими материалами дела, которые соответствуют требованиям статьи 26.7 КоАП РФ, содержат сведения об обстоятельствах произошедшего, соответствуют признакам относимости и допустимости доказательств, а потому обоснованно положены в основу выводов о виновности юридического лица. Указанным доказательствам дана всесторонняя, полная и объективная оценка которым дана судьей городского суда при рассмотрении дела.
Доводов, влекущих отмену постановления, в настоящей жалобе не приведено, оснований для отмены постановления судьи городского суда при рассмотрении жалобы и проверке законности обжалуемого акта не установлено.
В силу статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В рассматриваемом случае имеющиеся в материалах дела доказательства свидетельствуют о том, что у МУП «Водоканал г. Березники» имелась возможность для соблюдения требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия человека, за нарушение которых частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но юридическим лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств принятия юридическим лицом всех зависящих мер для соблюдения требований пункта 11 предписания должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный контроль (надзор), о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий № 1091 от 24 апреля 2020 г. не представлено, в связи с чем юридическое лицо обосновано привлечено к административной ответственности. Оснований полагать об отсутствии вины юридического лица не имеется.
МУП «Водоканал г. Березники», осуществляя деятельность по перевозке пассажиров в период возникновения угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, обязано осуществлять свою деятельность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, в том числе осуществлять обязательные противоэпидемические мероприятия, и предвидеть последствия совершения или не совершения юридически значимых действий, нести всю полноту ответственности за последствия принимаемых решений.
Из представленных материалов не усматривается наличие каких-либо противоречий и неустранимых сомнений, влияющих на правильность вывода судьи о доказанности вины МУП «Водоканал г. Березники» в совершении вменяемого ему административного правонарушения. Совершенное юридическим лицом административное правонарушение квалифицировано в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями КоАП РФ. Вывод судьи районного суда о наличии в действиях МУП «Водоканал г. Березники» состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ, является правильным и не противоречит фактическим обстоятельствам дела.
Вместе с тем, постановления судьи подлежит изменению с исключением из него вывода о невыполнении пункта 12 предписания должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный контроль (надзор), о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий № 1091 от 24 апреля 2020 г. исходя из следующего.
Согласно пункту 7 Рекомендаций по организации работы транспорта и транспортных предприятий в условиях сохранения рисков распространения «COVID-2019», содержащихся в письме Роспотребнадзора от 20 апреля 2020 г. № 02/7373-2020-32 и являющихся приложением к предписанию № 1091 от 24 апреля 2020 г., обработка дезинфицирующими средствами (дезинфекция) салонов пассажирского транспорта проводится водителями на конечных остановочных пунктах в период межрейсового перестоя. При этом, из акта проверки, протокола об административном правонарушении усматривается, что санитарная обработка транспортного средства дезинфицирующими средствами не была проведена на конечной остановке маршрута № 23 (м/р «Усольский»). Доказательств того, что указанный факт был выявлен в период межрейсового перестоя материалы дела не содержат.
Исключение вывода о невыполнении пункта 12 предписания должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный контроль (надзор), о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий не влияет на обоснованность вывода судьи городского суда о наличии в действиях МУП «Водоканал г. Березники» состава вмененного административного правонарушения.
Обстоятельства, которые бы свидетельствовали о возможности применения положений статьи 2.9 КоАП РФ, предусматривающей возможность освобождения от административной ответственности при малозначительности административного правонарушения, отсутствуют.
Состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ, является формальным, отсутствие вредных последствий не свидетельствует о малозначительности совершенного административного правонарушения. В настоящем случае характер правонарушения, объект посягательства указывают, что совершенное правонарушение представляет существенную угрозу охраняемым общественным правоотношениям в области санитарно-эпидемиологического благополучия людей, в том числе с учетом того, что нарушения допущены при оказании услуг населению (неограниченному кругу лиц), выражаются в несоблюдении противоэпидемиологических мер, вызванных ухудшением санитарно-эпидемиологической обстановки в Российской Федерации и направленных на предотвращение угрозы распространения заболеваемости новой коронавирусной инфекцией «COVID-2019», что не исключает возможность распространения опасного для окружающих заболевания.
Административное наказание МУП «Водоканал г. Березники» назначено в соответствии с требованиями статей 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ, с учетом установленных судьей городского суда обстоятельств, с применением части 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ, отвечает принципам соразмерности и справедливости.
Каких-либо существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело в отношении МУП «Водоканал г. Березники», допущено не было.
Постановление о привлечении МУП «Водоканал г. Березники» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ, вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья краевого суда
р е ш и л:
постановление судьи Березниковского городского суда Пермского края от 18 марта 2022 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении муниципального унитарного предприятия «Водоканал г. Березники» изменить, исключить вывод о невыполнении пункта 12 предписания должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный контроль (надзор) о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий № 1091 от 24 апреля 2020 г., выразившегося в не проведении санитарной обработки транспортного средства, осуществляющего пассажирские перевозки вирулентными дезинфицирующими средствами на конечной остановке маршрута № 23 (м/р «Усольский»).
В остальной части указанное постановление оставить без изменения, жалобу защитника Винаковой Марины Александровны - без удовлетворения.
Судья - (подпись)