Дело № 2а-443/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
город Онега 28 октября 2019 года
Онежский городской суд Архангельской области в составе:
председательствующего судьи Кузнецова А.А.,
при секретаре судебного заседания Лихачевой Е.В.,
с участием административного ответчика Ельцова Д.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 6 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу к Ельцову Д.В. о взыскании задолженности по налогам и пени,
установил:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 6 по Архангельской области и НАО обратилась в суд с административным иском к Ельцову Д.В. о взыскании задолженности по налогам в размере 57 160 рублей 60 копеек, из них:
- транспортный налог с физических лиц за 2017 год в размере 27 964 руб.;
- пени по транспортному налогу с физических лиц в размере 90 руб. 88 коп., начисленных за период с 04.12.2018 по 16.12.2018;
- пени по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений (ОКТМО 11646432) в размере 44 коп., начисленных за период с 04.12.2018 по 16.12.2018;
- земельный налог с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских поселений (ОКТМО 11646101) за 2017 год в размере 1 287 руб.;
- пени по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских поселений (ОКТМО 11646101) в размере 4 руб. 18 коп., начисленных за период с 04.12.2018 по 16.12.2018;
- налог на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских поселений, в размере 27 724 руб., из них за 2015 год - в размере 1 506 руб., за 2016 год - в размере 3 013 руб., за 2017 год - в размере 23 205 руб.;
- пени по налогу на имущество физических лиц, взимаемому по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских поселений, в размере 90 руб. 10 коп., начисленных за период с 04.12.2018 по 16.12.2018.
В обоснование административного иска указано, что за налогоплательщиком Ельцовым Д.В. в период с 2015 по 2017 г.г. в собственности числились транспортные средства, объекты недвижимости, земельные участки. В адрес Ельцова Д.В. было направлено налоговое уведомление от 05.10.2018 об уплате начисленных налогов. В связи с неисполнением обязанности по уплате налога в установленный срок, в адрес должника было направлено требование об уплате налога от 17.12.2018. До настоящего времени задолженность не погашена.
В судебном заседании представитель административного истца не участвовал, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
Административный ответчик Ельцов Д.В. в судебном заседании пояснил, что не согласен с иском в части взыскания с него транспортного налога по автомобилю МЕРСЕДЕС БЕНЦ, который продал по договору купли-продажи от 09.12.2015, в связи с чем у него имеется переплата по транспортному налогу, которую необходимо учесть в счет налоговых платежей и пени. Он не обращался в ГИБДД с заявлением о снятии автомобиля МЕРСЕДЕС БЕНЦ с регистрационного учета в связи с его продажей, с него взыскивался транспортный налог на основании судебных приказов за 2015-2016 г.г. и он оплачивал штрафы за превышение скорости по данному автомобилю.
На основании ст. 150, ч. 2 ст. 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) по определению суда дело рассмотрено в отсутствие административного истца.
Выслушав объяснения административного ответчика, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.
Согласно ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан уплачивать законно установленные налоги.
В соответствии со ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
В соответствии со ст. 357 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) налогоплательщиками транспортного налога признаются физические лица, на имя которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 НК РФ.
Согласно п. 1 ст. 358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные суда транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу п. 2 ст. 362 НК РФ сумма налога, если иное не предусмотрено настоящей статьей, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки.
Как это предусмотрено ст.ст. 361, 363 НК РФ, конкретные ставки транспортного налога, а также порядок и сроки уплаты налога определяются законами субъектов Российской Федерации.
На территории Архангельской области принят Закон «О транспортном налоге» от 01.10.2002 № 112-16-03 (далее - Закон). Статьей 1 указанного Закона установлены ставки транспортного налога в зависимости от мощности двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на 1 лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, 1 регистровую тонну или единицу транспортного средства.
На территории Архангельской области в период 2017 года действовали следующие налоговые ставки: для легковых автомобилей с мощностью двигателя свыше 100 л. с. до 150 л. с. – 24.00 руб. с каждой лошадиной силы; для легковых автомобилей с мощностью двигателя свыше 250 л. с. - 150 руб. с каждой лошадиной силы.
Сумма налога исчисляется налоговыми органами на основании сведений, представляемых органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации (ст. 362 НК РФ).
В соответствии с п. 3 ст. 362 НК РФ в случае регистрации транспортного средства и (или) снятия транспортного средства с регистрации (снятия с учета, исключения из государственного судового реестра и т.д.) в течение налогового периода исчисление суммы налога производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом периоде. При этом месяц регистрации транспортного средства, а также месяц снятия транспортного средства с регистрации принимается за полный месяц. В случае регистрации и снятия с регистрации транспортного средства в течение одного календарного месяца указанный месяц принимается как один полный месяц.
Порядок и сроки уплаты транспортного налога установлены ст. 363 НК РФ, в соответствии с которой налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, осуществляют уплату транспортного налога в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
В судебном заседании установлено, что за Ельцовым Д.В. в 2017 году числились следующие объекты налогообложения:
- автомобили грузовые: марка ..., государственный регистрационный номер ..., мощность в л.с. 106.80, дата регистрации владения <Дата>; марка ..., государственный регистрационный номер ..., мощность в л.с. 240, дата регистрации владения <Дата>, дата прекращения владения <Дата>; марка ..., государственный регистрационный номер ..., мощность в л.с. 177, дата регистрации владения <Дата>, дата прекращения владения <Дата>; марка ..., государственный регистрационный номер ..., мощность в л.с. 112.20, дата регистрации владения <Дата>;
- автомобили легковые: марка ..., государственный регистрационный номер ..., мощность в л.с. 64, дата регистрации владения <Дата>;
- прочие самоходные транспортные средства, машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу: марка ТС - КО-707-1, государственный регистрационный номер ..., мощность в л.с. 60, дата регистрации владения <Дата>, дата прекращения владения <Дата>; марка ..., государственный регистрационный номер ..., мощность в л.с. 39, дата регистрации владения <Дата>; марка ..., государственный регистрационный номер ..., мощность в л.с. 82, дата регистрации владения <Дата>; марка ..., государственный регистрационный номер ..., мощность в л.с. 93.30, дата регистрации владения <Дата>.
В соответствии с п. 1 ст. 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог (п.1 ст.389 НК РФ).
Расчет земельного налога производится по истечении налогового периода по следующей схеме: налоговая ставка делится на размер доли, умножается на налоговую базу (ст.ст. 396, 391, 392 НК РФ).
Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка, признаваемого объектом налогообложения, как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, отдельно в отношении долей в праве общей собственности на земельный участок, в отношении которых налогоплательщиками признаются разные лица либо установлены различные налоговые ставки, на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество (сведения представляются в электронной форме), (п.1 ст. 390, п. 1, п. 2 и п. 4 ст. 391 НК РФ).
В соответствии с п. 1 ст. 393 НК РФ налоговым периодом признается календарный год.
Порядок и сроки уплаты земельного налога установлены ст. 397 НК РФ, в соответствии с которой налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, осуществляют уплату земельного налога в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
В судебном заседании установлено, что за Ельцовым Д.В. в 2016 и 2017 годах числились следующие объекты налогообложения:
- земельный участок для индивидуального жилищного строительства, расположенный по адресу: <Адрес> кв.м, кадастровый ..., размер доли в праве 1/1, актуальная кадастровая стоимость - 858060.98 руб., дата определения кадастровой стоимости - <Дата>, дата регистрации и владения - <Дата>;
- земельный участок для садоводства и огородничества, расположенный по адресу: ... кадастровый ..., размер доли 1/2, актуальная кадастровая стоимость - 77717.42 руб., дата определения кадастровой стоимости - <Дата>, дата регистрации и владения - <Дата>.
В соответствии со ст. 400 НК РФ налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения.
Согласно положениям ст. 401 НК РФ объектами налогообложения признаются расположенные в пределах муниципального образования жилые дома, жилые помещения (квартиры, комнаты), единые недвижимые комплексы, объекты незавершенного строительства, иные здания, строения, сооружения, помещения.
В силу прямого указания закона сумма налога на имущество физических лиц исчисляется налоговыми органами исключительно на основании сведений, представленных в налоговые органы в соответствии со ст. 85 НК РФ (ст. 408 НК РФ).
Сведения о кадастровой стоимости объектов недвижимости также представляются в налоговый орган органами Росреестра в порядке ст. 85 НК РФ.
Сумма налога исчисляется по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Налоговым периодом по налогу на имущество физических лиц признается календарный год (ст. 405 НК РФ).
Налоговая база согласно ст. 402 НК РФ в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости в случае, если субъектом Российской Федерации принято решение о применении на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения (на территории Архангельской области в отношении налоговых периодов, начиная с налога за 2015 год).
В случае утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) вправе установить в срок до 20 ноября 2014 года единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с 1 января 2015 года (ч. 2 ст. 3 Закона № 284-ФЗ).
Законом Архангельской области от 24.10.2014 N 199-11-03 «О дате начала применения на территории Архангельской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» установлено, что применение на территории Архангельской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения начинается с 1 января 2015 года.
Порядок и сроки уплаты налога на имущество физических лиц установлены ст. 409 НК РФ, в соответствии с которой налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, осуществляют уплату налога на имущество физических лиц в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
В судебном заседании установлено, что за Ельцовым Д.В. в 2015, 2016 и 2017 годах в собственности числились следующие объекты налогообложения:
- жилой дом, расположенный по адресу: <Адрес>, кадастровый номер объекта ..., размер доли в праве 1/1, актуальная кадастровая стоимость 2228688 руб., дата определения кадастровой стоимости <Дата>, дата регистрации владения <Дата>;
- иное строение, помещение и сооружение, расположенное по адресу: <Адрес>, кадастровый номер объекта ..., размер доли в праве 1/1, актуальная кадастровая стоимость 8740479.41 руб., дата определения кадастровой стоимости <Дата>, дата регистрации владения <Дата>; дата прекращения владения <Дата>;
- жилой дом, расположенный по адресу: <Адрес>, кадастровый номер объекта ..., размер доли в праве 1/1, актуальная кадастровая стоимость 3507654.56 руб., дата определения кадастровой стоимости <Дата>, актуальная кадастровая стоимость с <Дата> - 3507654.56 руб., дата регистрации владения <Дата>;
- квартира, расположенная по адресу: <Адрес>, кадастровый номер объекта ..., размер доли в праве 1/1, актуальная кадастровая стоимость 1016869.75 руб., дата определения кадастровой стоимости <Дата>, дата регистрации владения <Дата>, дата прекращения владения <Дата>;
- иное строение, помещение и сооружение, расположенное по адресу: <Адрес>, кадастровый номер объекта ..., размер доли в праве 1/1, актуальная кадастровая стоимость 1506255.97 руб., дата определения кадастровой стоимости <Дата>, дата регистрации владения <Дата>.
Согласно ст. 45 НК РФ обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления (п. 4 ст. 57 НК РФ).
При этом налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления (абз. 3 п. 2 ст. 52 НК РФ).
В силу ст.ст. 363, 397 и 409 НК РФ налоги уплачивается на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.
Солгласно абз. 2 п. 2 ст. 52 НК РФ в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.
В соответствии с п. 4 ст. 52 НК РФ налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.
Налоговым органом Ельцову Д.В. были начислены налоги и направлено по почте заказным письмом налоговое уведомление от <Дата> ..., согласно которому уплате в бюджет подлежали по сроку уплаты не позднее <Дата>:
- транспортный налог за 2017 год в размере 33 289 руб. С учетом произведенного <Дата> перерасчета сумма налога к уплате составила 27 964 руб.;
- земельный налог за 2017 год (ОКТМО 11646101) в размере 1 287 руб.;
- земельный налог за 2017 год (ОКТМО 11646432) в размере 117 руб. (налог уплачен <Дата>);
- земельный налог за 2016 год (ОКТМО 11646432) в размере 19 руб. (налог уплачен <Дата>);
- налог на имущество физических лиц за 2017 год в размере 23 205 руб.;
- налог на имущество физических лиц за 2016 год в размере 3 013 руб.;
- налог на имущество физических лиц за 2015 год в размере 3 013 руб.
В соответствии с п. 4 ст. 52 НК РФ в случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Исходя из нормы ст. 6.1 НК РФ, указанный срок исчисляется в рабочих днях.
Согласно ст. 69 НК РФ при наличии у налогоплательщика недоимки и неисполнении обязанности уплатить налоги в адрес должника направляется требование об уплате налога.
В силу п. 6 ст. 69 НК РФ требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.
За несвоевременную уплату налога в соответствии со ст. 75 НК РФ начисляются пени. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, в размере одной трехсотой ставки рефинансирования, установленной Центрального банка РФ.Согласно п. 8 ст. 69 НК РФ правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении требований об уплате, в том числе и пеней.
В связи с неисполнением обязанности по уплате транспортного налога в установленный срок в порядке ст.ст.69, 70 НК РФ в адрес должника заказным письмом было направлено требование об уплате налога от <Дата> ..., в котором Ельцову Д.В. сообщалось о наличии у него задолженности по налогам и сумме задолженности, в том числе по:
- транспортному налогу за 2017 год в размере 27 964 руб.;
- пени по транспортному налогу - 90,88 руб.;
- земельному налогу (ОКТМО 11646101) за 2017 год - 1 287 руб.;
- пени по земельному налогу (ОКТМО 11646101) 4,18 руб.;
- земельному налогу (ОКТМО 11646432) - 136 руб., из них: за 2016 год - 19 руб.; за 2017 год - 117 руб.;
- пени по земельному налогу (ОКТМО 11646432) - 0,44 руб.;
- налога на имущество физических лиц - 27 724 руб., из них: за 2015 год - 1 506 руб.; за 2016 год - 3 013 руб.; за 2017 год - 23 205 руб.
Срок оплаты налога по налоговому требованию от <Дата> ... был установлен до <Дата>.
В силу п. 6 ст. 69 НК РФ в случае направления требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
В пункте 53 постановления Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 года N 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» указано, что судам необходимо исходить из того, что в силу прямого указания закона соответствующая налоговая процедура признается соблюденной независимо от фактического получения налогоплательщиком (его представителем) требования об уплате налога, направленного заказным письмом.
Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании (п. 5 ст. 69 НК РФ).
В установленный срок, а также на момент направления настоящего заявления в суд, требование налогового органа частично не исполнено. Ответчиком <Дата> произведена уплата земельного налога (ОКТМО 11646432) за 2016 и 2017 годы в размере 136 руб.
Согласно пунктам 3, 4 статьи 75 НК РФ за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начисляется пеня, начиная со следующего за установленным днем уплаты налога в размере одной трехсотой ставки рефинансирования, установленной Центрального банка РФ.
Согласно правовой позиции Пленума ВАС РФ, изложенной в постановлении от 30.07.2013 N 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации», пени могут взыскиваться только в том случае, если налоговым органом были своевременно приняты меры к принудительному взысканию суммы соответствующего налога. В этом случае начисление пеней осуществляется по день фактического погашения недоимки.
Недоимки по налогам, на которые начислены пени: по транспортному налогу в размере 90,88 руб. - за период с <Дата> по <Дата> на сумму недоимки по налогу за 2017 год; по земельному налогу (ОКТМО 11646432) в размере 0,44 руб. - за период с <Дата>. по <Дата> на сумму недоимки по налогу за 2016 и 2017 годы; по земельному налогу (ОКТМО 11646101) в размере 4,18 руб. - за период с <Дата>. по <Дата> на сумму недоимки по налогу 2017 год; по налогу на имущество физических лиц в размере 90,10 руб. - за период с <Дата> по <Дата> на сумму недоимки по налогу за 2015, 2016 и 2017 годы.
В силу абз. 1 п.2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Срок исполнения требования ... от <Дата> – до <Дата>. Таким образом, установленный абз. 1 п. 2 ст. 48 НК РФ срок на обращение в суд с заявлением о взыскании задолженности по налогам не позднее <Дата>.
<Дата> мировым судьей судебного участка ... Онежского судебного района Архангельской области в отношении Ельцова Д.В. вынесен судебный приказ № 2А-380/2019. В связи с поступившими от налогоплательщика возражениями определением мирового судьи от <Дата> судебный приказ № 2А-380/2019 отменен.
Согласно п. 3 ст. 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
С настоящим административным исковым заявлением налоговый орган обратился в суд <Дата>, то есть в установленный законом срок.
Проанализировав приведенные выше нормы права, оценив установленные в судебном заседании обстоятельства и представленные сторонами доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Недоимка по транспортному налогу, налогу на имущество, земельному налогу и пени в указанных суммах налогоплательщиком (административным ответчиком) не были уплачены.
Административный истец с соблюдением установленных ст. 48 НК РФ процедуры и сроков обратился в суд с рассматриваемым административным иском. Факта двойного взыскания с административного ответчика недоимки по налогам за периоды, указанные в иске, не установлено.
Расчеты задолженности административным ответчиком не оспорены, не опровергнуты, своего расчета либо доказательств погашения задолженности по налогам и пеням Ельцов Д.В. суду не представил, доказательств неправомерности начислений в дело не представлено. Расчеты налогового органа соответствуют требованиям закона и материалам дела, их арифметическая правильность судом проверена, суд признает их верными.
Налоговая инспекция обладает полномочиями на обращение в суд с настоящим административным иском, срок обращения в суд с административным иском не пропущен. Административным истцом соблюден порядок досудебного урегулирования спора.
С учетом изложенного выше, административные исковые требования МИФНС № 6 по Архангельской области и НАО к Ельцову Д.В. о взыскании задолженности по налогу и пени подлежат удовлетворению в полном объеме.
Довод административного ответчика Ельцова Д.В. о том, что транспортное средство ... не принадлежит ему на праве собственности с 09.12.2015 не является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований в части взыскания транспортного налога за 2017 год в отношении данного транспортного средства.
Федеральный законодатель в целях исчисления транспортного налога в главе 28 Налогового кодекса Российской Федерации связывает наличие у налогоплательщика объекта налогообложения с фактом регистрации транспортного средства в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Такое правовое регулирование само по себе не может рассматриваться как нарушающее права налогоплательщика.
Налоговое законодательство связывает момент возникновения обязанности по уплате налога либо прекращения такой обязанности с действиями налогоплательщика, и на последнего возлагается обязанность, в том числе по обращению в компетентные органы с заявлением о постановке или снятии с регистрационного учета соответствующего объекта налогообложения, то есть регистрация носит заявительный характер, риски наступления неблагоприятных последствий несовершения таких действий лежат именно на налогоплательщике, о чем неоднократно указывал Конституционный Суд РФ в своих Определениях, в том числе от 23.06.2009 N 835-О-О, от 24.04.2018 N 1069-О.
В силу положений ст.ст. 357, 358 НК РФ обязанность по уплате транспортного налога ставится в зависимость от регистрации транспортного средства, а не от его фактического использования, а налогоплательщиком транспортного налога признается лицо, на которое зарегистрировано транспортное средство.
Как следует из материалов дела, пояснений самого ответчика в судебном заседании, заявление о снятии транспортного средства ... с учета в регистрирующих органах он не подал, транспортное средство зарегистрировано за другим физическим лицом лишь <Дата> (л.д. 69), то есть в 2017 году автомобиль был зарегистрирован на Ельцова Д.В.
Представленные административным ответчиком копии заявления от <Дата> о выдаче паспорта транспортного средства, договора купли-продажи автомобиля от <Дата>, платежные поручения от <Дата> и <Дата> о перечислении денежные средств в пользу банка не подтверждают регистрацию автомобиля за новым собственником, поскольку отметок об этом не содержат (л.д. 85-89).
Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним, утвержденный Приказом МВД России от 07.08.2013 N 605, предусматривает такую муниципальную услугу, как прекращение (снятие с учета) регистрации транспортного средства (п. 9).
В соответствии с пунктом 60.4 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним, утвержденного Приказом МВД России от 07.08.2013 N 605, основанием прекращения регистрации транспортного средства является, в том числе, заявление прежнего владельца транспортного средства и предъявление им документов о заключении сделок, направленных на отчуждение транспортного средства, по истечении 10 суток со дня заключения такой сделки при условии отсутствия подтверждения регистрации за новым владельцем.
Таким образом, административный ответчик имел возможность в заявительном порядке прекратить регистрацию транспортного средства за собой в связи с его отчуждением, однако таким правом не воспользовалась. При этом его действия не зависели от волеизъявления и действий административного истца.
Доказательств того, что административный ответчик обращался с соответствующим заявлением о снятии с регистрации транспортного средства, но получил отказ, суду не предоставлено, как не представлено и доказательств обжалования действий должностного лица регистрирующего органа.
Сам по себе факт наличия запрета на проведение регистрационных действий на основании определения Ломоносовского районного суда г. Архангельска от 19.07.2016, не являлся препятствием для Ельцова Д.В. подать заявление о прекращении регистрации транспортного средства за собой в связи с его отчуждением (л.д. 97).
Кроме того, арест был наложен на транспортное средство ... с другим регистрационным номером (...), которое также было предметом залога (л.д. 96-97). Транспортный налог начислен по автомобилю ... с регистрационным номером (...).
Таким образом, начисление истцу транспортного налога за 2017 год налоговым органом является законным и обоснованным, поскольку обязанность по уплате транспортного налога ставится в зависимость от регистрации транспортного средства. Прекращение взимания транспортного налога предусмотрено в случае снятия с учета транспортного средства в регистрирующих органах. Налоговый орган исчисляет транспортный налог на основании сведений, представленных Управлением ГИБДД.
Отчуждение автомобиля не является основанием для прекращения права собственности на него и освобождения прежнего собственника от уплаты транспортного налога, поскольку административный ответчик не снял транспортное средство с регистрационного учета в соответствии с действующим законодательством.
По делу достоверно установлено, что административным ответчиком обязанность по уплате налогов в установленный срок не исполнена. В этой связи налоговым органом обоснованно начислены пени.
Ссылка Ельцова Д.В. на то, что у него заблокированы счета, не является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований, поскольку административным ответчиком не представлено соответствующих доказательств, подтверждающих то обстоятельство, что у него отсутствовала иная возможность по своевременной уплате налогов. Материальное положение налогоплательщика в силу действующего законодательства не является основанием для освобождения от исполнения обязательств по оплате законно установленных налогов.
Утверждение Ельцова Д.В. на том, что у него имеется переплата по налогам не подтверждается материалами дела.
Вместе с тем, подпунктом 5 пункта 1 статьи 21 НК РФ закреплено право налогоплательщика на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пеней и штрафов.
Пунктом 4 статьи 78 НК РФ установлено, что зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам осуществляется на основании письменного заявления (заявления, представленного в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи или представленного через личный кабинет налогоплательщика) налогоплательщика по решению налогового органа.
Зачет или возврат излишне уплаченных налогов производится налоговым органом по заявлению налогоплательщика в течение трех лет со дня уплаты суммы налога (пункт 7 статьи 78 НК РФ).
Таким образом, за исключением отдельных случаев, как зачет, так и возврат переплаченных сумм налогов, сборов и пеней осуществляется налоговым органом по заявлению налогоплательщика.
В рассматриваемом случае Ельцов Д.В. не представил доказательств, свидетельствующих о том, что он обращался в налоговый орган с заявлением о зачете излишне уплаченной суммы налога в счет будущих платежей.
В соответствии с ч.1 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
В силу ст. 333.19 НК РФ с административного ответчика – Ельцова Д.В. – в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 1909 рублей, исходя из размера взыскиваемых налогов без учета пеней.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 6 по Архангельской области и НАО к Ельцову Д.В. о взыскании задолженности по налогу и пени – удовлетворить.
Взыскать с Ельцова Д.В., проживающего по адресу: <Адрес>, задолженность по налогам в размере 57 160 рублей 60 копеек, из них:
- транспортный налог с физических лиц за 2017 год в размере 27 964 рубля (реквизиты для оплаты: код бюджетной классификации 18210604012021000110, ОКТМО 11646101, наименование получателя и реквизиты счетов УФК (ОФК) № 40101810500000010003 в БИК: 041117001, отделение Архангельск, УФК по Архангельской области и Ненецкому автономному округу);
- пени по транспортному налогу с физических лиц в размере 90 рублей 88 копеек, начисленных за период с <Дата> по <Дата> (реквизиты для оплаты: код бюджетной классификации 18210604012022100110, ОКТМО 11646101, наименование получателя и реквизиты счетов УФК (ОФК) № 40101810500000010003 в БИК: 041117001, отделение Архангельск, УФК по Архангельской области и Ненецкому автономному округу);
- пени по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений (ОКТМО 11646432), в размере 44 копейки, начисленных за период с 04.12.2018 по 16.12.2018 (реквизиты для оплаты: код бюджетной классификации 18210606043102100110, ОКТМО 11646432, наименование получателя и реквизиты счетов УФК (ОФК) № 40101810500000010003 в БИК: 041117001, отделение Архангельск, УФК по Архангельской области и Ненецкому автономному округу);
- земельный налог с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских поселений (ОКТМО 11646101) за 2017 год, в размере 1 287 рублей (реквизиты для оплаты: код бюджетной классификации 18210606043131000110, ОКТМО 11646101, наименование получателя и реквизиты счетов УФК (ОФК) № 40101810500000010003 в БИК: 041117001, отделение Архангельск, УФК по Архангельской области и Ненецкому автономному округу);
- пени по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских поселений (ОКТМО 11646101), в размере 4 рубля 18 копеек, начисленных за период с 04.12.2018 по 16.12.2018 (реквизиты для оплаты: код бюджетной классификации 18210606043132100110, ОКТМО 11646101, наименование получателя и реквизиты счетов УФК (ОФК) № 40101810500000010003 в БИК: 041117001, отделение Архангельск, УФК по Архангельской области и Ненецкому автономному округу);
- налог на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских поселений, в размере 27 724 рубля, из них за 2015 год - в размере 1 506 рублей, за 2016 год - в размере 3 013 рублей, за 2017 год - в размере 23205 рублей (реквизиты для оплаты: код бюджетной классификации 18210601030131000110, ОКТМО 11646101, наименование получателя и реквизиты счетов УФК (ОФК) № 40101810500000010003 в БИК: 041117001, отделение Архангельск, УФК по Архангельской области и Ненецкому автономному округу);
- пени по налогу на имущество физических лиц, взимаемому по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских поселений, в размере 90 рублей 10 копеек, начисленных за период с 04.12.2018 по 16.12.2018 (реквизиты для оплаты: код бюджетной классификации 18210601030132100110, ОКТМО 11646101, наименование получателя и реквизиты счетов УФК (ОФК) № 40101810500000010003 в БИК: 041117001, отделение Архангельск, УФК по Архангельской области и Ненецкому автономному округу).
Взыскать с Ельцова Д.В. в доход бюджета муниципального образования «Онежский муниципальный район» государственную пошлину в размере 1909 рублей.
Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Онежский городской суд Архангельской области.
Председательствующий подпись А.А. Кузнецов
...
...