К делу №а-2371/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
Майкопский городской суд Республики Адыгея в составе: председательствующего судьи Катбамбетова М.И.,
при секретаре судебного заседания ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № по <адрес> к ФИО1 о взыскании недоимки по земельному налогу,
У С Т А Н О В И Л:
МИФНС № по <адрес> обратилась в Майкопский городской суд с административным исковым заявлением к ФИО1 о взыскании недоимки по земельному налогу.
В обоснование административного иска указано, что за административным ответчиком числится задолженность по земельному налогу за ДД.ММ.ГГГГ. в размере 210 рублей. Исчисление налога произведено на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Так, по данным Управления Федеральной регистрационной службы по РА ФИО1 принадлежит земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, СНТ «Радуга», <адрес>. В адрес административного ответчика были направлены требования об уплате налога, сбора, пени и штрафа, согласно которому административный ответчик был обязан оплатить образовавшуюся задолженность по вышеуказанным налогам, однако административным ответчиком задолженность по налогам, в соответствии с указанным требованием не оплачена.
Административный истец просил взыскать с административного ответчика в свою пользу недоимки по земельному налогу в размере 210 рублей, пеню в размере 14,53 рублей.
В судебное заседание представитель административного истца МИФНС № по <адрес> не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Административный ответчик ФИО1 в судебное заседание не явилась, надлежащим образом уведомлена о времени и месте проведения судебного заседания.
В соответствии со ст. 150 КАС РФ, суд счел возможным рассмотреть настоящее дело.
Исследовав материалы настоящего дела, суд считает административные исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Статья 57 Конституции Российской Федерации и статья 23 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривают обязанность налогоплательщиков уплачивать законно установленные налоги.
Согласно ст. 44 НК РФ, обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах.
Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.
Согласно ст. 45 НК РФ, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном НК РФ. Взыскание налога, сбора, пеней, штрафов с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, предусмотрено статьей 48 НК Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 46 НК РФ, в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
В силу ст.15 НК РФ к местным налогам относятся земельный налог.
В соответствии со ст. 388 НК РФ, налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Согласно ст.389 НК РФ обетами налогооблажения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.
Как установлено судом, за административным ответчиком числится задолженность по налогу по земельному налогу за ДД.ММ.ГГГГ. в размере 210 рублей.
Так, по данным Управления Федеральной регистрационной службы по РА за административным ответчиком зарегистрирован земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, СНТ «Радуга», <адрес>.
Согласно п.1 ст. 363 НК РФ, налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ, следующего за истекшим налоговым периодом.
В соответствии с п. 1 ст. 75 НК РФ, пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора.
Из предоставленного административным истцом расчета следует, что размер недоимки по земельному налогу составляет 210 рублей, пеня в размере 14,53 рублей.
В адрес административного ответчика было направлены следующие требования об уплате налога: № от ДД.ММ.ГГГГ. об уплате налога, сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГг.; № от ДД.ММ.ГГГГ. об уплате налога, сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГг.
Однако, указанные требования административным ответчиком исполнены не были.
ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка № <адрес> был вынесен судебный приказ о взыскании с административного ответчика задолженности по земельному налогу в размере 210 рублей. и пеню в размере 14.53 руб.
ДД.ММ.ГГГГ данный судебный приказ отменен на основании заявления административного ответчика.
В силу пунктов 1 и 2 статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога и (или) пени является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Таким образом, налоговым законодательство предусмотрено два способа исчисления налога: самим налогоплательщиком, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента (ст. 52 НК РФ)
Поскольку в силу п. 4 ст. 57 НК РФ в случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, то обязанность по уплате налога у налогоплательщика возникает не ранее даты получения налогового уведомления, содержание которого определено в ст. 52 НК РФ.
В свою очередь содержание требования об уплате налога определено в п. 4 ст. 69 НК РФ, а направлено налогоплательщику оно должно быть не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки (ст. 70 НК РФ).
Согласно ч.1 ст. 70 НК РФ, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено в соответствии с настоящим Кодексом. В случае, если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, не превышает у физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, 500 рублей, у организации или индивидуального предпринимателя - 3 000 рублей, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.
Как установлено материалами дела и делом о выдаче судебного приказа, налоговое уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ. о необходимости оплаты земельного налога, было направлено ФИО1 с указанием срока выполнения налогового требования не позднее ДД.ММ.ГГГГ
Однако, требование № содержащее о необходимости уплаты земельного налога вынесено ДД.ММ.ГГГГ, то есть с нарушением срока установленного ч.1 ст. 70 НК РФ.
На основании вышеизложенного, с учетом пропуска трехмесячного срока направления требования после его выявления, суд считает неподлежащим удовлетворению требование о взыскании земельного налога в размере 210 рублей и пени в размере 14.53 руб.
Судом учитывается, то обстоятельство, что налоговый орган является профессиональным участником налоговых правоотношений, специализированным государственным органом, призванным осуществлять контроль за сбором налогов и своевременностью их взимания, в связи, с чем он должен быть осведомлен о порядке и сроках обращения в суд с административным исковым заявлением и взыскании обязательных платежей и санкций.
Более того, в силу ст. 45 НК РФ, обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.
Согласно п. 1 ст. 75 НК РФ, пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора.
В адрес административного ответчика было направлено следующее требование об уплате земельного налога № от ДД.ММ.ГГГГ, сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ; требование об уплате налога на имущество № от ДД.ММ.ГГГГ., со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГг.
Пунктом 2 ст. 48 НК РФ предусмотрено, что заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Заявление о взыскании обязательных платежей и санкций, в соответствии со ст. 123.1 и частью 3.1 ст. 1 КАС РФ, ?рассматривается в порядке приказного производства.
Согласно п. 3 ст. 48 НК РФ, требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Соответственно по смыслу вышеприведенных норм, Межрайонная ИФНС России № по РА вправе была обратиться к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании страховых взносов в течение 6 месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате страховых взносов, со дня истечения срока самого раннего требования – до ДД.ММ.ГГГГ.
Однако с заявлением о вынесении судебного приказа о задолженности по страховым взносам Межрайонная ИФНС России № по РА обратилась к мировому судье ДД.ММ.ГГГГ, то есть по истечении установленного шестимесячного срока со дня истечения срока исполнения требования об уплате страховых взносов. Поскольку административным истцом пропущен срок обращения в суд с заявлением о вынесении судебного приказа, то соответственно нарушен и срок обращения в суд в порядке искового производства с исковым заявлением о взыскании задолженности по страховым взносам.
Пунктом 4 ст. 289 КАС РФ определено, что обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.
Пунктом 7 ст. 219 КАС РФ установлено, что пропущенный по указанной в части 6 настоящей статьи или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом. При этом п. 8 ст. 219 КАС РФ определяется, что пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Таким образом, суд приходит к выводу о пропуске трехмесячного срока предъявления требования со дня выявления недоимки, а также пропуска срока, а также шестимесячного срока со дня истечения срока исполнения требования.
Административным истцом не представлено доказательств, объективно подтверждающих уважительность пропуска сроков, таким образом, суд считает необходимым в удовлетворении административных исковых требований административного истца к ФИО1 о взыскании задолженности по земельному налогу и пени, отказать.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 286-290 КАС РФ суд,
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административного иска Межрайонной ИФНС России № по <адрес> к ФИО1 о взыскании недоимки по земельному налогу и пени - отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Верховный суд Республики Адыгея в течении месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме через Майкопский городской суд.
Председательствующий: подпись М.И.Катбамбетов
УИД 01RS0№-73
Подлинник находится в деле №а-2371/2020
В Майкопском городском суде