Решение по делу № 33а-3454/2020 от 25.08.2020

Судья Кочурова Н.Н.

Дело а-2136/2020 (суд первой инстанции)

Дело а-3454/2020 (суд апелляционной инстанции)

Уникальный идентификатор дела

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Удмуртской Республики в составе:

председательствующего судьи Ахкямова Р.Р.,

судей Сентяковой Н.Н., Багаутдиновой Г.Р.,

при секретаре Марковой М.В.,

рассмотрела ДД.ММ.ГГГГ административное дело по апелляционной жалобе административного истца Овсейко С. В. на решение Октябрьского районного суда города Ижевска от ДД.ММ.ГГГГ, которым административные исковые требования Овсейко С. В. к Администрации Октябрьского района города Ижевска Удмуртской Республики о признании незаконными распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ о снятии с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях административного истца и его семьи, а также распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ о снятии административного истца с учета в качестве нуждающегося в предоставлении жилищного займа, оставлены без удовлетворения.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда У. Республики Сентяковой Н.Н., выслушав административного истца Овсейко С.В., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по административным делам

установила:

Овсейко С.В. (далее – административный истец) обратился в суд с административным иском к Администрации Октябрьского района города Ижевска Удмуртской Республики о признании незаконным распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ о снятии граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в части снятия с учета административного истца и его семьи, о признании незаконным распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ о снятии административного истца в качестве нуждающегося в предоставлении жилищного займа.

В обоснование заявленных требований указал, что он со своей семьей <данные изъяты> стояли на учете в качестве нуждающихся в жилищном помещении. Распоряжением Администрации Октябрьского района города Ижевска от ДД.ММ.ГГГГ он и его семья сняты с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Распоряжением Администрации Октябрьского района города Ижевска от ДД.ММ.ГГГГ сняты с учета в качестве нуждающегося в предоставлении жилищного займа. Основанием для снятия с учета послужило то обстоятельство, что ДД.ММ.ГГГГ между Овсейко С.В. (одаряемый) и Овсейко Н.Г. (даритель) был заключен договор дарения, по которому Даритель безвозмездно передает Одаряемому в собственность квартиру <данные изъяты>, а Одаряемый принимает ее в качестве дара. Однако Овсейко С.В. и члены его семьи после заключения договора дарения место жительства не меняли, фактически квартира одаряемому не передавалась. В указанной квартире зарегистрирован по месту жительства Овсейко О.В., который не является членом семьи административного истца. Таким образом, площадь подаренной квартиры учтена неправомерно, поэтому снятие административного истца и членов его семьи с учета в качестве нуждающихся в жилом помещении является незаконным.

В судебном заседании административный истец Овсейко С.В. и его представитель Шавеко Н.А. требования, изложенные в административном исковом заявлении, поддержали. Дополнительно пояснили, что квартира была передана ему в дар по договоренности с его матерью в целях сохранения жилого помещения для проживания в нем его брата Овсейко О.В., который является неблагонадежным и может потерять жилье путем отчуждения на крайне невыгодных для него условиях. Сведения о переходе права собственности к административному истцу на жилое помещение, переданное ему в качестве дара, внесены в Единый государственный реестр недвижимости. Данной квартирой ни он (Овсейко С.В.), ни его семья пользоваться не планируют. У Овсейко О.В. есть дочь, которой и будет передано в дальнейшем жилое помещение.

Заинтересованное лицо Овсейко С.А., являющаяся законным представителем заинтересованных лиц <данные изъяты>, и <данные изъяты>, в судебном заседании требования своего супруга Овсейко С.В. полагала обоснованными.

Заинтересованное лицо Овсейко К.С. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о дате и времени судебного заседания, представил суду заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель административного ответчика Вотяков А.В. в судебном заседании требования административного истца не признал..

В соответствии со статьей 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) суд счел возможным рассмотреть дело по существу заявленных требований в отсутствие неявившихся лиц.

Суд постановил вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе административный истец Овсейко С.В. просит решение суда первой инстанции отменить, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права.

Частью 1 статьи 308 КАС РФ установлено, что суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Положения части 1 статьи 218 КАС РФ предусматривают, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на основании заявления Овсейко С.В. от ДД.ММ.ГГГГ он и его семья в составе четырех человек были признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий и поставлены на учет. Кроме того, были приняты на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилищного займа за счет бюджета Удмуртской Республики.

ДД.ММ.ГГГГ у Овсейко С.В. родилась дочь <данные изъяты>

По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ семья Овсейко С.В., состоящая из пяти человек, зарегистрирована по месту жительства по <адрес>

Указанное жилое помещение общей площадью 52,1 кв. м и жилой площадью 34,8 кв. м принадлежит на праве собственности <данные изъяты> – 1/3 доля в праве, <данные изъяты>, <данные изъяты> – 7/24 долей в праве, и <данные изъяты> – 1/24 доля в праве (выписки из Единого государственного реестра недвижимости, технический паспорт на жилое помещение).

ДД.ММ.ГГГГ между Овсейко Н.Г. (даритель) и Овсейко С.В. (одаряемый) заключен договор дарения, по условиям которого даритель безвозмездно передает одаряемому в собственность квартиру <данные изъяты> а Одаряемый принимает ее в качестве дара.

На основании договора дарения в Едином государственном реестре недвижимости ДД.ММ.ГГГГ право собственности на квартиру, являющуюся предметом договора, зарегистрировано за Овсейко С.В. (регистрационный ).

Распоряжением Администрации Октябрьского района города Ижевска Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ Овсейко С.В. и его семья сняты с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях на основании пункта 2 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации в связи с утратой оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма.

Распоряжением Администрации Октябрьского района города Ижевска Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ Овсейко С.В. и его семья сняты с учета в качестве нуждающихся в предоставлении жилищного займа в соответствии с пунктом 5.9 Положения о жилищных займах гражданам за счет средств бюджета Удмуртской Республики, утвержденного постановлением Правительства У. Республики от ДД.ММ.ГГГГ .

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемые распоряжения Администрации Октябрьского района города Ижевска Удмуртской Республики являются законными, так как основания для нахождения административного истца и его семьи на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях и в качестве нуждающихся в получении жилищного займа за счет средств бюджета Удмуртской Республики отсутствуют, поскольку административный истец и члены его семьи обеспечены жилой площадью свыше учетной нормы (более 10 кв. м), установленной в городе Ижевске Удмуртской Республики.

Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда и считает, что указанные выводы суда основаны на правильном применении норм материального права.

В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных этим Федеральным законом.

Основания для снятия с учета граждан, которые приняты на учет для предоставления жилых помещений по договорам социального найма до 01 марта 2005 года, установлены частью 2 статьи 6 этого Федерального закона.

В силу указанной нормы граждане, принятые на учет до 1 марта 2004 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.

Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.

Исходя из содержания пункта 2 части 1 статьи 51 ЖК РФ одним из условий признания гражданина нуждающимся в жилом помещении является обеспечение его общей площадью жилого помещения для постоянного проживания на одного члена семьи менее учетной нормы.

Учетной нормой в силу части 4 статьи 50 ЖК РФ является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого, определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления (часть 5 статьи 50 ЖК РФ).

При этом согласно части 2 статьи 51 ЖК РФ при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

Содержание названной нормы закона указывает на то, что наличие у членов семьи нанимателя либо собственника жилого помещения права пользования всеми имеющимися в их распоряжении жилыми помещениями предопределяет обязанность жилищного органа по их учету при определении уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения. Иное толкование данной нормы может привести к сверхнормативному обеспечению граждан жильем за счет государства.

В силу пункта 2 части 1 статьи 56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.

Жилищный кодекс РСФСР, в период действия которого Овсейко С.В. и члены его семьи принималась на учет нуждающихся в жилых помещениях, предусматривал возможность снятия граждан с такого вида учета в случае улучшения ими жилищных условий, в результате которого отпали основания для предоставления жилого помещения.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 7 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Удмуртской АССР, утвержденного Постановлением Совета Министров Удмуртской АССР, Удмуртского облсовпрофа от 30 августа 1984 года № 231, действующего в момент постановки административного истца и членов семьи на учет, признавал граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий, имеющих обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи менее 9 кв.м.

Решением Городской думы города Ижевска от 28 июля 2005 года № 349 в городе Ижевске установлена учетная норма для постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в размере 10 кв.м и менее общей площади жилого помещения.

Из материалов дела следует, что при постановке Овсейко С.В. на учет в 2003 году размер жилой площади, приходящийся на административного истца и членов его семьи, составлял менее 9 кв. м на одного человека, в связи с чем, Овсейко С.В. и его семья имели право состоять на учете.

С ДД.ММ.ГГГГ, Овсейко С.В. приобрел в собственность квартиру площадью <данные изъяты> более учетной нормы.

При таких обстоятельствах, оспариваемое распоряжение Администрации Октябрьского района города Ижевска Удмуртской Республики № 117 от ДД.ММ.ГГГГ о снятии Овсейко С.В. с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях на основании пункта 2 части 1 статьи 56 ЖК РФ в связи с утратой оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма является законным и обоснованным.

Положение о жилищных займах гражданам за счет средств бюджета Удмуртской Республики, утвержденное Постановлением Правительства Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ (далее – Положение) признает граждан Российской Федерации, зарегистрированные в соответствии с законодательством по месту жительства на территории Удмуртской Республики, нуждающимися в получении жилищных займов на строительство (реконструкцию) и приобретение жилых помещений, если они обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

Согласно пункту 5.9 Положения Администрация проводит проверку обоснованности нахождения граждан на учете в качестве нуждающихся в получении жилищного займа (далее – сверка) в порядке, определенном Администрацией.

Для прохождения сверки граждане, состоящие на учете в качестве нуждающихся в получении жилищного займа, в сроки, установленные Администрацией, представляют в Администрацию уведомление, в котором подтверждают неизменность ранее представленных ими сведений.

В случае если за прошедший период произошли изменения в ранее представленных сведениях, гражданин в установленный срок представляет документы, подтверждающие произошедшие изменения. Администрация осуществляет сверку с учетом вновь представленных документов.

По результатам сверки Администрация принимает решение о снятии гражданина с учета в качестве нуждающегося в получении жилищного займа в случае непредставления гражданином в установленный срок уведомления либо документов, подтверждающих произошедшие изменения в ранее представленных сведениях, а также в случаях, предусмотренных частью 5.8 настоящего Положения.

Материалами дела подтверждается, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ Овсейко С.В. и его семья были обеспечены жилым помещением более учетной нормы, установленной в городе Ижевске, в связи с чем они утратили основания, дающие право на получение жилищных займов на строительство (реконструкцию) и приобретение жилых помещений.

При таких обстоятельствах у Администрации Октябрьского района города Ижевска Удмуртской Республики имелись оснований для принятия распоряжения от 6 февраля 2020 года № 136 о снятии Овсейко С.В. и его семьи с учета в качестве нуждающихся в предоставлении жилищного займа в соответствии с пунктом 5.9 Положения о жилищных займах гражданам за счет средств бюджета Удмуртской Республики,

Доводы апелляционной жалобы о том, что фактически квартира одаряемому не передавалась, тщательно исследованы судом первой инстанции и получили верную оценку судом, оснований для несогласия с которой у судебной коллегии не имеется.

Нарушений норм материального или процессуального права, которые привели бы к неправильному разрешению дела, судом не допущено.

С учетом изложенного и руководствуясь статьей 309 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам

определила:

решение Октябрьского районного суда города Ижевска от 19 июня 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу административного истца Овсейко С.В. – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в соответствии с главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий судья                                         Р.Р. Ахкямов

Судьи                                                                                  Н.Н. Сентякова

                                                                                             Г.Р. Багаутдинова

33а-3454/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Овсейко С.В.
Ответчики
Администрация Октябрьского р-на г. Ижевска
Другие
Овсейко К.С.
Овсейко С.А.
Овсейко В.С.
Овсейко В.С.в лице законного представителя Овсейко С.А.
Суд
Верховный Суд Удмуртской Республики
Судья
Сентякова Наталья Николаевна
Дело на странице суда
vs.udm.sudrf.ru
28.09.2020Судебное заседание
28.09.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее