Решение по делу № 2а-4767/2017 от 14.04.2017

Дело № 2а-4767/17

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Сыктывкарский городской суд Республики Коми

в составе председательствующего судьи Куриленко Р.В.,

при секретаре Багиной К.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Сыктывкар

11 августа 2017 года гражданское дело по административному исковому заявлению Сыктывкарского природоохранного межрайонного прокурора Республики Коми к Министерству промышленности, природных ресурсов, энергетики и транспорта Республики Коми о признании пункта 17, 18 решения о предоставлении водных объектов в пользование для целей сброса сточных и дренажных вод недействительным, о признании действий должностных лиц министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми по включению в решение данного пункта незаконным,

УСТАНОВИЛ:

Сыктывкарский природоохранный межрайонный прокурор Республики Коми обратился в суд с административным исковым заявлением к Министерству промышленности, природных ресурсов, энергетики и транспорта Республики Коми о признании незаконными действия Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми по включению в решение о предоставлении водного объекта в пользование для целей сброса сточных и дренажных вод № ... от ** ** ** пункта 17 в части установления срока ООО «Сервис Технолоджи» для установки контрольно-измерительной аппаратуры для учета количества сбрасываемых сточных вод и предоставления отчета о проделанной работе в Минприроды Республики Коми, отдел водных ресурсов по Республике Коми, пункта 18 в части установления срока ООО «Сервис Технолоджи» для утверждения нормативом допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты со сточными водами в соответствии с законодательством Российской Федерации и в части представления отчёта о проделанной работе в Минприроды Республики Коми, отдел водных ресурсов по Республике Коми, признании незаконным пункта 17, 18 решения о предоставлении водного объекта в пользование для целей сброса сточных и дренажных вод № ... от ** ** ** пункта 17 в части установления срока ООО «Сервис Технолоджи» для установки контрольно-измерительной аппаратуры для учета количества сбрасываемых сточных вод и предоставления отчета о проделанной работе в Минприроды Республики Коми, отдел водных ресурсов по Республике Коми, пункта 18 в части установления срока ООО «Сервис Технолоджи» для утверждения нормативом допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты со сточными водами в соответствии с законодательством Российской Федерации и в части представления отчёта о проделанной работе в Минприроды Республики Коми, отдел водных ресурсов по Республике Коми.

В обоснование административного искового заявления указано, что по результатам проведенной проверки установлено, что должностными лицами Министерства промышленности, природных ресурсов, энергетики и транспорта Республики Коми при оформлении и выдаче решений о предоставлении водных объектов в пользование для сброса сточных и дренажных вод нарушены требования природоохранного законодательства.

В судебном заседании представитель административного истца на удовлетворении требований настаивает в полном объеме.

Представитель ответчика административного ответчика в судебное заседание не явился.

Выслушав доводы сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что на основании заявления ООО «Сервис Технолоджи» Минприроды Республики Коми вынесено решение о представлении водного объекта – ... в пользование № ... от ** ** **

Пунктом 17 решения установлено, что на водопользователя возлагается обязанность обеспечить в срок до 01.05.2016, установку контрольно-измерительной аппаратуры для учета количества сбрасываемых сточных вод. Отчет о проделанной работе представить в Минприроды Республики Коми, отдел водных ресурсов по Республике Коми в срок до 10.07.2016.

Пунктом 18 решения установлено, что на водопользователя возлагается обязанность обеспечить в срок до 01.10.2017, утверждение нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты со сточными водами в соответствии законодательством Российской Федерации. Информацию о проделанной работе представить в Минприроды Республики Коми, отдел водных ресурсов по Республике Коми в срок до 10.10.2017.

В соответствии со ст. 1 Водного кодекса Российской Федерации использование водных объектов (водопользование) - использование различными способами водных объектов для удовлетворения потребностей Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, физических лиц, юридических лиц.

Под водным объектом понимается природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима.

С учетом ст. 3 Водного кодекса Российской Федерации водопользование должно основываться на принципе значимости водных объектов в качестве основы жизни и деятельности человека. Регулирование водных отношений осуществляется исходя из представления о водном объекте как о важнейшей составной части окружающей среды, среде обитания объектов животного и растительного мира, в том числе водных биологических ресурсов, как о природном ресурсе, используемом человеком для личных и бытовых нужд, осуществления хозяйственной и иной деятельности, и одновременно как об объекте права собственности и иных прав.

Использование водных объектов осуществляется водопользователем – физическим или юридическим лицом по основаниям и в порядке, которые установлены главой 3 настоящего Кодекса.

Согласно п. 2 ч. 3 ст. 11 Водного кодекса Российской Федерации право пользования поверхностными водными объектами в целях сброса сточных вод предоставляется на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование.

Решение о предоставлении водного объекта в пользование для целей сброса сточных вод должно содержать в соответствии с ч. 1 и 3 ст. 22 Водного кодекса Российской Федерации:

1) сведения о водопользователе;

2) цель, виды и условия использования водного объекта или его части (в том числе объем допустимого забора (изъятия) водных ресурсов) в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 11 настоящего Кодекса;

3) сведения о водном объекте, в том числе описание местоположения береговой линии (границы водного объекта), его части, в пределах которых предполагается осуществлять водопользование;

4) срок водопользования;

5) указание места сброса сточных, в том числе дренажных, вод;

6) объем допустимых сбросов сточных, в том числе дренажных, вод;

7) требования к качеству воды в водных объектах в местах сброса сточных, в том числе дренажных, вод.

Типовая форма решения о предоставлении водного объекта в пользование утверждена Приказом Минприроды России от 14.03.2007 № 56. Она содержит аналогичные требования к содержанию решения.

Между тем, прямого запрета на включение иных положений в решение действующее законодательство не содержит.

В соответствии со ст. 44 Водного кодекса Российской Федерации использование водных объектов для целей сброса сточных, в том числе дренажных, вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных настоящим Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.

Ст. 19, 22, 23 Федерального закона «Об охране окружающей среды» устанавливают, что нормирование в области охраны окружающей среды осуществляется в целях государственного регулирования воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, гарантирующего сохранение благоприятной окружающей среды и обеспечение экологической безопасности.

В целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов.

Нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов.

Согласно ст. 35 Водного кодекса Российской Федерации поддержание поверхностных и подземных вод в состоянии, соответствующем требованиям законодательства, обеспечивается путем установления и соблюдения нормативов допустимого воздействия на водные объекты.

Нормативы допустимого воздействия на водные объекты разрабатываются на основании предельно допустимых концентраций химических веществ, радиоактивных веществ, микроорганизмов и других показателей качества воды в водных объектах.

Утверждение нормативов допустимого воздействия на водные объекты осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных, в том числе дренажных, вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты.

П. 5 ч. 2 ст. 39 Водного кодекса Российской Федерации устанавливает, что водопользователи при использовании водных объектов обязаны вести в установленном порядке учет объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод, их качества, регулярные наблюдения за водными объектами и их водоохранными зонами, а также бесплатно и в установленные сроки представлять результаты такого учета и таких регулярных наблюдений в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти.

В соответствии с п. 2 Порядка ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества, утверждённого Приказом Минприроды России от 08.07.2009 № 205, обязанность ведения учета объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, возлагается на физических или юридических лиц, которым предоставлено право пользования водным объектом в целях сброса сточных вод и (или) дренажных вод.

Такой учёт может производиться по правилам п. 6 указанного выше Порядка, когда измерение объемов сброса сточных вод и (или) дренажных вод осуществляется на каждом водозаборе и выпуске сточных вод и (или) дренажных вод установкой на сооружениях для сброса сточных и (или) дренажных вод средств измерения расходов (уровней) воды.

Согласно п. 7 Порядка, по согласованию с соответствующим территориальным органом Федерального агентства водных ресурсов в случае отсутствия технической возможности установки средств измерений объем забранной воды (сбрасываемых сточных вод) определяется исходя из времени работы и производительности технических средств (насосного оборудования), норм водопотребления (водоотведения) или с помощью других методов.

Одними из условий водопользования является разработка и утверждение нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, а также установка контрольно-измерительной аппаратуры для учёта объёма сброса сточных вод. Без этого водопользование осуществляется с нарушением закона.

С учётом изложенных выше норм ... является водными объектами, используемыми для целей сброса сточных вод. Их использование возможно на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование. Такие решения приняты в соответствии со ст. 21-23 Водного кодекса Российской Федерации. Они содержат сведения, предусмотренные ч. 1, 3 ст. 22 Водного кодекса Российской Федерации.

Данные решения являются основанием для водопользования.

При этом включение в решения п. 17, 18 о возложении на водопользователя обязанности установить средства контрольно-измерительной аппаратуры для учёта количества сбрасываемых сточных вод и принять меры по утверждению нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты со сточными водами сами по себе действующему законодательству не противоречат, по существу лишь дополнительно фиксируют обязанность, предусмотренную законом, по совершению указанных действий. В связи с этим оснований полагать данные пункты в полном объёме незаконными не имеется.

Между тем, в пункте 17, 18 Минприроды Республики Коми указало не только на необходимость осуществления действий, но и установило сроки их осуществления. Водопользование должно в любом случае осуществляться с выполнением требований природоохранного и водного законодательства, в том числе в части учёта объёма сточных вод и установления нормативов допустимых сбросов. Установив срок для выполнения данных требований, Минприроды Республики Коми могло создать иллюзию допустимости водопользования без выполнения требований закона. Указанными выше нормами это к полномочиям Минприроды Республики Коми это не отнесено.

Установив срок для выполнения данных обязанностей, Минприроды Республики Коми одновременно потребовало отчёта о проделанной работе в определённый срок. Действующее законодательство не предусматривает обязанностей водопользователя по предоставлению таких отчётов. Исполнение законодательства может быть проверено уполномоченным органом государственной власти в рамках процедур, предусмотренных Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», в рамках сообщений о совершении преступлений или правонарушений. Кроме того, получение определённой информации от водопользователя предусмотрено Приказом Минприроды России от 08.07.2009 № 205.

Таким образом, установив срок для установки средств измерения для учёта количества сбрасываемых сточных вод и принятия меры по утверждению нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты со сточными водами, а также установив обязанность в определённый срок предоставить отчет о проделанной работе, Минприроды Республики Коми вышло за пределы своих полномочий.

В силу п. 4 ч. 9 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и правовой позиции, изложенной в п. 62 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.09.2016 № 36, суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом.

Превышение указанных полномочий либо использование их вопреки законной цели и правам, законным интересам граждан, организаций, государства и общества является основанием для признания оспариваемых решений, действий (бездействия) незаконными.

С учётом изложенного суд приходит к выводу, что действия должностных лиц Минприроды Республики Коми по включению в решение о предоставлении водных объектов в пользование для целей сброса сточных и дренажных вод пункта 17, 18 в части установления срока для проведения работ по установке контрольно-измерительной аппаратуры для учёта сбрасываемых вод и в части возложения обязанности по предоставлению отчёта о проделанной работе являются незаконными.

Прокурором также заявлены требования о признании данных пунктов недействительными.

В силу п. 10 ч. 2 ст. 220 и ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации данные требования предметом рассмотрения по административному делу быть не могут. Более того, по существу данные требования обусловлены незаконностью самих обжалуемых пунктов решений о предоставлении водных объектов в пользование. Их признание незаконными исключает дальнейшее исполнение. В связи, с чем дополнительное признание их недействительными, по убеждению суда не требуется.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Сыктывкарского природоохранного межрайонного прокурора Республики Коми к Министерству промышленности, природных ресурсов, энергетики и транспорта Республики Коми о признании пункта 17, 18 решения о предоставлении водных объектов в пользование для целей сброса сточных и дренажных вод недействительным, о признании действий должностных лиц министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми по включению в решение данного пункта незаконным, удовлетворить.

Признать незаконными действия Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми по включению в решение о предоставлении водного объекта в пользование для целей сброса сточных и дренажных вод № ... от ** ** ** пункта 17 в части установления срока ООО «Сервис Технолоджи» для установки контрольно-измерительной аппаратуры для учета количества сбрасываемых сточных вод. Отчет о проделанной работе представить в Минприроды Республики Коми, отдел водных ресурсов по Республике Коми.

Признать незаконными действия Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми по включению в решение о предоставлении водного объекта в пользование для целей сброса сточных и дренажных вод № ... от ** ** ** пункта 18 в части установления срока ООО «Сервис Технолоджи» для утверждения нормативом допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты со сточными водами в соответствии с законодательством Российской Федерации и в части представления отчёта о проделанной работе в Минприроды Республики Коми, отдел водных ресурсов по Республике Коми.

Признать незаконным пункт 17 решения о предоставлении водного объекта в пользование для целей сброса сточных и дренажных вод № ... от ** ** ** пункта 17 в части установления срока ООО «Сервис Технолоджи» для для установки контрольно-измерительной аппаратуры для учета количества сбрасываемых сточных вод. Отчет о проделанной работе представить в Минприроды Республики Коми, отдел водных ресурсов по Республике Коми.

Признать незаконным пункт 18 решения о предоставлении водного объекта в пользование для целей сброса сточных и дренажных вод № ... от ** ** ** пункта 18 в части установления срока ООО «Сервис Технолоджи» для утверждения нормативом допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты со сточными водами в соответствии с законодательством Российской Федерации и в части представления отчёта о проделанной работе в Минприроды Республики Коми, отдел водных ресурсов по Республике Коми.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд в течение одного месяца.

Председательствующий         Р.В. Куриленко

Копия верна: судья -

2а-4767/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Сыктывкарский природоохранный межрайонный прокурор
Ответчики
Министерство промышленности, природных ресурсов, эненргетики и транспорта РК
Другие
ООО Сервис Технолоджи
Суд
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
Дело на странице суда
syktsud.komi.sudrf.ru
14.04.2017[Адм.] Регистрация административного искового заявления
14.04.2017[Адм.] Передача материалов судье
17.04.2017[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.04.2017[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.04.2017[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
26.05.2017[Адм.] Судебное заседание
17.07.2017[Адм.] Судебное заседание
11.08.2017[Адм.] Судебное заседание
11.08.2017
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее