Судья Тарабрина Н.Н. |
№ 33а-3263/2020 10RS0011-01-2020-006299-27 2а-4386/2020 |
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
2 ноября 2020 г. |
г. Петрозаводск |
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Карелия в составе
председательствующего судьиДанилова О.И.,
судей Соляникова Р.В., Кудряшовой Е.П.
при секретаре Макаршиной А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного ответчика на решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 25 августа 2020 г. по административному исковому заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Петрозаводску к Сафронову Александру Николаевичу о взыскании обязательных платежей.
Заслушав доклад судьи Соляникова Р.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Административный иск заявлен по тем основаниям, что Сафронов А.Н. являлся собственником объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Петрозаводского городского округа, однако обязанность по уплате налога на имущество физических лиц за 2018 г. им не исполнена. В связи с неуплатой налога за период с 3 по 17 декабря 2019 г. налогоплательщику начислены пени. Ссылаясь на указанные обстоятельства, Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Петрозаводску (далее – Инспекция) просила взыскать с административного ответчика недоимку в сумме 54121 руб. и пени – 197 руб. 54 коп.
Решением суда заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
С состоявшимся по делу судебным постановлением не согласен налогоплательщик, в апелляционной жалобе просит его отменить, поскольку судом не было принято во внимание, что в ходе рассмотрения административного дела № 10OS0000-01-2019-000098-16 (3а-100/2019) была выявлена техническая ошибка при определении кадастровой стоимости одного из объектов, а также не проверен расчет налога с учетом инвентаризационной стоимости.
В заседании суда апелляционной инстанции административного истца Сальникова Е.С. против доводов апелляционной жалобы возражала.
Административный ответчик в заседании суда апелляционной инстанции участия не принимал, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в полном объеме, судебная коллегия приходит к следующему.
По делу установлено, что Сафронов А.Н. является собственником объектов недвижимости с кадастровыми номерами (...), (...), (...), (...), (...), кадастровая стоимость которых утверждена постановлением Правительства Республики Карелия от 26 сентября 2012 г. № 298-П «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости (за исключением земельных участков) на территории Республики Карелия» в размере 67 124 764 руб. 36 коп., 276 596 руб. 46 коп., 27 559 руб. 86 коп., 162 888 руб. 28 коп.и 60 204 руб. 04 коп. соответственно.
Согласно ст. 400 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 401 настоящего Кодекса.
Объектами налогообложения признаются, в том числе: здания, строения, сооружения (п. 1 ст. 401 НК РФ).
В силу п.п. 1 и 2 ст. 402 НК РФ налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных п. 2 настоящей статьи. Налоговая база в отношении объектов налогообложения, за исключением объектов, указанных в п. 3 настоящей статьи, определяется исходя из их инвентаризационной стоимости в случае, если субъектом Российской Федерации не принято решение, предусмотренное абзацем третьим п. 1 настоящей статьи.
Положениями ст. 406 НК РФ предусмотрено, что в случае определения налоговой базы исходя из инвентаризационной стоимости налоговые ставки устанавливаются на основе умноженной на коэффициент-дефлятор суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения, принадлежащих на праве собственности налогоплательщику (с учетом доли налогоплательщика в праве общей собственности на каждый из таких объектов), расположенных в пределах одного муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя).
В соответствии с Законом Республики Карелия от 1 ноября 2016 г. № 2058-ЗРК «Об установлении единой даты начала применения на территории Республики Карелия порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости» единая дата начала применения на территории Республики Карелия порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложенияустановлена с 1 января 2017 г.
Подпунктом 6 п. 3(2) решения Петрозаводского городского Совета от 18 ноября 2017 г. № 27/29-457 «Об установлении и введении в действие на территории Петрозаводского городского округа налога на имущество физических лиц» (в редакции, действовавшей в 2017 г.) ставка налога на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения в отношении прочих объектов налогообложения была установлена в размере 0,2%.
Пунктом 8 ст. 408 НК РФ предусмотрено, что сумма налога за первые три налоговых периода с начала применения порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения исчисляется с учетом положений п. 9 настоящей статьи по следующей формуле: Н = (Н1 - Н2) x К + Н2, где Н – сумма налога, подлежащая уплате; Н1 – сумма налога, исчисленная в порядке, предусмотренном п. 1 настоящей статьи, исходя из налоговой базы, определенной в соответствии со ст. 403 настоящего Кодекса, без учета положений п.п. 4-6 настоящей статьи; Н2 – сумма налога, исчисленная исходя из соответствующей инвентаризационной стоимости объекта налогообложения (без учета положений п.п. 4-6 настоящей статьи) за последний налоговый период определения налоговой базы в соответствии со ст. 404 настоящего Кодекса; К – коэффициент, равный 0,2 - применительно к первому налоговому периоду, в котором налоговая база определяется в соответствующем муниципальном образовании (городе федерального значения Москве, Санкт-Петербурге или Севастополе) в соответствии со ст. 403 настоящего Кодекса.
Согласно налоговому уведомлению от 24 июня 2018 г. № 12250400 на административном ответчике лежала обязанность по уплате в срок до 3 декабря 2018 г. налога на имущество физических лиц за 2016 г. по объектам, расположенным в г.Петрозаводске, в размере 27 014 руб. При этом, поскольку по спорным объектам инвентаризационная стоимость не устанавливалась и налогоплательщику по 2016 г. налог не начислялся, при расчете налога за 2017 г. в соответствии с п. 8 ст. 408 НК РФ инвентаризационная стоимость не учитывалась.
В связи с неисполнением налоговой обязанности по уплате налога на имущество за 2017 г. административному ответчику направлено требование по состоянию на 18 декабря 2018 г. № 59393, в котором обозначена необходимость уплаты налога в размере 27 014 руб. и пени в размере 94 руб. 78 коп.в срок до 10 января 2019 г.
Налоговые уведомление и требование направлены административному ответчику путем размещения в личном кабинете налогоплательщика.
По общему правилу, установленному п. 2 ст. 48 НК РФ, заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога.
С заявлением о вынесении судебного приказа налоговый орган обратился в пределах установленного срока 6 марта 2019 г.
11 марта 2019 г. мировым судьей судебного участка № 3 г. Петрозаводска Республики Карелия вынесен судебный приказ, который отменен 1 апреля 2019 г. в связи с поступлением от должника возражений.
Согласно п. 3 ст. 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
23 сентября 2019 г. налоговым органом подано в суд настоящее административное исковое заявление в пределах установленного законом срока.
Вопреки доводам жалобы, ссылка на решение Верховного Суда Республики Карелия по административному делу № 3а-100/2019 по административному исковому заявлению Сафронова А.Н. об оспаривании в части постановления Правительства Республики Карелия от 26 сентября 2012 г. № 298-П «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости (за исключением земельных участков) на территории Республики Карелия» не может быть принята во внимание, так как данное решение было отменено апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 27 ноября 2019 г. №75-АПА19-23. При этом за оспариванием результатов кадастровой стоимости объектов недвижимости Сафронов А.Н. не обращался.
Административный спор об изменении кадастровой стоимости в связи с выявлением недостоверных сведений об объекте оценки, использованных при определении его кадастровой стоимости, в том числе об исправлении технической и (или) кадастровой ошибки,подлежит разрешению в рамках самостоятельного дела (п. 15 ч. 1 ст. 20 КАС РФ, п. 2 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости»).
В случае изменения кадастровой стоимости объекта налогообложения вследствие исправления технической ошибки в сведениях Единого государственного реестра недвижимости о величине кадастровой стоимости, а также в случае уменьшения кадастровой стоимости в связи с исправлением ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, пересмотром кадастровой стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда в случае недостоверности сведений, использованных при определении кадастровой стоимости, сведения об измененной кадастровой стоимости, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости (абзац четвертый п. 2 ст. 403 НК РФ).
В связи с тем, что на момент рассмотрения настоящего административного спора в сведения Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости изменений не внесено, доказательств уплаты недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2017 г. и пеней по нему не представлено, расчет налога и пеней по нему соответствует требованиям налогового законодательства, суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования.
С учетом изложенного судебная коллегия не находит предусмотренных ст. 310 КАС РФ оснований для отмены решения в апелляционном порядке.
Руководствуясь ст.ст. 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 25 августа 2020 г. по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Вступившие в законную силу судебные акты могут быть обжалованы в кассационном порядке в течение шести месяцев со дня их вступления в законную силу.
Кассационные жалоба, представление подаются в Третий кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий
Судьи