Дело № 2-1279/2022
13RS0023-01-2022-002584-17
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
город Рузаевка 21 ноября 2022 г.
Рузаевский районный суд Республики Мордовия
в составе председательствующего судьи Абаевой Д.Р.
при секретаре Илькаевой И.А.,
с участием в деле:
истицы – Маркиной Е.Н., ее представителя Шумилиной С.В., выступающей на основании ордера №242 от 22.09.2022 года,
ответчика – Государственного учреждения Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Мордовия, его представителя по доверенности от 10.01.2022 года Васильевой Е.В.,
третьего лица не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №17» Рузаевского муниципального района,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Маркиной Е.Н. к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Мордовия о защите пенсионных прав,
установил:
Маркина Е.Н. обратилась в суд с иском к государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Мордовия, о защите пенсионных прав по тем основаниям, что решениями УПФР в Рузаевском муниципальном районе Республики Мордовия (межрайонное) от 11 сентября 2018 г. №246 и от 23 марта 2021 г. №46345/21 ей отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности из-за отсутствия требуемого специального стажа. В специальный стаж не включены периоды работы с 4 сентября 1990 г. по 31 августа 1993 г. старшей пионервожатой в МБОУ «СОШ №17», с 1 сентября 1993 г. по 31 августа 1997 г. (в том числе отпуск по уходу за ребенком с 17 сентября 1994 г. по 3 января 1996 г., с 7 февраля 1996 г. по 2 июля 1997 г.) педагогом-организатором в МБОУ «СОШ №17».
С решениями органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, она не согласна, поскольку в указанные периоды осуществляла педагогическую деятельность в учреждениях для детей, работала в должности педагога-организатора и выполняла при этом педагогическую нагрузку, работая в должности учителя. Периоды работы, которые ответчик не включает в специальный стаж составляют 4 года 1 месяц 18 дней. Полагает, что специальный стаж – 25 лет, выработан ею в первом полугодии 2020 года с учетом проработанного после отказа ответчика времени, соответственно право на пенсию у нее возникает во втором полугодии 2021 года.
Просила признать незаконными решения УПФР в Рузаевском муниципальном районе Республики Мордовия (межрайонное) от 11 сентября 2018 г. №246 и от 23 марта 2021 г. №46345/21 в части отказа во включении в специальный стаж периодов работы с 4 сентября 1990 г. по 31 августа 1993 г. старшей пионервожатой в МБОУ «СОШ №17», с 1 сентября 1993 г. по 16 сентября 1994 г., с 3 января 1996 года по 6 февраля 1996 года педагогом-организатором с педагогической нагрузкой в МБОУ «СОШ №17», обязать Отделение Пенсионного Фонда Российской Федерации по Республике Мордовия зачесть ей в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях», периоды работы с 4 сентября 1990 г. по 31 августа 1993 г. старшей пионервожатой в МБОУ «СОШ №17», с 1 сентября 1993 г. по 16 сентября 1994 г., с 3 января 1996 года по 6 февраля 1996 года педагогом-организатором с педагогической нагрузкой в МБОУ «СОШ №17», назначить ей досрочную пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности с момента возникновения права.
В последующем истец, в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, уточнила заявленные исковые требования, просила суд признать незаконными решения УПФР в Рузаевском муниципальном районе Республики Мордовия (межрайонное) от 11 сентября 2018 г. №246 и от 23 марта 2021 г. №46345/21 в части отказа во включении в специальный стаж периодов работы с 4 сентября 1990 г. по 31 августа 1993 г. старшей пионервожатой в МБОУ «СОШ №17», с 1 сентября 1993 г. по 30 апреля 1994 г. педагогом-организатором с педагогической нагрузкой в МБОУ «СОШ №17», обязать Отделение Пенсионного Фонда Российской Федерации по Республике Мордовия зачесть ей в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях», периоды работы с 4 сентября 1990 г. по 31 августа 1993 г. старшей пионервожатой в МБОУ «СОШ №17», с 1 сентября 1993 г. по 30 апреля 1994 г. педагогом-организатором с педагогической нагрузкой в МБОУ «СОШ №17», назначить ей досрочную пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности с момента возникновения права.
Определением Рузаевского районного суда Республики Мордовия от 21 ноября 2022 года производство по гражданскому делу по иску Маркиной Е.Н. к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Мордовия о защите пенсионных прав в части заявленных требований о признании незаконными решений УПФР в Рузаевском муниципальном районе Республики Мордовия (межрайонное) от 11 сентября 2018 г. №246 и от 23 марта 2021 г. №46345/21 в части отказа во включении в специальный стаж периодов работы с 1 мая 1994 года по 16 сентября 1994 года, с 3 января 1996 г. по 6 февраля 1996 г. педагогом-организатором в МБОУ «СОШ №17», обязании ответчика зачесть ей в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» периодов работы с 1 мая 1994 года по 16 сентября 1994 года, с 3 января 1996 года по 6 февраля 1996 года педагогом-организатором в МБОУ «СОШ № 17», прекращено, в связи с отказом истца от исковых требований в указанной части.
В возражениях на исковое заявление представитель ответчика Государственного Учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Мордовия Васильева Е.В. возражала против удовлетворения исковых требований, поскольку должность старшей пионервожатой не поименована ни Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу лет, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 №781, ни Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года №1067, ни Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утв. Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года №463. Работа пионервожатой, имеющая место как до 01.01.1992 года, так и до 01.01.1993 года, может засчитываться в стаж на соответствующих работах в случае наличия периодов до указанных дат работы по Перечню учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденному Постановлением Совета Министров ССР от 17.12.1959 года №1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства». Работа в должностях, предусмотренных пунктом 1 Положения №1397 как до 01.01.1992 года, так и до 01.10.1993 года у Маркиной Е.Н. отсутствует. Требования истца в части периодов с 1 сентября 1993 года по 16 сентября 1994 года, с 4 января 1996 года по 6 февраля 1996 года в должности педагога – организатора МБОУ «СОШ №17» удовлетворению не подлежат, так как данная должность не поименована Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 года №781. В указанном Списке, а также в ранее действовавших Списке профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет, утв. Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. №463, Списке должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 №1067, отсутствует должность педагог-организатор. Довод истца о том, что работая в должности педагога-организатора, она выполняла при этом педагогическую нагрузку, работая учителем, несостоятелен, поскольку имеет место выполнение работником в одном и том же учреждении наряду со своей основной работой, обусловленной трудовым договором, дополнительной работы по другой должности без освобождения от своей основной работы, то есть совмещение должностей. Согласно первичных документов о приеме на работу истец принята на должность не предусмотренную Списком, приказ о приеме на должность, имеющейся в списке, отсутствует, истицей не предоставлен. Включение работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, выполняемой в соответствующих учреждениях и в должностях без занятия штатной должности (при условии совмещения должностей), несмотря на то, что должность указана в Списке, не предусмотрено Правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 №781. Таким образом, в связи с отсутствием требуемого специального 25-летнего стажа, право истца на назначение досрочной трудовой пенсии по старости не возникло.
Истица Маркина Е.Н., ее представитель Шумилина С.В. в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в письменных заявлениях просили рассмотреть дело в их отсутствие, уточненные исковые требования поддержали, просили удовлетворить. Кроме того, Маркиной Е.Н. суду предоставлены письменные объяснения, в которых указано, что 4 сентября 1990 года она была принята на работу в среднюю школу №17 г. Рузаевка на должность пионервожатой, работала в указанной должности в период с 04.09.1990 года по 31.08.1993 года. Период работы в качестве пионервожатой подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью. Как следует из приказа СОШ №17 от 26.03.1992 года №-л, ей было оплачено замещение часов за март 1992 года в количестве 10 часов, что подтверждается лицевым счетом по заработной плате за март месяц 1992 года. Соответственно в период действия Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения, утвержденным Постановлением Совета Министров ССР от 17 декабря 1959 года №1397 она осуществляла педагогическую деятельность и период в должности пионервожатой подлежит включению в специальный стаж. В период с 1 сентября 1993 года по 16 сентября 1994 года она работала педагогом-организатором в МБОУ «СОШ №17», совмещая также данную работу с педагогической нагрузкой в должности учителя. На период с 1993-1994 учебный год в СОШ №17 ей было протарифицировано 10 часов русского языка, которые она преподавала. В последующем ее 10 часов русского языка, приказом №76-л от 22.04.1994 года приказано оплачивать с 01.05.1994 года другому учителю в связи с ее уходом в декретный отпуск. Соответственно период работы в должности педагога – организатора с педагогической нагрузкой подлежит включению в специальный стаж. Согласно Списку профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденному Постановлением Совмина РСФСР от 06.09.1991 г. №463, в разделе «Наименование должностей» в числе прочих указана должность – учитель, а в разделе «Наименование учреждений» указано – школы и школы –интернаты всех типов и наименований. Считает. Что специальный стаж 25 лет выработан ею в 2020 году.
Представитель ответчика - Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Мордовия в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания ответчик извещен надлежащим образом. Предоставил суду заявление, в котором ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствии, просил в удовлетворении заявленных требований отказать по основаниям изложенным в возражениях.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора - МБОУ «СОШ №17» в судебное заседание своего представителя не направило, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом.
Суд в соответствии с частью третьей статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации пришел к выводу о рассмотрении дела в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не просивших суд об отложении судебного разбирательства в связи с неявкой по уважительной причине.
Исследовав письменные материалы гражданского дела, суд удовлетворяет исковые требования частично по следующим основаниям.
Конституция Российской Федерации, закрепляя свободу труда, право каждого свободно выбирать род деятельности и профессию, право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (часть 1 статьи 34, часть 1 статьи 37), гарантирует также каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1 статьи 39). Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в установленных законом случаях и размерах, реализация которого осуществляется посредством обязательного и добровольного пенсионного страхования, а также государственного пенсионного обеспечения.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии регулируются вступившим в силу с 1 января 2015 года Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
В соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 этого закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Частью 8 статьи 13 указанного Федерального закона предусмотрено, что при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу названного Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.
Как следует из материалов дела, 23 августа 2018 года и 15 марта 2021 года Маркина Е.Н. обращалась в ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Рузаевском муниципальном районе Республики Мордовия с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.
Решениями ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Рузаевском муниципальном районе Республики Мордовия от 11 сентября 2018 года № 246 и от 23 марта 2021 года №46345/21 Маркиной Е.Н. отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» из-за отсутствия требуемого специального стажа, требуется 25 лет, а имеется 19 лет 2 месяца 11 дней (по решению №246 от 11.09.2018 года) и 21 год 6 месяцев 18 дней по состоянию на 31.12.2020 г. (по решению №46345/21 от 23.03.2021 года).
В специальный стаж не засчитаны, в том числе, периоды работы:
- старшей пионерской вожатой по МБОУ «СОШ №17» с 4 сентября 1990 года по 31 августа 1993 года, поскольку до 1 января 1992 года, так и до 1 октября 1993 года у Маркиной Е.Н., отсутствовал стаж работы в должностях предусмотренных пунктом 1 Положения №1397 от 17 декабря 1959 года;
- в должности педагога – организатора по МБОУ «СОШ №17» с 1 сентября 1993 года по 31 августа 1997 года (в том числе отпуск по уходу за ребенком с 17.09.1994 года по 03.01.1996 года, с 07.02.1996 года по 02.07.1997 года), поскольку указанная должность не предусмотрена списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. №781.
С указанными решениями Маркина Е.Н. А. не согласилась, что послужило основанием для возникновения настоящего спора.
Разрешая требования истца о включении в специальный стаж периода ее работы с 4 сентября 1990 года по 31 августа 1993 года в качестве старшей пионерской вожатой, суд исходит из следующего.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее по тексту - Федеральный закон N 400-ФЗ).
Частью 1 статьи 8 Федерального закона N 400-ФЗ установлено, что право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Согласно пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в организациях для детей, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ).
Подпунктом "м" пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 (редакция от 04.03.2021 года) "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяется:
- перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992 года.
При этом согласно подпункту "в" пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 по выбору застрахованных лиц при исчислении периодов работы, указанных в подпункте "м" пункта 1 настоящего постановления, последовательно применяются:
- положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства", - для исчисления периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.
Пунктом 2 указанного Положения предусматривалось, что в стаж работы учителей и других работников просвещения, кроме работы, указанной в пункте 1 настоящего Положения, засчитывается работа в училищах, школах, пионерских лагерях и детских домах в качестве штатных пионервожатых.
При этом в силу пункта 4 Положения время работы, указанной в пунктах 1, 2 и 3 настоящего Положения, засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим Постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.
Из приведенных нормативных положений следует, что, устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда.
Как следует из трудовой книжки Маркина Е.Н. (ранее Евачева) ДД.ММ.ГГГГ года рождения приказом директора от 10.09.1990 года № принята на работу в качестве старшей пионервожатой средней школы №17 с 4 сентября 1990 года. Приказом от 01.09.1993 года Маркина Е.Н. назначена в порядке перевода на должность педагога-организатора в этой же школе.
Маркина Е.Н. получила высшее педагогическое образование по специальности филолог, преподаватель русского языка и литературы, о чем ей выдан диплом ЭВ N689119 от 29.06.1995 года. Период обучения с 1989 года по 1995 год.
Применяя положения статьей 30, 31 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", Постановления Правительства РФ от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", учитывая, что по состоянию на 1 января 1992 года Маркина Е.Н. не выработала 2/3 стажа, предусмотренного подпунктом "а" пункта 1 постановления Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397, суд приходит к выводу о том, что деятельность истца в качестве старшей пионервожатой за период с 4 сентября 1990 года по 31 августа 1993 года не подлежит включению в ее специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Доводы истицы, со ссылкой на Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397, о наличии оснований для включения в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей, периода работы в должности старшей пионервожатой, не являются основанием для удовлетворения требований истца в данной части, поскольку в силу подпункта "м" пункта 1 постановления Правительства РФ от 16 июля 2014 года N 665 при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства" (приложение к нему - Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения) подлежит применению для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место только до 1 января 1992 года.
В связи с тем, что с 1 января 1992 года постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 463 изменены правила исчисления стажа работы (деятельности) для назначения пенсий за выслугу лет работникам образования, и периоды иной деятельности, в том числе работа в училищах, школах, пионерских лагерях и детских домах в качестве штатных пионервожатых, Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397, предусматривавшее возможность зачета в стаж работы по специальности работникам просвещения работы в училищах, школах, пионерских лагерях и детских домах в качестве штатных пионервожатых при условии наличия не менее 2/3 требуемого для назначения пенсии стажа работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию, не подлежат применению при исчислении стажа педагогической деятельности истца, не имевшей необходимого стажа, для решения вопроса о досрочном пенсионном обеспечении.
Абзацем 4 пункта 2 Положения от 17 декабря 1959 г. N 1397 устанавливалось, что в стаж работы учителей и других работников просвещения, кроме работы, указанной в пункте 1 настоящего Положения, засчитывается работа в училищах, школах, пионерских лагерях и детских домах в качестве штатных пионервожатых.
При этом согласно пункту 4 названного положения время работы, указанной в пунктах 1, 2 и 3 этого положения, засчитывалось в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим положением, приходилось на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на льготную пенсию.
Из смысла вышеприведенных правовых норм следует, что должность "вожатая" и по постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 сама по себе не давала право назначения пенсии за выслугу лет, а работа в такой должности лишь засчитывалась в педагогический стаж при определенном условии.
Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463 был утвержден Список профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет, применяемый для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно. Пунктом 2 данного постановления было установлено, что в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет работникам образования засчитываются все виды педагогической деятельности в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций). В стаж работы для назначения пенсии за выслугу лет работникам образования в школах и других учреждениях для детей включается также работа за период до 1 января 1992 г. в должностях: педагог-воспитатель, медсестра ясельной группы, педагог (абзац введен Постановлением Правительства РФ от 22.09.1993 N 953).
Таким образом, возможности зачета работникам образования в специальный стаж периода работы в должности вожатой ни при каких условиях постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463, в том числе и редакции от 22.09.1993 N 953, предусмотрено не было, а поскольку в силу приведенного выше правового регулирования периоды педагогической деятельности по Перечню учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), подлежат учету до 1 января 1992 года, то и приравненная работа, перечисленная в п. 2 Положения от 17 декабря 1959 г. N 1397, которая засчитывалась в стаж работы учителей и других работников просвещения при определенных условиях (п. 4), подлежит зачету в педагогический стаж в таком же порядке, то есть до 1 января 1992 года.
Из взаимосвязи названных правовых актов следует, что работа в должности пионервожатой (вожатой), имевшая место до 1 января 1992 года, при определенных условиях может быть засчитана в специальный педагогический стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости.
Ссылка истицы на приказ №-л от 26.03.1992 года по школе №17 как подтверждение ее педагогической деятельности в оспариваемой период в должности пионервожатой, судом во внимание не принимается, поскольку указанным приказом оплачивается Евачевой Е.Н. замещение 10 часов за март 1992 года (начальные классы), при этом сведений о том какая именно должность замещалась истицей в указанном месяце в начальных классах, данный приказ не содержит.
Из материалов дела следует, что истица в спорный период работы старшей пионервожатой педагогического образования не имела, педагогическую деятельность, предусмотренную Списком, не осуществляла, до 01 января 1992 года стажа педагогической работы в размере 2\3 от установленного законом специального стажа для зачета работы в должности пионервожатой не имела, сведения с лицевых счетов о заработной плате информации об обратном также не содержат.
Не содержат возможности зачета работы в должности вожатой в льготный стаж и применяемыми в настоящее время в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона от 29 декабря 2013 г. N 400-ФЗ работников этой категории Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденными постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. N 781.
Разрешая требования истца о включении в специальный стаж периода ее работы с 1 сентября 1993 года по 30 апреля 1994 года в качестве педагога – организатора МБОУ «СОШ №17», суд исходит из следующего.
Частью 8 ст. 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ предусмотрено, что при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу названного федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.
Согласно ч. 2 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с ч. 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Аналогичные положения были предусмотрены и ранее действовавшими Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (п. 2 ст. 27 этого закона) и Законом Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-I "О государственных пенсиях в Российской Федерации" (ст. 83 данного закона).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (ч. 3 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (ч. 4 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
В целях реализации положений ст. ст. 30 и 31 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665).
Подпунктом "м" п. 1 названного постановления установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяются:
список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно.
Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463 был утвержден Список профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет, применяемый для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно. П. 2 данного постановления было установлено, что в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет работникам образования, засчитываются все виды педагогической деятельности в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций).
Возможности зачета работникам образования в специальный стаж иных периодов трудовой деятельности, не относящейся к педагогической, постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463 предусмотрено не было, как и применяемыми в настоящее время в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ работников этой категории Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781.
Из приведенных нормативных положений следует, что, устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда. К такой работе отнесена и педагогическая деятельность в учреждениях для детей.
Пунктом 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», установленных Постановлением Правительства РФ от 16.07.2014 г. № 665, определено, что периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 г. работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 г. - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев определенных настоящими Правилами.
Согласно выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, истец зарегистрирована в системе государственного пенсионного страхования с 10 декабря 1997 г.
Согласно записям, в трудовой книжке Маркина Е.Н. принята на работу в качестве старшей пионервожатой средней школы №17 с 4 сентября 1990 года, в период с 1 сентября 1993 года до 1 сентября 1997 года работала педагогом-организатором в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №17».
В указанной период работы в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №17» в должности педагога – организатора Маркина Е.Н. в той же школе выполняла работу учителя русского языка, что подтверждается тарификационными списками средней школы №17 на 1 сентября 1993 года, и за 1993 – 1994 учебные года, из которых усматривается, что Маркина Е.Н. тарифицирована как учитель русского языка и пионервожатая с педагогической нагрузкой в количестве 10 часов в неделю в 5-9 классах, приказом №9-л от 01.09.1993 г. по школе №17 о переводе Маркиной Е.Н. на должность педагога-организатора, приказами по школе №17 от 25.11.1993 г. №30л, 21.01.1994 г. №45л., 23.02.1994 г. №53л об оплате Маркиной Е.Н. за замещение уроков за ноябрь 1993 г. – 10 ч. (5-9 классы), за замещение 2 часов в январе 1994 г. – 5 класс, за замещение 6 часов в феврале 1994 г., а также лицевыми счетами по заработной плате за период с сентября 1993 года по апрель 1994 года.
Факт осуществления педагогической деятельности истицы в период с 1 сентября 1993 года по 30 апреля 1994 года кроме того подтверждается, выпиской из приказа №76-л от 22.04.1994 г. из которого усматривается, что 10 часов русского языка в 5 классе преподаваемых Маркиной Е.Н. с 01.05.1994 года оплачиваются другому педагогу О., в связи с уходом Маркиной Е.Н. в декретный отпуск.
Суд считает, что период работы истца Маркиной Е.Н. с 1 сентября 1993 года по 30 апреля 1994 года педагогом – организатором в МБОУ «СОШ №17» подлежит включению в ее педагогический стаж, исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 3 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 г. № 781, в стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». При этом работа в должностях, указанных в пункте 1 раздела «Наименование должностей» списка, засчитывается в стаж работы при условии ее выполнения в учреждениях, указанных в пунктах 1.1 - 1.14 раздела «Наименование учреждений» списка, а работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование должностей» списка, - в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование учреждений» списка.
В соответствии с пунктом 4 вышеуказанных Правил периоды работы, выполнявшейся до 1 сентября 2000 г. в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 г. - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев, определенных настоящими Правилами.
Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463 был утвержден Список профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет, применяемый для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно. П. 2 данного постановления было установлено, что в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет работникам образования, засчитываются все виды педагогической деятельности в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций).
Согласно Списку профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденному Постановлением Совмина РСФСР от 06.09.1991 г. № 463, в разделе «Наименование должностей» в числе прочих указана должность – учитель, а в разделе «Наименование учреждений» указано – школы и школы-интернаты всех типов и наименований.
Как установлено в судебном заседании с 1 сентября 1993 года по 30 апреля 1994 года истец одновременно с осуществлением работы педагога-организатора, выполняла педагогическую нагрузку, работая в должности учителя русского языка, что подтверждается представленными доказательствами.
Таким образом, период работы истца Маркиной Е.Н. с 1 сентября 1993 года по 30 апреля 1994 года педагогом – организатором в МБОУ «СОШ №17» подлежит включению в ее педагогический стаж.
С учетом включенных в специальный стаж периодов работы Маркиной Е.Н. по решениям ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Рузаевском муниципальном районе Республики Мордовия (межрайонное) от 11 сентября 2018 года №246 и от 23 марта 2021 года №46345/21 и с учетом зачтенного периода по данному решению с 1 сентября 1993 года по 30 апреля 1994 года, педагогический стаж работы истца составляет 22 года 2 месяца 17 дней, при необходимом - 25 лет, в связи с этим право на досрочное назначение пенсии у нее отсутствует.
В соответствии со статьей 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, разъяснений в пунктах 20, 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21 января 2016 года N 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела», с ответчика в пользу Маркиной Е.Н. подлежит взысканию в возврат государственная пошлина в размере 300 рублей.
руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ 11 ░░░░░░░░ 2018 ░░░░ № 246 ░ ░░ 23 ░░░░░ 2021 ░░░░ № 46345/21 ░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ 19 ░░░░░░ 1 ░░░░░░ 30 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 28.12.2013 ░░░░ № 400-░░ «░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░», ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ «░░░ № 17» ░ 1 ░░░░░░░░ 1993 ░░░░ ░░ 30 ░░░░░░ 1994 ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░, ░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ 19 ░░░░░░ 1 ░░░░░░ 30 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 28.12.2013 ░░░░ № 400-░░ «░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░», ░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ «░░░ № 17» ░ 1 ░░░░░░░░ 1993 ░░░░ ░░ 30 ░░░░░░ 1994 ░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ 11 ░░░░░░░░ 2018 ░░░░ № 246 ░ ░░ 23 ░░░░░ 2021 ░░░░ № 46345/21 ░ ░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 19 ░░░░░ 1 ░░░░░░ 30 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 28 ░░░░░░░ 2013 ░. №400-░░ «░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░» ░░-░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ «░░░ №17» ░ 4 ░░░░░░░░ 1990 ░░░░ ░░ 31 ░░░░░░░ 1993 ░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ «░░░ №17» ░ 4 ░░░░░░░░ 1990 ░░░░ ░░ 31 ░░░░░░░ 1993 ░░░░ ░ ░░░░, ░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 19 ░░░░░ 1 ░░░░░░ 30 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 28 ░░░░░░░ 2013 ░. №400-░░ «░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░», ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 300 ░░░░░░.
░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░
░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ 25 ░░░░░░ 2022 ░.