УИД:59RS0004-01-2021-005619-65 <данные изъяты>
Дело № 2-4078/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Пермь 28 декабря 2021 года
Ленинский районный суд г. Перми в составе:
председательствующего судьи Оплетиной Е.С.,
при секретаре судебного заседания Черепановой Е.А.,
с участием представителей истца – Лаврентьевой Н.А., действующей на основании доверенности, Араслановой И.Н., действующей на основании устного ходатайства,
представителя ответчика – Задорожной М.В., действующей на основании доверенности,
представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, Министерства социального развития Пермского края и Правительства Пермского края – Балуевой Т.А., действующей на основании доверенностей,
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда гражданское дело по иску Лаврентьева Александра Васильевича к Управлению жилищных отношений администрации г. Перми о признании незаконными действия по снятию с жилищного учета, возложении обязанности исключить из распоряжения, выдать жилищный сертификат,
третье лицо, не заявляющее самостоятельные требования, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации,
установил:
Лаврентьев А.В. обратился в суд с иском к Управлению жилищных отношений администрации г. Перми, в котором просит признать незаконными действия Управления жилищных отношений администрации г. Перми по снятию с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении, исключить из распоряжения от 26.01.2021 №152 Лаврентьева А.В., возложить обязанность выдать Лаврентьеву А.В. жилищный сертификат для приобретения жилого помещения на сумму 739 098,00 руб. В обоснование требований указал, что с 20.05.1998 принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении как член семьи ФИО1, включен в список инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов. Семья Лаврентьевых является малоимущей, что подтверждается справкой №Л-58 от 15.07.2021. Истец, его мать ФИО1 проживают на основании договора найма жилого помещения в студенческом общежитии от 01.03.2017, в связи с работой ФИО1 в <данные изъяты>. Жилое помещение расположено по адресу: <Адрес>. Распоряжением Правительства Пермского края от 13.06.2019 №121 Лаврентьеву А.В. выдан жилищный сертификат на приобретение жилого помещения на сумму 739 098,00 руб. В интересах истца ФИО1 собрала и подала необходимые документы, однако 28.07.2021 Управлением жилищных отношений администрации г. Перми был направлен ответ об исключении истца из распоряжения Правительства Пермского края в связи с устным отказом от сертификата 19.06.2019. распоряжением №152 от 26.01.2021 истец снят с жилищного учета в связи с выявлением неправомерных действий должностных лиц. Данные действия истец считает незаконными.
В судебное заседание истец не явился, извещен надлежащим образом (т 2 л.д. 29), заявлений и ходатайств не направил.
Представители истца в судебном заседании исковые требования поддержали.
Представитель ответчика возражала против удовлетворения требований, указав, что при постановке на жилищный учет истец не имел постоянной регистрации по месту жительства, имелась только регистрация по месту пребывания, что являлось основанием для отказа в принятии на жилищный учет. Данная ошибка была выявлена Управлением только после принятия распоряжения Правительством Пермского края о предоставлении истцу жилищного сертификата.
Представитель третьих лиц (Министерства социального развития Пермского края и Правительства Пермского края) в судебном заседании пояснила, что действия по снятию с учета являются необоснованными, вместе с тем, в настоящее время отсутствует возможность выдачи жилищного сертификата, поскольку сертификат действителен в течение 9 месяцев с момента выдачи. Поскольку истец сертификат не использовал, денежные средства были возвращены в федеральный бюджет, в связи с чем вся процедура предоставления жилищного сертификата должна быть пройдена с самого начала.
Представитель третьего лица (Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации) направил письменный отзыв, в котором указав порядок предоставления субвенций из федерального бюджета для осуществления мер социальной поддержки инвалидов, просил о рассмотрении дела в отсутствие представителя Минстроя России.
Суд, руководствуясь положениями ч.ч. 3, 5 ст. 167 ГПК РФ, полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Выслушав представителей истца, ответчика, третьих лиц, изучив материалы дела, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению в части.
В судебном заседании из материалов учетного дела (т 1 л.д. 63-263) установлено, что решением администрации Свердловского района от 20.05.1998 ФИО1 поставлена на жилищный учет, учетный №, по списку первоочередников 2859 (инвалид детства) (т 1 л.д. 257).
Для постановки на учет ФИО1 было представлено заявление от 12.05.1998, в котором указано, что семья состоит из 4 человек, включая сына Лаврентьева А.В., который согласно справке поликлиники № муниципального предприятия «<данные изъяты>» является инвалидом детства (т 1 л.д. 258, 259).
На момент принятия на учет ФИО1 с членами семьи проживали в общежитии Пермской государственной сельскохозяйственной академии по адресу: <Адрес>, в помещении площадью 32 кв.м. (т 1 л.д. 260). Иных жилых помещений в собственности семьи не имелось, что подтверждено справкой МУ БТИ от 29.04.1998 (т 1 л.д. 261).
Начиная с 1998 года по настоящее время Лаврентьев А.В. был зарегистрирован по месту пребывания в общежитии по адресу: <Адрес>, ком. 102, что подтверждается соответствующими свидетельствами о регистрации по месту пребывания, представленными в материалы учетного дела.
При этом с ФИО1 заключались <данные изъяты>» (<данные изъяты>) договоры найма жилого помещения в студенческом общежитии, поскольку ФИО1 является работником академии, что также подтверждается материалами учетного дела.
Распоряжением Правительства Пермского края от 13.06.2019 №121-рп принято решение о выдаче Лаврентьеву А.В. жилищного сертификата на приобретение (строительство) жилого помещения на сумму 739 098,00 руб., о чем Управлением жилищных отношений администрации г. Перми направлено уведомление от 28.06.2019 в адрес Лаврентьева А.В. о необходимости получения данного сертификата.
Не согласившись с решением о выдаче сертификата только Лаврентьеву А.В., ФИО1 обратилась в Ленинский районный суд г. Перми с иском о предоставлении жилищного сертификата на семью из шести человек, решением суда от 16.09.2019 в удовлетворении иска было отказано. Судом установлено, что в соответствии с ч. 1 ст. 17, ст. 28.2 Федерального закона Российской Федерации от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Лаврентьев А.В. как инвалид, имеет право на размер единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения, исходя из общей площади жилого помещения 18 кв.м. в расчете на лицо, которому предоставляются меры социальной поддержки, права на получение денежной выплаты у остальных членов семьи инвалида не имеется (т 2 л.д. 31-32).
Решение суда вступило в законную силу 02.12.2019 после рассмотрения судебной коллегией по гражданским делам Пермского краевого суда апелляционной жалобы ФИО1 (т 2 л.д. 33-35). Определением судебной коллегии по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 14.05.2020 решение Ленинского районного суда г. Перми от 16.09.2019 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 02.12.2019 оставлены без изменения, кассационная жалоба ФИО1 – без удовлетворения (т 2 л.д. 36-38).
Таким образом в судебном заседании установлено, что жилищный сертификат Лаврентьеву А.В. был выдан в установленном законом порядке, но не был им получен, поскольку ФИО1 не согласилась с суммой сертификата и обратилась в суд с иском о выдаче сертификата на большую сумму.
Представителем Министерства социального развития Пермского края и Правительства Пермского края в материалы дела также представлены финансовые документы, свидетельствующие о предоставлении Пермскому краю субвенций из федерального бюджета для реализации мероприятий по оказанию мер социальной поддержки инвалидам, также свидетельствующие, что финансирование не было освоено в полном объеме органами местного самоуправления и часть денежных средства возвращена в федеральный бюджет в 2020 году.
В соответствии со ст. 17 ФЗ от 24.11.1995 №181-ФЗ инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 настоящего Федерального закона.
Положениями ст. 28.2 ФЗ от 24.11.1995 №181-ФЗ предусмотрено, что Российская Федерация передает для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года.
Средства на реализацию передаваемых для осуществления полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций.
Объем субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации определяется:
по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 18 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Пермского края от 02.03.2007 № 21-п утвержден Порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий (далее – Порядок).
Меры социальной поддержки по обеспечению жильем вставших на учет до 1 января 2005 года инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов по их письменным заявлениям могут осуществляться путем предоставления им единовременной денежной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения, размер которой определяется исходя из общей площади жилья - 18 квадратных метров, а также средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по Пермскому краю, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации (п. 1.2.2 Порядка).
Согласно п. 3.1 Порядка постановку граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляют органы местного самоуправления Пермского края в соответствии с жилищным законодательством.
Органы местного самоуправления представляют в Министерство социального развития Пермского края ежегодно, до 1 марта текущего года, на граждан из числа лиц, указанных в пункте 1.2.2 настоящего Порядка, следующие документы (заверенные копии документов граждан):
заявления о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий;
акта обследования жилищных условий, при необходимости представляют заключение о признании жилого помещения непригодным для постоянного проживания или не отвечающим для жилого помещения требованиям;
паспорта или документа, удостоверяющего личность гражданина либо его законного представителя;
документа установленного образца, подтверждающего принадлежность гражданина к соответствующей категории;
справки медико-социальной экспертизы об установлении группы инвалидности;
справки с места жительства о составе семьи гражданина;
справки органа, осуществляющего государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, о наличии или отсутствии в собственности гражданина жилого помещения;
документы, подтверждающие право пользования жилым помещением, занимаемым заявителем и членами его семьи (договор, ордер, решение о предоставлении жилого помещения).
На момент постановки Лаврентьева А.В. на учет действовало решение исполнительного комитета Пермского областного совета народных депутатов от 16.08.1988 №102 «О Правилах учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Пермской области», в соответствии с которым нуждающимися в улучшении жилищных условий признавались граждане, проживающие в общежитиях, за исключением сезонных работников, работающих по срочному трудовому договору, а также граждан, поселившихся в связи с обучением; проживающие в служебных жилых помещениях.
Пунктом 7 Правил учета граждан предусматривалось, что обязательным условием для принятия на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления им жилых помещений является постоянное проживание (с постоянной пропиской) в данном населенном пункте (если иное не установлено законодательством Союза ССР и РСФСР).
Ссылаясь на данное положение Правил учета граждан в связи с тем, что Лаврентьев А.В. не получил своевременно жилищный сертификат, начальником Управления жилищных отношений администрации г. Перми было издано распоряжение от 26.01.2021 №152 о снятии Лаврентьева А.В. с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении, в связи с выявлением неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет, поскольку как на момент принятия на учет, так и на момент принятия решения о выдаче жилищного сертификата Лаврентьев А.В. не имеет постоянной регистрации, а зарегистрирован по месту пребывания. Данные обстоятельства подтвердила в судебном заседании представитель Управления жилищных отношений администрации г. Перми.
В распоряжение от 26.01.2021 №152 распоряжением начальника Управления жилищных отношений администрации г. Перми от 12.10.2021 №2128 внесены изменения, в части указания граждан, подлежащих снятию с жилищного учета, а именно пункт 1.10 изложен в следующей редакции: « 1.10 ФИО1 с составом семьи из четырех человек, в том числе ФИО2, ФИО3, ФИО4» (л.д. 63, 64-65).
Таким образом в судебном заседании установлено, что с 1998 года Лаврентьев А.В. проживал и пользовался жилым помещением, предоставленным его матери ФИО1 в связи с трудовыми отношениями, расположенным в студенческом общежитии по адресу: <Адрес>, ком. 102. Начиная с 1998 года по настоящее время Лаврентьев А.В. имеет регистрацию по месту пребывания в указанном помещении, поскольку помещение предоставлено для временного проживания. Иного места жительства Лаврентьев А.В. в указанный период времени не имел.
На основании изложенного суд приходит к выводу, что Лаврентьев А.В. был правомерно принят на учет граждан в качестве нуждающегося в жилом помещении, в том числе по категории «инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов», в связи с чем ему правомерно в 2019 году был выдан жилищный сертификат, следовательно у Управления жилищных отношений администрации г. Перми не имелось законных оснований для снятия Лаврентьева А.В. с жилищного учета распоряжением от 26.01.2021 №152, данные действия признаются судом незаконными.
Требование об исключении Лаврентьева А.В. из распоряжения от 26.01.2021 №152 само по себе не подлежит удовлетворению, поскольку является тождественным требованию о признании незаконным действий по снятию Лаврентьева А.В. с жилищного учета, которые судом признаны незаконными.
Разрешая требование о выдаче Лаврентьеву А.В. жилищного сертификата на приобретение (строительство) жилого помещения на сумму 739 098,00 руб., суд исходит из следующего.
Как указано выше, органы местного самоуправления представляют в Министерство социального развития Пермского края ежегодно, до 1 марта текущего года учетные дела в отношении граждан, указанных в п. 1.2.2 Порядка.
В соответствии с разделом «4. Порядок выдачи жилищных сертификатов» для организации работы по выдаче жилищных сертификатов органы местного самоуправления обеспечивают подготовку и принятие муниципальных правовых актов, регламентирующих организацию работы с жилищными сертификатами, решений об утверждении списков граждан, проведение работы по разъяснению условий и порядка получения субсидий (единовременных денежных выплат) с помощью жилищных сертификатов.
Министерство социального развития Пермского края обеспечивает изготовление бланков жилищных сертификатов.
На основании распоряжения Правительства Пермского края о предоставлении субсидий (ЕДВ) на приобретение (строительство) жилых помещений гражданам либо о внесении изменений в указанное распоряжение Правительства Пермского края органы местного самоуправления в течение 10 рабочих дней с даты подписания указанного распоряжения получают в Министерстве социального развития Пермского края бланки жилищных сертификатов.
Органы местного самоуправления на основании распоряжения Правительства Пермского края о предоставлении субсидий в течение пятнадцати дней с даты получения бланков жилищных сертификатов от Министерства социального развития Пермского края выдают жилищные сертификаты гражданам.
Размер субсидии (единовременной денежной выплаты) указывается в жилищном сертификате и является неизменным на весь срок действия жилищного сертификата.
Срок действия жилищного сертификата исчисляется с даты его выдачи, указываемой в сертификате, и составляет в отношении владельца сертификата 9 месяцев для представления в орган местного самоуправления сертификата и документов, предусмотренных в пункте 4.11.
Срок, в течение которого гражданином должна быть использована ЕДВ на приобретение (строительство) жилого помещения, составляет 9 месяцев с даты принятия распоряжения Правительства Пермского края на предоставление ЕДВ.
В соответствии с п. 6.2 Порядка неиспользованные заполненные бланки жилищных сертификатов аннулируются Министерством социального развития Пермского края.
Поскольку на момент рассмотрения настоящего иска срок действия жилищного сертификата, выданного Лаврентьеву А.В. распоряжением Правительства Пермского края от 13.06.2019 истек и он Министерством социального развития Пермского края в установленном законом порядке аннулирован, оснований для возложения обязанности на Управление жилищных отношений администрации г. Перми обязанности выдать жилищный сертификат на сумму 739 098,00 руб. в настоящее время не имеется.
Вместе с тем, указанное не свидетельствует, что истец утратил право на получение нового жилищного сертификата в соответствии с действующим законодательством, регулирующим порядок реализации права инвалида на улучшение жилищных условий, вставшего на жилищный учет до 01.01.2005. Поскольку действия Управления жилищных отношений администрации г. Перми по снятию Лаврентьева А.В. с учета граждан в качестве нуждающегося в жилом помещении судом признаны незаконными, истец подлежит восстановлению в нарушенных правах и реализации в отношении него мер социальной поддержки в части обеспечения жилым помещением в соответствии с требованиями Федерального закона Российской Федерации от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 02.03.2007 № 21-п.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Лаврентьева Александра Васильевича к Управлению жилищных отношений администрации г. Перми удовлетворить в части, признать незаконными действия по снятию с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении распоряжением от 26.01.2021 №152, в удовлетворении остальной части требований отказать.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий <данные изъяты> Е.С. Оплетина
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>