Дело № 11-42/2024 мировой судья Соклакова Е.И.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
08 августа 2024г. г. Орел
Железнодорожный районный суд г. Орла в составе:
председательствующего судьи Широбоковой Т.А.,
при секретаре Шеховцовой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда апелляционную жалобу ответчика Дубовиковой Антонины Ивановны на решение мирового судьи судебного участка № 1 Железнодорожного района г. Орла от 04.04.2024 г. по иску Общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Зеленая роща» к Дубовиковой Антонине Ивановне о взыскании задолженности за коммунальную услугу «обращение с твердыми коммунальными отходами», которым постановлено:
«Исковые требования общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Зеленая роща» к Дубовиковой Антонине Ивановне о взыскании задолженности за коммунальную услугу «обращение с твердыми коммунальными отходами», удовлетворить.
Взыскать с Дубовиковой Антонины Ивановны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки д. <адрес>, паспорт серии № № выдан Железнодорожным РОВД г.Орла 18.11.2002г. в пользу Общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Зеленая роща» (ИНН 5753062527, ОГРН 1155749005411) задолженность за коммунальную услугу «обращение с твердыми коммунальными отходами» за период с 01.12.2010 г. по 31.01.2024 в размере 3377 рублей 39 копеек, а также расходы по оплате государственной пошлины в сумме 400 рублей»,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Зеленая роща» (далее - ООО «УК «Зеленая роща») обратилось с иском к Дубовиковой А.И. о взыскании задолженности за коммунальную услугу «обращение с твердыми коммунальными отходами».
В обоснование заявленных требований указало, что ответчик Дубовикова А.И. является потребителем коммунальных услуг, в структуру которых включена плата за обращение с твердыми коммунальными отходами, а ООО «УК «Зеленая роща» является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Орловской области сроком на 10 лет с 1.01.2019г. Оплата услуг по Договору осуществляется исходя из объема оказанных услуг и тарифа, утвержденного приказами Управления по тарифам и ценовой политике Орловской области от 20.12.2018 №651-Т, от 19.12.2019 №527-Т, 17.12.2020 №524-Т.
За период с 01 января 2019 года по 31 декабря 2021 года ответчик плату за указанную коммунальную услугу не вносил, в связи с чем, у неё перед ООО «УК «Зеленая роща» образовалась задолженность.
В связи с чем, истец с учетом уточнения иска в порядке статьи 39 ГПК РФ, просил суд взыскать с ответчика задолженность за коммунальную услугу обращение с ТКО за период с 1 декабря 2020 по 31 января 2024 в размере 3377 рублей 39 копеек и в счет возмещения расходов по оплате государственной пошлины денежные средства в размере 400 рублей.
Мировым судьей постановлено вышеуказанное решение.
Ответчик Дубовикова А.И. не согласившись с решением мирового судьи, обратилась в суд с апелляционной жалобой, в которой просила отменить указанное решение в связи с тем, что она является собственником дачного <адрес> в <адрес>, а фактически проживала в спорный период времени и в настоящее время по адресу: <адрес> где и оплачивает все коммунальные платежи. На даче в <адрес> мусор не производит, соответствующий договор на вывоз ТКО с истцом не заключала. В непосредственной близости от дачи отсутствует организованная площадка для вывоза ТКО и как следствие фактически отсутствует возможность накопления ТКО.
В судебном заседании ответчик Дубовикова А.И. поддержала доводы апелляционной жалобы, просила её удовлетворить.
В судебном заседании представитель третьего лица ООО «Экологистик» Челноков А.Н. в принятии решения полагался на усмотрение суда.
В судебное заседание представитель истца ООО «Управляющая компания «Зеленая роща», Железнодорожного РОСП г.Орла УФССП России по Орловской области, извещенные надлежащим образом, не явились, о причинах неявки суду не сообщили, ходатайств об отложении судебного заседания не поступало.
Суд апелляционной инстанции, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 195, 196 ГПК РФ, решение суда должно быть законным и обоснованным. При принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению.
В соответствии со ст. 330, 362-364 ГПК РФ решение мирового судьи может быть отменено или изменено в апелляционном порядке по следующим основаниям: 1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, 2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, 3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, 4) нарушение или неправильное применение норм материального права и норм процессуального права.
В соответствии с ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса РФ Правительство Российской Федерации устанавливает правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Во исполнение требований федерального законодателя Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (действуют в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 23 февраля 2019 г. № 184).
Указанные Правила регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2017 г. № 232 Правила дополнены разделом XV(1), который регулирует вопросы предоставления коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с ч. 5 ст. 30 Жилищного кодекса РФ собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Определяя правовые основы обращения с отходами производства и потребления, Федеральный закон от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" предусматривает, что региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности (п. 1 ст. 24.7).
Согласно пункту 2 ст. 24.7 приведенного Федерального закона по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
Типовая форма договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами утверждена Постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2016 г. № 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641".
В соответствии с п. 1 ст. 426 Гражданского кодекса РФ, публичным договором признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).
Согласно п. 4 ст. 421, п. 1 ст. 422 Гражданского кодекса РФ условие договора может быть предписано законом или иными правовыми актами. Договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
В случаях, предусмотренных законом, Правительство РФ, а также уполномоченные Правительством РФ федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).
Условия публичного договора, которые не соответствуют указанным требованиям, ничтожны и не влекут каких-либо юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с их недействительностью (ст. ст. 426, 167 ГК РФ).
28.12.2018 в официальном печатном издании органов государственной власти Орловской области «Орловская правда» Региональным оператором Орловской области опубликовано адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора.
Из содержания гг. 8 (17) раздела I (1) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2016 года № 1156 следует, что потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы.
В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пп. 8 (5) - 8 (7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
До дня заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (п. 8 (18) раздела I (1) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами).
Срок действия договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами устанавливается указанным договором и не может превышать срок, на который юридическому лицу присвоен статус регионального оператора (п. 8 (19) раздела I (1) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами).
Таким образом, с учетом приведенных правил, мировой судья верно указал, что если потребитель не направил региональному оператору заявку и документы, договор на оказание услуг считается заключенным и вступает в силу на 16-й рабочий день после публикации на официальном сайте регионального оператора на условиях типового договора.
Доказательств направления такой заявки в указанный срок ответчиком в адрес ООО «УК «Зеленая роща» в материалы дела не представлено, как не представлено и иных доказательств обращения ответчика к истцу за получением договора в письменном виде на предлагаемых им условиях.Как следует из материалов дела между Департаментом строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области и ООО «УК «Зеленая роща», получившим статус Регионального оператора на основании протокола о результатах проведения конкурсного отбора регионального оператора от 24.07.2018 №3, заключено соглашение от 24.08.2018 об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Орловкой области №222-Д/1 8.
Приказом Управления по тарифам и ценовой политике Орловской области от 20.12.2018 №651-Т единый предельный тариф на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами установлен и введен в действие с 01.01.2019 на 2019 год. Он составил для населения 469,42 руб. куб/м.
Приказом Управления по тарифам и ценовой политике Орловской области от 19.12.2019 N 527-Т единый предельный тариф на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами установлен и введен в действие с 01.01.2020. За период с 01.01.2020 по 30.06.2020 года он составил для населения 436,35 руб. куб/м. За период с 01.07.2020 по 31.12.2020 года он составил для населения 442,09 руб. куб/м.
Постановлением Правительства Орловской области от 21.05.2018 №221 «Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Орловской области» установлены нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории Орловской области, в соответствии с которыми норматив накопления, куб. м/год на 1 проживающего в индивидуальном жилом доме, расположенном на территории городского округа составляет 2,500 куб. м/год.
Согласно и. 148(34) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от Об мая 2011 г. N 354, размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается в соответствии с настоящими Правилами исходя из числа постоянно проживающих и временно проживающих потребителей в жилом помещении.
В соответствии с договором № ЭА-ТКО-2020-12 от 26.12.2019г., действующим с 1 января 2020г., транспортирование твердых коммунальных отходов в Орловском районе Орловской области осуществляло ООО «Экологистик».
С 01.01.2019 Региональный оператор является единственной организацией, уполномоченной оказывать услуги в области обращения с твердыми коммунальными отходами на территории Орловской области.
Как следует из материалов дела с января 2019 года ООО «Управляющая компания «Зеленая роща» оказывает услуги по вывозу твердых коммунальных отходов, что подтверждается Соглашением №222-Д/18 от 24.08.2018 между Департаментом строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, в связи с чем, направляет платежные документы по оплате услуги регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Судом установлено, что Дубовикова А.И. является собственником жилого дома по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 28.12.2023г.
В указанном жилом помещении постоянно (временно) зарегистрированных граждан (потребителей) не имеется, что подтверждается справками ТО Знаменка-Сабурово Знаменского территориального управления Орловского муниципального округа Орловской области № 1-1-2/2с от 2.01.2024г. и № 1-1-2/296с от 3.06.2022.
Дубовикова А.И., являющаяся единственным собственником данного жилого помещения, зарегистрирована и проживает по адресу: г.<адрес> <адрес>, что подтверждается копией паспорта ответчика.
По адресу: <адрес> ООО «УК «Зеленая роща» открыт лицевой счет на оплату услуг «обращение с твердыми коммунальными отходами» № № на имя Дубовиковой А.И. по которому начисления производятся с учетом количества собственников помещения.
За период с 01.12.2020г. по 31.01.2024г. ответчик плату за указанную коммунальную услугу не вносил, в связи с чем, у ответчика перед ООО «УК «Зеленая роща» образовалась задолженность в размере 3377, 39 рублей.
Расчет проверен судом и не опровергнут ответчиком. Суд апелляционной инстанции соглашается с указанным расчетом.
Кроме того, согласно ч. 1 ст. 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение (ч. 2 ст. 153 ЖК РФ).
В соответствии с ч.4 ст. 154 Жилищного кодекса РФ плата за коммунальные услуги включает в себя, в том числе плату за обращение с твердыми коммунальными отходами.
В силу абз. 16 ст. 6 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относятся организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, и захоронению твердых коммунальных отходов.
В соответствии с ч.1 ст. 24.6 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
В целях реализации задач, предусмотренных Федеральным законом «Об отходах производства и потребления», а также в связи с изменением правового регулирования и необходимостью определения статуса регионального оператора Правительством Российской Федерации 12 ноября 2016 года принято постановление №1156 об утверждении Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, устанавливающими порядок осуществления сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов на территории Российской Федерации. Сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются с учетом экологического законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (п. 3 раздел 1). При этом, обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями (п. 4 раздел I).
Согласно ч. 4 ст. 24.7 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
В силу ч. 20 ст. 12 Федерального закона от 29 июня 2015 года № 176-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами наступает со дня утверждения единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и заключения соглашения между органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, но не позднее 1 января 2019 года.
Из изложенного выше следует, что в силу закона собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются отходы и находятся места их накопления.
Мировым судьей также учтены положения ст. 42 Конституции РФ, закрепляющей право граждан на благоприятную окружающую среду.
Эти положения Конституции РФ конкретизированы в Федеральном законе от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», согласно ч. 1 ст. 1 1 которого каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
Как следует из ст. 4 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.
В соответствии со ст. 5 1 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
Частью 2 ст. 21 и ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что содержание территорий городских и сельских поселений должно отвечать санитарным правилам. Отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу ст. 10 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане обязаны выполнять требования санитарного законодательства, не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.
Исходя из изложенного, мировой судья пришел к правильному выводу о том, что отсутствуют основания для освобождения ответчика от обязанности оплаты услуг истца по вывозу твердых коммунальных отходов, при отсутствии доказательств самостоятельного вывоза и утилизации ею бытовых отходов способами, не нарушающими санитарного законодательства.
Факт осуществления региональным оператором Орловской области ООО «УК «Зеленая роща», являющейся единственной организацией, уполномоченной в соответствии с законодательством оказывать услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, вывоза твердых бытовых отходов от частных домовладений, в том числе и <адрес> в спорный период нашел свое подтверждение при рассмотрении дела мировым судьей. Вывоз твердых бытовых отходов производится в соответствии с правилами и нормами действующего законодательства, направленными на сохранение благоприятной окружающей среды.
Принимая во внимание отсутствие достоверных и достаточных доказательств того, что ответчик не принимал услуги ООО «УК «Зеленая роща» по вывозу мусора, мировой судья верно признал правоотношения между сторонами договорными.
Допустимых и достаточных доказательств самостоятельного вывоза и утилизации бытовых отходов ответчиком способами, не нарушающими санитарного законодательства, в материалы дела не представлено. Не было доказано это и в суде апелляционной инстанции.
Иные доводы апелляционной жалобы правовых оснований к отмене решения мирового судьи не содержат, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки мирового судьи и к выражению несогласия с действиями мирового судьи, связанными с установлением фактических обстоятельств, имеющих значение для дела, и оценкой представленных по делу доказательств. Оснований для иной оценки доказательств суд апелляционной инстанции не усматривает.
С учетом изложенного, решение мирового судьи отвечает требованиям закона, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы нет.
Руководствуясь ст.ст. 327-329 ГПК РФ, суд
определил:
Решение мирового судьи судебного участка № 1 Железнодорожного района г. Орла от 04.04.2024 г. по иску Общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Зеленая роща» к Дубовиковой Антонине Ивановне о взыскании задолженности за коммунальную услугу «обращение с твердыми коммунальными отходами» - оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика Дубовиковой Антонины Ивановны - без удовлетворения.
Определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Мотивированный текст апелляционного определения изготовлен 15 августа 2024 года.
Судья Т.А. Широбокова