Дело № 2-4411/2021
УИД 55RS0004-01-2021-006487-83
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Октябрьский районный суд города Омска в составе председательствующего судьи Пироговой М.А., при секретаре Казариной Я.В., при подготовке и организации судебного процесса помощником судьи Варфоломеевой А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Омске
23 декабря 2021 года
дело по иску Поповой Натальи Федоровны к обществу с ограниченной ответственностью «Северное Сияние» о признании действий противозаконными, взыскании компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратилась в Октябрьский районный суд города Омска с указанным иском, в обоснование которого указав следующее. ДД.ММ.ГГГГ года приехала за покупками в Торговый центр Европа (ООО «Северное сияние»). Вход на второй этаж ей перегородил служащий, на бейдже которого было указано «контролер ФИО16», попросил предъявить QR-код, пояснив, что предъявляет это требование по указанию своего руководства, связался по рации с руководителем. К ним спустился служащий, на бейдже которого указано «старший контролер ФИО17». Данный сотрудник попросил ее отойти в угол зала, затем после ее вопросов о наличии оснований для требования персональных медицинских данных, пригрозил взывать полицию. Действия администрации ООО «Северное сияние» считает незаконными, поскольку она не обязана информировать незнакомых ей людей о своей частной жизни. Это ее личная медицинская тайна, она охраняется Конституцией РФ (ст. 24, ст. 23). Кроме того, ст. 137 УК РФ предусмотрена ответственность за нарушение неприкосновенности частной жизни. Предполагает, что поведение ответчика было вызвано распоряжением губернатора Омской области № 19-р, с поправками от 03.11.2021 года № 139-р. Данное распоряжение является незаконным, поскольку противоречит законодательству Российской Федерации, прежде всего Конституции РФ, а также федеральному закону от 21.12.1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Кроме того, только представитель власти имеет право проверки и только документов, удостоверяющих личность. Должностные лица ответчика к представителям власти не относятся. Ответчик, требуя с нее ее личные данные, вызывает полицию, тем самым совершает действия, предусмотренные ст. 286 УК РФ – совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан. Считает, что своими действиями ответчик унизил ее честь и достоинство, сделал ее изгоем общества. Что касается вакцинации, указывает, что согласно Федеральному закону от 17.09.1998 года № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней», граждане при осуществлении иммунопрофилактики имеют право на отказ от профилактических прививок. Требование ответчиком ношения масок также является противозаконным. Распоряжение губернатора Омской области от 17.03.2020 № 19-р о том, что при посещении мест приобретения товаров, работ, услуг необходимо использовать средства индивидуальной защиты органов дыхания, противоречит Постановлению Правительства РФ от 02.04.2020 года № 417, п. 3 которого указывает, что при получении инструкций (указаний) от уполномоченных должностных лиц использовать средства коллективной и индивидуальной защиты в случае его предоставления органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и организациями, предназначенное для защиты населения от чрезвычайных ситуаций. Таких средств защиты ей не предоставлялось. Ответчик, устроив проверку ее медицинских персональных данных, вызвал у нее страх наступления диктаторского режима в городе, противоречащего Законам Российской Федерации, режима, который требует ее участия в медицинских и научных опытах против ее воли. Ответчик, не пустив ее в магазин, только за то, что она отказалась предоставлять свои персональные данные, унизил ее честь и достоинство, продемонстрировав, что она изгой общества, человек второго сорта. Считает, что причиненный ей ответчиком моральный вред будет компенсирован в случае выплаты ей ответчиком денежной компенсации в размере 20 000 рублей. Просит взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в указанном размере.
В судебном заседании истец Попова Н.Ф. поддержала заявленные исковые требования в полном объеме.
Представители ответчика ООО «Северное Сияние» Щербаков А.В., Шевалье В.Г., действующие на основании доверенностей, в судебном заседании исковые требования не признали в полном объеме по основаниям, изложенным в письменном отзыве. В отзыве указано, проверка QR-кодов посетителей торгового комплекса «Европа» осуществляется на основании Распоряжения губернатора Омской области от 03.11.2021 года № 139-р. Довод истца о несоответствии Распоряжения губернатора Омской области Конституции РФ, другим нормативным актам, международным договорам не имеют отношения к рассмотрению заявления о причинении вреда, поскольку обжалование нормативных актов, издаваемых губернатором субъекта Российской Федерации осуществляется в порядке главы 21 Кодекса административного судопроизводства РФ. Довод истца о нарушении ее прав на медицинскую тайну также является необоснованными, поскольку ФЗ РФ № 323 «Об основах охраны здоровья граждан» не содержит такого понятия как «медицинская тайна». Врачебная тайна как и сведения о состоянии здоровья пациента – понятия, регулируемые указанным законом, к сведениям, содержащимся в QR-кодах не имеют отношения. Доводы истца о нарушении ее конституционных прав на свободу передвижения также не состоятельны, поскольку данный законе регулирует порядок пребывания и регистрационного учета граждан на территории Российской Федерации и никакого отношения к организации пропускного режима в торговых центрах не имеет. Одним из условий наступления ответственности за причинение морального вреда в соответствии с действующим законодательством, является вина причинителя вреда. Доказательств наличия оснований для наступления ответственности у ответчика за причиненный истцу моральный вред не представлено. Просит в удовлетворении исковых требований отказать.
Выслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Как установлено в судебном заседании, ДД.ММ.ГГГГ года при посещении Торговый центра Европа (ООО «Северное сияние») истцу сотрудником ответчика было указано на необходимость подтвердить наличие QR-кода, свидетельствующего о прохождении вакцинации от коронавирусной инфекции (COVID-19).
Данные действия представителя ответчика истец считает незаконными, противоречащими действующему законодательству, нарушающими ее конституционные права на свободу передвижения, унижающими ее честь и достоинство, что явилось основанием для обращения в суд с рассматриваемым иском о взыскании с ответчика денежной компенсации морального вреда.
Исковые требования удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.
Согласно ст. 151 Гражданского кодекса РФ если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.
Таким образом, для возложения ответственности по основаниям ст. 151 Гражданского кодекса РФ необходимо наличие полного состава гражданско-правового нарушения, а именно, наступление вреда, противоправность поведения ответчика, наличие причинно-следственной связи между противоправным поведением и наступлением вреда, вина причинителя вреда.
По мнению истца, противоправность действий ответчика заключается в истребовании у нее сведений о вакцинации против коронавирусной инфекции.
Согласно пункту "з" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам (части 2, 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Подпунктом 5 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), отнесено решение вопросов предупреждения чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, стихийных бедствий, эпидемий и ликвидации их последствий, реализации мероприятий, направленных на спасение жизни и сохранение здоровья людей при чрезвычайных ситуациях.
Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" предусмотрено введение режима повышенной готовности при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации - обстановки на определенной территории, сложившейся в результате, в частности, распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, которое может повлечь или повлекло за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей (статья 1, подпункт "б" пункта 6 статьи 4.1 Федерального закона N 68-ФЗ).
В статье 2 Федерального закона N 68-ФЗ закреплено, что правовое регулирование отношений в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций основывается на общепризнанных принципах и нормах международного права и осуществляется данным Федеральным законом, принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Статьей 11 Федерального закона N 68-ФЗ предусмотрены полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. В частности, указанные органы:
- принимают решения об отнесении возникших чрезвычайных ситуаций к чрезвычайным ситуациям регионального или межмуниципального характера, вводят режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (подпункт "м" пункта 1 статьи 11 Федерального закона N 68-ФЗ);
- устанавливают обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации в соответствии с подпунктом "м" данного пункта (подпункт "у" пункта 1 статьи 11 Федерального закона N 68-ФЗ, введенный Федеральным законом от 1 апреля 2020 года N 98-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций");
- с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории Российской Федерации или угрозы ее возникновения во исполнение правил поведения, установленных в соответствии с подпунктом "а.2" статьи 10 Федерального закона N 68-ФЗ, могут устанавливать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации в соответствии с подпунктом "а.1" статьи 10 Федерального закона N 68-ФЗ (подпункт "ф" пункта 1 статьи 11 Федерального закона N 68-ФЗ, введенный Федеральным законом от 1 апреля 2020 года N 98-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций").
В соответствии с пунктом 3.2 статьи 6 Закона Омской области от 20 декабря 2004 года N 586-ОЗ "О защите населения и территорий Омской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" режим повышенной готовности на территории Омской области вводится Губернатором Омской области.
В этой связи в целях предотвращения распространения на территории Омской области новой коронавирусной инфекции (COVID-19) распоряжением Губернатора Омской области от 17.03.2020 года N 19-р в Омской области введен режим повышенной готовности для органов управления и сил территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Омской области.
Пунктом 10.3.1. приведенного распоряжения Губернатора Омской области № 19-р (в ред. Распоряжений Губернатора Омской области от 27.10.2021 N 136-р, от 03.11.2021 N 139-р) предусмотрено, что учреждениям культуры, организациям, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность в сфере общественного питания, торговым центрам (комплексам), гипермаркетам, супермаркетам, торгово-развлекательным центрам (комплексам), салонам красоты (парикмахерским), кинотеатрам (кинозалам), спортивным объектам, спортивным залам, фитнес-клубам, бассейнам, аквапаркам, гостиницам, юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим творческую деятельность, деятельность в области искусства и организации развлечений, предписано оказывать услуги при соблюдении следующих условий:
1) наличие у получателей услуг, зрителей, посетителей, за исключением лиц, не достигших возраста 18 лет, документа, удостоверяющего личность гражданина, и одного из следующих документов:
- QR-код (в электронном виде или на бумажном носителе), подтверждающий получение гражданином второго компонента вакцины или однокомпонентной вакцины от новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и (или) факт того, что гражданин перенес заболевание новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) и с даты его выздоровления прошло не более 12 месяцев (далее - QR-код);
- медицинский документ (оригинал со штампом медицинской организации или на бланке медицинской организации (при наличии), заверенный личной печатью и подписью лечащего врача), подтверждающий сведения, указанные в абзаце втором настоящего подпункта;
- для граждан, имеющих медицинские противопоказания к вакцинации, - подлежащий учету медицинский документ, подтверждающий факт установления медицинского противопоказания, заверенный в установленном порядке медицинской организацией, с прилагаемым к нему отрицательным результатом лабораторного исследования на наличие новой коронавирусной инфекции (COVID-19), от времени результата лабораторного исследования которого прошло не более 48 часов;
- отрицательный результат ПЦР-исследования, от времени результата лабораторного исследования которого прошло не более 48 часов;
2) обеспечение проверки QR-кода путем его сканирования камерой смартфона, планшета, иного подобного устройства, подключенного к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Таким образом, действия работника ответчика по проверке QR-кода, свидетельствующего о вакцинации истца, являлись законными, осуществлялись с целью соблюдения поименованного распоряжения Губернатора Омской области № 19-р.
Принятие Губернатором Омской области правового акта в форме распоряжения предусмотрено статьей 48 Устава (Основного Закона) Омской области.
Согласно подпункту "а.2" статьи 10 Федерального закона N 68-ФЗ Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
На основании данной статьи постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 года N 417 утверждены Правила поведения, обязательные для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
Правила N 417 устанавливают, что при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации граждане обязаны: соблюдать общественный порядок, требования законодательства Российской Федерации о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения; выполнять законные требования (указания) руководителя ликвидации чрезвычайной ситуации, представителей экстренных оперативных служб и иных должностных лиц, осуществляющих мероприятия по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации (подпункты "а", "б" пункта 3).
При угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации гражданам запрещается: осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью; осуществлять действия, создающие угрозу безопасности, жизни, здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации (подпункты "в", "г" пункта 4 Правил N 417).
В соответствии с положениями, закрепленными подпунктом "у" пункта 1 статьи 11 Федерального закона N 68-ФЗ, распоряжением N 19-р предусмотрены правила поведения граждан и организаций при введении режима повышенной готовности.
В силу абзаца пятого статьи 19 Федерального закона N 68-ФЗ граждане Российской Федерации обязаны выполнять установленные в соответствии с данным Федеральным законом правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
Таким образом, распоряжение N 19-р принято Губернатором Омской области в рамках предоставленных федеральным и областным законодательством полномочий.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации (часть 1 статьи 27) и международными актами о правах человека каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства.
В то же время Конституция Российской Федерации и Конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года предполагают, что на органы государственной власти возложена обязанность действовать наиболее эффективным образом для сохранения жизни и защиты здоровья людей.
В силу пункта 3 статьи 12 Международного пакта о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 года и пункта 3 статьи 2 Протокола N 4 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (подписан в г. Страсбурге 16 сентября 1963 года) право на свободное передвижение может быть ограничено в случаях, предусмотренных законом, необходимых для охраны государственной (национальной) безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения либо прав и свобод других лиц.
Как разъяснено в пункте 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2013 года N 21 "О применении судами общей юрисдикции Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года и Протоколов к ней", в силу части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, положений Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года и Протоколов к ней любое ограничение прав и свобод человека должно быть основано на федеральном законе; преследовать социально значимую, законную цель (например, обеспечение общественной безопасности, защиту морали, нравственности, прав и законных интересов других лиц); являться необходимым в демократическом обществе (пропорциональным преследуемой социально значимой, законной цели).
Общие конституционные и международно-правовые нормы нашли свое развитие в положениях законодательства Российской Федерации, позволяющих органам государственной власти субъектов Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций устанавливать режим повышенной готовности, а также обязательные правила поведения при введении данного режима для защиты жизни и здоровья (подпункты "м", "у" пункта 1 статьи 11 Федерального закона N 68-ФЗ).
Принятые Губернатором Омской области в распоряжении N 19-р правила предопределяются степенью угрозы распространения на территории Омской области новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
Данная инфекция постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 года N 66 включена в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, поскольку может повлечь многочисленные человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей.
Рассматриваемые меры, направленные на предупреждение распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), сопровождаются государственной поддержкой наиболее уязвимых сфер экономики, материальной поддержкой широких категорий граждан. Это подтверждает, что при введении неотложных ограничительных мер соблюдены требования соразмерности и обоснованности ограничений прав и свобод.
Меры, закрепленные в распоряжении N 19-р, носят исключительно временный характер и регулярно пересматриваются на предмет соответствия текущей ситуации. Постепенные ослабления ограничений в связи с улучшением эпидемиологической обстановки подтверждают, что целью введенных мер является именно защита жизни и здоровья, а не произвольное вмешательство в личную жизнь граждан.
Таким образом, действия организаций по проверке QR-кодов посетителей, предусмотренные распоряжением N 19-р, являются правомерными, направлены на охрану жизни и здоровья, соразмерны угрозе распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), не могут быть признаны ограничивающими свободу передвижения истца, и не могут быть расценены судом как вмешательство в частную жизнь истца.
Поскольку судом не установлено совокупности всех элементов для привлечения ответчика к ответственности в виде выплаты компенсации морального вреда, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований, в иске следует отказать.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
Поповой Наталье Федоровне в удовлетворении исковых требований к обществу с ограниченной ответственностью «Северное Сияние» о признании действий противозаконными, взыскании компенсации морального вреда - отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме в Омский областной суд через Октябрьский районный суд города Омска.
Решение в окончательной форме принято 30 декабря 2021 года.
Судья подпись М.А.Пирогова