Дело №33-466/2024 Судья Кончакова С.А.
71RS0016-01-2022-004280-58
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
6 марта 2024 года город Тула
Судебная коллегия по гражданским делам Тульского областного суда в составе:
председательствующего Алдошиной В.В.,
судей Гавриловой Е.В., Крымской С.В.,
при секретаре Фалдиной Н.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения Тульской области» на решение Новомосковского районного суда Тульской области от 5 декабря 2022 по иску Анненкова Александра Владимировича к государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения Тульской области» о признании права на предоставление мер социальной поддержки.
Заслушав доклад судьи Алдошиной В.В., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Анненков А.В. обратился в суд с иском к государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения Тульской области» (далее ГУ ТО «УСЗН Тульской области») о признании права на предоставление мер социальной поддержки.
В обоснование исковых требований указал, что является ветераном труда. В соответствии со ст.3, 7 Закона Тульской области от 28 декабря 2004 № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» ветераны труда, а также граждане, приравненные к ним по состоянию на дата, имеют право меры социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты и компенсации 50% оплаты коммунальных услуг.
Обратившись в отдел социальной защиты населения по г.Новомосковску ГУ ТО «УСЗН Тульской области» с заявлением о предоставлении мер социальной поддержки получил отказ, в том числе и на получение ежемесячной денежной выплаты, который полагает незаконным.
Просил признать за ним право на получение меры социальной поддержки в соответствии со ст.7 Закона Тульской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» от 28 декабря 2004 № 493-ЗТО с дата обязать ответчика назначить ежемесячную денежную выплату, предусмотренную ст.7 Закона Тульской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» от 28 декабря 2004 № 493-ЗТО, с дата; просил признать право на получение мер социальной поддержки в соответствии со ст. 3 Закона Тульской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» № 493-ЗТО от 28 декабря 2004 по оплате в размере 50 процентов коммунальных услуг: за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение) в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных органами местного самоуправления, по оплате 50 процентов начисленной за месяц платы за жилое помещение в пределах регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, установленной законодательством Тульской области.
Анненков А.В. в судебное заседание суда первой инстанции не явился, о времени и месте которого извещался надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель ответчика – ГУ ТО «УСЗН Тульской области» по доверенности Подъяпольская С.Е. в судебное заседание суда первой инстанции не явилась, представила ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие, указав, что правовые основания для удовлетворения исковых требований Анненкова А.В. отсутствуют.
Решением Новомосковского районного суда Тульской области от 5 декабря 2022 исковые требования Анненкова А.В. к государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения Тульской области» о признании права на получение меры социальной поддержки удовлетворены частично; за Анненковым А.В. признано право на получение меры социальной поддержки в соответствии со ст. 7 Закона Тульской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» от 28.12.2004 № 493-ЗТО; суд обязал государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Тульской области» назначить Анненкову А.А. ежемесячную денежную выплату, предусмотренную ст. 7 Закона Тульской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» от 28.12.2004 № 493-ЗТО с дата в удовлетворении исковых требований о предоставлении мер социальной поддержки как ветерану труда по оплате в размере 50 % общей площади жилого помещения в пределах социальной нормы жилья, по оплате 50% коммунальных услуг: водоснабжения, водоотведения, вывозы мусора и других отходов за потребление газа, электрической энергии и тепловой энергии в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных органами местного самоуправления отказал.
Не соглашаясь с постановленным по делу решением представитель ответчика государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения Тульской области» по доверенности Подъяпольская С.Е. в апелляционной жалобе просит отменить решение суда, вынести новое решение, которым отказать Анненкову А.В. в удовлетворении заявленных требований в полном объеме, поскольку судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, Анненков А.В. не имеет права на меры социальной поддержки как ветеран труда, поскольку звания ветеран труда федерального значения не имеет, является ветераном труда Тульской области, только на уровне субьекта.
В силу ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов апелляционной жалобы.
Проверив материалы дела, разрешив вопрос о возможности рассмотрения дела в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя ответчика государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения Тульской области» по доверенности Подъяпольской С.Е., судебная коллегия приходит к следующему.
Проверяя постановленное судом первой инстанции решение, судебная коллегия не может согласиться с выводами суда о том, что Анненков А.В. имеет право на получение меры социальной поддержки в соответствии со ст. 7 Закона Тульской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» от 28.12.2004 № 493-ЗТО.
Согласно пункту "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 12.01.1995 № 5-ФЗ "О ветеранах".
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 названного закона ветеранами труда являются лица, имеющие удостоверение "Ветеран труда", награжденные орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенные благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющие трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой (страховой) стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
Пунктом 1.1 статьи 7 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" определено, что порядок учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, и награждения указанными знаками отличия определяется Правительством Российской Федерации. Порядок учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", иными федеральными государственными органами, государственными корпорациями и награждения указанными знаками отличия определяется указанными органами, организациями, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Согласно федеральному закону «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 06.10.1999 № 184-ФЗ, федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 № 131-ФЗ субъекту Российской Федерации предоставлено право устанавливать дополнительные меры социальной поддержки отдельным категориям граждан, условия в соответствии с которыми они предоставляются.
В целях реализации федерального закона «О ветеранах» в Тульской области был принят закон от 28.12.2004 № 493-ЗTO «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», где в статье 1 определены категории лиц, имеющих право на меры социальной поддержки, в том числе ветеранам труда и гражданам, приравненным к ним по состоянию на 31.12. 2004.
Согласно пункту 1.1 названного Закона Тульской области о присвоении звания "Ветеран труда" наличие документов, подтверждающих награждение ведомственными знаками отличия в труде по состоянию на дата и трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении.
Таким образом, лицо, претендующее на присвоение звания "Ветеран труда", должно иметь либо врученную ему после дата ведомственную награду за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики), то есть в самом положении о награде должно содержаться указание на то, что она является ведомственной, вручается за продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности и дает право на присвоение звания "Ветеран труда", либо врученную до дата ведомственную награду, учрежденную за особые отличия в труде и продолжительный добросовестный труд, решение о награждении которой принято соответствующими лицами.
Лицо, имеющее удостоверение «Ветеран труда», пользуется правом на меры социальной поддержки, установленные Законом Тульской области от 28.12.2004 № 493-ЗTO «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области».
Порядок присвоения звания "Ветеран труда Тульской области" и выдачи соответствующего удостоверения устанавливается Законом Тульской области от 03.12.2012 № 1835-ЗTO «О ветеранах труда Тульской области».
Данный закон определяет условия, порядок признания граждан Российской Федерации, проживающих на территории Тульской области и награжденных медалями «За особый вклад в развитие Тульской области», «Трудовая доблесть», «Честь и мужество», почетным знаком Тульской области «Материнская слава», то есть учрежденных именно субъектом Российской Федерации, ветеранами труда Тульской области. Звание ветеран труда Тульской области по своим правовым последствиям федерального значения не имеет. Соответственно и меры социальной поддержки, условия и порядок их предоставления для такой категории лиц определяются законом Тульской области «О ветеранах труда Тульской области».
В силу статьи 3 указанного закона Тульской области ветеранам труда Тульской области при достижении возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины) предоставляется мера социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты.
Таким образом, субъектом Российской Федерации установлено условие, достижение возраста 60 лет, при соблюдении которого лицам, имеющим звание «ветеран труда Тульской области», предоставляется мера социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты.
Как видно из материалов дела, Анненков А.В., является «ветераном труда Тульской области» в соответствии с Законом Тульской области № 1835-ЗТО от 3 декабря 2012 года «О ветеранах труда Тульской области», в связи чем, дата ему выдано соответствующее удостоверение серии №, подтверждающее, что он имеет право на меры социальной поддержки, установленные законодательством Тульской области для ветеранов труда Тульской области.
дата истец обратился в филиал ОСЗН по г.Новомосковску ГУ ТО «УСЗН Тульской области» с письменным заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты, предусмотренной ст. 7 Закона Тульской области от 28 декабря 2004 г. № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» и назначении мер социальной поддержки в соответствии со ст. 3 указанного закона.
Решением отдела социальной защиты населения по г. Новомосковску ГУ ТО «Управление социальной зашиты населения Тульской области» № от дата Анненкову А.В. отказано в назначении ежемесячной денежной выплаты, поскольку ежемесячная денежная выплата ветеранам труда Тульской области назначается при достижении возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины), в соответствии с п.1 ст. 3 Закона Тульской области от 03.12.2012 №1835-ЗТО «О ветеранах труда Тульской области», а компенсация расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг ветеранам труда Тульской области не предусмотрена.
Рассматривая настоящий спор по существу, и удовлетворяя исковые требования Анненкова А.В. частично, признавая за ним право на получение в качестве меры социальной поддержки ежемесячной денежной выплаты по ст.7 Закона Тульской области от 28.12.2004 №493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», как за лицом, имеющим статус ветерана труда, который по правовым последствиям представляет собой звание ветерана труда федерального значения, в силу положений Федерального Закона «О ветеранах» от 12 января 1995 года № 5-ФЗ, суд первой инстанции неправильно применил нормы материального права, не обратив внимания, что Анненков А.В. имеет звание «Ветеран труда Тульской области» и право на совершенно иные меры социальной поддержки в соответствии с Законом Тульской области от 3 декабря. 2012 №1835-ЗТО «О ветеранах труда Тульской области».
Конституция Российской Федерации, в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), и относя социальную защиту к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт "ж" части 1), вместе с тем не устанавливает конкретные способы и объемы такой защиты, предоставляемой тем или иным категориям граждан. Разрешение этих вопросов отнесено к компетенции законодателя, который располагает достаточно широкой дискрецией при установлении механизмов реализации социальной защиты, в том числе при определении мер социальной поддержки и выборе формы их предоставления, а также круга лиц, нуждающихся в них.
Разграничивая полномочия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере социальной защиты, федеральный законодатель отнес к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации решение вопросов социальной поддержки ветеранов труда (подпункт 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации") и установил, что порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (пункт 4 статьи 7 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах").
Действуя в рамках предоставленных ему полномочий, законодатель Тульской области определил условия для присвоения звания "Ветеран труда Тульской области", в частности предусмотрев условия и порядок присвоения данного звания (Закон Тульской области от 03.12.2012 №1835-ЗТО «О ветеранах труда Тульской области»).
Такое правовое регулирование направлено на учет трудовых заслуг граждан перед обществом и государством с целью обеспечения этим лицам мер социальной поддержки, исходя из адресности такой поддержки и соблюдения баланса публичных и частных интересов в сфере социальной защиты граждан, распространяется в равной мере на всех лиц, проживающих на территории Тульской области, и не может расцениваться как нарушающее конституционные права заявителя.
Разрешение же вопроса об изменении условий присвоения звания "Ветеран труда Тульской области" с определением других условий его присвоения с расширением круга лиц, является прерогативой законодателя и к компетенции суда общей юрисдикции не относится.
Кроме того, как видно из содержания искового заявления Анненков А.В., имея удостоверение «ветеран труда Тульской области» по которому предоставляется право на меры социальной поддержки по Закону Тульской области от 03.12.2012 №1835-ЗТО «О ветеранах труда Тульской области», фактически просит назначить ему меры социальной поддержки по другому Закону Тульской области от 28.12.2004 № 493-ЗTO «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», предоставляемые лицам, имеющим удостоверение «ветеран труда», которое по своим правовым последствиям имеет звание федерального значения в силу положений Федерального закона «О ветеранах» от 12 января 1995 года № 5-ФЗ.
Исходя из критерия нуждаемости, субъект Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств регионального бюджета дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право (часть 3 статьи 26.3.1 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ).
«Ветеран труда» и «ветеран труда Тульской области» это разные по условиям предоставления, порядку присвоения и льготам, категории ветеранов.
Как видно из материалов дела, Анненков А.В. удостоверение «ветеран труда» исходя из положений Федерального закона «О ветеранах» от 12 января 1995 года № 5-ФЗ не имеет, а, следовательно, не вправе рассчитывать на льготы предоставляемые по Закону Тульской области от 28.12.2004 № 493-ЗTO «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», лицам, имеющим такое удостоверение.
Анненков А.В. не имеет удостоверение «Ветерана труда» в соответствии с Федеральным Законом «О ветеранах» от 12 января 1995 года № 5-ФЗ, а имеет удостоверение «ветерана труда Тульской области».
Меры социальной поддержки «ветеранам труда Тульской области» предоставляются в соответствии с Законом Тульской области от 03.12.2012 №1835-ЗТО «О ветеранах труда Тульской области».
В силу статьи 3 Закона Тульской области от 03.12.2012 №1835-ЗТО «О ветеранах труда Тульской области» ветеранам труда Тульской области при достижении возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины) предоставляется мера социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты.
На момент обращения с заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты в орган социальной зашиты и на момент рассмотрения дела в суде, Анненкову А.В., дата, не исполнилось 60 лет, следовательно, право на предоставление меры социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты в соответствии с Законом Тульской области от 03.12.2012 №1835-ЗТО «О ветеранах труда Тульской области» у него отсутствует.
С учетом изложенного, у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для удовлетворения исковых требований Анненкова А.В., в связи с чем решение суда признать законным и обоснованным нельзя, оно подлежит отмене.
Руководствуясь ст. 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Новомосковского районного суда Тульской области от 5 декабря 2022 года – отменить, постановить по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Анненкову Александру Владимировичу -отказать.
Председательствующий
Судьи