55RS0007-01-2023-007665-11
Дело № 2-595/2024 (2-6247/2023)
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
09 февраля 2024 года город Омск
Центральный районный суд города Омска в составе председательствующего судьи Калининой К.А. при секретаре судебного заседания Лисиной В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Л.Г.В. к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Омской области о признании решения незаконным, возложении обязанности,
установил:
Л.Г.В. обратился в суд с иском к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Омской области (далее – ОСФР по Омской области) о признании решения незаконным, возложении обязанности.
В обоснование указал, что 24.03.2023 обратился в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Закон о страховых пенсиях). О решении ОСФР по Омской области, принятом по его заявлению, истец не был извещен, о назначении ему страховой пенсии по старости узнал при первом поступлении на банковский счет пенсионной выплаты, то есть 11.04.2023. В назначении платежа было указано – страховая пенсия по старости за период с 24.03.2023 по 31.03.2023 в размере 7 458,44 рублей, с 01.04.2023 по 30.04.2023 – в размере 28 901,44 рублей.
20.04.2023 истец обратился в пенсионный орган с заявлением о перерасчете страховой пенсии по старости в связи с наличием иждивенца. После обращения с таким заявлением начисление страховой пенсии по старости прекращено, о прекращении пенсионных выплат истец также не был уведомлен. В июне 2023 года ответчиком вынесено решение об отказе в установлении пенсии № без указания даты вынесения решения, в качестве основания указано на ошибку, допущенную пенсионным органом при вынесении решения о назначении страховой пенсии по старости, а именно, при оценке пенсионных прав истца неверно учтен специальный стаж.
Действия ответчика по прекращению выплаты пенсии истец считает незаконными, поскольку ошибка при назначении страховой пенсии по старости произошла по вине пенсионного органа, в настоящее время истец лишился значительного дохода.
Просил признать решение об отказе в установлении пенсии № незаконным, продолжить выплату страховой пенсии по старости, назначенную с 24.03.2023, произвести истцу выплату неполученной пенсии за период с 01.05.2023 до момента принятия решения, взыскать с ответчика в пользу истца расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Истец Л.Г.В., представитель истца К.С.И., допущенная к участию в деле на основании устного ходатайства, заявленные требования поддержали в полном объеме по основаниям, изложенным в иске, просили удовлетворить. Представитель истца дополнительно пояснила, что незаконность действий ответчика выражается, в том числе, и в том обстоятельстве, что в отношении истца вынесено решение об отказе в назначении страховой пенсии по старости, вместо решения о прекращении выплаты. Фактически пенсионным органом по одному и тому же заявлению истца о назначении страховой пенсии по старости вынесено два противоположных решения.
Представитель ответчика ОСФР по Омской области В.Е.В,, действующая на основании доверенности, против удовлетворения заявленных истцом требований возражала.
Исследовав материалы гражданского дела, обозрев материалы гражданского дела №, проверив фактическую обоснованность и правомерность заявленных исковых требований, суд приходит к следующему.
Судом установлено и следует из материалов пенсионного дела, что 24.03.2023 истец обратился в орган пенсионного обеспечения с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Закона о страховых пенсиях.
Решением пенсионного органа № назначена досрочная страховая пенсия по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Закона о страховых пенсиях с 24.03.2023.
20.04.2023 истец обратился в пенсионный орган с заявлением о перерасчете страховой пенсии по старости.
Решением ОСФР по Омской области от ДД.ММ.ГГГГ № об обнаружении ошибки, допущенной при установлении пенсии, установлено, что при вынесении в отношении истца решения о назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Закона о страховых пенсиях неверно учтен специальный стаж истца. В расчет специального стажа истца неверно включены периоды работы с 28.08.1985 по 31.12.1985, с 01.01.1986 по 31.12.1991 в ПО «Омскнефтеоргсинтез». За вычетом указанных периодов работы продолжительность специального стажа истца составила 04 года 06 месяцев. Со ссылкой на часть 4 статьи 28 Закона о страховых пенсиях пенсионным органом принято решение об устранении выявленной ошибки.
Решением ОСФР по Омской области № (без указания даты) по заявлению Л.Г.В. от 24.03.2023 в назначении досрочной страховой пенсии по старости отказано по причине отсутствия требуемого страхового и специального стажа.
Указанное явилось основанием для обращения истца в суд с настоящим иском.
Разрешая заявленные истцом требования, суд исходит из следующего.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии регулируются вступившим в силу с 1 января 2015 года Законом о страховых пенсиях.
В силу части 1 статьи 8 Закона страховых пенсиях право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к названному Федеральному закону).
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Закона о страховых пенсиях страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 названного Федерального закона по состоянию на 31.12.2018, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
Согласно части 2 статьи 30 Закона о страховых пенсиях списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В целях реализации положений статей 30 и 31 Закона о страховых пенсиях Правительством Российской Федерации принято постановление от 16.07.2014 № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение».
Подпунктом «б» пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 № 665 установлено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда, применяются:
Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение»;
Список № 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 № 1173 «Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах», - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 01.01.1992.
Порядок установления страховых пенсий и сроки ее назначения предусмотрены положениями статей 21, 22 Закона о страховых пенсиях, а также Правилами обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами «О страховых пенсиях», «О накопительной пенсии» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (утверждены Приказом Минтруда России от 05.08.2021 № 546н).
Из названных нормативных положений следует, что:
1. При приеме заявления гражданина об установлении страховой пенсии по старости и представленных для этого документов территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации:
проверяет правильность оформления заявления и соответствие изложенных в нем сведений представленным документам;
разъясняет заявителю, какие документы он должен представить дополнительно;
выдает уведомление и указывает в нем, в частности, перечень недостающих для установления пенсии документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, и сроки их представления, перечень недостающих для установления пенсии документов, находящихся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, запрашиваемых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации, и которые заявитель вправе представить по собственной инициативе.
Если недостающие документы будут представлены заявителем не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения пенсионного органа, днем обращения за страховой пенсией и, соответственно, днем, с которого назначается страховая пенсия по старости, считается день приема территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации заявления о назначении страховой пенсии либо дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи, или дата подачи заявления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования либо дата приема заявления многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг.
2. При рассмотрении документов, представленных для установления пенсии, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации дает оценку документам, представленным гражданином, содержащимся в них сведениям, запрашивает документы (сведения), находящиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в случае если такие документы не представлены заявителем по собственной инициативе.
3. Территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации принимает решения о назначении страховой пенсии по старости или об отказе в ее назначении на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех представленных гражданами и полученных самим пенсионным органом документов.
4. В случае необоснованного отказа пенсионного органа в назначении гражданину страховой пенсии своевременно не полученная им страховая пенсия выплачивается ему за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком.
В силу части 2 статьи 56 ГПК РФ суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
С учетом указанной нормы бремя доказывания обстоятельств, имеющих значение для дела, между сторонами спора подлежит распределению судом на основании норм материального права, регулирующих спорные отношения, а также с учетом требований и возражений сторон.
При принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению (часть 1 статьи 196 ГПК РФ).
По настоящему делу юридически значимым и подлежащим определению и установлению с учетом исковых требований, возражений ответчика, данных относительно иска и норм материального права, регулирующих спорные отношения, является установление в том числе обстоятельств, связанных с исполнением пенсионным органом обязанностей, возложенных на него перечисленными нормативными положениями, при разрешении вопроса о назначении страховой пенсии по старости истцу.
Судом установлено и следует из материалов дела, что в производстве Центрального районного суда г. Омска находилось гражданское дело № по исковому заявлению Л.Г.В. к ОПФР по Омской области о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной пенсии по старости, обязании включить в трудовой стаж периоды работы, назначение страховой пенсии. Обращаясь в суд с иском, Л.Г.В. просил обязать ответчика включить в специальный стаж, дающий право на назначение страховой пенсии по старости досрочно, периоды работы: с 28.08.1985 по 31.12.1985 в должности слесаря по ремонту и обслуживанию технологических установок по 5 разряду в цехе № 13 в ПО «Омскнефтеоргсинтех», с 14.01.1986 по 31.12.1998 в должности мастера по ремонту технологического оборудования в цехе № 30 в ПО «Омскнефтеоргсинтех», с 01.07.2003 по 30.03.2004 в должности мастера участка по ремонту насосно-компрессорного оборудования в цехе № 13 (мастер по ремонту оборудования) в ООО «Ремонтно-механический завод «Газпромнефть-ОНПЗ», с 01.04.2004 по 31.12.2021 в должности мастера по ремонту оборудования участка цеха №13 в ООО «РМЗ «ГПН-ОНПЗ», обязать ответчика назначить страховую пенсию с 20.07.2021.
Решением Центрального районного суда г. Омска от 24.05.2022 в удовлетворении исковых требований отказано. Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 28.09.2022 решение суда оставлено без изменения, апелляционная жалобы – без удовлетворения.
Разрешая заявленные истцом требования, суды исходили из того обстоятельства, что периоды работы в ПО «Омскнефтеоргсинтех» с 28.08.1985 по 31.12.1985 в должности слесаря по ремонту и обслуживанию технологических установок по 5 разряду в цехе № 13 и с 14.01.1986 по 31.12.1998 в должности мастера по ремонту технологического оборудования в цехе № 30 имели место до регистрации истца в системе обязательного пенсионного страхования (<данные изъяты>), следовательно, могут быть подтверждены документами, выдаваемыми работодателем или соответствующим государственным (муниципальным) органами. Вместе с тем, надлежащими документами работодателя к моменту разрешения спора по существу указанные периоды трудовой деятельности подтверждены не были, что явилось основанием для вынесения решения об отказе в удовлетворении указанных требований.
При этом, при обращении истца в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости 24.03.2023 Л.Г.В. представил справку АО «ГАЗПРОМНЕФТЬ-ОНПЗ» (ранее – ПО «Омскнефтеоргсинтех»), по данным которой работодатель подтверждает работу истца в периоды с 28.08.1985 по 31.12.1985, с 01.01.1986 по 31.12.1991, с 01.01.1999 по 30.06.2003 полный рабочий день при 5-дневной рабочей неделе в должностях, предусмотренных Списками № 2, утвержденными постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10 и постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 № 1173. Основанием выдачи справки явились выявленные работодателем распоряжения и приказы по цеху № 13 о закреплении слесаря по ремонту технологических установок, мастера по ремонту оборудования Лохманюка Г.В. за технологическими установками 37/1 № 5, 37/1 № 6, 36/1 № 1, 36/1 № 1,4, 39/8 № 5, приведены распоряжении и приказы.
С учетом данных работодателя, представленных в материалы пенсионного дела, пенсионным органом произведен расчет специального стажа и принято решение о назначении досрочной страховой пенсии по старости, выплата которой впоследствии была прекращена на основании решения ОСФР по Омской области от 05.06.2023 № 74 об обнаружении ошибки и решения ОСФР по Омской области № (без указания даты) по заявлению Л.Г.В. от 24.03.2023 об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости.
Согласно разъяснениям, изложенным в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 2 (2023) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 19.07.2023) (вопрос № 13), выявление пенсионным органом допущенной ошибки в расчете выслуги лет (стажа службы) при назначении гражданину пенсионного обеспечения – в отсутствие с его стороны каких-либо виновных действий – не может являться самостоятельным основанием для перерасчета пенсионным органом гражданину размера пенсии в сторону уменьшения без учета иных значимых обстоятельств (срок, прошедший с момента признания со стороны пенсионного органа права на пенсию в соответствующем размере, возможность возвращения гражданина на службу для приобретения права на пенсионное обеспечение в установленном до выявления ошибки размере и другие).
Таким образом, при определении правовых последствий допущенной органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ошибки в расчете страхового стажа при назначении гражданину пенсионного обеспечения в виде перерасчета размера пенсии в сторону уменьшения либо прекращения выплаты исходя из критериев разумности и соразмерности, обеспечения баланса конституционно защищаемых ценностей, публичных и частных интересов при решении вопроса о возможности дальнейшей выплаты гражданину пенсии, должны приниматься во внимание срок, прошедший с момента признания со стороны уполномоченного органа права на пенсию за гражданином, разница между действительным (подтвержденным) и требуемым для реализации права на пенсию стажем, отсутствие со стороны гражданина каких-либо виновных действий, приведших к неправомерному назначению пенсии в определенном размере, возможность возвращения гражданина к выполнению работ, дающих право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, для приобретения права на пенсионное обеспечение в установленном до выявления ошибки размере.
Как установлено судом и подтверждено материалами пенсионного дела, на момент назначения истцу страховой пенсии по старости пенсионным органом были приняты данные работодателя, отражающие факт льготной работы, сведений о том, что ответчиком истребовались у работодателя истца дополнительные данные в целях проверки сведений, представленных в материалы пенсионного дела, материалы пенсионного дела не содержат. Не приведены в пенсионном деле и данные о том, что такие сведения истребовались у самого истца либо ему разъяснялось право на самостоятельное предоставление таких сведений.
Кроме того, суд принимает во внимание, что решение ОСФР по Омской области об обнаружении ошибки, допущенной при установлении пенсии, вынесено 05.06.2023 со ссылкой на часть 4 статьи 28 Закона о страховых пенсиях.
Согласно части 4 статьи 28 Закона о страховых пенсиях, в случае обнаружения органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ошибки, допущенной при установлении и (или) выплате страховой пенсии, установлении, перерасчете размера, индексации и (или) выплате фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), производится устранение данной ошибки в соответствии с законодательством Российской Федерации. Установление указанной пенсии или выплаты в размере, предусмотренном законодательством Российской Федерации, или прекращение выплаты указанной пенсии или выплаты в связи с отсутствием права на них производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была обнаружена соответствующая ошибка.
Вместе с тем, согласно пояснениям истца, выплата страховой пенсии по старости прекращена с 01.05.2023.
Из представленных в материалах пенсионного дела поименованных выше решения ОСФР по Омской области от 05.06.2023 № 74 об обнаружении ошибки и решения № (без указания даты) по заявлению Л.Г.В. от 24.03.2023 об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости не следует, с какой даты прекращена выплата истцу страховая пенсия по старости.
Принимая во внимание изложенные выше нормативные положения, установленные по делу обстоятельства, с учетом истребованных судом и представленных в материалы дела доказательств, суд приходит к выводу о наличии оснований для признания незаконным решения ОСФР по Омской области № об отказе в установлении пенсии (по заявлению от 24.03.2023), вынесенного в отношении Л.Г.В., а также возложения на ответчика обязанности возобновить истцу выплату страховой пенсии по старости, назначенной с 24.03.2023 на основании решения ОСФР по Омской области № – с даты прекращения выплаты.
В силу установленного процессуального регулирования понесенные участниками процесса судебные расходы подлежат возмещению по правилам главы 7 ГПК РФ. По смыслу положений процессуального закона, принципом распределения судебных расходов выступает возмещение судебных расходов лицу, которое их понесло, за счет лица, не в пользу которого принят итоговый судебный акт по делу.
Так, по правилам части 1 статьи 98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 ГПК РФ. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в названной статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
На основании пункта 21 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.01.2016 № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела» положения процессуального законодательства о пропорциональном возмещении (распределении) судебных издержек не подлежат применению при разрешении, в том числе требования неимущественного характера.
Согласно части 1 статьи 88 ГПК РФ, судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
Суд, исходя из части 1 статьи 98 ГПК РФ, статьи 333.19 Налогового кодекса РФ, с учетом того, что требования истца удовлетворены, приходит к выводу, что расходы по уплате государственной пошлины подлежат взысканию с ответчика в пользу истца.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ,
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░.░. ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ № ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ (░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░), ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░.░.░., ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ (░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>).
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░.░.░., ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ (░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>), ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ 24.03.2023 ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ № – ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░.░.░., ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ (░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>), ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 300 ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 16 ░░░░░░░ 2024 ░░░░.