Решение по делу № 2а-77/2022 (2а-1183/2021;) от 22.11.2021

№ 2а-77/2022

32RS0021-01-2021-002654-04

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

17 января 2022 года г. Новозыбков

Новозыбковский городской суд Брянской области в составе председательствующего судьи Ляшковой Т.М.,

при секретаре судебного заседания Плотко А.М.,

с участием старшего помощника Новозыбковского межрайонного прокурора Брянской области Кондратенко Д.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Новозыбковского межрайонного прокурора Брянской области, поданного в порядке статьи39 КАС РФ в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц, к Новозыбковской городской администрации Брянской области о признании незаконным бездействия и возложении обязанности по постановке на государственный кадастровый учет автомобильной дороги местного пользования с последующей регистрацией права собственности,

У С Т А Н О В И Л:

Новозыбковский межрайонный прокурор обратился в суд с административным иском к Новозыбковской городской администрации Брянской области о признании незаконным бездействия и возложении обязанности по постановке на государственный кадастровый учет автомобильной дороги местного значения, протяженностью 400 метров по ул. Майской в г. Новозыбкове Брянской области, с последующей регистрацией права собственности.

В обоснование заявленных требований указал, что в ходе проведенной межрайонной прокуратурой на территории г. Новозыбкова проверки соблюдения законодательства о муниципальной собственности и безопасности дорожного движения установлено, что административным ответчиком не предпринимается должных мер, направленных на регистрацию права собственности на автомобильную дорогу местного значения, протяженностью 400 метров по ул. Майской в г. Новозыбкове Брянской области. Отсутствие надлежащего оформленного права собственности в отношении дорог местного значения нарушает нормы действующего законодательства, поскольку приведение транспортной инфраструктуры в надлежащие состояние без учета и регистрации права собственности на автомобильную дорогу невозможно, таким образом, состояние транспортной инфраструктуры населенного пункта снижает мобильность экстренных служб и затрудняет их деятельность. Тем самым бездействие ответчика, выраженное в не оформлении в собственность указанной автомобильной дороги местного значения, нарушает право граждан на безопасные условия дорожного движения.

В судебном заседании участвующий в деле прокурор заявленные требования поддержал, просил административный иск удовлетворить, установив срок разумный срок для исполнения решения.

Представитель административного ответчика Кабова И.П. представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие, исковые требования не признала, по основаниям, изложенным в отзыве на исковое заявление, просила в случае удовлетворения заявленных прокурором требований установить годичный срок для исполнения с момента вступления решения суда в законную силу.

Заинтересованные лица Управление Росреестра по Брянской области, ФГБУ «ФКП Росреестра» по Брянской области, МКП «Благоустройство» надлежаще извещенные о слушании дела, в судебное заседание не явились, ходатайства о рассмотрении дела с их участием, либо отложение рассмотрения дела не заявляли.

Судом на основании положений статьи 150 КАС РФ определено рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса, надлежащим образом извещенных о месте и времени рассмотрения дела.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, приходит к следующему.

Административное исковое заявление межрайонного прокурора подано в пределах его полномочий, предусмотренных статьей 39 КАС РФ, в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Административное исковое заявление межрайонного прокурора подано в пределах его полномочий, предусмотренных статьей 39 КАС РФ, в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц на безопасные условия дорожного движения.

Охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства осуществляются путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий. Безопасность дорожного движения -это состояние, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий. Обеспечение безопасности дорожного движения - деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий. Обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется, в том числе, посредством установления полномочий и ответственности органов местного самоуправления, регулирования деятельности на автомобильном транспорте и в дорожном хозяйстве (статьи 1,4,5 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»).

Согласно статье 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» автомобильная дорога –это объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие иподобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.

Под сооружением понимается результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов (пункт 23части 2 статьи 2 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»).

Согласно пункту 10.1 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации автомобильные дороги являются линейными объектами.

Статьей 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрено, что дорожная деятельность представляет собой деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту и содержанию автомобильных дорог. Владельцами автомобильных дорог являются исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), физические или юридические лица, владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации. Статьей 10 этого же Федерального закона предусмотрено формирование и ведение Единого государственного реестра автомобильных дорог, в который вносятся сведения об автомобильных дорогах, предоставленные собственниками данных дорог.

В соответствии с частью 9 статьи 6 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», к собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления (часть 3 статьи 15 этого же Федерального закона).

В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения. Порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов России и муниципальными правовыми актами. Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления (часть 3 статьи 15 этого же Федерального закона).

В силу пункта 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа отнесена дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Как определено в части 4 статьи 6 Федерального закона № 196-ФЗ от 10.12.1995 «О безопасности дорожного движения», полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

Исходя из положений статьи 50 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения. Согласно статье 51 названного Федерального закона, органы местного самоуправления ведут реестры муниципального имущества в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Приказом Минэкономразвития РФ от 30 августа 2011 г. № 424 утвержден Порядок ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества, согласно которому реестр состоит из 3 разделов. В раздел 1 включаются сведения о муниципальном недвижимом имуществе, в том числе кадастровый номер муниципального недвижимого имущества.

Согласно части 3 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 г. №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», государственная регистрация прав на недвижимое имущество - это юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав). Из положений части 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации и разъяснений, изложенных в пункте 38 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 г. № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», следует, что для квалификации вещи в качестве недвижимой, необходимо установить, ее прочную связь с землей, а также то, что она создавалась по правилам, установленным для создания недвижимой вещи и имеет определенное функциональное использование.

В соответствии со статьей 14 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, на основании Указания Генеральной прокуратуры Российской ФедерацииНовозыбковской межрайонной прокуратурой Брянской области была проведена проверка исполнения законодательства в сфере дорожной деятельности на территории г.Новозыбкова Брянской области, по результатам которой установлено, что административным ответчиком не предпринимается должных мер, направленных на регистрацию права собственности на автомобильную дорогу местного значения, протяженностью 400 метров по ул. Майской в г. Новозыбкове Брянской области.

Согласно сведениям Комитета по управлению имуществом Новозыбковской городской администрации Брянской области, автомобильная дорога по ул. Майской г. Новозыбкова, протяженностью 400 м, включена в перечень объектов муниципальной собственности муниципального образования.

Указанная автомобильная дорога находится в пределах муниципального образования, находится в муниципальной казне и на праве оперативного управления закреплена за МКП «Благоустройство», однако, право муниципальной собственности на нее не зарегистрировано, на кадастровом учете она не состоит. По данным Управления Росреестра сведения о данном объекте в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют.

Согласно сведениям Управления имущественных отношений Брянской области, указанная автомобильная дорога в реестре государственного имущества Брянской области не значится.

По данным Межрегионального территориального управления по управлению государственным имуществом в Калужской, Брянской и Смоленской областях (Росимущество), указанная автомобильная дорога в реестре федерального имущества отсутствует.

С учетом приведенных норм и установленных обстоятельств суд приходит к выводу о наличии у Новозыбковской городской администрации Брянской области в силу закона обязанности совершить необходимые действия для постановки на кадастровый учет с последующей регистрацией права собственности автомобильной дороги местного значения, находящейся в границах муниципального образования.

Отсутствие надлежащего оформления права собственности на указанную автомобильную дорогу, включающую в себя земельный участок в границах полос отвода автомобильной дороги и расположенные на ней конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) в пределах границ муниципального образования, предназначенных для использования неопределенным кругом лиц, создает предпосылки к нарушению изложенных выше норм действующего законодательства, для препятствий к осуществлению государственного контроля за техническим состоянием дороги, а в случае его несоответствия предъявляемым требованиям - приведению в надлежащее состояние.

Учитывая изложенное, суд находит требования Новозыбковского межрайонного прокурора Брянской области подлежащими удовлетворению в полном объеме.

Доводы представителя административного ответчика об отсутствии финансирования на соответствующие цели не являются основанием для отказа в иске.

Вместе с тем, учитывая особенности финансирования необходимых мероприятий, их объем и количество подлежащих документированию и постановке на учет объектов, суд находит установить предельный срок выполнения возложенных судом обязанностей - один год с момента вступления решения суда в законную силу, находя его разумным.

На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст.175-180, 290 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление Новозыбковского межрайонного прокурора Брянской области, поданного в порядке статьи 39 КАС РФ в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, к Новозыбковской городской администрации Брянской области о признании незаконным бездействия и возложении обязанности по постановке на государственный кадастровый учет автомобильной дороги местного значения с последующей регистрацией права собственности, удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Новозыбковской городской администрации Брянской области, выразившееся в непринятии мер по постановке на государственный кадастровый учет и оформлению права собственности на автомобильную дорогу местного значения, протяженностью 400 метров по ул. Майской в г. Новозыбкове Брянской области.

Обязать Новозыбковскую городскую администрацию Брянской области в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу совершить действия по постановке на государственный кадастровый учет автомобильной дороги протяженностью 400 метров по ул. Майской в г. Новозыбкове Брянской области, с последующей регистрацией права собственности на указанный объект.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Брянский областной суд через Новозыбковский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Т.М. Ляшкова

Мотивированное решение изготовлено 18 января 2022 г.

2а-77/2022 (2а-1183/2021;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Новозыбковский межрайпрокурор
Ответчики
Новозыбковская городская администрация
Другие
""Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государствнной регистрации, кадастра и картографиии" по Брянской области
МКП "Благоустройство"
Управление Росреестра по Брянской области
Суд
Новозыбковский городской суд Брянской области
Судья
Ляшкова Татьяна Михайловна
Дело на странице суда
novozibkovsky.brj.sudrf.ru
22.11.2021Регистрация административного искового заявления
23.11.2021Передача материалов судье
25.11.2021Решение вопроса о принятии к производству
25.11.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.12.2021Подготовка дела (собеседование)
21.12.2021Рассмотрение дела начато с начала
17.01.2022Судебное заседание
18.01.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.01.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.01.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее