Решение по делу № 2-1324/2021 от 17.08.2021

50RS0004-01-2021-002092-07

Р Е Ш Е Н И Е

                                             именем Российской Федерации            №2-1324/21

г. Волоколамск                                                                    09 ноября 2021 года

Волоколамский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи                Коняхиной Е.Н.

при секретаре судебного заседания         Косаревой В.Р.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Константинова С. В. к администрации Волоколамского городского округа <адрес> о признании незаконным постановления главы администрации о снятии с учета в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, обязать поставить на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и включить в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей»,

        Установил:

    Истец Константинов С.В. обратился в суд с иском к администрации Волоколамского городского округа <адрес> о признании незаконным постановления главы администрации Волоколамского городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ , которым отменено постановление главы администрации Волоколамского городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о постановке семьи истца на учет граждан, нуждающихся в жилом помещении, также признано утратившим силу постановление главы администрации Волоколамского городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, возложении на ответчика обязанности поставить семью истца с составом семьи из 4-х человек: он, супруга ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, дети ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и включить состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы <адрес> «Жилище» на 2017-2027 годы.

    В обоснование иска указал, что в установленном порядке в 2021 году его семья была поставлена на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий и включена в число участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей». Однако, постановлением главы администрации Волоколамского городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ признано недействительным и отменено постановление главы Волоколамского городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О постановке на учет граждан, нуждающихся в жилом помещении», также признано утратившим силу постановление главы Волоколамского городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О признании молодой семьи Константинова С.В. участницей подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей». Полагает, что оснований для снятия его семьи с учета граждан, нуждающихся в жилом помещении и исключении из числа участников программы «молодая семья» не было. При постановке на учет семья истца предоставила достоверные сведения о регистрации членов семьи истца по месту жительства: <адрес>. Также были представлены сведения о регистрации супруги истца и дочери ФИО3 в период ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в квартире по адресу: <адрес>, принадлежащей на праве собственности матери супруги. Со дня регистрации брака его жена, со дня рождения –его дочери фактически проживали с истцом по месту его регистрации. Снявшись с регистрационного учета в квартире матери и зарегистрировавшись в жилом помещении, в котором проживает истец, его жена и дочь привели в соответствие место своего фактического проживания к месту регистрации.

    В судебном заседании истец Константинов С.В. требования поддержал, также пояснил, что истец является собственником 1/2 доли однокомнатной квартиры, расположенной по адресу: <адрес> площадью 34.6 кв.м. Также собственником ? доли указанной квартиры является мать истца - ФИО6 В указанной квартире с момента регистрации брака с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирована и проживает его супруга ФИО1 В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ супруга с дочерью ФИО3 были зарегистрированы временно в силу семейных обстоятельств в квартире по адресу: <адрес>, принадлежащей на праве собственности матери супруги. Указанная квартира находилась в ипотеке, они зарегистрировались по данному адресу до полной выплаты долговых обязательств перед банком мамой супруги. Фактически все это время они проживали с истцом одной семьей по адресу: <адрес>. Считает, что намеренного ухудшения жилищных условий его семьей допущено не было.

    Представитель ответчика администрации Волоколамского городского округа <адрес> по доверенности Гарибян Т.А. в судебном заседании иск не признал, считает, что оснований для постановки семьи истца на учет на улучшение жилищных условий и включении в программу молодая семья не было, поскольку семьей истца было допущено намеренное ухудшение жилищных условий.

    Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные исковые требований Министерство жилищной политики <адрес> в судебное заседание не явился, представил письменные возражения, просит в удовлетворении иска отказать, поскольку ФИО1 и ФИО3 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ были зарегистрированы в квартире по адресу: <адрес>, после чего повторно зарегистрировались в квартире по адресу: <адрес>, что в свою очередь ухудшило их жилищные условия, в связи с чем, что до момента их вселения, все члены семьи были обеспечены жилым помещением.

Третье лицо ФИО1, представляющая также интересы несовершеннолетних ФИО2 и ФИО3, в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена.

Рассмотрев исковые требования, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив представленные доказательства, суд приходит к выводу, что иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

По делу установлено, что Константинов С.В. состоит в браке с ФИО1 От брака имеют двоих несовершеннолетних детей: ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Константинов С.В. является собственником ? доли однокомнатной квартиры, расположенной по адресу: <адрес> площадью 34.6 кв.м. на основании договора на передачу квартир в собственность от ДД.ММ.ГГГГ. Также собственником ? доли указанной квартиры является мать истца – ФИО6

В указанной квартире по месту жительства зарегистрированы и проживают: Константинов С.В., его мать ФИО6, супруга ФИО1 и дети ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Супруга ФИО1 была зарегистрирована по месту жительства в указанной квартире с ДД.ММ.ГГГГ. Затем ДД.ММ.ГГГГ она была снята с регистрационного учета по указанному адресу, и была зарегистрирована по адресу: <адрес>, в квартире, принадлежащей на праве собственности ее матери, до ДД.ММ.ГГГГ. Также в указанной квартире была зарегистрирована несовершеннолетняя дочь ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

С ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 с дочерью ФИО3, были зарегистрированы по месту жительства в квартире по адресу: <адрес>.

Как следует из пояснений истца, фактически с 1993 года ФИО8 проживала с ним и детьми в квартире по адресу: <адрес>, все это время они жили одной семьей. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ супруга с дочерью ФИО3 были зарегистрированы в квартире по адресу: <адрес>, принадлежащей на праве собственности матери супруги, временно в силу семейных обстоятельств.

ДД.ММ.ГГГГ Константинов С.В. обратился в администрацию Волоколамского городского округа <адрес> с заявлением о признании его семьи нуждающейся в жилом помещении для участия в основном мероприятии «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Российской федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», подпрограмме <адрес> «Жилище» на 2017-2027 годы в связи с обеспеченностью общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы, предоставив необходимые документы.

Постановлением главы Волоколамского городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Константинов С.В. с семьей из четырех человек (он, супруга ФИО1, дочь ФИО3, ФИО2 были признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий на основании подпункта 2 пункта 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Постановление главы Волоколамского городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ молодая семья Константинова С.В. в составе четырех человек признана участницей подпрограммы с ДД.ММ.ГГГГ и включена в список молодых семей участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы <адрес> «Жилище» на 2017-2027 годы.

Постановлением администрации Волоколамского городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О признании постановления недействительным» отменено постановление главы Волоколамского городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О постановке на учет граждан, нуждающихся в жилом помещении», также признано утратившим силу постановление главы Волоколамского городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О признании молодой семьи Константинова С.В. участницей подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей». В качестве основания указано, что решение органа местного самоуправления принято без учета норм ст. 51,53 Жилищного кодекса Российской Федерации и ч. 4 п. 14 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома, утвержденных постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении государственной программы <адрес> «Жилище» на 2017-2027 годы».

Порядок предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья установлен Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат, являющимися приложением N 1 к Особенностям реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденным постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1050 (далее - Правила).

Согласно п. 6 Правил участником мероприятий ведомственной целевой программы может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного ребенка и более, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного ребенка и более, соответствующие следующим требованиям: а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы мероприятий ведомственной целевой программы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет; б) молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил; в) наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.

Одним из условий для участия молодой семьи (в том числе неполной) в мероприятиях ведомственной целевой программы является признание молодой семьи нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 Правил, согласно которому под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до ДД.ММ.ГГГГ, а также молодые семьи, признанные для цели участия в мероприятиях ведомственной целевой программы органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после ДД.ММ.ГГГГ по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 ЖК РФ для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Одним из установленных ст. 51 ЖК РФ оснований для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, является обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы для лиц, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.

Вместе с тем, согласно абзацу второму п. 7 Правил при определении для молодой семьи уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения учитывается суммарный размер общей площади всех пригодных для проживания жилых помещений, занимаемых членами молодой семьи по договорам социального найма, и (или) жилых помещений и (или) части жилого помещения (жилых помещений), принадлежащих членам молодой семьи на праве собственности.

Таким образом, порядок предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья регулируется специальным нормативным актом, который, в отличие от ст. 51 ЖК РФ, при определении уровня обеспеченности жилым помещением предусматривает необходимость учета только жилых помещений (части жилого помещения), занимаемых членами молодой семьи по договорам социального найма и (или) принадлежащих членам молодой семьи на праве собственности, и не предусматривает необходимости учета жилых помещений, занимаемых членами молодой семьи в качестве членов семьи собственника жилого помещений, не являющегося членом данной молодой семьи.

В соответствии со статьей 52 Жилищного кодекса Российской Федерации постановка на учет, предоставление жилых помещений осуществляется на основании федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации.

Пунктами 2, 3 части 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях; не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.

Конкретного перечня действий, которые следует считать намеренным ухудшением жилищных условий, в Жилищном кодексе Российской Федерации не содержится. Статьей 53 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрены лишь последствия таких действий.

    Так, в силу статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

По смыслу приведенных положений ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях допустимы лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия по ухудшению жилищных условий с целью признания их уполномоченными органами нуждающимися в улучшении жилищных условий с последующим обеспечением жилым помещением.

Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации (определения от ДД.ММ.ГГГГ N 749-О, от ДД.ММ.ГГГГ N 2972-О, от ДД.ММ.ГГГГ N 727-О, от ДД.ММ.ГГГГ N 2134-О и др.) предусмотренные статьей 53 Жилищного кодекса Российской Федерации ограничения в постановке граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущего привести к состоянию, требующему участия органов государственной власти и органов местного самоуправления в обеспечении их другим жильем. При этом применение статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации должно осуществляться в системе действующего правового регулирования, в частности во взаимосвязи с пунктом 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются.

Молодая семья истца Константинова С.В. состоит из четырех человек, зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес> площадью 34.6 кв.м. В таком составе она была включена в состав участников ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы <адрес> «Жилище» на 2017-2027 годы. На дату обращения истца ответчику с заявлением о постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях, жилищная обеспеченность каждого члена его семьи составляла менее учетной нормы для проживающих в отдельной квартире, на каждого члена семьи приходится менее 9 кв.м., установленной решением Совета депутатов Волоколамского городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма и учетной нормы площади жилого помещения, определяющей уровень обеспеченности граждан в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

На момент подачи заявления в администрацию молодая семья истца представляла собой самостоятельный субъект семейных отношений, а наличие у родителей в собственности иных жилых помещений не могло повлиять на нуждаемость молодой семьи в улучшении жилищных условий, так как члены молодой семьи после заключения брака не остаются членами семьи своих родителей.

В период ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год супруга истца ФИО1 и дочь ФИО3 действительно были зарегистрированы по месту жительства в квартире по адресу: <адрес>. Однако, указанная квартира принадлежит на праве собственности матери супруги истца. Кроме того, до этого, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 также была зарегистрирована также по месту жительства супруга Константинова С.В. по адресу: <адрес>.

В связи с чем, оснований полагать, что действия истца и членов его семьи являются намеренными и недобросовестными, преследующими цель намеренного ухудшения своих жилищных условий для признания нуждающимися в жилом помещении в рамках программы "Обеспечение жильем молодых семей" судом не установлено.

Оценивая представленные доказательства, суд приходит к выводу, что постановление администрации Волоколамского городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о признании недействительным и отмене постановления главы Волоколамского городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О постановке на учет граждан, нуждающихся в жилом помещении» и о признании утратившим силу постановления главы Волоколамского городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О признании молодой семьи Константинова С.В. участницей подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» следует признать незаконным, возложить на ответчика обязанность восстановить семью Константинова С.В. с составом семьи 4-х человек на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и составе участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы <адрес> «Жилище» на 2017-2027 годы.

руководствуясь ст. ст.194-197 ГПК РФ,

Решил:

Иск Константинова С. В. к администрации Волоколамского городского округа <адрес> удовлетворить.

Признать незаконным постановление администрации Волоколамского городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ О признании недействительным и отмене постановления главы Волоколамского городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О постановке на учет граждан, нуждающихся в жилом помещении» и о признании утратившим силу постановления главы Волоколамского городского округа московской области от ДД.ММ.ГГГГ «О признании молодой семьи Константинова С.В. участницей подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей».

Обязать администрацию Волоколамского городского округа <адрес> восстановить семью Константинова С. В. с составом семьи 4-х человек: ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и составе участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы <адрес> «Жилище» на 2017-2027 годы.

Решение может быть обжаловано в Московской областной суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи жалобы через Волоколамский городской суд Московской области.

    Председательствующий судья       подпись                          Е.Н. Коняхина

Мотивированное решение изготовлено      22 ноября 2021 года.

Копия верна

Судья

2-1324/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
КОНСТАНТИНОВ СЕРГЕЙ ВИКТОРОВИЧ
Ответчики
администрация Волоколамского городского округа Московской области
Другие
Министерство жилищной политики Московской области
Константинова Арина Сергеевна
Константинова София Сергеевна
Константинова Ирина Владимировна
Суд
Волоколамский городской суд Московской области
Судья
Коняхина Е.Н.
Дело на странице суда
volokolamsk.mo.sudrf.ru
17.08.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
18.08.2021Передача материалов судье
20.08.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
20.08.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
08.09.2021Подготовка дела (собеседование)
08.09.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
28.10.2021Судебное заседание
09.11.2021Судебное заседание
09.11.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
14.12.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.12.2021Дело оформлено
23.12.2021Дело передано в архив
09.11.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее