УИД: 23RS0035-01-2024-000774-34
к делу № 2-606/2024
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ст. Новопокровская 03 сентября 2024 года
Новопокровский районный суд Краснодарского края в составе:
председательствующего судьи Хрипуновой Ю.В.,
при секретаре судебного заседания Величко А.В.,
с участием:
представителя истца – помощника прокурора Новопокровского района Краснодарского края Волошина С.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Новопокровского района Краснодарского края к администрации Новопокровского сельского поселения Новопокровского района об обязании осуществить обустройство вокруг территории сельского поселения противопожарной минерализованной полосы,
установил:
Прокурор Новопокровского района Краснодарского края обратился в Новопокровский районный суд Краснодарского края с исковым заявлением, в котором с учетом уточнения просил возложить на администрацию Новопокровского сельского поселения Новопокровского района обязанность в течение месяца после вступления в законную силу настоящего решения осуществить обустройство вокруг территории населённых пунктов Новопокровского сельского поселения Новопокровского района противопожарной минерализованной полосы шириной не менее 10 метров.
В обосновании исковых требований указанно о том, что прокуратурой Новопокровского района проведена проверка исполнения администрацией Новопокровского сельского поселения Новопокровского района законодательства о пожарной безопасности. Так, в ходе прокурорской проверки с привлечением специалиста ОНДиПР по Новопокровскому району ГУ МЧС России по Краснодарскому краю установлено, что в Новопокровском сельском поселении Новопокровского района противопожарные минерализованные полосы шириной не менее 10 метров или иные противопожарные барьеры вокруг территории населенных пунктов не созданы (не обновлены). По мнению истца, указанные обстоятельства, выразившиеся в нарушении ответчиком требований пожарной безопасности, создают угрозу для жизни и здоровья неопределённого круга лиц, а также повреждения частного, государственного и муниципального имущества. Прокурор апеллирует к нормам ст. 45 ГПК РФ, согласно которой он вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, что и послужило поводом для обращения в суд с настоящим иском.
В судебном заседании помощник прокурора Новопокровского района Краснодарского края Волошин С.С. уточненные исковые требования поддержал в полном объеме, настаивал на их удовлетворении.
Представитель ответчика – глава администрации Новопокровского сельского поселения Новопокровского района в судебное заседание не явился, направил в суд ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие. В письменных возражениях уточненные исковые требования не признал и просил отказать в их удовлетворении. Полагал, что полномочия органов местного самоуправления сельского поселения распространяются исключительно на территорию внутри населенного пункта – ст. Новопокровскую и не могут выходить за её границы. При этом организация минерализованных полос должна осуществляться лицами, у которых на праве собственности, владении или распоряжении находятся земельные участки, находящиеся за внешней границей населенного пункта, а в отношении земельных участков, которые находятся за внешней границей населенного пункта и не имеют собственника или арендатора, такие полосы обустраивают органы муниципального района. Указывает, что исковые требования не содержат информации относительно границ земельных участков, по которым законом установлена обязанность осуществить обустройство минерализованных полос.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, Администрации МО Новопокровский район, предоставил в адрес суда возражения на доводы администрации Новопокровского сельского поселения Новопокровского района относительного того, что надлежащим ответчиком по делу является Администрация МО Новопокровский район. Полагая исковые требования законными, в вынесении решения полагался на усмотрение суда.
Руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, суд приходит к выводу о возможности рассмотрении дела в отсутствии не явившихся лиц, которые извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, их неявка не является препятствием к судебному разбирательству.
Допрошенный в судебном заседании в качестве специалиста старший дознаватель отдела – государственный инспектор Новопокровского района по пожарному надзору ГУ МЧС Росси по Краснодарскому краю ФИО3 пояснил, что действующим законодательством обязанность по обеспечению первичных мер пожарной безопасности возложена на администрации сельских поселений. Ранее у администрации Новопокровского сельского поселения Новопокровского района не возникало разногласий по вопросу принадлежности им обязанностей по обустройству и восстановлению минерализованных полос. Все сельские поселения, включая Новопокровское сельское поселение Новопокровского района, направляют в органы МЧС России статистические данные о проделанной работе по обеспечению первичных мер пожарной безопасности. Так, в частности, исходя из предоставленных статистических данных за 2023 год, по состоянию на 30 ноября 2023 года ответчиком очищено и восстановлено 10 км. минерализованных полос, по состоянию на 7 месяцев текущего года – 9,2 км. минерализованных полос.
Представитель Управления имущественных и земельных отношений администрации МО Новопокровский район Перелыгин С.Ф., допрошенный в судебном заседании в качестве специалиста сообщил, что обеспечение первичных мер пожарной безопасности относятся к ведению сельских поселений, а не к компетенции администрации МО Новопокровский район, поскольку эта норма прямо закреплена законодательством Российской Федерации. При этом разъяснил, что под первичными мерами пожарной безопасности понимается не только непосредственная обязанность сельского поселения самостоятельно и за свой счет обустроить вокруг населенного пункта минерализованную полосу, в том числе и по землям, находящимся в частной собственности, но также и работа с собственниками этих земель, которые могут её обустроить в том числе за свой счет.
Исследовав письменные материалы дела, допросив специалистов, выслушав мнение участвующего помощника прокурора Новопокровского района Краснодарского края Волошина С.С., изучив доводы возражений, суд приходит к следующему.
В силу ст. 58 Конституции РФ каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
Так, согласно ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» под пожарной безопасностью понимается состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров, а под требованиями пожарной безопасности – специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; под первичными мерами пожарной безопасности понимается реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 21 декабря 1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя указанный Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.
Согласно п. 9 ч. 1 и ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения сельского поселения относится, обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
При этом, ст.ст. 19 и 21 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» указывают на то, что к полномочиям органов местного самоуправления поселений по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относится оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров, а также принятие мер по локализации пожара. Меры пожарной безопасности для населенных пунктов и территорий административных образований разрабатываются и реализуются соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления.
В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», постановлением Правительства РФ от 16 сентября 2020 г. № 1479 утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации, которые устанавливают требования пожарной безопасности, определяющие порядок поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты в целях обеспечения пожарной безопасности.
Положения, содержащиеся в Правилах носят технический характер, следовательно, выполняя требования данных Правил, орган местного самоуправления решает вопросы технического обеспечения пожарной безопасности населенного пункта, выполняет первичные меры пожарной безопасности.
Согласно п. 7 ч. 1 ст. 37 Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ (ред. от 25.12.2023) «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» противопожарные минерализованные полосы являются противопожарной преградой.
Следовательно, с учетом указанного нормативного регулирования, создание минерализованных полос и иных противопожарных барьеров относится к первичным мерам пожарной безопасности.
Как установлено из представленных в дело материалов, администрацией Новопокровского сельского поселения Новопокровского района исполняются функции по организации выполнения первичных мер пожарной безопасности.
Так, ответчиком издано распоряжение от 29 марта 2024 г. № 51-р «О введении особого противопожарного режима на территории Новопокровского сельского поселения Новопокровского района», которым во исполнение Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» на территории сельского поселения на период с 01 апреля 2024 года по 31 декабря 2024 года введен особый противопожарный режим. Руководителям хозяйств, предприятий любой формы собственности указано строго соблюдать правила пожарной безопасности. Также поручено провести сходы граждан и организовать прочие мероприятия, направленные на разъяснительную работу по вопросу соблюдения пожарной безопасности.
Согласно статистическим данным, направляемым ответчиком в органы МЧС России, администрацией Новопокровского сельского поселения Новопокровского района по состоянию на 30 ноября 2023 года очищено и восстановлено 10 км. минерализованных полос, произведен выкос сухой травы на площади 7 210 кв.м., 800 кв.м. камыша, убрано и вывезено 533 кубических метров горючего мусора. По состоянию на 31 июля 2024 года очищено и восстановлено 9,2 км. минерализованных полос, произведен выкос сухой травы на площади 3 160 кв.м., убрано и вывезено 45,5 кубических метров горючего мусора.
С учетом приведенных выше норм права, суд не может согласиться с позицией ответчика о необходимости возложении на Администрацию МО Новопокровский район, как распорядителя земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, а так же на пользователей и собственников земельных участков, расположенных по границам населенных пунктов Новопокровского сельского поселения Новопокровского района, обязанностей по выполнению первичных мер пожарной безопасности, поскольку такая обязанность вытекает не из полномочий собственника, а вследствие прямого указания закона, который к вопросам местного значения сельского поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
Кроме того, абз. 5 ст. 21 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» устанавливает, что меры пожарной безопасности для населенных пунктов и территорий административных образований разрабатываются и реализуются соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления.
Таким образом, органы местного самоуправления обязаны реализовывать меры пожарной безопасности, направленные на защиту населенных пунктов от пожаров, разработанные и утвержденные в установленном порядке, независимо от конкретизации данных требований по субъекту, который обязан их выполнять.
Принимая во внимание вышеизложенные обстоятельства в их совокупности, исходя из предмета и оснований заявленных исковых требований, а также из достаточности и взаимной связи всех доказательств, суд приходит к выводу об обоснованности доводов искового заявления и о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.
В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина – в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
На основании п. 9 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ, прокурор при обращении в суд с заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц от уплаты государственной пошлины освобожден.
Согласно ч. 2 ст. 333.20 НК РФ суды общей юрисдикции или мировые судьи, исходя из имущественного положения плательщика, вправе освободить его от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым указанными судами или мировыми судьями.
Учитывая тот факт, что ответчик администрация Новопокровского сельского поселения Новопокровского района является органом местного самоуправления и полностью финансируется за счет средств собственного муниципального бюджета, в который подлежит зачислению государственная пошлина по данному гражданскому делу, от уплаты которой прокурор при подаче иска освобожден, суд полагает возможным освободить ответчика от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 39, 173, 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Новопокровского района Краснодарского края к администрации Новопокровского сельского поселения Новопокровского района– удовлетворить.
Возложить на администрацию Новопокровского сельского поселения Новопокровского района обязанность в течение месяца после вступления в законную силу настоящего решения осуществить обустройство вокруг территории населенных пунктов Новопокровского сельского поселения Новопокровского района противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 10 метров.
Администрацию Новопокровского сельского поселения Новопокровского района от уплаты государственной пошлины освободить.
Мотивирование решение изготовлено 06 сентября 2024 года.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Краснодарского краевого суда через Новопокровский районный суд Краснодарского края в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий: Ю.В. Хрипунова