Решение по делу № 2-2423/2016 ~ М-13543/2015 от 24.12.2015

Дело № 2-2423/2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Сыктывкарский городской суд Республики Коми

в составе председательствующего судьи Ю.Н. Агранович,

при секретаре Г.Ф. Синицкой,

с участием прокурора Л.В. Загидулиной,

рассмотрев в открытом судебном заседании «29» апреля 2016 года в г. Сыктывкаре гражданское дело по иску Юшкова В.А. к ГКУ РК «Управление ППС и ГЗ» о взыскании единовременного пособия,

УСТАНОВИЛ:

Юшков В.А. обратился в суд с иском к ГКУ РК «Управление ППС и ГЗ» о взыскании единовременного пособия при досрочном увольнении в связи с получением травмы в размере ... должностных окладов, установленных на день выплаты пособия.

В обосновании исковых требований указал, что ** ** **. получил тяжелую сочетанную травму в результате несчастного случая на производстве, в связи с чем, ** ** **. был уволен на основании п. 8 ч. 1 ст. 77 ТК РФ с ГКУ РК «Управление ППС и ГЗ». ** ** **. он обратился с заявлением о выплате пособия в размере ... должностных окладов в соответствии со ст. 6 Закона Республики Коми от 06.10.2006г. № 82-РЗ «О некоторых вопросах в области пожарной безопасности на территории Республики Коми», однако в нарушении норм действующего законодательства указанное единовременное пособие выплачено не было.

Определением Сыктывкарского городского суда Республики Коми от ** ** **. к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Комитет Республики Коми гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций и Правительство Республики Коми.

В судебном заседании истец и его представитель на удовлетворении исковых требований настаивали.

Представитель ответчика с исковыми требованиями не согласился по доводам отзыва на исковое заявление.

Представитель Комитета Республики Коми гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций и Правительства Республики Коми исковые требования поддержал.

Выслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего, что исковые требования подлежат удовлетворению, суд приходит к следующему.

Согласно Конституции Российской Федерации политика Российской Федерации как социального государства, в котором охраняются труд и здоровье людей, направлена на создание условий обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в том числе путем государственной поддержки семьи и государственных гарантий социальной защиты (ст. 7), социальные пособия устанавливаются законом (ч. 2 ст. 39).

По смыслу ст. 37 (ч. 1) и ст. 59 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее ст. 32 (ч. 4), 71 (п. "м"), 72 (п. "б" ч. 1) и ст. 114 (п. "д" и "е"), военная служба, служба в органах внутренних дел и иная аналогичная ей служба, в том числе служба в Государственной противопожарной службе, посредством прохождения которой граждане реализуют свое право на труд, представляет собой особый вид государственной службы, непосредственно связанной с обеспечением обороны страны и безопасности государства, общественного порядка, законности, прав и свобод граждан и, следовательно, осуществляемой в публичных интересах. Лица, несущие такого рода службу, выполняют конституционно значимые функции, чем обусловливается их правовой статус (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 26.12.2002г. № 17-П), предполагающий возможность установления для них не только особых прав и обязанностей, а также содержание и характер обязанностей государства по отношению к ним.

Обязанности, возлагаемые на лиц, несущих военную и аналогичную ей службу, предполагают необходимость выполнения ими поставленных задач в любых условиях, в том числе сопряженных со значительным риском для жизни и здоровья, что - в силу ст. 1 (ч. 1), 2, 7, 37 (ч. 1 и 3), 39 (ч. 1 и 2), 41 (ч. 1), 45 (ч. 1), 59 и 71 (п. "в", "м") Конституции Российской Федерации - влечет обязанность государства гарантировать им материальное обеспечение и компенсации в случае причинения вреда жизни или здоровью при прохождении службы. Исходя из приведенной правовой позиции, государство призвано гарантировать сотрудникам и работникам Государственной противопожарной службы возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с исполнением ими служебных обязанностей, в объеме, позволяющем в максимальной степени компенсировать последствия изменения их материального и (или) социального статуса. При этом характер выполняемых этими лицами функций - в силу конституционных принципов справедливости и соразмерности - предполагает установление для них условий возмещения вреда, по крайней мере не худших по сравнению с другими категориями граждан.

В соответствии с ч. 4 ст. 9 Федерального закона «О пожарной безопасности» от 21.12.1994г. № 69-ФЗ сотрудники и работники Государственной противопожарной службы подлежат обязательному государственному личному страхованию за счет средств соответствующих бюджетов. Основания, условия, порядок обязательного государственного личного страхования указанных сотрудников, военнослужащих и работников устанавливаются федеральными законами, законодательными актами субъектов Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 21.12.1994г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» в Государственную противопожарную службу входят: федеральная противопожарная служба; противопожарная служба субъектов Российской Федерации. Противопожарная служба субъектов Российской Федерации создается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации.

Законом РК от 06.10.2006г. № 82-РЗ «О некоторых вопросах в области пожарной безопасности на территории Республики Коми» в соответствии с Федеральным законом «О пожарной безопасности» в рамках полномочий, предоставленных субъектам Российской Федерации, регулируются отдельные вопросы в области пожарной безопасности в Республике Коми.

Согласно ст. 3 Закона Республики Коми от 06.10.2006г. № 82-РЗ «О некоторых вопросах в области пожарной безопасности на территории Республики Коми» противопожарная служба Республики Коми создается Правительством Республики Коми. Организационная структура, полномочия, задачи, функции, порядок деятельности противопожарной службы Республики Коми определяются Положением о противопожарной службе Республики Коми, утверждаемым Правительством Республики Коми.

Постановлением Правительства Республики Коми от 25.08.2005г. № 229 «О противопожарной службе Республики Коми» утверждено Положение о противопожарной службе Республики Коми», согласно которому противопожарная служба Республики Коми является составной частью Государственной противопожарной службы и создается в целях организации выполнения и осуществления мер пожарной безопасности на территории Республики Коми.

Статьей 6 вышеуказанного Закона № 82-РЗ установлено, что работники противопожарной службы РК подлежат обязательному государственному личному страхованию за счет средства в республиканского бюджета Республики Коми.

При досрочном увольнении работников противопожарной службы Республики Коми со службы в связи с признанием их негодными к службе вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) либо заболевания, полученных ими при исполнении служебных обязанностей, им выплачивается единовременное пособие в размере 60 должностных окладов (тарифных ставок), установленных на день выплаты пособия, с последующим взысканием этой суммы с виновных лиц.

Статьей 8 Закона Республики Коми от 06.10.2006г. № 82-РЗ установлено, что Правительству Республики Коми необходимо принять нормативные правовые акты, обеспечивающие реализацию настоящего Закона

Однако до настоящего времени Правительством Республики Коми не был принят нормативный правовой акт, регулирующий страховые гарантии личному составу противопожарной службы Республики Коми по обязательному государственному личному страхованию.

Несмотря на то, что в настоящее время в Республике Коми не урегулирован порядок и условия выплаты единовременного пособия, суд считает, что работник противопожарной службы Республики Коми, имеющий право на получение единовременного пособия, не может быть лишен такого права, поскольку единовременная выплата представляет собой дополнительную социальную гарантию, установленную специальным законом (Законом Республики Коми от 06.10.2006г. № 82-РЗ) для соответствующей категории граждан, в отношении которых государство взяло на себя компенсацию причиненного вреда как орган, действующий в публичных интересах. В системе действующего правового регулирования создан специальный публично-правовой механизм возмещения вреда работнику противопожарной службы, при досрочном увольнении работника противопожарной службы Республики Коми со службы в связи с признанием его негодным к службе вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) либо заболевания, полученного им при исполнении служебных обязанностей, предназначением которого является восполнение основного или одного из основных источников постоянного дохода работника противопожарной службы - денежного довольствия, утраченного в результате получения работником производственной травмы.

В соответствии с п. 1.4 Устава ГКУ РК «Управление ППС и ГЗ» в составе учреждения осуществляет свою деятельность противопожарная служба Республики Коми.

Абзацем 7 п. 4.6 Устава ГКУ РК «Управление ППС и ГЗ» предусмотрено, что учреждение обязано обеспечить своих работников безопасными условиями труда и нести ответственность в установленном порядке за вред, причиненный работнику увечьем, профзаболеванием, либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением им трудовых обязанностей.

В соответствии с п. 5.3 Устава ГКУ РК «Управление ППС и ГЗ» учреждение обеспечивает и осуществляет меры по правовой и социальной защите работников противопожарной службы Республики Коми и их семей.

** ** ** Юшков В.А. обращался в адрес ответчика с заявлением о выплате единовременного пособия, однако в ответе от ** ** **. ему было отказано в виду отсутствия законных оснований на выплату указанного пособия.

Не согласившись с отказом в выплате единовременного пособия, истец обратился в суд с настоящим иском.

Из материалов дела следует, что Юшков В.А. был принят на работу ** ** **. в пожарную часть №... отряда противопожарной службы Республики Коми №... на должность ...

** ** ** около .... Юшков В.А. при исполнении своих служебных обязанностей, связанных с тушением пожара по адресу: ..., получил производственную травму.

Указанный несчастный случай работодателем был квалифицирован как связанный с производством, что подтверждается Актом о расследовании группового несчастного случая от ** ** **. и Актом №... несчастном случае на производстве от ** ** **.

При этом из вышеуказанных актов следует, что при тушении пожара Юшков В.А. придерживал лестницу-палку и рукавную линию. Около ... произошло обрушение крыши жилого дома, остался только один фронтон с северной стороны дома, который через некоторое время упал в сторону, где находился Юшков В.А. Когда падали остатки деревянного фронтона, С.А. выпрыгнул с лестницы-палки в сторону, а Юшков В.А. не успел отойти, в результате чего конструкции фронтона упали на него. Сразу после обрушения конструкций работники, которые находились рядом, извлекли пострадавшего из-под обломков. Работники скорой медицинской помощи оказали первую помощь и госпитализировали Юшкова В.А. в ГБУЗ «...

В результате несчастного случая на производстве Юшков В.А. получил следующие телесные повреждения: ...

** ** **. истцу была установлена инвалидность ... в связи с трудовым увечьем.

Уведомлением ** ** **. №... истец был поставлен в известность о том, что в отряде противопожарной службы Республики Коми №... должности, работа по которым ему не противопоказана по состоянию здоровья согласно индивидуальной программе реабилитации инвалида, выданной «...

В соответствии с медицинским заключением ** ** **. Юшков В.А. был уволен по основанию, предусмотренному п. 8 ч. 1 ст. 77 ТК РФ и отсутствия у ответчика соответствующей работы в соответствии с медицинским заключением.

Таким образом, суд считает, что Юшков В.А. имеет право на получение единовременного пособия в соответствии со ст.6 Закона Республики Коми от 06.10.2006г. № 82-РЗ, в связи с чем, в его пользу подлежит взысканию единовременное пособие в размере 60 должностных окладов, установленных на день выплаты пособия.

Поскольку надлежащая процедура и механизм реализации права на получение единовременного пособия на законодательном уровне не урегулирован, суд считает, что указанную обязанность следует возложить на работодателя ГКУ РК «Управление ППС и ГЗ» за счет средств республиканского бюджета Республики Коми.

Учитывая, что в ст.6 Закона № 82-РЗ установлено, что единовременное пособие в размере ... должностных окладов определяется на день выплаты пособия, то размер единовременного пособия составит ... рублей исходя из должностного оклада начальника ... части ... рублей (Постановление Правительства Республики Коми № 323 от 28.11.2008г. «Об условиях оплаты труда работников государственного учреждения Республики Коми «Управление противопожарной службы и гражданской обороны» (в ред. от 20.02.2016г. № 86).

При таких обстоятельствах, суд считает, что с ГКУ РК «Управление ППС и ГЗ» в пользу Юшкова В.А. следует взыскать единовременное пособие в размере ...

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░» ░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ...

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░

2-2423/2016 ~ М-13543/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Юшков В.А.
Ответчики
ГКУ РК "Управление противопожарной службы и гражданской защиты"
Другие
Комитет по обеспечению мероприятий гражданской защиты РК
Правительство РК
Суд
Сыктывкарский городской суд
Судья
Агранович Юлия Николаевна
24.12.2015[И] Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
24.12.2015[И] Передача материалов судье
29.12.2015[И] Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
27.01.2016[И] Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
27.01.2016[И] Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
27.01.2016[И] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.02.2016[И] Предварительное судебное заседание
03.03.2016[И] Предварительное судебное заседание
24.03.2016[И] Судебное заседание
29.04.2016[И] Судебное заседание
05.05.2016[И] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
14.05.2016[И] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее