Решение по делу № 21-59/2023 от 13.01.2023

Дело № 21-59/2023

Судья Евстафьев В.В.

Р Е Ш Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

9 февраля 2023 года г. Чебоксары

Судья Верховного Суда Чувашской Республики Голубев А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника – адвоката Спиридонова А.В. на постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Татарстан, Республике Марий Эл и Чувашской Республике № 11-16 от 10 июня 2022 года и решение судьи Ленинского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 26 декабря 2022 года, вынесенные в отношении заместителя генерального директора - директора Новочебоксарского филиала акционерного общества «Ситиматик» (далее – АО «Ситиматик») Малова Юрия Валерьевича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ),

установил:

постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Татарстан, Республике Марий Эл и Чувашской Республике № 11-16 от 10 июня 2022 года, оставленным без изменения решением судьи Ленинского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 26 декабря 2022 года, заместитель генерального директора – директор Новочебоксарского филиала АО «Ситиматик» признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.4 КоАП РФ, и ему лицу назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 10000 рублей.

Не согласившись с вынесенными по делу актами, защитник Малова Ю.В. – Спиридонов А.В. подал жалобу Верховный Суд Чувашской Республики, в которой просит об их отмене и прекращении производства по делу.

Проверив материалы дела об административном правонарушении, выслушав мнение защитников Малова Ю.В. – адвокатов Спиридонова А.В. и Васильева А.А., поддержавших жалобу с дополнениями, мнение представителя административного органа Кочкомазовой О.С. об оставлении обжалуемых актов без изменения, прихожу к следующим выводам.

В целях установления соответствия документов и (или) документации, обосновывающих планируемую хозяйственную и иную деятельность, требованиям в области охраны окружающей среды производится экологическая экспертиза (статья 33 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»).

Федеральный закон от 23 ноября 1995 г. № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» регулирует отношения в области экологической экспертизы, направлен на реализацию конституционного права граждан Российской Федерации на благоприятную окружающую среду посредством предупреждения негативных воздействий хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду.

Заказчики документации, подлежащей экологической экспертизе, обязаны, в том числе осуществлять намечаемую хозяйственную и иную деятельность в соответствии с документацией, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы (статья 27 Федерального закона от 23 ноября 1995 г. № 174-ФЗ).

В силу подпункта 7 части 1 статьи 30 Федерального закона 23 ноября 1995 года № 174-ФЗ нарушениями законодательства Российской Федерации об экологической экспертизе заказчиком документации, подлежащей экологической экспертизе, и заинтересованными лицами является в том числе, осуществление хозяйственной и иной деятельности, не соответствующей документации, которая получила положительное заключение государственной экологической экспертизы.

Захоронение отходов, в состав которых входят полезные компоненты, подлежащие утилизации, запрещается. Перечень видов отходов, в состав которых входят полезные компоненты, захоронение которых запрещается, устанавливается Правительством Российской Федерации (часть 8 статьи 12 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»).

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 июля 2017 г. № 1589-р утвержден Перечень видов отходов производства и потребления, в состав которых входят полезные компоненты, захоронение которых запрещается, который содержит, в том числе, лом и отходы металлов.

В соответствии с частью 2 статьи 8.4 КоАП РФ осуществление деятельности, не соответствующей документации, которая получила положительное заключение государственной экологической экспертизы, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей.

Объективную сторону данного правонарушения образует деяния (действия или бездействие), направленное на осуществление деятельности, полностью или частично не соответствующей документации, которая получила положительное заключение государственной экологической экспертизы, в том числе замена материалов и технологий, изменение последовательности и сроков исполнения работ.

Из материалов дела следует, что основным видом деятельности Новочебоксарского филиала АО «Ситиматик» на Производственной площадке , расположенной по адресу: <адрес> является деятельность по сбору, транспортированию, обработке и размещению отходов производства и потребления 4-5 класса опасности. Объект переработки и захоронения твердых бытовых отходов имеет 1 категорию негативного воздействия на окружающую среду, категория риска – высокая (код объекта – ).

Волжско-Камским межрегиональным управлением Росприроднадзора в отношении АО «Ситиматик» проведена плановая выездная проверка соблюдения обязательных требований в области охраны окружающей среды. Результаты проверки АО «Ситиматик» отражены в акте от 20 декабря 2021 г. .

По результатам проверки установлено, что деятельность в области обращения с отходами производства и потребления осуществляется на основании лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV класса опасности от 17 мая 2021 г. № 64-00126/П. Перечень лицензируемых видов деятельности и отходы, с которыми Общество имеет право осуществлять деятельность в области обращения с отходами, указаны в Приложении к данной лицензии.

Эксплуатация полигона Филиалом осуществляется на основании Концессионного соглашения с Чувашской Республикой в лице Минприроды Чувашии от 01 июля 2014 г. Срок действия соглашения – 25 лет.

Согласно статистической отчетности «Сведения об образовании, обработке, утилизации, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления» за 2020 г. Филиалом принято от других хозяйствующих субъектов всего – 192989,98 т, из них обработано отходов – 28593,66 т, утилизировано отходов всего 582,71 т; размещено отходов на эксплуатируемом объекте за отчетный период – 181010,1452 т отходов.

Проектная документация объекта «Переработка и захоронение твердых бытовых отходов» имеет положительное заключение экспертной комиссии государственной экологической экспертизы, утвержденное приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 31 мая 2010 г. № 427. Срок действия заключения составлял три года (находится в деле административного органа 11-628-У/2021, приобщено к судебному делу, том 2 л.д.73-86).

В целях размещения отходов на 2 карте объекта размещения отходов, в 2017 году приказом Управления Росприроднадзора по Чувашской Республике от 13 октября 2017 г. № 668-п утверждено положительное заключение экспертной комиссии государственной экологической экспертизы проектной документации «Переработка и захоронение твердых бытовых отходов. 2 этап». Срок действия заключения – 5 лет (138-144).

В связи с принятием распоряжения Правительства Российской Федерации от 25 июля 2017 г. № 1589-р об утверждении Перечня видов отходов производства и потребления, в состав которых входят полезные компоненты, захоронение которых запрещается, в 2019 году Общество предоставило в Управление Росприроднадзора по Чувашской Республике на рассмотрение проектную документацию «Реконструкция объекта «Переработка и захоронение твердых бытовых отходов». Поскольку захоронение отходов, в состав которых входят полезные компоненты (сталь), подлежащие утилизации, запрещается, проектом предусмотрен альтернативный вариант технологии захоронения остатков сортировки методом навала (методом надвига), т.е. без брикетирования отходов с использованием стальной проволоки.

По результатам рассмотрения проектная документация «Реконструкция объекта «Переработка и захоронение твердых бытовых отходов» получила положительное заключение экспертной комиссии государственной экологической экспертизы проектной документации, утвержденной приказом Управления Росприроднадзора по Чувашской Республике от 15 декабря 2019 г. № 258-п. Срок действия заключения составляет 5 лет (л.д. 122-137).

Проектной документацией предусмотрено размещение и применение на действующем предприятии дополнительного оборудования по компактированию остатков сортировки и технологий классического захоронения отходов на картах методом «надвига» и «сталкивания».

Проектом предусматривается внесение следующих основных изменений в технологическую схему работы объекта размещения отходов: изменение технологии уплотнения остатков сортировки; изменение способа транспортировки остатков сортировки до рабочих карт для захоронения; Технология захоронения остатков сортировки и отходов IV и V классов опасности, не подлежащих сортировке на картах № 1 и № 2 Объекта.

Изменение технологии уплотнения остатков сортировки предусматривает исключение из производственного цикла пресса «Bollegraf». Для этого проводится переключение режима работы конвейера с положения «Основное» на положение «Аварийное», при этом отходы направляются не на пресс, а выводятся (по существующему конвейеру) в накопительный контейнер за пределы цеха. Пресс «Bollegraf» будет выполнять резервную функцию. На участке расположения накопительного контейнера предусмотрено строительство участка компактирования остатков сортировки.

Проектной документацией предусмотрено использование следующего оборудования: гидравлический пресс-компактор «Husmarm МР 2500 TS»; накопительные пресс-контейнеры (3 шт.) с системой их автоматического поперечного перемещения на 5 постов; шкаф управления.

На момент плановой выездной проверки АО «Ситиматик» выявлено, что реализация объекта государственной экологической экспертизы осуществляется с отступлением от Проектной документации, получившей положительное Заключение государственной экологической экспертизы 2019 г. Отходы (остатки сортировки ТКО) размещаются методом брикетирования прессом «Bollegraf» с использованием стальной проволоки. Вышеуказанное оборудование, предусмотренное проектной документацией «Реконструкция объекта «Переработка и захоронение твердых бытовых отходов», не установлено и не используется. В период с 2020 г. по ноябрь 2021 г. Обществом израсходовано 126,9 т проволоки.

При этом установлено, что в проектной документации «Реконструкция объекта «Переработка и захоронение твердых бытовых отходов», получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы, в разделе I «Пояснительная записка» 12/2017-ПЗ с Техническим заданием установлены сроки строительства и ввода объекта в эксплуатацию – IV квартал 2019 г.

При изложенных обстоятлеьствах должностное лицо и судья районного суда пришли к выводу о нарушении АО «Ситиматик» пункта 5 статьи 18, статьи 27, пункта 7 части 1 статьи 30 Федерального закона от 23.11.1995 г. № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе»; части 8 статьи 12 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»; распоряжения Правительства РФ от 25.07.2017 г. № 1589-р «Об утверждении Перечня видов отходов производства и потребления, в состав которых входят полезные компоненты, захоронение которых запрещается»; заключения экспертной комиссии государственной экологической экспертизы проектной документации, утвержденного приказом Управления Росприроднадзора по Чувашской Республике от 15 октября 2019 г. № 258-п, и о наличии в действиях заместителя генерального директора - директора Новочебоксарского филиала АО «Ситиматик» состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.4 КоАП РФ.

Повода не согласиться с выводом должностного лица и судьи районного суда о наличии в действиях Малова Ю.В. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.4 КоАП РФ, не имеется по следующим основаниям. Данный вывод основан на исследованных доказательствах и требованиях закона.

На проектную документацию «Реконструкция объекта «Переработка и захоронение твердых бытовых отходов» (для г. Чебоксары, г. Новочебоксарск и Чеоксарского района) получено положительное заключение экспертной комиссии государственной экологической экспертизы, утвержденное приказом Управления Росприроднадзора по Чувашской Республике от 15 декабря 2019 г. № 258-п. Срок действия заключения составляет 5 лет.

Неотъемлемой частью указанной проектной документации является раздел I «Пояснительная записка» 12/2017-ПЗ с Техническим заданием, в котором заказчиком АО «Управление отходами» (прежнее наименование АО «Ситимактик»), установлены сроки строительства и ввода объекта в эксплуатацию – IV квартал 2019 г. (л.д.145, 146).

Таким образом, АО «Ситиматк» в соответствии со статьей 27, подпунктом 7 части 1 статьи 30 Федерального закона 23 ноября 1995 года № 174-ФЗ обязано осуществлять намечаемую хозяйственную и иную деятельность в соответствии с указанной документацией, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы, в том числе в части в срока строительства и ввода объекта в эксплуатацию – IV квартал 2019 г.

Вместе с тем материалами дела объективно подтверждено, и это признано автором жалобы, что на момент плановой выездной проверки, результаты которой оформлены актом от 20 декабря 2021 года № 11-21, оборудование, предусмотренное проектной документацией «Реконструкция объекта «Переработка и захоронение твердых бытовых отходов», не установлено и не используется. В период с 2020 г. по ноябрь 2021 г. Обществом израсходовано 126,9 т проволоки.

Изложенное позволяет прийти к выводу, что АО «Ситиматик» осуществляется деятельность, не соответствующая документации, которая получила положительное заключение государственной экологической экспертизы. В действиях должностного лица АО «Ситиматик» Малова Ю.В. имеется состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.4 КоАП РФ, в связи с чем довод жалобы о незаконности привлечения к административной ответственности по мотивам возможности реализации намечаемой хозяйственной деятельности с 15 октября 2019 года в срок действия положительного заключения государственной экологической экспертизы отклоняется.

При этом суд второй инстанции не может согласиться с выводами должностного лиц и судьи районного суда о том, что проектной документацией от 15 октября 2019 г. были внесены изменения в ранее действовавшую проектную документацию от 13 октября 2017 г., вследствие чего заключение государственной экологической экспертизы от 13 октября 2017 г. утратило юридическую силу с 15 октября 2019 г., и о нарушении АО «Ситиматик» пункта 5 статьи 18 Федерального закона от 23.11.1995 г. № 174-ФЗ в силу следующего.

Анализ имеющихся в материалах дела заключений государственной экологической экспертизы об утверждении проектной документации объектов «Переработка и захоронение твердых бытовых отходов. 2 этап» и «Реконструкция объекта «Переработка и захоронение твердых бытовых отходов» (для г. Чебоксары, г. Новочебоксарск и Чеоксарского района), позволяет прийти к выводу, что каждый из этих объектов реализуется самостоятельно.

В связи с этим проектная документация «Реконструкция объекта «Переработка и захоронение твердых бытовых отходов» (для г. Чебоксары, г. Новочебоксарск и Чеоксарского района) внесением изменений в ранее реализованную проектную и иную документацию, получившую положительное заключение государственной экологической экспертизы, и отступлением от этой проектной документации не является, следовательно, не влечет с 15 октября 2019 года утрату юридической силы положительного заключения государственной экологической экспертизы проектной документации «Переработка и захоронение твердых бытовых отходов. 2 этап (для г.Чебоксары, г.Новочебоксарск и Чебоксарского района)», утвержденного приказом Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Чувашской Республике от 13 октября 2017 г. № 668-п.

При изложенных обстоятельствах из обжалуемых актов подлежат исключению выводы об утрате с 15 октября 2019 года юридической силы означенного положительного заключения государственной экологической экспертизы и о нарушении АО «Ситиматик» пункта 5 статьи 18 Федерального закона от 23.11.1995 г. № 174-ФЗ.

Вместе с тем вносимые в обжалуемые акты изменения не означают, что АО «Ситиматик» не осуществлялась деятельность, не соответствующая документации, которая получила положительное заключение государственной экологической экспертизы, по признаку нарушения установленных в этой документации сроков строительства и ввода объекта в эксплуатацию – IV квартал 2019 г., и не свидетельствуют об отсутствии в действиях Малова Ю.В. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.4 КоАП РФ.

Довод заявителя об отсутствии согласования проектной документации со стороны Минприроды Чувашской Республики тщательно рассмотрен должностным лицом и судьей районного суда и обоснованно опровергнут.

В соответствии со статьей 2.4 КоАП РФ Малов Ю.В. привлечен к административной ответственности как должностное лицо АО «Ситиматик».

Наказание должностному лицу Малову Ю.В. назначено в соответствии со статьями 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ в пределах санкции части 2 статьи 8.4 КоАП РФ.

Административное правонарушение, совершенное Маловым Ю.В., характеризуется осуществлением деятельности, то есть действием, является длящимся, в связи с чем годичный срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ для данной категории дел, начал исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения – даты акта плановой выездной проверки от 20 декабря 2021 года № 11-21, и на момент вынесения постановления не истек.

Оснований для применения положений статьи 1.7 КоАП РФ суд второй инстанции не усматривает.

Существенных нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену обжалуемых актов, не допущено.

Руководствуясь статьей 30.9 КоАП РФ, судья

решил:

постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Татарстан, Республике Марий Эл и Чувашской Республике № 11-16 от 10 июня 2022 года и решение судьи Ленинского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 26 декабря 2022 года, вынесенные в отношении заместителя генерального директора - директора Новочебоксарского филиала акционерного общества «Ситиматик» (далее – АО «Ситиматик») Малова Юрия Валерьевича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, изменить, исключив из них выводы об утрате с 15 октября 2019 года юридической силы положительного заключения государственной экологической экспертизы проектной документации «Переработка и захоронение твердых бытовых отходов. 2 этап (для г.Чебоксары, г.Новочебоксарск и Чебоксарского района)», утвержденного приказом Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Чувашской Республике от 13 октября 2017 г. № 668-п, и о нарушении пункта 5 статьи 18 Федерального закона от 23.11.1995 г. № 174-ФЗ.

В остальной части обжалуемые акты оставить без изменения, жалобу защитника адвоката Спиридонова А.В. - без удовлетворения.

Судья А.В. Голубев

Дело № 21-59/2023

Судья Евстафьев В.В.

Р Е Ш Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

9 февраля 2023 года г. Чебоксары

Судья Верховного Суда Чувашской Республики Голубев А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника – адвоката Спиридонова А.В. на постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Татарстан, Республике Марий Эл и Чувашской Республике № 11-16 от 10 июня 2022 года и решение судьи Ленинского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 26 декабря 2022 года, вынесенные в отношении заместителя генерального директора - директора Новочебоксарского филиала акционерного общества «Ситиматик» (далее – АО «Ситиматик») Малова Юрия Валерьевича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ),

установил:

постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Татарстан, Республике Марий Эл и Чувашской Республике № 11-16 от 10 июня 2022 года, оставленным без изменения решением судьи Ленинского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 26 декабря 2022 года, заместитель генерального директора – директор Новочебоксарского филиала АО «Ситиматик» признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.4 КоАП РФ, и ему лицу назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 10000 рублей.

Не согласившись с вынесенными по делу актами, защитник Малова Ю.В. – Спиридонов А.В. подал жалобу Верховный Суд Чувашской Республики, в которой просит об их отмене и прекращении производства по делу.

Проверив материалы дела об административном правонарушении, выслушав мнение защитников Малова Ю.В. – адвокатов Спиридонова А.В. и Васильева А.А., поддержавших жалобу с дополнениями, мнение представителя административного органа Кочкомазовой О.С. об оставлении обжалуемых актов без изменения, прихожу к следующим выводам.

В целях установления соответствия документов и (или) документации, обосновывающих планируемую хозяйственную и иную деятельность, требованиям в области охраны окружающей среды производится экологическая экспертиза (статья 33 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»).

Федеральный закон от 23 ноября 1995 г. № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» регулирует отношения в области экологической экспертизы, направлен на реализацию конституционного права граждан Российской Федерации на благоприятную окружающую среду посредством предупреждения негативных воздействий хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду.

Заказчики документации, подлежащей экологической экспертизе, обязаны, в том числе осуществлять намечаемую хозяйственную и иную деятельность в соответствии с документацией, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы (статья 27 Федерального закона от 23 ноября 1995 г. № 174-ФЗ).

В силу подпункта 7 части 1 статьи 30 Федерального закона 23 ноября 1995 года № 174-ФЗ нарушениями законодательства Российской Федерации об экологической экспертизе заказчиком документации, подлежащей экологической экспертизе, и заинтересованными лицами является в том числе, осуществление хозяйственной и иной деятельности, не соответствующей документации, которая получила положительное заключение государственной экологической экспертизы.

Захоронение отходов, в состав которых входят полезные компоненты, подлежащие утилизации, запрещается. Перечень видов отходов, в состав которых входят полезные компоненты, захоронение которых запрещается, устанавливается Правительством Российской Федерации (часть 8 статьи 12 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»).

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 июля 2017 г. № 1589-р утвержден Перечень видов отходов производства и потребления, в состав которых входят полезные компоненты, захоронение которых запрещается, который содержит, в том числе, лом и отходы металлов.

В соответствии с частью 2 статьи 8.4 КоАП РФ осуществление деятельности, не соответствующей документации, которая получила положительное заключение государственной экологической экспертизы, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей.

Объективную сторону данного правонарушения образует деяния (действия или бездействие), направленное на осуществление деятельности, полностью или частично не соответствующей документации, которая получила положительное заключение государственной экологической экспертизы, в том числе замена материалов и технологий, изменение последовательности и сроков исполнения работ.

Из материалов дела следует, что основным видом деятельности Новочебоксарского филиала АО «Ситиматик» на Производственной площадке , расположенной по адресу: <адрес> является деятельность по сбору, транспортированию, обработке и размещению отходов производства и потребления 4-5 класса опасности. Объект переработки и захоронения твердых бытовых отходов имеет 1 категорию негативного воздействия на окружающую среду, категория риска – высокая (код объекта – ).

Волжско-Камским межрегиональным управлением Росприроднадзора в отношении АО «Ситиматик» проведена плановая выездная проверка соблюдения обязательных требований в области охраны окружающей среды. Результаты проверки АО «Ситиматик» отражены в акте от 20 декабря 2021 г. .

По результатам проверки установлено, что деятельность в области обращения с отходами производства и потребления осуществляется на основании лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV класса опасности от 17 мая 2021 г. № 64-00126/П. Перечень лицензируемых видов деятельности и отходы, с которыми Общество имеет право осуществлять деятельность в области обращения с отходами, указаны в Приложении к данной лицензии.

Эксплуатация полигона Филиалом осуществляется на основании Концессионного соглашения с Чувашской Республикой в лице Минприроды Чувашии от 01 июля 2014 г. Срок действия соглашения – 25 лет.

Согласно статистической отчетности «Сведения об образовании, обработке, утилизации, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления» за 2020 г. Филиалом принято от других хозяйствующих субъектов всего – 192989,98 т, из них обработано отходов – 28593,66 т, утилизировано отходов всего 582,71 т; размещено отходов на эксплуатируемом объекте за отчетный период – 181010,1452 т отходов.

Проектная документация объекта «Переработка и захоронение твердых бытовых отходов» имеет положительное заключение экспертной комиссии государственной экологической экспертизы, утвержденное приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 31 мая 2010 г. № 427. Срок действия заключения составлял три года (находится в деле административного органа 11-628-У/2021, приобщено к судебному делу, том 2 л.д.73-86).

В целях размещения отходов на 2 карте объекта размещения отходов, в 2017 году приказом Управления Росприроднадзора по Чувашской Республике от 13 октября 2017 г. № 668-п утверждено положительное заключение экспертной комиссии государственной экологической экспертизы проектной документации «Переработка и захоронение твердых бытовых отходов. 2 этап». Срок действия заключения – 5 лет (138-144).

В связи с принятием распоряжения Правительства Российской Федерации от 25 июля 2017 г. № 1589-р об утверждении Перечня видов отходов производства и потребления, в состав которых входят полезные компоненты, захоронение которых запрещается, в 2019 году Общество предоставило в Управление Росприроднадзора по Чувашской Республике на рассмотрение проектную документацию «Реконструкция объекта «Переработка и захоронение твердых бытовых отходов». Поскольку захоронение отходов, в состав которых входят полезные компоненты (сталь), подлежащие утилизации, запрещается, проектом предусмотрен альтернативный вариант технологии захоронения остатков сортировки методом навала (методом надвига), т.е. без брикетирования отходов с использованием стальной проволоки.

По результатам рассмотрения проектная документация «Реконструкция объекта «Переработка и захоронение твердых бытовых отходов» получила положительное заключение экспертной комиссии государственной экологической экспертизы проектной документации, утвержденной приказом Управления Росприроднадзора по Чувашской Республике от 15 декабря 2019 г. № 258-п. Срок действия заключения составляет 5 лет (л.д. 122-137).

Проектной документацией предусмотрено размещение и применение на действующем предприятии дополнительного оборудования по компактированию остатков сортировки и технологий классического захоронения отходов на картах методом «надвига» и «сталкивания».

Проектом предусматривается внесение следующих основных изменений в технологическую схему работы объекта размещения отходов: изменение технологии уплотнения остатков сортировки; изменение способа транспортировки остатков сортировки до рабочих карт для захоронения; Технология захоронения остатков сортировки и отходов IV и V классов опасности, не подлежащих сортировке на картах № 1 и № 2 Объекта.

Изменение технологии уплотнения остатков сортировки предусматривает исключение из производственного цикла пресса «Bollegraf». Для этого проводится переключение режима работы конвейера с положения «Основное» на положение «Аварийное», при этом отходы направляются не на пресс, а выводятся (по существующему конвейеру) в накопительный контейнер за пределы цеха. Пресс «Bollegraf» будет выполнять резервную функцию. На участке расположения накопительного контейнера предусмотрено строительство участка компактирования остатков сортировки.

Проектной документацией предусмотрено использование следующего оборудования: гидравлический пресс-компактор «Husmarm МР 2500 TS»; накопительные пресс-контейнеры (3 шт.) с системой их автоматического поперечного перемещения на 5 постов; шкаф управления.

На момент плановой выездной проверки АО «Ситиматик» выявлено, что реализация объекта государственной экологической экспертизы осуществляется с отступлением от Проектной документации, получившей положительное Заключение государственной экологической экспертизы 2019 г. Отходы (остатки сортировки ТКО) размещаются методом брикетирования прессом «Bollegraf» с использованием стальной проволоки. Вышеуказанное оборудование, предусмотренное проектной документацией «Реконструкция объекта «Переработка и захоронение твердых бытовых отходов», не установлено и не используется. В период с 2020 г. по ноябрь 2021 г. Обществом израсходовано 126,9 т проволоки.

При этом установлено, что в проектной документации «Реконструкция объекта «Переработка и захоронение твердых бытовых отходов», получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы, в разделе I «Пояснительная записка» 12/2017-ПЗ с Техническим заданием установлены сроки строительства и ввода объекта в эксплуатацию – IV квартал 2019 г.

При изложенных обстоятлеьствах должностное лицо и судья районного суда пришли к выводу о нарушении АО «Ситиматик» пункта 5 статьи 18, статьи 27, пункта 7 части 1 статьи 30 Федерального закона от 23.11.1995 г. № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе»; части 8 статьи 12 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»; распоряжения Правительства РФ от 25.07.2017 г. № 1589-р «Об утверждении Перечня видов отходов производства и потребления, в состав которых входят полезные компоненты, захоронение которых запрещается»; заключения экспертной комиссии государственной экологической экспертизы проектной документации, утвержденного приказом Управления Росприроднадзора по Чувашской Республике от 15 октября 2019 г. № 258-п, и о наличии в действиях заместителя генерального директора - директора Новочебоксарского филиала АО «Ситиматик» состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.4 КоАП РФ.

Повода не согласиться с выводом должностного лица и судьи районного суда о наличии в действиях Малова Ю.В. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.4 КоАП РФ, не имеется по следующим основаниям. Данный вывод основан на исследованных доказательствах и требованиях закона.

На проектную документацию «Реконструкция объекта «Переработка и захоронение твердых бытовых отходов» (для г. Чебоксары, г. Новочебоксарск и Чеоксарского района) получено положительное заключение экспертной комиссии государственной экологической экспертизы, утвержденное приказом Управления Росприроднадзора по Чувашской Республике от 15 декабря 2019 г. № 258-п. Срок действия заключения составляет 5 лет.

Неотъемлемой частью указанной проектной документации является раздел I «Пояснительная записка» 12/2017-ПЗ с Техническим заданием, в котором заказчиком АО «Управление отходами» (прежнее наименование АО «Ситимактик»), установлены сроки строительства и ввода объекта в эксплуатацию – IV квартал 2019 г. (л.д.145, 146).

Таким образом, АО «Ситиматк» в соответствии со статьей 27, подпунктом 7 части 1 статьи 30 Федерального закона 23 ноября 1995 года № 174-ФЗ обязано осуществлять намечаемую хозяйственную и иную деятельность в соответствии с указанной документацией, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы, в том числе в части в срока строительства и ввода объекта в эксплуатацию – IV квартал 2019 г.

Вместе с тем материалами дела объективно подтверждено, и это признано автором жалобы, что на момент плановой выездной проверки, результаты которой оформлены актом от 20 декабря 2021 года № 11-21, оборудование, предусмотренное проектной документацией «Реконструкция объекта «Переработка и захоронение твердых бытовых отходов», не установлено и не используется. В период с 2020 г. по ноябрь 2021 г. Обществом израсходовано 126,9 т проволоки.

Изложенное позволяет прийти к выводу, что АО «Ситиматик» осуществляется деятельность, не соответствующая документации, которая получила положительное заключение государственной экологической экспертизы. В действиях должностного лица АО «Ситиматик» Малова Ю.В. имеется состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.4 КоАП РФ, в связи с чем довод жалобы о незаконности привлечения к административной ответственности по мотивам возможности реализации намечаемой хозяйственной деятельности с 15 октября 2019 года в срок действия положительного заключения государственной экологической экспертизы отклоняется.

При этом суд второй инстанции не может согласиться с выводами должностного лиц и судьи районного суда о том, что проектной документацией от 15 октября 2019 г. были внесены изменения в ранее действовавшую проектную документацию от 13 октября 2017 г., вследствие чего заключение государственной экологической экспертизы от 13 октября 2017 г. утратило юридическую силу с 15 октября 2019 г., и о нарушении АО «Ситиматик» пункта 5 статьи 18 Федерального закона от 23.11.1995 г. № 174-ФЗ в силу следующего.

Анализ имеющихся в материалах дела заключений государственной экологической экспертизы об утверждении проектной документации объектов «Переработка и захоронение твердых бытовых отходов. 2 этап» и «Реконструкция объекта «Переработка и захоронение твердых бытовых отходов» (для г. Чебоксары, г. Новочебоксарск и Чеоксарского района), позволяет прийти к выводу, что каждый из этих объектов реализуется самостоятельно.

В связи с этим проектная документация «Реконструкция объекта «Переработка и захоронение твердых бытовых отходов» (для г. Чебоксары, г. Новочебоксарск и Чеоксарского района) внесением изменений в ранее реализованную проектную и иную документацию, получившую положительное заключение государственной экологической экспертизы, и отступлением от этой проектной документации не является, следовательно, не влечет с 15 октября 2019 года утрату юридической силы положительного заключения государственной экологической экспертизы проектной документации «Переработка и захоронение твердых бытовых отходов. 2 этап (для г.Чебоксары, г.Новочебоксарск и Чебоксарского района)», утвержденного приказом Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Чувашской Республике от 13 октября 2017 г. № 668-п.

При изложенных обстоятельствах из обжалуемых актов подлежат исключению выводы об утрате с 15 октября 2019 года юридической силы означенного положительного заключения государственной экологической экспертизы и о нарушении АО «Ситиматик» пункта 5 статьи 18 Федерального закона от 23.11.1995 г. № 174-ФЗ.

Вместе с тем вносимые в обжалуемые акты изменения не означают, что АО «Ситиматик» не осуществлялась деятельность, не соответствующая документации, которая получила положительное заключение государственной экологической экспертизы, по признаку нарушения установленных в этой документации сроков строительства и ввода объекта в эксплуатацию – IV квартал 2019 г., и не свидетельствуют об отсутствии в действиях Малова Ю.В. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.4 КоАП РФ.

Довод заявителя об отсутствии согласования проектной документации со стороны Минприроды Чувашской Республики тщательно рассмотрен должностным лицом и судьей районного суда и обоснованно опровергнут.

В соответствии со статьей 2.4 КоАП РФ Малов Ю.В. привлечен к административной ответственности как должностное лицо АО «Ситиматик».

Наказание должностному лицу Малову Ю.В. назначено в соответствии со статьями 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ в пределах санкции части 2 статьи 8.4 КоАП РФ.

Административное правонарушение, совершенное Маловым Ю.В., характеризуется осуществлением деятельности, то есть действием, является длящимся, в связи с чем годичный срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ для данной категории дел, начал исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения – даты акта плановой выездной проверки от 20 декабря 2021 года № 11-21, и на момент вынесения постановления не истек.

Оснований для применения положений статьи 1.7 КоАП РФ суд второй инстанции не усматривает.

Существенных нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену обжалуемых актов, не допущено.

Руководствуясь статьей 30.9 КоАП РФ, судья

решил:

постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Татарстан, Республике Марий Эл и Чувашской Республике № 11-16 от 10 июня 2022 года и решение судьи Ленинского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 26 декабря 2022 года, вынесенные в отношении заместителя генерального директора - директора Новочебоксарского филиала акционерного общества «Ситиматик» (далее – АО «Ситиматик») Малова Юрия Валерьевича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, изменить, исключив из них выводы об утрате с 15 октября 2019 года юридической силы положительного заключения государственной экологической экспертизы проектной документации «Переработка и захоронение твердых бытовых отходов. 2 этап (для г.Чебоксары, г.Новочебоксарск и Чебоксарского района)», утвержденного приказом Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Чувашской Республике от 13 октября 2017 г. № 668-п, и о нарушении пункта 5 статьи 18 Федерального закона от 23.11.1995 г. № 174-ФЗ.

В остальной части обжалуемые акты оставить без изменения, жалобу защитника адвоката Спиридонова А.В. - без удовлетворения.

Судья А.В. Голубев

21-59/2023

Категория:
Административные
Ответчики
АО "Ситиматик" Малов Ю.В.
Суд
Верховный Суд Чувашской Республики - Чувашии
Дело на странице суда
vs.chv.sudrf.ru
13.01.2023Материалы переданы в производство судье
09.02.2023Судебное заседание
13.02.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.02.2023Дело оформлено
13.02.2023Дело передано в экспедицию
09.02.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее