Судья Чибрикин А.К.
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ
РЕШЕНИЕ
от 5 декабря 2022 г. по делу № 7.2-296/2022
Судья Верховного Суда Республики Мордовия Куринова Людмила Юрьевна,
рассмотрев в г. Саранске Республики Мордовия жалобу заместителя начальника отделения – заместителя старшего судебного пристава межрайонного отделения по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Мордовия Максимовой Л.В. на решение судьи Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 31 октября 2022 г.,
установил:
постановлением заместителя начальника отделения – заместителя старшего судебного пристава межрайонного отделения по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Республике Мордовия Максимовой Л.В. № 45 от 24 мая 2022 г. Администрация городского округа Саранск признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и юридическому лицу назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
Определением судьи Ленинского районного суда г.Саранска Республики Мордовия от 11 октября 2022 г. Администрации городского округа Саранск восстановлен срок на обжалования постановления № 45 от 24 мая 2022 г.
Решением судьи Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 31 октября 2022 г. постановление должностного лица по делу об административном правонарушении отменено, производство по делу об административном правонарушении прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Мордовия, заместитель начальника отделения – заместитель старшего судебного пристава межрайонного отделения по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Республике Мордовия Максимова Л.В. просит отменить решение судьи, постановление должностного лица оставить без изменения.
В обоснование жалобы указано, что вывод судьи об отсутствии у администрации реальной возможности для исполнения требований исполнительного документа и об отсутствии вины юридического лица в совершении административного правонарушения, основан на неправильном применении закона и не соответствует обстоятельствам дела. Факт неисполнения содержащегося в исполнительном листе требования после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора подтверждается материалами дела. При рассмотрении дела доказательств, свидетельствующих о том, что Администрацией городского округа Саранск были приняты все возможные меры для своевременного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, не представлено. Недостаточное финансирование, отсутствие свободных жилых помещений социального использования в жилом фонде, такими обстоятельствами не являются. Совершенное правонарушение посягает на институт судебной власти, принципы обеспечения эффективности судебного решения, реального и своевременного восстановления нарушенного права гражданина, порядок принудительного исполнения вступивших в законную силу судебных актов, а также жилищные права граждан, доказательств исключительности ситуации по настоящему делу не представлено. Судья районного суда отменил постановление по делу об административном правонарушении, при этом не рассмотрев ходатайство Администрации городского округа Саранск о восстановлении срока на обжалования постановления по делу об административном правонарушении.
На рассмотрение дела представитель Администрации городского округа Саранск, заместитель начальника отделения – заместитель старшего судебного пристава межрайонного отделения судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Республике Мордовия Максимова Л.В., потерпевшая А.В.В. не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены своевременно и надлежащим образом, отложить разбирательство дела не просили.
При таких обстоятельствах и в соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях считаю возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Проверив на основании имеющихся в деле материалов законность и обоснованность обжалуемого решения судьи, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, что влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП Российской Федерации, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В силу части 1 статьи 105 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее также Закон об исполнительном производстве), в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
Согласно части 2 статьи 105 Закона об исполнительном производстве, при неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок должностным лицом службы судебных приставов составляется в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливается новый срок для исполнения. Если для исполнения указанных требований участие должника необязательно, то судебный пристав-исполнитель организует исполнение в соответствии с правами, предоставленными ему настоящим Федеральным законом.
Как следует из материалов дела, вступившим в законную силу решением Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 06 мая 2019 г., на Администрацию городского округа Саранск возложена обязанность предоставить А.В.В. благоустроенное жилое помещение специализированного жилого фонда по договору социального найма на территории города Саранска общей площадью не менее 33 кв.м.
29 июля 2019 г. на основании исполнительного листа, выданного Ленинским районным судом г. Саранска Республики Мордовия, постановлением судебного пристава-исполнителя межрайонного отделения по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Республике Мордовия в отношении должника – Администрации городского округа Саранск возбуждено исполнительное производство № 15581/19/13028-ИП.
В соответствии с постановлением о возбуждении исполнительного производства должнику установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником его копии.
19 августа 2019 г. в связи с неисполнением требования, содержащегося в исполнительном документе, судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании с должника исполнительского сбора в размере 50 000 рублей.
30 марта 2022 г. Администрации городского округа Саранск вручено требование об исполнении решения Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 6 мая 2019 г. в срок до 4 мая 2022 г.
Указанным требованием должник предупрежден об административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В связи с неисполнением требования судебного пристава-исполнителя 5 мая 2022 г. в отношении Администрации городского округа Саранск составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановлением от 24 мая 2022 г. Администрация городского округа Саранск признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и юридическому лицу назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
Отменяя постановление должностного лица, судья Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия прекратил производство по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения со ссылкой на тот факт, что в установленные судебным приставом-исполнителем сроки для добровольного исполнения содержащегося в исполнительном документе требования о предоставлении жилого помещения Администрация городского округа Саранск не была обеспечена денежными средствами, необходимыми для осуществления возложенного на нее государственного полномочия по обеспечению жилым помещением.
С указанными выводами судьи районного суда следует согласиться.
В соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства муниципального образования возникают в результате:
принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления, а также заключения муниципальным образованием (от имени муниципального образования) договоров (соглашений) по данным вопросам;
принятия муниципальных правовых актов при осуществлении органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий;
заключения от имени муниципального образования договоров (соглашений) муниципальными казенными учреждениями.
Расходные обязательства муниципального образования, указанные в абзаце третьем пункта 1 настоящей статьи, устанавливаются муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с федеральными законами (законами субъекта Российской Федерации), исполняются за счет и в пределах субвенций из бюджета субъекта Российской Федерации, предоставляемых местным бюджетам в порядке, предусмотренном статьей 140 настоящего Кодекса.
В статье 5 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» указано, что предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных организациях) являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 1-3 статьи 2 Закона Республики Мордовия 23 апреля 2013 г. "О наделении органов местного самоуправления государственным полномочием по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", органам местного самоуправления передается следующее государственное полномочие Республики Мордовия по обеспечению детей-сирот, лиц из числа детей-сирот жилыми помещениями специализированного жилищного фонда (далее - государственное полномочие), включающее:
формирование и ведение муниципального списка детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список);
приобретение и строительство жилых помещений для включения в специализированный жилищный фонд в целях обеспечения детей-сирот, лиц из числа детей-сирот жилыми помещениями;
предоставление жилых помещений детям-сиротам, лицам из числа детей-сирот на основании заключенных договоров найма специализированного жилого помещения в порядке, установленном Правительством Республики Мордовия;
Согласно статье 2 Закона Республики Мордовия от 26 марта 2013 г. N 24-З "Об обеспечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями" указанной категории лиц однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений исполнительным органом государственной власти Республики Мордовия, уполномоченным в сфере образования.
При этом в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 4, подпунктом 1 пункта 2 статьи 5 Закона Республики Мордовия от 23 апреля 2013 г. № 32-З, органы местного самоуправления при осуществлении государственного полномочия имеют право на финансовое обеспечение осуществления государственного полномочия за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из республиканского бюджета Республики Мордовия. При осуществлении органами местного самоуправления государственного полномочия уполномоченные органы в пределах своей компетенции обязаны обеспечивать передачу органам местного самоуправления финансовых средств и материальных ресурсов, необходимых для осуществления государственного полномочия.
Пунктом 1 статьи 6 Закона Республики Мордовия от 23 апреля 2013 г. № 32-З установлено, что финансовое обеспечение государственного полномочия, передаваемого органам местного самоуправления настоящим Законом, осуществляется за счёт субвенций, предоставляемых бюджетам муниципальных районов, городского округа Саранск из республиканского бюджета Республики Мордовия.
Таким образом, источником финансирования обязательств Администрации городского округа Саранск по реализации государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются субвенции, предоставляемые бюджету муниципального образования из республиканского бюджета Республики Мордовия.
Из материалов дела следует, что в целях исполнения судебных решений ввиду недостаточности размера поступающих субвенций, администрация неоднократно, на протяжении нескольких лет, направляла Главе Республики Мордовия, председателю Правительства Республики Мордовия, Министру образования Республики Мордовия, заместителю Председателя Правительства – Министру финансов Республики Мордовия ходатайства с просьбой предоставить бюджету г.о. Саранск субвенции для исполнения решений судов о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма лицам из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, среди них А.В.В. однако данные обращения ожидаемого результата не принесли.
При этом Администрация городского округа Саранск судебному приставу-исполнителю предоставляла информацию о мерах, принятых во исполнение судебного решения.
С учетом данных обстоятельств судья районного суда пришел к правильному выводу о том, что в установленные судебным приставом-исполнителем сроки для добровольного исполнения содержащегося в исполнительном документе требования о предоставлении А.В.В. жилого помещения Администрация городского округа Саранск не была обеспечена денежными средствами, необходимыми для осуществления возложенного на нее государственного полномочия по обеспечению жилым помещением.
Реальной возможности для исполнения содержащегося в исполнительном документе требования о предоставлении А.В.В. жилого помещения у администрации, принявшей для этого все зависящие от нее меры, не имелось и обратное не доказано. Следовательно, вина Администрации городского округа Саранск в совершении административного правонарушения отсутствует.
При таких обстоятельствах, на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП Российской Федерации, судья районного суда правомерно прекратил начатое в отношении Администрации городского округа Саранск производство по делу об административном правонарушении в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
В силу положений частей 1 и 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Доводы жалобы о том, что судьей районного суда не был разрешен вопрос о восстановлении срока на обжалование постановления по делу об административном правонарушения являются несостоятельными, поскольку определением судьи Ленинского районного суда г.Саранска Республики Мордовия от 11 октября 2022 г. Администрации городского округа Саранск восстановлен срок на обжалования постановления № 45 от 24 мая 2022 г.
Учитывая изложенное, решение судьи районного суда является законным и по доводам жалобы должностного лица не может быть отменено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7-30.9, 30.12-30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
решил:
решение судьи Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 31 октября 2022 г. оставить без изменения, жалобу заместителя начальника отделения – заместителя старшего судебного пристава межрайонного отделения по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Республике Мордовия Максимовой Л.В. - без удовлетворения.
Настоящее решение может быть обжаловано и опротестовано в Первый кассационный суд общей юрисдикции.
Судья Верховного Суда
Республики Мордовия Л.Ю.Куринова