Дело № 2-1345/2018
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Волгоград 27 сентября 2018 года
Кировский районный суд г. Волгограда
в составе председательствующего судьи Чуриной Е.В.
при секретаре судебного заседания Никулиной А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Жданкиной ФИО20 к Тетюшеву ФИО14 о признании договора дарения заключенным, признании права собственности,
у с т а н о в и л:
Жданкина Л.А. обратилась в суд с иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> (далее Управление Росреестра по <адрес>) о признании договора дарения заключенным, признании права собственности.
В обоснование заявленных требований указала, что состояла в фактических брачных отношениях с Тетюшевым Г.Г., брак с которым зарегистрирован не был. Совместно с Тетюшевым Г.Г. они проживали по адресу: <адрес>. Тетюшеву Г.Г. на праве собственности принадлежала ? доля <адрес>, расположенной в <адрес>. <ДАТА> между Жданкиной Л.А. и Тетюшевым Г.Г. был заключен договор дарения на ? долю квартиры, расположенной по адресу: <адрес>. После заключения договора дарения, состояние здоровья Тетюшева Г.Г. ухудшилось, в связи с чем документы для регистрации перехода права собственности не были поданы своевременно в Управление Росреестра по <адрес>. <ДАТА> ФИО2 умер. Полагает, что все существенные условия договора дарения сторонами согласованы, договор заключен в надлежащей форме, одаряемый зарегистрирован и проживает в указанной квартире, то есть сделка фактически исполнена. Просит признать договор дарения ? доли в праве собственности на жилое помещение – квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, между Тетюшевым Г.Г. и Жданкиной Л.А. – заключенным, признать за Жданкиной Л.А. право собственности на ? долю квартиры, расположенной по адресу: <адрес>.
В ходе судебного разбирательства в порядке ст.39 ГПК РФ Жданкина Л.А. изменила исковые требования, указав ответчиком Тетюшева Е.Г., просит признать договор дарения ? доли квартиры, расположенной по адресу: <адрес> от <ДАТА> между Тетюшевым Г.Г. с одной стороны и Жданкиной Л.А. – заключенным; признать за Жданкиной Л.А. право собственности на ? долю квартиры, расположенной по адресу: <адрес>.
Истец Жданкина Л.А., ее представитель Калашникова Л.А., действующая на основании ордера № от <ДАТА> в судебном заседании исковые требования поддержали, на удовлетворении заявленных требований настаивали по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Ответчик Тетюшев Е.Г. в судебном заседании против удовлетворения исковых требований Жданкиной Л.А., не возражал.
Представитель третьего лица Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по <адрес> в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещен надлежащим образом, согласно представленного заявления просит рассмотреть дело в отсутствие представителя Управления.
Выслушав стороны, пояснения свидетеля, исследовав письменные материалы дела в их совокупности, дав правовую оценку доводам сторон, суд приходит к следующему.
Согласно п. 1, 2 ст. 223 ГК РФ право собственности у приобретателя вещи по договору возникает с момента ее передачи, если иное не предусмотрено законом или договором; в случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации, если иное не установлено законом.
Согласно статье 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом (пункт 1). Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом (пункт 2).
В соответствии со ст. 425 ГК РФ договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения.
В соответствии со ст. 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Согласно п. 1 ст. 572 ГК РФ, по договору дарения одна сторона (даритель) безвозмездно передает или обязуется передать другой стороне (одаряемому) вещь в собственность либо имущественное право (требование) к себе или к третьему лицу либо освобождает или обязуется освободить ее от имущественной обязанности перед собой или перед третьим лицом.
В силу п. 2 ст. 433 ГК РФ, если в соответствии с законом для заключения договора необходима также передача имущества, договор считается заключенным с момента передачи соответствующего имущества (статья 224).
В силу п. 3 ст. 574 ГК РФ, договор дарения недвижимого имущества подлежит государственной регистрации.
В силу п.8 ст.2 Федерального закона от <ДАТА> №302-ФЗ «О внесении изменений в главы 1,2,3, и 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» договор дарения недвижимости не требует государственной регистрации, если он заключен после <ДАТА>. Государственной регистрации подлежит переход права собственности на недвижимость (ст. 551 ГК РФ).
В соответствии со ст. ст. 8.1, 131, 433 ГК РФ, ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" переход права собственности на недвижимое имущество по договору дарения недвижимости к одаряемому подлежит государственной регистрации.
В судебном заседании установлено и материалами дела подтверждено, что на основании свидетельства о праве на наследство по закону сери <адрес>9 от <ДАТА>, ФИО2 являлся собственником ? доли квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, кадастровый №.
<ДАТА> в Управлении государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> ФИО2 зарегистрировано право общей долевой собственности на указанную квартиру, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости №КУВИ-001/2018-5700032 от <ДАТА>.
Другим собственником ? долей квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, кадастровый №, является ФИО4, что подтверждается копией свидетельства о государственной регистрации права № <адрес> от <ДАТА>.
<ДАТА> ФИО2 умер, что подтверждается копией свидетельства о смерти III-PК № от <ДАТА>.
<ДАТА> нотариусом <адрес> ФИО8 заведено наследственное дело № к имуществу ФИО2, зарегистрированного на день смерти по адресу: <адрес>.
Сведений о том, что ФИО2 было составлено завещание сторонами суду не представлено и в материалах наследственного дела № к имуществу ФИО2, не содержится, ввиду чего наследование после его смерти осуществляется по закону.
Наследником первой очереди по закону после смерти ФИО2 является его брат – ФИО4, что подтверждается копией свидетельства о рождении I-ФС № от <ДАТА>.
Как следует из материалов наследственного дела, в установленный законом срок, ответчик ФИО4 обратился к нотариусу <адрес> ФИО8 с заявлением о принятии наследства в отношении наследственного имущества: земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, СНТ «Энергетиков», <адрес>, участок №.
<ДАТА> ФИО4 нотариусом <адрес> ФИО8 по реестру за № выдано свидетельство о праве на наследство по закону, которое состоит из: ? доли в праве общей долевой собственности на земельный участок, находящийся по адресу: <адрес>, СНТ «Энергетиков», <адрес>, участок №, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для размещения садового участка, кадастровый №, площадью 585,0 кв.м., принадлежащий наследодателю на праве собственности.
При этом из материалов наследственного дела к имуществу ФИО2 усматривается, что в установленные законом сроки наследники с заявлением к нотариусу о принятии наследства или с заявлением о выдачи свидетельства о праве на наследство в отношении наследственного имущества в виде ? доли квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, кадастровый №, не обращались, отказ от наследства по правилам ст. 1157 ГК РФ ими также не был подан.
Согласно справке ГКУ ВО «МФЦ» № от <ДАТА>, в <адрес>, расположенной в <адрес>, с <ДАТА> зарегистрирован ФИО4, ранее также был зарегистрирован ФИО2, который <ДАТА> снят с регистрационного учета в связи со смертью.
Как следует из материалов дела, <ДАТА> между ФИО2 (даритель) и Жданкиной Л.А. (одаряемая) был заключен договор дарения, по условиям которого даритель безвозмездно передает, а одаряемый изъявляет свое согласие и принимает в дар одну четвертую долю в праве общей долевой собственности на квартиру, находящуюся по адресу: <адрес>. (п.1.1 договора).
Согласно п.1.2 договора дарения, квартира, доля в праве на которую отчуждается в соответствии с условиями настоящего договора, представляет собой жилое помещение, этаж, на котором распложено помещение – 2, общая площадь помещения – 55,3 кв.м., кадастровый номер объекта - 34:34:070030:1250. Стоимость квартиры – 2 137 973 рубля 21 копейка, стоимость одной четвертой доли в праве собственности на квартиру – 534 493 рубля 30 копеек.
Согласно п.2.1 договора стороны определили стоимость дара в размере 534 493 рубля.
Как следует из п. 3.1 договора, квартира, доля в праве на которую отчуждается, являющаяся предметом настоящего договора, до его подписания сторонами осмотрена и передана одаряемому вручением ключей в качественном состоянии известном последнему.
Договор дарения от <ДАТА> подписан сторонами, удостоверен нотариусом ФИО8, зарегистрирован в реестре за номером 2-920.
При таких обстоятельствах, поскольку из текста договора дарения от <ДАТА> следует, что сторонами путем свободного взаимного волеизъявления достигнуто соглашение по всем условиям, которые признаются законом обязательными для данного вида договоров, договор подписан сторонами, суд приходит к выводу о признании договора дарения ? доли в праве собственности на жилое помещение – квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, между ФИО2 и Жданкиной Л.А., заключенным.
Судом также установлено, что в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> для регистрации перехода права собственности на жилое помещение ФИО2 не обращался.
Как следует из норм ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (пункт 1 статьи 2, пункт 1 статьи 13, пункт 7 статьи 16), в процессе регистрации правообладатель (или соответственно доверенное лицо) участвует при подаче заявления о государственной регистрации права. С заявлением представляются и все необходимые документы. В дальнейшем все процедуры по проверке, регистрации и внесению соответствующей записи в реестр осуществляются компетентными органами, совершение сторонами каких-либо юридически значимых действий в процессе самой регистрации не требуется. Стороны могут лишь отозвать свое заявление до внесения записи о регистрации в реестр.
Разрешая спор по существу, суд исходит из того, что Государственная регистрация как формальное условие обеспечения государственной, в том числе судебной, защиты прав лица, возникающих из договорных отношений, объектом которых является недвижимое имущество, - призвана лишь удостоверить со стороны государства юридическую силу соответствующих правоустанавливающих документов. Тем самым государственная регистрация создает гарантии надлежащего выполнения сторонами обязательств и, следовательно, способствует упрочению и стабильности гражданского оборота в целом. Она не затрагивает самого содержания указанного гражданского права, не ограничивает свободу договоров, юридическое равенство сторон, автономию их воли и имущественную самостоятельность.
Дарение является двусторонней сделкой, для заключения которой обязательны воля и согласие двух сторон договора: дарителя на передачу объекта дарения и одаряемого на принятие этого объекта. Стороны в соответствующей этому договору форме выразили волеизъявление на создание правовых последствий, определенных для договора дарения, что подтверждено подписанием самого договора дарения и его удостоверения нотариусом.
Доказательств выражения дарителем воли на прекращение договора дарения (его расторжение) и прекращение регистрации перехода права собственности к одаряемому, не представлено.
Допрошенная в судебном заседании свидетель ФИО9 пояснила, что Жданкина Л.И. и ФИО2 состояли в фактических брачных отношениях, совместно проживали по адресу: <адрес>. Расходы по содержанию квартиры несли вместе. <ДАТА> ФИО2 умер. При жизни ФИО2 подарил Жданкиной Л.И. ? долю квартиры, расположенной по адресу: <адрес>. После смерти ФИО2, истец по прежнему продолжает проживать в указанной квартире, несет расходы по её содержанию.
Оснований не доверять показаниям указанного свидетеля у суда не имеется, поскольку они последовательны, не противоречивы, согласуются с позицией стороны истца и подтверждаются письменными материалами дела.
В судебном заседании ответчик Тетюшев Е.Г. предъявленные к нему исковые требования признал в полном объеме, пояснил, что не возражает против признания за Жданкиной Л.А. права собственности на ? долю квартиры, расположенной по адресу: <адрес>.
Согласно п. п. 58 - 60 Постановления Пленума Верховного Суда РФ, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" от <ДАТА> N 10/22, лицо, считающее себя собственником находящегося в его владении недвижимого имущества, право на которое зарегистрировано за иным субъектом, вправе обратиться в суд с иском о признании права собственности, если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права. Иск о признании права, заявленный лицами, права и сделки которых в отношении спорного имущества никогда не были зарегистрированы, могут быть удовлетворены в тех случаях, когда права на спорное имущество возникли до вступления в силу Закона о регистрации и не регистрировались в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 6 названного Закона, либо возникли независимо от их регистрации в соответствии с пунктом 2 статьи 8 ГК РФ.
Таким образом, одаряемый в случае смерти дарителя не может быть лишен возможности защищать свои права в отношении имущества, полученного в дар на основании договора дарения. Несмотря на то, что государственная регистрация перехода прав собственности на основании договора дарения недвижимого имущества обязательна, ее отсутствие, по смыслу вышеназванных норм права, не является основанием для признания недействительным договора дарения или для вывода об незаключенности договора дарения, совершенного сторонами в надлежащей форме. Таким образом, сам по себе факт смерти одной из сторон договора дарения не может являться безусловным основанием для признания договора дарения ничтожным; отсутствие государственной регистрации перехода права собственности на недвижимое имущество к одаряемому не является основанием для признания недействительным договора дарения недвижимости, заключенного между дарителем и одаряемым или для расторжения заключенного в надлежащей форме договора дарения.
При таких обстоятельствах, анализ обстоятельств дела, норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, представленных истцом доказательств, позволяет суду сделать вывод об удовлетворении исковых требований и признании за Жданкиной Л.А. права собственности на ? долю в праве собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>.
В силу п. 52 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № и Постановления Пленума ВАС РФ № от <ДАТА> «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в ЕГРП. В частности, если в резолютивной части судебного акта решен вопрос о наличии или отсутствии права либо обременения недвижимого имущества, о возврате имущества во владение его собственника, о применении последствий недействительности сделки в виде возврата недвижимого имущества одной из сторон сделки, то такие решения являются основанием для внесения записи в ЕГРП.
В этой связи, признавая право собственности Жданкиной Л.А. на ? долю в праве собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, суд полагает необходимым также указать, что данное решение является основанием для внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
При таких обстоятельствах, суд полагает необходимым исковые требования Жданкиной Л.А. о признании договора дарения, заключенным и признании за Жданкиной Л.А. права собственности на ? долю квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, удовлетворить в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд,
р е ш и л:
Исковые требования Жданкиной ФИО15 к Тетюшеву ФИО16 о признании договора дарения заключенным, признании права собственности – удовлетворить.
Признать договор дарения ? доли в праве общей долевой собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, между Жданкиной ФИО17 и Тетюшевым ФИО18, заключенным.
Признать за Жданкиной ФИО19 право собственности на ? долю в праве общей долевой собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, общей площадью 55,3 кв.м., кадастровый №.
Настоящее решение является основанием для внесения изменений в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд через Кировский районный суд г. Волгограда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Справка: решение принято в окончательной форме 02 октября 2018 года.
Председательствующий: Чурина Е.В.