УИД 48RS0003-01-2022-004290-31
ЛИПЕЦКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Исаев М.А. №2-288/2023
Докладчик Наставшева О.А. №33-2329/2023
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
17 июля 2023 года судебная коллегия по гражданским делам Липецкого областного суда в составе:
председательствующего Долговой Л.П.,
судей Наставшевой О.А., Рябых Т.В.,
с участием прокурора Пучковой С.Л.,
при ведении протокола помощником судьи Деминым В.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Липецке дело по апелляционной жалобе истца Миронова ФИО31 на решение Правобережного районного суда г. Липецка от 12 апреля 2023 года, которым постановлено:
«в удовлетворении исковых требований Миронова ФИО32 (паспорт серия №) к военному комиссариату Липецкой области (ИНН 4825011699, ОГРН 1024800835311), Министерству обороны Российской Федерации (ИНН 7704252261, ОГРН 1037700255284) о признании приказа военного комиссариата Липецкой области № 205 от 12.10.2022 года в части привлечения Миронова ФИО33 к дисциплинарной ответственности в виде выговора, приказа военного комиссариата Липецкой области № от ДД.ММ.ГГГГ об увольнении Миронова ФИО34 на основании п. 5 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса Российской Федерации незаконными, восстановлении на работе в должности начальника отделения (подготовки и призыва граждан на военную службу) военного комиссариата, о взыскании заработка за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда отказать».
Заслушав доклад судьи Наставшевой О.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Миронов В.Е. обратился в суд с иском к военному комиссариату Липецкой области о признании приказов незаконными, восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда. В обоснование заявленных требований указал, что с ДД.ММ.ГГГГ года работал в военном комиссариате Липецкой области в должности <данные изъяты> (по воинскому учету) на основании трудового договора, с ДД.ММ.ГГГГ был переведен на должность <данные изъяты> (подготовки и призыва граждан на военную службу) военного комиссариата г. Липецка. Приказом военного комиссара Липецкой области № от ДД.ММ.ГГГГ в отношении истца было применено дисциплинарное взыскание в виде выговора. В соответствии с приказом военного комиссара Липецкой области № от ДД.ММ.ГГГГ к истцу применено взыскание в виде увольнения по п.5 ч.1 ст.81 Трудового кодекса РФ. В соответствии с приказом военного комиссара Липецкой области № от ДД.ММ.ГГГГ истец уволен в связи с неоднократным не исполнением работником без уважительных причин трудовых обязанностей. Просил признать незаконными приказы военного комиссариата Липецкой области № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, восстановить на работе в должности <данные изъяты> (подготовки и призыва граждан на военную службу) военного комиссариата, взыскать заработок за время вынужденного прогула и компенсацию морального вреда в сумме <данные изъяты> руб.
В судебном заседании представитель истца Миронова В.Е. по доверенности - Комова Т.И. требования истца поддержала. Суду пояснила, что все случаи ненадлежащего исполнения истцом трудовых обязанностей имели место в один временной период, были выявлены одновременно, новых нарушений трудовых обязанностей при применении к истцу дисциплинарного взыскания в виде увольнения не выявлено. Ссылалась на нарушение порядка привлечения истца к дисциплинарной ответственности, поскольку отсутствует документ, являющийся основанием для проведения проверки 04.10.2022 года, приказ о создании комиссии и утверждении ее членов. Указала, что для устранения выявленных нарушений истцу было предоставлено всего 4 рабочих дня, что явно недостаточно для устранения всех недостатков.
Представители ответчиков: военного комиссариата по Липецкой области по доверенностям Козлов И.В., Дорыданов В.А.; Министерства обороны Российской Федерации по доверенностям Дорыданов В.А. в судебном заседании иск не признали, пояснили, что Миронов В.Е. был привлечен к дисциплинарной ответственности в виде выговора и увольнения в связи с тем, что не выполнял должностные обязанности, имея для этого все необходимые ресурсы. Процедура увольнения Миронова В.Е. проведена в соответствии с законом.
Суд постановил решение об отказе в удовлетворении исковых требований, резолютивная часть которого изложена выше.
В апелляционной жалобе истец Миронов В.Е. просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, постановленное с нарушением норм материального и процессуального права, при несоответствии выводов суда фактическим обстоятельствам дела. Указал, что доводам истца судом не дана оценка, в судебном акте не отражены мотивы по оценке доказательств. Приказ № от ДД.ММ.ГГГГ не содержит сведений о совершении Мироновым В.Е. новых нарушений трудовых обязанностей после привлечения его к дисциплинарной ответственности в виде выговора, отсутствует признак неоднократности неисполнения истцом без уважительных причин трудовых обязанностей. Ответчиком при наложении дисциплинарного взыскания и увольнения не учтена тяжесть совершенных проступков и обстоятельства, при которых они были совершены, а также предшествующее поведение истца и его отношение к труду. Примененные дисциплинарные взыскания несоразмерны допущенным нарушениям, которые были незначительными и не повлекли неблагоприятных последствий. Истец ранее к дисциплинарной ответственности не привлекался. Проверки проведены с нарушениями. Просил суд постановить новое решение об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Заслушав истца Миронова В.Е. и его представителя адвоката Сайганова В.А., поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителей ответчиков военного комиссариата Липецкой области Козлова И.В. и Министерства обороны Российской Федерации Дорыданова В.А., полагавших доводы апелляционной жалобы необоснованными, заслушав заключение прокурора Пучковой С.Л., полагавшей, что отсутствуют основания для удовлетворения апелляционной жалобы, изучив доводы апелляционной жалобы, возражения, материалы дела, судебная коллегия не находит оснований для отмены либо изменения судебного акта ввиду следующего.
Частью второй статьи 21 Трудового кодекса Российской Федерации (далее ТК РФ) установлено, что работник обязан, в частности, добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, возложенные на него трудовым договором; соблюдать правила внутреннего трудового распорядка; соблюдать трудовую дисциплину; выполнять установленные нормы труда.
В соответствии с частью второй статьи 22 ТК РФ работодатель имеет право требовать от работников исполнения ими трудовых обязанностей, соблюдения правил внутреннего трудового распорядка; привлекать работников к дисциплинарной и материальной ответственности в порядке, установленном Трудовым кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами.
Согласно положениям статьи 192 ТК РФ за совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: замечание, выговор, увольнение по соответствующим основаниям.
Пунктом 5 части первой статьи 81 ТК РФ предусмотрено, что трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случаях неоднократного неисполнения работником без уважительных причин трудовых обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание.
Частью пятой статьи 192 ТК РФ определено, что при наложении дисциплинарного взыскания должны учитываться тяжесть совершенного проступка и обстоятельства, при которых он был совершен.
Порядок применения дисциплинарных взысканий установлен статьей 193 ТК РФ.
Статьей 193 ТК РФ предусмотрено, что до применения дисциплинарного взыскания работодатель должен затребовать от работника письменное объяснение. Если по истечении двух рабочих дней указанное объяснение работником не предоставлено, то составляется соответствующий акт. Непредоставление работником объяснения не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания. Дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка, не считая времени болезни работника, пребывания его в отпуске, а также времени, необходимого на учет мнения представительного органа работников. Дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения проступка, а по результатам ревизии, проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки - позднее двух лет со дня его совершения. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу. За каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание. Приказ (распоряжение) работодателя о применении дисциплинарного взыскания объявляется работнику под роспись в течение трех рабочих дней со дня его издания, не считая времени отсутствия работника на работе. Если работник отказывается ознакомиться с указанным приказом (распоряжением) под роспись, то составляется соответствующий акт (части первая - шестая данной статьи).
Если в течение года со дня применения дисциплинарного взыскания работник не будет подвергнут новому дисциплинарному взысканию, то он считается не имеющим дисциплинарного взыскания (часть первая статьи 194 Трудового кодекса Российской Федерации).
Как разъяснено Пленумом Верховного Суда Российской Федерации в Постановлении от 17 марта 2004 г. N 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» (пункт 23), при рассмотрении дела о восстановлении на работе лица, трудовой договор с которым расторгнут по инициативе работодателя, обязанность доказать наличие законного основания увольнения и соблюдение установленного порядка увольнения возлагается на работодателя.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 33 названного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, при разрешении споров лиц, уволенных по пункту 5 части первой статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации за неоднократное неисполнение без уважительных причин трудовых обязанностей, следует учитывать, что работодатель вправе расторгнуть трудовой договор по данному основанию при условии, что к работнику ранее было применено дисциплинарное взыскание и на момент повторного неисполнения им без уважительных причин трудовых обязанностей оно не снято и не погашено. Применение к работнику нового дисциплинарного взыскания, в том числе и увольнения по пункту 5 части первой статьи 81 Кодекса, допустимо также, если неисполнение или ненадлежащее исполнение по вине работника возложенных на него трудовых обязанностей продолжалось, несмотря на наложение дисциплинарного взыскания.
При рассмотрении дела о восстановлении на работе лица, уволенного по пункту 5 части первой статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации, или об оспаривании дисциплинарного взыскания следует учитывать, что неисполнением работником без уважительных причин является неисполнение трудовых обязанностей или ненадлежащее исполнение по вине работника возложенных на него трудовых обязанностей (нарушение требований законодательства, обязательств по трудовому договору, правил внутреннего трудового распорядка, должностных инструкций, положений, приказов работодателя, технических правил и т.п.) (абзац первый пункта 35 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 г. № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации»).
По смыслу изложенных норм Трудового кодекса Российской Федерации и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации по их применению работник может быть уволен на основании пункта 5 части первой статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации только при условии неоднократного нарушения работником трудовых обязанностей без уважительных причин. Нарушение трудовых обязанностей признается неоднократным, если, несмотря на дисциплинарное взыскание, которое не снято и не погашено, со стороны работника продолжается или вновь допускается виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение трудовых обязанностей. В этом случае к работнику возможно применение нового дисциплинарного взыскания, в том числе увольнения.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Миронов В.Е. с ДД.ММ.ГГГГ работал в военном комиссариате г. Липецка Липецкой области в должности <данные изъяты> (по воинскому учету), с ДД.ММ.ГГГГ – в должности <данные изъяты> (подготовки и призыва граждан на военную службу) военного комиссариата (города Липецка Липецкой области), что подтверждается труовым договором № от ДД.ММ.ГГГГ, дополнительным соглашением к трудовому договору № от ДД.ММ.ГГГГ, копией трудовой книжки истца ТК-II №.
Из должностной инструкции <данные изъяты> (подготовки и призыва граждан на военную службу) военного комиссариата города Липецка Липецкой области, утвержденной 20.04.2022 г. военным комиссаром Липецкой области, усматривается, что <данные изъяты> (подготовки и призыва граждан на военную службу) военного комиссариата города Липецка Липецкой области в процессе осуществления своей служебной деятельности должен руководствоваться Конституцией Российской Федерации, Трудовым кодексом Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, положением о военных комиссариатах, приказами Министра обороны Российской Федерации и командующего войсками Западного военного округа, директивами Генерального штаба Вооруженных сил Российской Федерации и штаба Западного военного округа.
<данные изъяты> (подготовки и призыва граждан на военную службу) военного комиссариата города Липецка Липецкой области должен знать (руководствуется): постановления, распоряжения, приказы вышестоящих органов; методические рекомендации, нормативные правовые акты и другие руководящие и организационные документы регламентирующие работу отделения (подготовки и призыва граждан на военную службу); правила и нормы охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты; знать и уверенно работать на средствах вычислительной техники (СВТ) с использованием программ Word, Excel, использовать в практической деятельности возможности комплекса автоматизации (КСА), современных технологий обработки, хранения и защиты данных.
Для выполнения основных функций в мирное время <данные изъяты> (подготовки и призыва граждан на военную службу) военного комиссариата города Липецка Липецкой области службу обязан:
твердо знать требования руководящих документов, определяющих порядок подготовки граждан к военной службе, планирования и проведения первоначальной постановки граждан на воинский учет, призыва граждан на военную службу, в соответствии с Указом Президента РФ от 07.12.2012 № 1609 «Об утверждении Положения о военных комиссариатах» п.1;
планировать работу отделения и осуществлять контроль за работой личного состава отделения;
обеспечивать организацию планирования и проведения мероприятий по подготовке и проведению первоначальной постановки граждан на воинский учет;
вести журнал учета движения призывных ресурсов;
обеспечивать организацию планирования и проведения мероприятий по подготовке граждан к военной службе;
обеспечивать организацию планирования и проведения мероприятий по подготовке и проведению призыва граждан на военную службу;
организовывать разработку: плана по подготовке и проведению первоначальной постановки граждан на воинский учет; плана подготовки и проведения призыва граждан на военную службу; плана работы призывных, комиссий города Липецк; расчета наличия и распределения призывных ресурсов; графика отправки призывников на сборный пункт Липецкой области;
организовывать сверку личных дел призывников, поставленных на воинский учет, с данными учетно-алфавитных книг в соответствии с Указом Президента РФ от 07.12.2012 № 1609 «Об утверждении Положения о военных комиссариатах» п.1;
организовывать разработку: плана по подготовке и проведению первоначальной постановки граждан на воинский учет; плана подготовки и проведения призыва граждан на военную службу; плана работы призывных комиссий города Липецк; расчета наличия и распределения призывных ресурсов; графика отправки призывников на сборный пункт Липецкой области;
организовывать и контролировать ведение документации по вопросам постановки граждан на воинский учет, подготовки граждан к военной службе, подготовки и проведению призыва граждан на военную службу;
осуществлять контроль за ходом подготовки граждан по военно-учетным специальностям, выполнением программы обучения, посещаемостью занятий, состояние дисциплины и бытового устройства обучающихся граждан;
организовывать заключение договоров с автотранспортными предприятиями, медицинскими учреждениями, иными организациями по вопросам связанным с обеспечением мероприятий, связанных с постановкой граждан на воинский учет, подготовкой граждан к военной службе, призывом граждан на военную службу;
организовывать проведение мероприятий по изучению граждан, подлежащих призыву на военную службу;
организовывать своевременный отбор граждан, подлежащих призыву на военную службу, и подготовку на них материалов для проведения проверок соответствующими органами для исполнения ими специальных обязанностей военной службы;
организовывать проведение мероприятий по оповещению граждан о явке в военный комиссариат города Липецк Липецкой области на мероприятия, связанные с постановкой на воинский учет и призывом на военную службу в соответствии с Указом Президента РФ от 07.12.2012 № 1609 «Об утверждении Положения о ВК» п.28;
организовывать контроль за прохождением призывниками медицинского обследования по направлению комиссии по постановке граждан на воинский учет призывными комиссиями МО в соответствии с Указом Президента РФ от 07.12.2012 г. №1609 «Об утверждении Положения о военных комиссариатах» п.21;
обеспечивать поддержание в реальном состоянии электронной базы данных граждан, подлежащих призыву на военную службу;
организовывать взаимодействие с Управлением министерства внутренних дел России по Липецкой области по розыску граждан, уклоняющихся от воинской обязанности, обеспечению мероприятий, связанных с воинским учетом, и их призывом на военную службу;
анализировать сведения, получаемые из УМВД России по городу Липецку о гражданах, не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете, а также о гражданах, приобретших гражданство Российской Федерации и подлежащих постановке на воинский учет;
анализировать проведение на территории города Липецк мероприятий по подготовке граждан к военной службе, проведению призыва граждан на военную службу и в установленном порядке готовить по указанным вопросам доклады в военный комиссариат Липецкой области, а также информацию главе администрации города Липецка;
осуществлять контроль за постановкой граждан на воинский учет и снятием их с воинского учета в случаях, предусмотренных нормативно-правовыми документами;
контролировать ведение (построение) картотеки личных дел призывников архива личных дел призывников в соответствии с руководящими документами;
готовить и представлять в военный комиссариат Липецкой области донесения и сведения по вопросам постановки граждан на воинский учет, подготовки граждан основам военной службы, подготовки граждан по военно-учетным специальностям, военно-патриотическому воспитанию граждан, военно-профессиональной ориентации и предварительному отбору кандидатов для поступления на учебу в военные образовательные учреждения.
Начальник отделения (подготовки и призыва граждан на военную службу) военного комиссариата города Липецка по Липецкой области исходя из задач военного комиссариата города Липецк по Липецкой области по противодействию коррупции обязан проводить единую политику по противодействию коррупции.
С должностной инструкцией истец ознакомлен 05.04.2022 года.
Согласно представленному штату №3/713, утверждённому начальником Генерального штаба ВС РФ 15.06.2016 г., в отделении (подготовки и призыва граждан на военную службу) работают: начальник отделения – 1, старший помощник начальника отделения (по АУС) – 1, старший помощник начальника отделения (по профессиональному психологическому отбору) – 1, старший помощник начальника отделения – 4, помощник начальника отделения – 8, помощник начальника отделения (по воинскому учету) – 4.
11.10.2021 г. военным комиссариатом Липецкой области в адрес военных комиссариатов по городам и районам Липецкой области было направлено требование об организации подготовки граждан РФ, подлежащих призыву на военную службу, по военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин в 2022 году.
11.02.2022 года военным комиссариатом Липецкой области в адрес военных комиссариатов по городам и районам Липецкой области направлены требования о ведении журнала движения призывных ресурсов в электронном виде. 08.04.2022 года направлены требования о ведении журнала в соответствии с указаниями от 11.02.2022 года.
10.03.2022 г. проведена комиссионная проверка военного комиссариата г. Липецка, по результатам проверки которой сделан вывод об установлении существенных нарушений по организации воинского учета, по подготовке граждан по ВУС, по подготовке к весеннему призыву 2022 года, проведении ППГВУ. На учете состоит большое количество граждан, уклоняющихся от мероприятий, связанных с призывом (8% от состоящих на воинском учете). Работа по профессиональной ориентации граждан для поступления в военные образовательные организации организованно на низком уровне.
Аналогичные проверки проведены 08.04.2022 года, 21.04.2022 года и подготовлены справки по проверке военного комиссариата г. Липецка из которых усматривается частичное устранение недостатков и предоставление в отдел подготовки и проведения призыва недостоверных сведений их устранения.
28.04.2022 года, 17.05.2022 года, 08.06.2022 года, 15.07.2022 года, 10.08.2022 года, 06.09.2022 года, 14.10.2022 года, 03.10.2022 года, 08.04.2022 года в адрес военного комиссариата города Липецка Липецкой области направлялись требования о необходимости соблюдения правил ведения журналов в соответствии с реальным положением дел и их ежемесячном предоставлении по каналу СЭД; предоставлении списка граждан, подлежащих призыву; оповещению призывников; вызове 100% граждан гарантированно подлежащих призыву; начале отбора граждан для комплектования режимных воинских частей.
25.03.2022 года, 01.09.2022 года были подготовлены анализы отработки документов по подготовке к весеннему 2022 году призыву, хода подготовки граждан по ВУС, в образовательных организациях ДОСААФ России в 2021-2022 учебном году по состоянию на 01.09.2022 года, по результатам проведения которых были установлены несоответствия списков и документов, а также отсутствие контроля за учебным процессом в образовательном процессе ДОСААФ России, в адрес военного комиссариата города Липецка направлены требования об устранении выявленных недостатков.
30.09.2022 года военным комиссаром Липецкой области утвержден план проверки и оказания помощи военному комиссару г. Липецка по вопросам первичной постановки граждан на воинский учет, подготовки граждан к военной службе, воинского учета, завершения мероприятий весеннего 2022 года призыва, подготовки к осеннему 2022 года призыву. Дата проверки 4-5 октября 2022 года, председатель комиссии - ФИО29, члены комиссии: ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16
03.10.2022 года военный комиссариат Липецкой области в адрес военного комиссара г. Липецка направлено требование о запланированной с 4 по 5 октября 2022 года проверки военного комиссариата г. Липецка по вопросам подготовки граждан к военной службе, состояния учетно-призывной работы в военном комиссариате г. Липецка, а также оказания практической помощи в учетно-призывной работе.
04.10.2022 года комиссией проведена проверка мероприятий по первоначальной постановке граждан на воинский учет, состояния воинского учета, подготовки к осеннему 2022 года призыву граждан на военную службу, мероприятия по завершению весеннего 2022 года призыва, работы по обеспечению исполнения гражданами РФ воинской обязанности, организации работы по подготовке граждан по военно-учетным специальностям. Комиссия, установив нарушения воинского учета, подготовки к осеннему 2022 года призыву, по сокращению количества граждан, уклоняющихся от исполнения воинской обязанности, подготовки граждан к военной службе по военно-учетным специальностям, пришла к выводу, что подготовка к осеннему призыву сорвана, воинский учет не организован. <данные изъяты> Миронов В.Е. руководство отделением подготовки и призыва граждан на военную службу не осуществляет и работу не организовывает. Требования руководящих документов и реальное положение дел не знает. Не компетентен ни в одном направлении работы отделения. В работе допущены существенные нарушения по организации воинского учета, по подготовке граждан по ВУС, по подготовке к осеннему 2022 года призыву. Недостатки, выявленные в ходе предыдущих проверок, так и выявляемые в процессе работы, не устраняются. Предложено военному комиссару г. Липецка принять меры по устранению и недопущению аналогичных недостатков в дальнейшей работе к исходу 14.10.2022 года.
Военным комиссаром Липецкой области 06.10.2022 года указано на проведение расследования и привлечение к ответственности лиц, допустивших нарушения, устранить выявленные недостатки до 14.10.2022 года. Начальнику юридического отдела дано указание провести расследование (согласно визе на справке по проверке военного комиссариата г. Липецка).
11.10.2022 года Мироновым В.Е. военному комиссару Липецкой области представлены объяснения по справке о проверке военного комиссариата города Липецк (исх. № от ДД.ММ.ГГГГ), в которых не оспариваются изложенные нарушения, а также указывается на проведение мероприятий по их устранению.
12.10.2022 года проведено административное расследование, по результатам которого начальником юридического отдела ФИО40 представлено заключение об итогах административного расследования, предложено, в том числе за неисполнение своих трудовых обязанностей при организации призыва в военном комиссариате г. Липецка начальнику отделения (подготовки и призыва граждан на военную службу) военного комиссариата г. Липецка Миронову В.Е. объявить выговор.
Приказом военного комиссара Липецкой области от ДД.ММ.ГГГГ № к начальнику отделения (подготовки и призыва граждан на военную службу) военного комиссариата г. Липецка Миронову В.Е. применена мера дисциплинарного взыскания в виде выговора в связи с неисполнением трудовых обязанностей при организации призыва в военном комиссариате г. Липецка в соответствии со статьями 192, 193 Трудового кодекса РФ.
С приказом Миронов В.Е. ознакомлен 13.10.2022 года.
Из приказа военного комиссара Липецкой области от ДД.ММ.ГГГГ № усматривается выявление следующих нарушений.
Воинский учет не организован. Журнал учета движения призывных ресурсов не ведется с 01.09.2022 года (в нарушении приложения 15 временной инструкции). Оперативного учёта нет. Персональный учет движения призывных ресурсов (количественный учет граждан, первоначально поставленных на воинский учет в установленные сроки, и команд отправленных на сборный пункт) ведется в рукописном варианте (в соответствии с указаниями военного комиссара Липецкой области должен вестись в электронном виде).
Электронная база данных «Зарница» не актуальна, изменения вносятся не своевременно. В базе на воинском учете состоит <данные изъяты> человек, по журналу движения на 01.09. - <данные изъяты>. Была выполнена сертификация базы данных, найдено 2400 не корректных записей, т.е. столько личных дел содержат не актуальную информацию. Около 100 призывников не сняты с воинского учета по достижению 27 летнего возраста. Не внесены протоколы и решения призывных комиссий по гражданам первой половины ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Списки граждан по дням явки на заседания призывных комиссий разработаны формально, не соответствую картотеке личных дел. Личные дела призывников, стоящих по дням явки, не совпадают со списком. Так, на 04.10.2022 года список не соответствовал картотеке на 9 человек, на 06.10.2022 года - на 7 человек.
Учет принятых и снятых с воинского учета организован с нарушениями, так: ФИО17, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, прибыл из г. Воронежа ДД.ММ.ГГГГ, повторного запроса нет; ФИО35., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, прибыл из г. Москвы ДД.ММ.ГГГГ, повторного запроса нет; ФИО18, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, прибыл из Добровского района Липецкой области ДД.ММ.ГГГГ, повторного запроса нет и т.д. Все перечисленные граждане подлежат призыву, дубликатов личных дел нет.
Подготовка к осеннему 2022 года призыву организована с грубыми нарушениями. Созданы предпосылки срыва выполнения нормы призыва по количеству и качеству. Инструкторские методические сборы не проведены, либо проведены формально. По имеющимся конспектам провести сборы не возможно:
устаревшее законодательство приказы МО РФ № 200 -2003г., 240/168 - 2001г.;
устаревшая, не актуальная информация, не информативны (списаны с предыдущих сборов);
итоги не подведены, анализа подготовки и проведения призыва нет;
изменения в законодательстве не доведены, занятие по противодействию коррупции не предусмотрены планом.
Изучение граждан, подлежащих призыву на военную службу осенью 2022 года не проводилось:
листы изучения не отработаны;
в документации по изучению устаревшее законодательство приказы МО РФ№ 200 -2003 года, 240/168 -2001 года, №50-2000 года, №193-2005 года;
изучение предусмотрен отбор в президентский полк (только весенний призыв);
списки изучения формальны, отработаны не в полном объёме.
Работа призывной комиссии спланирована с нарушением требований руководящих документов. В первую очередь, не спланирован вызов граждан старших возрастов, подлежащих призыву на военную службу. Так 04.10.2022 года - 29 вызываемых граждан не подлежат призыву, 06.10.2022 года 24 вызываемых граждан не подлежат призыву, остальные граждане, вызванные на заседания призывной комиссии, имели категорию годности «В», обследование и учеба.
Работа по оформлению и направлению материалов в контрольные органы не организована (до 1 августа). Не отправлено всего материалов на 89 граждан, в том числе не отправлено Ф-1- 3 чел., Ф-2 - 12 чел., Ф-3 - 74 чел.
В ходе проверки выявлено, что в картотеке - раздел «500» (отсрочки) находится 71 личное дело призывников, имеющих категорию годности «Г» и подлежащих вызову на призывную комиссию осенью 2022 года (в картотеку 110 не выставлены). Также выявлено, что призывник ФИО19, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, которому призывная комиссия Липецкой области 10.06.2022 года отменила решение призывной комиссии города Липецка с «Г» на «Б-3», на мероприятия связанные с призывом после 10.06.2022 года не вызывался, личное дело данного призывника также находилось в разделе картотеки «500». Соответственно данная категория граждан не учтена в сведениях о наличии и качественной характеристике, что расценивается как сокрытие призывного ресурса.
При проверке законности представлении отсрочки от призыва граждан на военную службу по ст. 24 п. 2 пп «а» ФЗ от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» выявлено: из 70 проверенных личных дел призывников 10 призывникам ДД.ММ.ГГГГ года рождения незаконно представлена отсрочка: не проведены мероприятия по медицинскому обследованию. При ППГВУ категория годности была «Г».
Выявлен факт представления отсрочки от призыва по ксерокопии справки об учебе (ФИО20, ДД.ММ.ГГГГ года рождения).
ФИО21, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, предоставлена отсрочка на военную службу по ст. 24 п.2 «а» Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ, как обучающемуся по программе аспирантуры до 31.08.2025 года, а в 2023 году призывнику исполняется 27 лет (отсрочка предоставляется до достижения 27 лет).
ФИО22, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, была предоставлена отсрочка ст. 24 п. 2 пп «г1» ФЗ от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» до 1.10.2022 - не выставлен в картотеку 110о (на призыв).
ФИО23, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО24, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО25, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, не сняты с воинского учета по достижении ими 27 лет и находятся в специальном подразделе картотеки 540.
Работа по сокращению количества граждан, уклоняющихся от исполнения воинской обязанности, не организована. Количество граждан, которым повестки о явке на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, не представилось возможным вручить в установленном порядке за весенний призыв увеличилось на 101 человека.
По состоянию на 4.10.2022 г. количество граждан, которым не представилось возможным вручить повестки на призыв, составило 765 человек, 9 человек убыли без снятия с воинского учета и 44 человека не явилось на мероприятия, связанные с призывом на военную службу. На 48 уклонистов материалы переданы в СУ СК, проведены процессуальные проверки, по результатам которых принято решение об отказе в возбуждении уголовного дела в связи с отсутствием в действиях указанных лиц состава преступления, на 34 человека копии личных дел возвращены из следственных отделов по Правобережному округу и Октябрьскому округу города Липецк следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Липецкой области, на 1 уклониста возбуждено уголовное дело.
Контроль за подготовкой по ВУС не организован. Проверки Липецкой ОТШ в течении года проводились эпизодично и формально, о чём свидетельствуют журналы учёта занятий (учебный процесс не контролировался со стороны военного комиссариата г.Липецка в общей сложности около 8 месяцев).
Документация не проверена, в связи с тем, что документооборот не систематизирован в соответствии с указаниями ВКЛО (рабочие папки № 1, №2 отсутствуют).
19.10.2022 года комиссией в составе председателя комиссии ФИО29, членов комиссии ФИО13, ФИО14, ФИО15 проведена проверка установленных недостатков, выявленных 04.10.2022 года.
Согласно справке по проверке, недостатки, выявленные в ходе проверки 04.10.2022 г. практически не устранены, в большей части недостатки устранены поверхностно, создана видимость устранения недостатков. Справочно указано, что отделение подготовки и призыва граждан на военную службу военного комиссариата г. Липецка в 2022 г. было проверено 4 раза (21 апреля, 10 марта, 4 и 19 октября). Положение дел ухудшается, недостатки не устраняются, приумножаются, допускаются нарушения.
Военным комиссаром Липецкой области 21.10.2022 года указано на проведение расследования. Проведение проверки, согласно визе на справке по проверке военного комиссариата г. Липецка, поручено начальнику юридического отдела.
31.10.2022 года Мироновым В.Е. военному комиссару Липецкой области представлены объяснения по справке о проверке военного комиссариата города Липецка, в которых не оспариваются изложенные нарушение, а также указывается на проведение мероприятий по их устранению.
01.11.2022 года проведено административное расследование, по результатам которого предложено применить к начальнику отделения (подготовки и призыва граждан на военную службу) военного комиссариата г. Липецка Миронова В.Е. меру дисциплинарного взыскания в виде увольнения по п. 5 ч. 1 ст. 81 Трудового Кодекса РФ. Заключение об итогах административного расследования дано начальником юридического отдела ФИО36
Приказом военного комиссара Липецкой области от ДД.ММ.ГГГГ № к начальнику отделения (подготовки и призыва граждан на военную службу) военного комиссариата г. Липецка Миронову В.Е. применена мера дисциплинарного взыскания в виде увольнения по п. 5 ч. 1 ст. 81 Трудового Кодекса РФ.
Согласно акту от 01.11.2022 года Миронов В.Е. отказался ознакомиться под роспись с приказом.
Из приказа военного комиссара Липецкой области от ДД.ММ.ГГГГ № усматривается выявление следующих нарушений.
Воинский учет не организован. Журнал учета движения призывных ресурсов ведется по состоянию на 31.09.2022 года (не ежедневно, в нарушении приложения 15, временной инструкции). Оперативного учёта нет. Недостаток не устранён.
Персональный учет движения призывных ресурсов (количественный учет граждан, первоначально поставленных на воинский учет в установленные сроки, и команд отправленных на сборный пункт) ведется в рукописном варианте (в соответствии с указаниями военного комиссара Липецкой области должен вестись в электронном виде). Недостаток не устранён.
Электронная база данных «Зарница» на текущий момент не приведена в соответствие с руководящими документами и персональным учетом. При повторной сертификации выявлено 1890 не корректных записей (было 2400). В 500 личных карточек внесена актуальная информация (сняты с воинского учета граждане, достигшие 27 лет, внесены протоколы и решения призывных комиссий по гражданам первой половины ФИО37 года рождения). Недостаток не устранён.
При сверке протоколов призывной комиссии за весенний призыв 2022 года и базы данных призывников выявлен факт что, 400 призывников первой половины 2004 года рождения в протоколы призывной комиссии не вписаны, в списках граждан которых оповестить в установленном порядке не представилось возможным, в военный комиссариат Липецкой области подано 19 таких граждан.
Работа призывной комиссии спланирована с нарушений требований руководящих документов, формально. Так:
график работы призывных комиссий разработан, но председателем призывной комиссии не утвержден. Ежедневно в графике работы призывной комиссии спланировано 70 человек;
списки граждан по дням явки на заседания призывных комиссий не соответствуют графику работы призывной комиссии;
личные дела призывников, стоящих по дням явки в картотеке, не соответствуют ни спискам граждан по дням явки, ни с графиком работы призывной комиссии. Недостатки не устранены.
В соответствии с руководящими документами и указаниями военного комиссара Липецкой области в первые дни работы призывной комиссии должны вызываться граждане, которые будут гарантированно призваны на венную службу осенью 2022 года. Однако при проверке картотеки личных дел установлено: 01.11.2022 года находится 52 личных дела, из них 8 человек не подлежат призыву на военную службу, 02.11.2022 года 70 личных дел, из них 22 человека не подлежат призыву, 03.11.2022 года 86 личных дел, из них 28 не подлежат призыву, 08.11.2022 года всего 24 личных дела, из них 3 не подлежат призыву и.т.д. Недостатки не устранены.
Недостатки, выявленные при проверке учета постановки и снятия призывников с воинского учета, не устранены.
Работа по оформлению и направлению материалов в контрольные органы не организована (до 1 августа). Не отправлено всего материалов на 60 граждан, в том числе не отправлено Ф-1- 0 чел., Ф-2 - 6 чел., Ф-3 - 54 чел. С момента проверки допуска направлены на 29 человек. Недостатки не устранены.
Изучение граждан, подлежащих призыву на военную службу осенью 2022 года не проводилось:
листы изучения не отработаны, при выборочной проверке личных дел встречались листы изучения без дат и без результата изучения (формализм);
списки изучения формальны, отработаны не в полном объёме.
Недостатки не устранены (устранены поверхностно, убрано с текста устаревшее законодательство). Изучение не проводилось.
Инструкторско-методические занятия не проведены, либо проведены формально. По имеющимся конспектам провести сборы не возможно. Недостаток устранён поверхностно. С плана и конспектов убрано устаревшее законодательство. Занятие по противодействию коррупции в план добавлено, конспекта нет.
В ходе проверки выявлено, что в картотеке увеличилось количество личных дел призывников, имеющих категорию годности «Г» на 48 человек и составляет на момент проверки 119 человек. Личные дела данных призывников по дням явки на заседания призывных комиссий не расставлены. Недостаток не устранён.
Работа по сокращению количества граждан, уклоняющихся от исполнения воинской обязанности не организована. По данному недостатку изменений нет, динамика оповещений не изменилась. В период с 4 по 19 октября оповещено 13 граждан из числа граждан, оповестить которых не представлялось возможным.
Подготовка граждан к военной службе по военно-учётным специальностям.
Рабочие папки заведены, документы отработаны не в полном объёме: из руководящих документов, только приказ МО РФ №202 и указания ВКЛО; информирование главы г.Липецка не проводится, не представлены донесения 14УК и 16УК; списков приложение №2, актов ВЭК, оценочных ведомостей, протоколов ГИБДД на 1 и 2 взвод нет; на 3 взвод нет актов ВЭК, оценочных ведомостей, протоколов ГИБДД; на 5 и 6 взвод нет протоколов ГИБДД. Недостаток устранён поверхностно. Имеющиеся документы разложили по папкам.
При этом сделан вывод, что Миронов В.Е. допустил грубый дисциплинарный проступок, не исполнил без уважительных причин по своей вине возложенные на него трудовые обязанности по организации призыва в военном комиссариате города Липецка при наличии у него дисциплинарного взыскания – выговора, объявленного ему приказом военного комиссара Липецкой области от ДД.ММ.ГГГГ № за неисполнение своих трудовых обязанностей при организации призыва в военном комиссариате города Липецка.
Разрешая заявленные требования по существу и приходя к выводу об отказе в их удовлетворении, суд первой инстанции, исследовав и оценив доводы и возражения сторон, представленные сторонами доказательства по правилам статей 56, 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, руководствуясь приведенными выше нормами права, проанализировав установленные по результатам исследования доказательств фактические обстоятельства настоящего дела, обоснованно исходил из того, что привлечение истца к дисциплинарной ответственности в виде выговора и увольнения осуществлено в соответствии с законом, совершение дисциплинарных проступков подтверждено представленными суду доказательствами, процедура привлечения к дисциплинарной ответственности соблюдена, служебные проверки (административное расследование) проведены без нарушений закона, срок привлечения к ответственности по результатам проведения служебных проверок (административного расследования) не пропущен, а также из правомерности привлечения истца к ответственности в виде выговора и увольнения.
Суд не нашел оснований для признания незаконными приказов № от ДД.ММ.ГГГГ в части привлечения Миронова В. Е. к дисциплинарной ответственности в виде выговора, приказа № от ДД.ММ.ГГГГ об увольнении Миронова В. Е. на основании п. 5 ч. 1 ст. 81 ТК РФ, а соответственно и для восстановления истца на работе, взыскании заработка за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда.
Оснований не согласиться с выводами районного суда судебная коллегия не усматривает, поскольку они основаны на представленных в материалы дела доказательствах и отвечают требованиям законодательства.
Доводы апелляционной жалобы судебная коллегия находит не состоятельными.
Судом были тщательно исследованы и проанализированы обстоятельства, послужившие основанием для проведения проверок, процедура их проведения, обстоятельства привлечения истца к дисциплинарной ответственности в виде выговора и увольнения, с подробным приведением установленных обстоятельств, мотивов и оценки доказательств в описательно- мотивировочной части судебного акта.
Довод истца Миронова В.Е. о том, что он был привлечен к дисциплинарной ответственности дважды за одни и те же нарушения, при отсутствии неоднократности неисполнения истцом без уважительных причин трудовых обязанностей, поскольку проверкой от 19.10.2022 г. новых нарушений не установлено, опровергаются исследованными в судебном заседании доказательствами, содержанием приказов о привлечении к дисциплинарной ответственности.
Проанализировав оспариваемые приказы, суд первой инстанции верно пришел к выводу, что истец привлечен к дисциплинарной ответственности в виде увольнения не только за не устранение в срок до 14.10.2022 года выявленных недостатков, но и за новый дисциплинарный проступок после наложения дисциплинарного наказания. Так, приказом военного комиссара Липецкой области от ДД.ММ.ГГГГ № в том числе выявлено, что воинский учет не организован, журнал учета движения призывных ресурсов ведется по состоянию на 31.09.2022 года. Кроме того, неисполнение трудовых обязанностей Мироновым В.Е. носило длящийся характер, и после привлечения к дисциплинарной ответственности приказом № от ДД.ММ.ГГГГ продолжилось.
Как следует из приказа № от ДД.ММ.ГГГГ Миронов В.Е. был привлечен к дисциплинарной ответственности за неисполнение своих трудовых обязанностей как руководитель отделения, изложенные в приказе нарушения, связаны с работой его отделения и Миронова В.Е. как <данные изъяты>. ФИО26 также привлечен к дисциплинарной ответственности, но как руководитель военного комиссариата г. Липецка за нарушения, выявленные в работе отделения в составе военного комиссариата, в связи с чем доводы апеллятора о невозможности дифференцирования нарушений не состоятельны.
Оценивая соответствие тяжести совершенных истцом проступков, примененных к нему взысканий, суд первой инстанции учитывал неоднократность неисполнения трудовых обязанностей, а также характер нарушений и обстоятельства их совершения, предшествующее отношение истца к труду, пришел к выводу о соразмерности.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда, поскольку он основан на исследованных судом доказательствах.
Статья 23 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» предусматривает возможность освобождения граждан от призыва на военную службу, перечень граждан не подлежащих призыву на военную службу, а также освобождённых от исполнения воинской обязанности.
Таким образом, на начальника отделения (подготовки и призыва граждан на военную службу) военного комиссариата возложен особый вид обязанности по предотвращению возможных нарушений прав граждан подлежащих призыву.
Призыв граждан на военную службу – это задача государственной важности, естественным образом влияющая на обороноспособность страны. Основная часть мероприятий, связанных с призывом, реализуется до начала призывной компании.
Таким образом, Миронов В.Е., как <данные изъяты> (подготовки и призыва граждан на военную службу) военного комиссариата г. Липецка, обязан создать все условия для подготовки выполнения призыва граждан на военную службу.
Довод Миронова В.Е. относительно недостаточности времени для устранения недостатков опровергается материалами дела. Как установлено исследованными в судебном заседании материалами, выявленные при проверке 4.10.2022 г. недостатки носили систематический характер и Миронову В.Е. было об этом известно. Кроме того, устранение недостатков связано с работой отделения, в штате которого находилось значительное количество сотрудников.
В суде апелляционной инстанции истец подтвердил, что на момент устранения недостатков у него в подчинении находилось 16- ть сотрудников, а также выделялись иные сотрудники для оказания помощи.
Перенос срока осеннего призыва не освобождает Миронова В.Е. от надлежащего исполнения своих должностных обязанностей.
Доводы истца о не создании комиссии, отсутствии полномочий у ФИО38 на подписание заключений об административных расследований безосновательны, что подтверждается материалами дела, приведенными выше.
Отсутствие Миронова В.Е. при проведении проверки 19.10.2022 г. не свидетельствует о нарушении процедуры привлечения истца к дисциплинарной ответственности. В суде апелляционной инстанции истец пояснил, что на проверке, проводимой 4 октября 2022 г. присутствовал. Материалами дела подтверждается, что о выявленных недостатках и необходимости их устранения Миронову В.Е. было заблаговременно известно до повторной проверки; о том, что недостатки имелись в работе ему было известно также и до 4 октября 2022 г.
Непривлечение истца к дисциплинарной ответственности за нарушения, выявленные при проведении проверок до 4 октября 2022 г. не является основанием для удовлетворения требований истца. Разрешение вопроса о привлечении работника к дисциплинарной ответственности является правом работодателя.
Оценка доказательств по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса РФ на предмет их относимости, допустимости, достоверности, а в совокупности достаточности относится к обязанности суда, разрешающего дело по существу, непринятие позиции стороны либо критическое отношение к такой позиции и представленным стороной доказательствам не свидетельствует о допущенной процессуальной ошибке.
С учетом изложенного, судебная коллегия считает, что доводы апелляционной жалобы необоснованные и не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения, по существу сводятся к несогласию с выводами суда и не содержат указания на обстоятельства и факты, которые влияли бы на законность судебного решения.
Выводы суда являются верными, соответствуют содержанию доказательств, собранных и исследованных в соответствии со статьями 56, 67 ГПК РФ. Разрешая заявленные требования, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства по делу, применил закон, подлежащий применению и принял решение, отвечающие нормам материального права при соблюдении норм процессуального права, в связи с чем оснований для отмены либо изменения решения суда не имеется.
Существенных нарушений норм материального и процессуального права судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Правобережного районного суда г. Липецка от 12 апреля 2023 года - оставить без изменения, апелляционную жалобу истца Миронова ФИО39 - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий: (подпись)
Судьи: (подписи)
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 21 июля 2023 года.