Решение по делу № 2а-994/2018 от 07.11.2017

Дело № 2а-994/18

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

                            

                

18 апреля 2018 года      п. Емельяново

Емельяновский районный суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Ежелевой Е.А. при секретаре Витковской Н.А., с участием административного истца Рудковской В.А., представителя административного истца Рудковского А.А., представителя административного ответчика Моргеля А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Рудковской Василисы Андреевны к Управлению Росреестра об оспаривании предписания об устранении нарушений земельного законодательства,

     УСТАНОВИЛ:

Рудковская В.А. обратилась в суд с административным иском к Управлению Росреестра об оспаривании предписания об устранении нарушений требований земельного законодательства № 17-90/64 от 25 августа 2017 года, мотивируя свои требования тем, что вышеназванным предписанием на Рудковскую В.А. возложена обязанность освободить самовольно занятый земельный участок площадью 169 кв.м., относящийся к землям неразграниченной государственной собственности с северо-восточной стороны и земельный участок с кадастровым номером 24:11:0410406:703 площадью 8 кв.м. с юго-восточной стороны относительно земельного участка с кадастровым номером 24:11:0410406:303; данное предписание Рудковская В.А. считает незаконным, поскольку спорный земельный участок относится к землям общего пользования СНТ «Метелица» и не подпадает под административную юрисдикцию Росреестра; по мнению административного истца, с требованиями об освобождении данного участка может обращаться только СНТ «Метелица» в порядке гражданского судопроизводства.

В судебном заседании административный истец и его представитель Рудковский В.А. иск и изложенные в нем доводы поддержали.

Представитель административного ответчика Моргель А.В. в удовлетворении административного иска просила отказать, поддержала письменные возражения на иск, в которых указано, что 28 июня 2017 год на основании обращения Кротовой Н.А. о самовольном занятии земельного участка проведено было административное обследование земельного участка с кадастровым номером 24:11:0410406:303, расположенного по адресу: Красноярский край, Емельяновский район, р-н ост. СНТ «Метелица», уч. № 551, в результате которого установлено, что данный участок поставлен на кадастровый учет 14 октября 2005 года; границы участка определены в установленном порядке, площадь составляет 500 кв.м.; при выезде на место нахождения участка произведены был геодезические измерения фактических границ данного участка, огороженного деревянным штакетником; по результатам произведенных замеров установлено, что фактические границы данного земельного занимают земли неразграниченной государственной собственности площадью 169 кв.с., прилегающих с северо-восточной стороны, и 8 кв.м. земельного участка с кадастровым номером 24:11:0410406:703, прилегающего с юго-восточной стороны относительно земельного участка с кадастровым номером 24:11:0410406:303; указанное свидетельствовало о наличии признаков нарушения требований земельного законодательства РФ, установленных п. 1 ст. 25 ЗК РФ; на основании распоряжения органа государственного контроля (надзора) о проведении внеплановой документарной проверки гражданина от 14 июля 2017 года № 4428 в отношении Рудковской В.А. назначена была внеплановая проверка с целью осуществления государственного земельного надзора в связи с наличием признаков нарушения земельного законодательства РФ; 25 августа 2017 года проведена была внеплановая документарная проверка, при которой выявлено самовольное занятие земель неразграниченной государственной собственности; ответственность за нарушение вышеуказанных требований установлена ст. 7.1 КоАП РФ; по результатам внеплановой документарной проверки органом государственного надзора составлен был Акт от 25 августа 2017 года и вынесено предписание № 17-90/64 об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства РФ до 25 февраля 2018 года; данное предписание вынесено на основании ст. 71-71.2 ЗК РФ, а также Постановления Правительства РФ от 02 января 2005 года № 1 «Об утверждении Положения о государственном земельном надзоре»; по мнению административного ответчика, оспариваемое предписание не нарушает прав и законных интересов административного истца, поскольку не носит абсолютного и обязательного характера, силой принудительного исполнения не обладает; его цель понудить устранить нарушения закона, прежде всего в добровольном порядке; помимо этого, в качестве административного ответчика привлечен Межмуниципальный Емельяновский отдел, который является территориальным отделом Управления, осуществляющим отдельные функции Управления на территории Емельяновского района; Межмуниципальный Емельяновский отдел не является юридическим лицом, поэтому не имеет способности своими действиями осуществлять процессуальные права и выполнять процессуальные обязанности, следовательно, не может являться стороной в административном судопроизводстве (л.д. 44-49, 53-58).

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу пункта 2 статьи 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика обязанность устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Как следует из материалов дела, Рудковская В.А. является собственником земельного участка с кадастровым номером 24:11:0410406:303, расположенного по адресу: Красноярский край, Емельяновский район, р-н ост. СНТ «Метелица», уч. № 551 (л.д. 11); данный участок поставлен на кадастровый учет 14 октября 2005 года; границы участка определены в установленном порядке, площадь составляет 500 кв.м. (л.д. 15-29).

28 июня 2017 год на основании обращения Кротовой Н.А. о самовольном занятии земельного участка проведено было административное обследование земельного участка с кадастровым номером 24:11:0410406:303, расположенного по адресу: Красноярский край, Емельяновский район, р-н ост. СНТ «Метелица», уч. № 551; при выезде на место нахождения участка произведены были геодезические измерения фактических границ данного участка, огороженного деревянным штакетником; по результатам произведенных замеров установлено, что фактические границы данного земельного занимают земли неразграниченной государственной собственности площадью 169 кв.м., прилегающих с северо-восточной стороны, и 8 кв.м. земельного участка с кадастровым номером 24:11:0410406:703, прилегающего с юго-восточной стороны относительно земельного участка с кадастровым номером 24:11:0410406:303 (л.д. 30, 44-49); 25 августа 2017 года проведена была внеплановая документарная проверка, при проведении которой выявлено самовольное занятие земель неразграниченной государственной собственности; по результатам данной проверки органом государственного земельного надзора – Управлением Росреестра по Красноярскому краю вынесено предписание № 17-90/64 об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства РФ до 25 февраля 2018 года; Рудковской В.А. разъяснено, что данное предписание будет считаться исполненным в случае добровольного освобождения земель неразграниченной государственной собственности либо оформления прав в соответствии с требованиями земельного законодательства (л.д. 9-10).

В судебном заседании административный истец не отрицала тот факт, что использовала указанный в предписании земельный участок без оформленных в установленном порядке документов, устанавливающих (удостоверяющих) право на земельный участок; что фактическая площадь занимаемого ею земельного участка составляет 601 кв. м, что превышает площадь по правоустанавливающим документам на 101 кв. м.

В силу положений пункта 1 статьи 71 Земельного кодекса Российской Федерации под государственным земельным надзором понимаются деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями (далее - юридические лица, индивидуальные предприниматели), гражданами требований законодательства Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность, посредством организации и проведения проверок указанных органов, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением требований земельного законодательства, проведению анализа и прогнозированию состояния исполнения требований земельного законодательства при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами своей деятельности.

Государственный земельный надзор осуществляется уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти (пункт 2 статьи 71 Земельного кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 5 статьи 71 Земельного кодекса Российской Федерации должностные лица органов государственного земельного надзора имеют право осуществлять плановые и внеплановые проверки соблюдения требований законодательства Российской Федерации (подпункт 1); выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в результате проверок нарушений земельного законодательства, а также осуществлять контроль за исполнением указанных предписаний в установленные сроки (подпункт 5).

В соответствии с пунктом 2 Положения о земельном надзоре, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 января 2015 года N 1 государственный земельный надзор осуществляется Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии, Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору и Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и их территориальными органами.

Подпунктом "а" пункта 2 указанного Положения установлено, что Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальные органы осуществляют государственный земельный надзор за соблюдением: требований законодательства о недопущении самовольного занятия земельного участка или части земельного участка, в том числе использования земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок.

Пунктом 3 указанного Положения предусмотрено, что Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальные органы осуществляют государственный земельный надзор за соблюдением требований земельного законодательства о недопущении самовольного занятия земельных участков, использования земельных участков без документов, разрешающих в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, осуществление хозяйственной деятельности, самовольной уступки права пользования землей, а также самовольной мены земельными участками (подпункт а); предписаний, выданных должностными лицами Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальных органов в пределах компетенции, по вопросам соблюдения требований земельного законодательства и устранения нарушений в области земельных отношений (подпункт з).

На основании части 1 статьи 25, части 1 статьи 26 Земельного кодекса Российской Федерации права на земельные участки возникают по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством, федеральными законами, подлежат обязательной государственной регистрации в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", и подтверждаются соответствующими документами о государственной регистрации прав.

С учетом установленных по делу обстоятельств и в силу вышеприведенных норм права суд приходит к выводу, что Управление Росреестра, выдавая Рудковской В.А. предписание устранить нарушение земельного законодательства путем освобождения самовольно занятого земельного участка или оформления в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю, действовало в порядке осуществления государственного земельного надзора в пределах своей компетенции по вопросам соблюдения требований земельного законодательства и устранения нарушений в области земельных отношений.

Нарушения прав и законных интересов административного истца в ходе судебного разбирательства не выявлено.

Доводы административного истца о том, что только СНТ «Метелица» имеет право требовать освобождения самовольно занятого земельного участка, относящегося к имуществу общего пользования, суд признает ошибочными, поскольку они основаны на неправильном толковании закона.

В соответствии с п. 1 ст. 47 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" садовод, огородник или дачник может быть подвергнут административному взысканию в виде предупреждения или штрафа за нарушение земельного, лесного, водного, градостроительного законодательства, законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения или законодательства о пожарной безопасности, совершенное в границах садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях.

Полномочия по выявлению, пресечению и предупреждению нарушений организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их руководителями, должностными лицами, а также гражданами земельного законодательства принадлежат, как указывалось выше, Росреестру. При этом не имеет значения, на чьем земельном участке выявлено нарушение земельного законодательства.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления Рудковской Василисы Андреевны к Управлению Росреестра об оспаривании предписания об устранении нарушений требований земельного законодательства № 17-90/64 от 25 августа 2017 года отказать.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Емельяновский районный суд в течение месяца со дня вынесения в окончательной форме.

Судья: подпись

Копия верна:

Судья Емельяновского РС                Е.А.Ежелева

2а-994/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Рудковская василиса Андреевна
Рудковская В.А.
Ответчики
МО Емельяновский росреестр
Другие
СНТ" Метелица"
председатель Новрузов Алиовсат Гейдар Оглы
Суд
Емельяновский районный суд Красноярского края
Дело на странице суда
emel.krk.sudrf.ru
07.11.2017[Адм.] Регистрация административного искового заявления
07.11.2017[Адм.] Передача материалов судье
10.11.2017[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
10.11.2017[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.11.2017[Адм.] Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
21.02.2018[Адм.] Предварительное судебное заседание
18.04.2018[Адм.] Судебное заседание
18.04.2018[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
30.05.2018[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.05.2020Регистрация административного искового заявления
11.05.2020Передача материалов судье
11.05.2020Решение вопроса о принятии к производству
11.05.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.05.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
11.05.2020Предварительное судебное заседание
11.05.2020Судебное заседание
11.05.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.05.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.12.2019Дело оформлено
30.12.2019Дело передано в архив
18.04.2018
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее