КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судья Толстых М.М. дело № 33а-4097/2018 А-023а
14 мая 2018 года судебная коллегия по административным делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Полынцева С.Н.,
судей Корниенко А.Н., Шавриной А.И.
при секретаре судебного заседания Бобылевой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу Полынцева С.Н.,
административное дело по административному иску прокурора Богучанского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Богучанского района о признании незаконным бездействия, связанного с непринятием надлежащих мер по организации обеспечения надежного теплоснабжения на территории района к отопительному периоду 2017-2018 годов, возложении обязанности,
по апелляционному представлению помощника прокурора Богучанского района Буца А.А.
на решение суда Богучанского района Красноярского края от 25 января 2018 года, которым постановлено:
«административные исковые требования прокурора Богучанского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Богучанского района о признании незаконным бездействия, связанное с непринятием надлежащих мер по организации обеспечения надежного теплоснабжения на территории района к отопительному периоду 2017-2018 годов, возложении обязанности удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие администрации Богучанского района, связанное с непринятием надлежащих мер по организации обеспечения надежного теплоснабжения на территории района к отопительному периоду 2017-2018 годов, в части касающейся проведения конкурсной процедуры с целью определения эксплуатирующей организации для последующей передачи по концессионным соглашениям имущества коммунального назначения.
Обязать администрацию Богучанского района провести конкурсные процедуры с целью определения эксплуатирующей организации для последующей передачи по концессионным соглашениям имущества коммунального назначения в срок до 1 июня 2018года:
- тепловая сеть протяженностью 1 996 м. от котельной № 33 п. Говорково, ул. Портовская, 19, зд. 2;
- тепловая сеть протяженностью 520 м. от котельной № 38 и. Кежек ул. Лесная, 1А;
- тепловая сеть протяженностью 181 м. от котельной № 49 п. Такучет ул. Студенческая, 13А;
- тепловая сеть протяженностью 1 487 м. от котельной № 5 с. Богучаны ул. Береговая, 10;
- тепловая сеть протяженностью 2 342 м. от котельной № 9 с. Богучаны пер. Больничный, 1А;
- тепловая сеть протяженностью 8 958 м. от котельной № 11 с. Богучаны ул. Набережная, 6;
- тепловая сеть протяженностью 4 550 м. от котельной № 13 с. Богучаны пер. А. Толстых, 2;
- тепловая сеть протяженностью 656, 7 м. от котельной № 14 с. Богучаны ул. Автопарковая, 4а, пом. 2;
- тепловая сеть протяженностью 5 304 м. от котельной № 18 п. Пинчуга ул. Набережная, 6Б;
- тепловая сеть протяженностью 2 219 м. от котельной № 19 п. Пинчуга ул. Ленина, 63А;
- тепловая сеть протяженностью 4 224 м. от котельной № 31 п. Невонка ул. Механизаторов, 21;
- тепловая сеть протяженностью 2 842 м. от котельной № 32 п. Невонка ул. Таежная, 2;
- тепловая сеть протяженностью 1 621 м. от котельной № 39 п. Новохайский ул. Школьная, 14;
- тепловая сеть протяженностью 1 810 м. от котельной № 45 п. Осиновый Мыс ул. Комарова, 1В;
- тепловая сеть протяженностью 3 483 м. от котельной № 47 п. Осиновый Мысул. Советская, 1Б;
- тепловая сеть протяженностью 2 022 м. от котельной № 48 п. Такучет ул. 1 Мая, 1А;
- тепловая сеть протяженностью 2 838 м. от котельной № 50 п. Октябрьский ул. Победы, 21 А, пом. 1;
В удовлетворении требований о признании незаконным бездействие администрации Богучанского района, связанное с непринятием надлежащих мер по организации обеспечения надежного теплоснабжения на территории района к отопительному периоду 2017-2018 года, в том числе выраженное в непроведении ремонтных работ на сетях тепло-водоснабжению, возложении обязанности в срок до 1.08.2018года провести капитальный ремонт сетей тепло-, водоснабжения Богучанского района, включающие в себя:
- теплосети протяженностью 220 м. от котельной № 13 по ул. Ленина от 13ТК- 13ТК32 в с. Богучаны;
- сети холодного водоснабжения протяженностью 440 м. от 12ВК6 до 12ВК11 по ул. Суворова в с. Богучаны;
- теплосети протяженностью 295 м. по ул. Ленина от 24ТК30 - 24ТК34 в п. Шиверский;
- теплосети протяженностью 3640 м. от дома № 16 до № 19 по ул. Советская в п. Невонка;
- теплосети от 34ТК68 до жилого дома № 1 по ул. Новая в п. Таежный;
- теплосети протяженностью 205 м. по ул. Химиков от 40ТК38 - 40ТК82 в с. Чунояр;
- теплосети протяженностью 430 м. от котельной № 47 по ул. Советская до 47ТК20 в п. Осиновый Мыс - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд с подачей апелляционной жалобы через Богучанский районный суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения».
Выслушав докладчика, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Богучанского района Красноярского края, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском (с учетом уточнений) к администрации Богучанского района о признании незаконным бездействия, связанного с непринятием надлежащих мер по организации обеспечения надежного теплоснабжения на территории района к отопительному периоду 2017-2018 годов, возложении обязанности проведения капитального ремонта сетей тепло- и водоснабжения Богучанского района в срок до 01.02.2018 года, возложении обязанностей принять меры по организации теплоснабжения Богучанского района, а именно в срок до 01.01.2018 года провести конкурсные процедуры с целью определения эксплуатирующей организации для последующей передачи по концессионным соглашениям имущества коммунального назначения.
Требования мотивировал тем, что прокуратурой Богучанского района на основании ст. 21 Федерального закона от 17.01.1992 года № 2202-1 «О прокуратуре РФ», во исполнение приказа прокурора края от 03.05.2017 года № 91 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства в жилищно-коммунальной сфере» в администрации Богучанского района проведена проверка по подготовке объектов жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса к эксплуатации в период отопительного сезона 2017/2018 годов.
В результате проверки установлено бездействие МО Богучанский район, выраженное в непроведении ремонтных работ на сетях тепло-, водоснабжения, имеющих значительный эксплуатационный износ, незаключении концессионных соглашений на тепловые сети, переданные по договорам аренды от 01.09.2016 года №№ 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37 ООО УК «Богучанжилкомхоз», непринятии мер по организации тепло-, водоснабжения, влекущее нарушение требований федерального законодательства, создающее угрозу возникновения чрезвычайной ситуации в отопительный сезон 2017-2018 годов и последующие годы, и, как следствие, нарушение конституционных прав граждан на достойную жизнь, охрану здоровья, благоприятную окружающую среду, права на получение коммунальных услуг, установленных ст. 3 Жилищного кодекса РФ.
По результатам проведенной проверки главе администрации Богучанского района 25.08.2017 года внесено представление об устранении нарушений в сфере жилищно-коммунального законодательства. Допущенные нарушения административным ответчиком не устранены.
Просил признать бездействие администрации Богучанского района незаконным, уточнив срок исполнения обязанностей по проведению конкурсных процедур с целью заключения концессионных соглашений до 01.06.2018 года, проведение капитального ремонта теплосетей в срок до 01.08.2018 года.
Судом постановлено вышеприведённое решение о частичном удовлетворении заявленных требований.
В апелляционном представлении помощник прокурора Буц А.А. просит решение суда в части отказа в удовлетворении исковых требований отменить, удовлетворить заявленные требования в полном объеме, ссылаясь на обстоятельства, приведенные в обоснование своей позиции в суде первой инстанции.
В представленных возражениях представитель администрации Богучанского района Мельникова А.А. просит оставить решение суда без изменения, ссылаясь на его законность и обоснованность.
Обсудив вопрос о возможности рассмотрения дела в отсутствие неявившихся, участвующих в деле лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, выслушав прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров Красноярского края в гражданском и арбитражном процессе Смирнова Я.Е., полагавшей решение подлежащим отмене в части отказа в удовлетворении заявленных требований, представителя администрации Богучанского района Красноярского края Коневу Т.С. (доверенность от 03.05.2018), возражавшую против доводов апелляционного представления, не находит оснований для отмены либо изменения обжалуемого решения.
Частями 1, 2 ст. 62 КАС РФ предусмотрено, что лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
В силу ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Пунктом 1 ст. 295 ГК РФ предусмотрено, что собственник имущества, находящегося в хозяйственном ведении, в соответствии с законом осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества.
Согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения относятся вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
На основании п.п. 3, 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года к вопросам местного значения поселения относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; организация в границах поселения электро, тепло, газо и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В силу п. 4.2 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 года в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом 27.07.2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении».
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относится организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств. В соответствии с ч. 1.1 ст. 6 указанного Федерального закона полномочия органов местного самоуправления на территории сельского поселения реализуются органами местного самоуправления муниципального района.
Частью 5 статьи 20 Федерального закона от 27.07.2010 года № 190-ФЗ предусмотрено, что теплоснабжающие организации и теплосетевые организации обязаны организовать наладку принадлежащих им тепловых сетей.
В силу п. 6.2.1 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных Приказом Минэнерго РФ от 24.03.2003 года № 115, при эксплуатации систем тепловых сетей должна быть обеспечена надежность теплоснабжения потребителей, подача теплоносителя (воды и пара) с расходом и параметрами в соответствии с температурным графиком и перепадом давления на вводе.
Статьей 14 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» определено, что организации обязаны планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций, планировать и проводить мероприятия по повышению устойчивости функционирования организаций и обеспечению жизнедеятельности работников организаций в чрезвычайных ситуациях, создавать резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Пунктом 11.1 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных Приказом Минэнерго РФ от 24.03.2003 № 115 (ПТЭТЭУ) определено, что при подготовке к отопительному периоду для обеспечения надежности теплоснабжения потребителей собственнику необходимо выполнить в установленные сроки комплекс мероприятий, основными из которых являются: устранение выявленных нарушений в тепловых и гидравлических режимах работы тепловых энергоустановок; испытания оборудования источников теплоты, тепловых сетей, тепловых пунктов и систем теплопотребления на плотность и прочность.
Системы теплоснабжения (котельные, тепловые сети, тепловые пункты, системы отопления и горячего водоснабжения) должны постоянно находиться в технически исправном состоянии и эксплуатироваться в соответствии с нормативными документами по тепло- и водоснабжению, утвержденными в установленном порядке.
Таким образом именно на органы местного самоуправления возложена обязанность организовать мероприятия, направленные на устройство, содержание и надлежащую эксплуатацию систем, сетей и сооружений теплоснабжения.
Проверка готовности к отопительному периоду теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций осуществляется в целях определения соответствия источников тепловой энергии и тепловых сетей требованиям, установленным правилами оценки готовности к отопительному периоду, наличия соглашения об управлении системой теплоснабжения, готовности указанных организаций к выполнению графика тепловых нагрузок, поддержанию температурного графика, утвержденного схемой теплоснабжения, соблюдению критериев надежности теплоснабжения, установленных техническими регламентами, а источников тепловой энергии также в целях подтверждения наличия к нормативных запасов топлива.
В соответствии с положениями п.5 Правил оценки готовности к отопительному периоду, утвержденных Приказом Минэнерго России от 12.03.2013 года № 103, проверка осуществляется комиссиями, которые образовываются Федеральной службой по экологическому, технологическому и иному надзору или органами местного самоуправления поселений, городских округов.
В целях проведения проверки комиссии рассматривают документы, подтверждающие выполнение требований по готовности, а при необходимости - проводят осмотр объектов проверки.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, дав надлежащую оценку представленным участниками процесса доказательствам, доводам и возражениям участников процесса, правильно применив нормы права, регулирующие спорные отношения, пришел к верному выводу о том, что требования прокурора Богучанского района в части признания бездействия администрации Богучанского района, связанного с непринятием надлежащих мер по обеспечению надежного теплоснабжения на территории района к отопительному периоду 2017-2018 года, в том числе выраженное в не проведении ремонтных работ на сетях тепло-водоснабжения, возложении обязанности в срок до 01.08.2018 года провести капитальный ремонт сетей тепло-, водоснабжения Богучанского района, являются необоснованными, поскольку изменение установленных сроков проведения капитального ремонта сетей теплоснабжения решением суда являлось бы вмешательством в хозяйственную деятельность предприятий.
Суд обоснованно исходил из того, что в соответствии с договором аренды муниципального казенного имущества № 27 от 01.09.2016 года администрацией Богучанского района во временное владение и пользование передано ООО УК «Богучанжилкомхоз» линейное сооружение теплосети протяженностью 4 550 м., находящиеся по адресу с. Богучаны Красноярского края пер. А. Толстых, 2. Согласно информации ООО УК «Богучанжилкомхоз» теплосети протяженностью 220 м. от котельной № 13 по ул. Ленина от 13ТК - 13ТК32, арендованные у администрации Богучанского района, являются ветхими (80% износа).
По сведениям ресурсоснабжающей организации, информация о необходимости проведения капитального ремонта направлялась в администрацию Богучанского района. По договору аренды муниципального казенного имущества № 4 от 29.04.2009 года администрацией Богучанского района во временное владение и пользование передано ООО «Водные ресурсы» линейное сооружение сети холодного водоснабжения протяженностью 440 м., находящиеся по адресу с. Богучаны Красноярского края по ул. Суворова. В соответствии с информацией ресурсоснабжающей организации сети холодного водоснабжения протяженностью 440 м. от 12ВК6 до 12ВК11 по ул. Суворова в с. Богучаны, арендованные у администрации Богучанского района являются ветхими (95% износа).
На основании концессионного соглашения от 15.09.2016 года № 15, заключенного между ООО «Жилье» и администрацией Богучанского сельсовета, ресурсоснабжающей организации во временное владение и пользование переданы теплосети: от котельной № 24 протяженностью 6 794 м., находящиеся по адресу п. Шиверский Богучанский район Красноярского края ул. Пушкина, 40В. В соответствии с информацией ресурсоснабжающей организации теплосети протяженностью 295 м. по ул. Ленина от 24ТК30 - 24ТК34, арендованные у администрации Богучанского района являются ветхими (80% износа).
Согласно договору аренды муниципального казенного имущества № 32 от 01.09.2016 года администрацией Богучанского района во временное владение и пользование передано ООО УК «Богучанжилкомхоз» линейное сооружение теплосети протяженностью 2842 м., находящиеся по адресу п. Невонка Красноярского края ул. Таежная, 2. В соответствии с информацией ООО УК «Богучанжилкомхоз» теплосети протяженностью 3640 м. от дома № 16 до № 19 по ул. Советская, арендованные у администрации Богучанского района являются ветхими (80% износа).
Как следует из договора аренды муниципального казенного имущества № 38 от 01.09.2016 года администрацией Богучанского района во временное владение и пользование передано ООО УК«Богучанжилкомхоз» линейное сооружение теплосети протяженностью 772 м. и 7801,8 м., находящиеся по адресу п. Таежный Красноярского края ул. Чапаева 5, зд. 2. В соответствии с информацией ООО УК «Богучанжилкомхоз» теплосети 34ТК68 до жилого дома № 1 по ул. Новая, арендованные у администрации Богучанского района, являются ветхими (80% износа).
В соответствии с концессионным соглашением от 01.08.2016 года № 4, заключенным между ООО УК «Богучанжилкомхоз» и администрацией Богучанского сельсовета, ресурсоснабжающей организации во временное владение и пользование переданы теплосети: от котельной № 40 протяженностью 8 545 м., находящиеся по адресу с. Чунояр Богучанский район Красноярского края ул. Северная, 27Б. Согласно информации ресурсоснабжающей организации теплосети протяженностью 205 м. по ул. Химиков от 40ТК38 - 40ТК82, арендованные у администрации Богучанского района являются ветхими (95% износа).
Согласно договору аренды муниципального казенного имущества № 35 от 01.09.2016 года администрацией Богучанского района во временное владение и пользование передано ООО УК«Богучанжилкомхоз» линейное сооружение теплосети протяженностью 3483 м., находящиеся по адресу п. Осиновый Мыс Красноярского края ул. Советская 1Б. В соответствии с информацией ресурсоснабжающей организации теплосети протяженностью 430 м. от котельной № 47 по ул. Советская до 47ТК20, арендованные у администрации Богучанского района являются ветхими (80% износа).
Из условий договоров аренды, заключенных с ООО УК «Богучанжилкомхоз», следует, что арендатор обязан использовать имущество по назначению и производить за свой счет текущие ремонты, арендодатель вправе контролировать соблюдение арендатором условий договора, а также обязанность по проведению капитального ремонта лежит на арендодателе. Аналогичные условия содержит договор аренды с ООО «Водные ресурсы».
Как верно отмечено судом первой инстанции, административным истцом допустимых доказательств, с достоверностью подтверждающих указанный в сведениях процент износа теплосетей и, в связи с этим, необходимость проведения их капитального ремонта (экспертное заключение, акты технических обследований и иные документы) в материалы дела не представлено.
Указанное имущество коммунального хозяйства является муниципальной собственностью Богучанского района, в соответствии с распоряжением администрации Богучанского района от 02.04.2017 года № 112-р на территории Богучанского района создана рабочая группа по контролю за ходом подготовки к работе в зимних условиях 2017-2018 годов жилищно-коммунального и топливно-энергетического комплекса района, муниципальных образований района, предприятий и организаций муниципального комплекса. Данным распоряжением утверждено положение об указанной рабочей группе, организациям жилищно-коммунального хозяйства рекомендовано обеспечить устранение нарушений, выполнение предписаний, выявленных в ходе проверки готовности к отопительному периоду; обеспечить в установленный срок подготовку систем инженерного обеспечения объектов жилищно - коммунального хозяйства, спецавтотехники, инвентаря в соответствии требованиями действующих правил и норм технической эксплуатации; оформить акты и паспорта готовности объектов к эксплуатации в зимних условиях с оценкой качества по каждому объекту; разработать и утвердить в срок до 10 мая 2017 года план-график мероприятий по подготовке объектов жилищно-коммунального хозяйства к работе в отопительный период 2017-2018 годов с учетом завершения всех работ до 01 сентября 2017 года с указанием основных видов и объемов работ, ответственных лиц, а также объемов и источников финансирования; разработать и утвердить в срок до 10 мая 2017 года план-график создания нормативного запаса топлива на 2017-2018 отопительный период на теплоисточниках; провести тщательный анализ поступающих жалоб и обращений граждан на недостатки в содержании инженерных сетей, принимая незамедлительные меры по их устранению; обеспечить создание аварийного запаса материально-технических ресурсов; обеспечить предоставление информации о проведении мероприятий по подготовке объектов жилищно-коммунального хозяйства района к работе зимних условиях в отдел жилищной политики, транспорта и связи администрации Богучанского района; обеспечить своевременное ежемесячное (до 2 числа после отчетного периода) предоставление государственной отчетности по форме №1 - ЖКХ (зима) «Сведения о подготовке жилищно-коммунального хозяйства к работе в зимних условиях» в отдел лесного хозяйства, жилищной политики, транспорта и связи администрации Богучанского района.
Решением Богучанского районного Совета депутатов от 22.12.016 года утверждены мероприятия по капитальному ремонту и реконструкции объектов и сооружений коммунального назначения в Богучанском районе на 2017 год (районный бюджет). В соответствии с планом - графиком мероприятий по подготовке объектов жизнеобеспечения населения в зимних условиях 2017-2018 годов предусмотрено проведение капительного ремонта: наружных сетей тепло-водоснабжения по ул. Новоселов от тепловой камеры 7ТК31 до тепловой камеры 7ТК37 в с. Богучаны, капитальный ремонт трубопровода холодного водоснабжения - резервная линия с ул. Аэровокзальная с. Богучаны; участка наружных сетей тепло-водоснабжения ввод в жилой лом №1 по ул. Стадионная п. Ангарский; участка наружных сетей тепло-водоснабжения по пер. Больничный от тепловой камеры 31ТК34 до жилого дома №8а в п. Невонка; сетей тепло-водоснабжения от 11ТК101 до СОШ №4 по ул. Центральная в с. Богучаны. Все мероприятия выполнены.
Вопросы по капитальному ремонту объектов коммунальной инфраструктуры также рассматривались на заседаниях рабочих групп с участием представителей МКУ «Служба Заказчика», ООО УК «Богучанжилкомхоз», ООО «Водные ресурсы» в 2017 году: 29 мая, 13 июня, 26 июня, 05 июля, 24 июля, 27 июля, 09 августа. Вопросы об аварийности указанных тепловых сетей руководителем ООО УК «Богучанжилкомхоз » на указанных рабочих группах не озвучен.
Распоряжением администрации Богучанского района от 01.08.2017 года № 224-р утверждена программа проведения проверки готовности теплоснабжающих и теплосетевых организаций, отдельных категорий потребителей к отопительному периоду 2017-2018 годов, утвержден порядок работы комиссий по проверке готовности теплоснабжающих и теплосетевых организаций, отдельных категорий потребителей к отопительному периоду 2017-2018 годов, утвержден состав комиссий по проверке готовности теплоснабжающих и теплосетевых организаций, отдельных категорий потребителей к отопительному периоду 2017-2018 годов, утвержден график проведения проверки готовности теплоснабжающих и теплосетевых организаций, отдельных категорий потребителей к отопительному периоду 2017-2018 годов.
Теплосеть по ул. Ленина в п.Шиверский и теплосеть по ул. Химиков в с. Чунояр переданы ООО УК «Богучанжилкомхоз» по концессионным соглашениям на 25 лет. На основании п.4.4 указанных концессионных соглашений концессионер обязан поддерживать объект в технически пригодном и исправном состоянии, производить за свой счет текущий и капитальный ремонт, нести расходы на содержание объекта соглашения. Данными концессионными соглашениями сроки проведения капитального ремонта сетей теплоснабжения предусмотрены для ООО УК «Богучанжилкомхоз» на 2022 год, для ООО «Жилье» - с 2031 года. Следовательно, при подготовке концессионных соглашений, их подписании сторонами на основании представленных документов согласованы сроки проведения капитального ремонта сетей теплоснабжения, в том числе и с учетом их износа.
Также суд первой инстанции пришел к верному выводу об удовлетворении заявленных требований в части признания незаконным бездействия администрации Богучанского района, связанного с непринятием надлежащих мер по организации обеспечения надежного теплоснабжения на территории района к отопительному периоду 2017-2018 годов в части, касающейся проведения конкурсной процедуры с целью определения эксплуатирующей организации для последующей передачи по концессионным соглашениям имущества коммунального назначения, возложении на администрацию Богучанского района обязанности провести конкурсные процедуры с целью определения эксплуатирующей организации для последующей передачи по концессионным соглашениям имущества коммунального назначения в срок до 01.06.2018 года тепловых сетей.
Как верно установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, по договору аренды муниципального казенного имущества № 27 от 01.09.2016 года, договору аренды муниципального казенного имущества № 4 от 29.04.2009 года, договору аренды муниципального казенного имущества № 32 от 01.09.2016 года, договору аренды муниципального казенного имущества № 38 от 01.09.2016 года, договору аренды муниципального казенного имущества № 35 от 01.09.2016 года администрацией Богучанского района во временное владение и пользование переданы ООО УК «Богучанжилкомхоз» и ООО «Водные ресурсы» линейные сооружения теплосети и сети холодного водоснабжения.
В соответствии с условиями вышеуказанных договоров арендатор обязан использовать имущество по назначению и производить за свой счет текущие ремонты, арендодатель вправе контролировать соблюдение арендатором условий договора, а также обязанность по проведению капитального ремонта лежит на арендодателе.
Вышеназванные договоры аренды с ООО УК «Богучанжилкомхоз» расторгнуты в связи с истечением срока аренды, также как и договоры от 01.09.2016 года №№ 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37.
В настоящее время администрацией Богучанского района эксплуатирующая организация тепловых сетей, указанных в договорах аренды №№ 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37 не определена, конкурсные процедуры не поведены. 04.09.2017 года Управлением муниципальной собственностью Богучанского района в адрес ООО УК «Богучанжилкомхоз» направлены договоры аренды муниципального имущества №№ 21,22,23,24,25,26,27,28,29,30,31,32,33,34,35.36 от 01 августа 2017 года для подписания.
Согласно ответу ООО УК «Богучанжилкомхоз» от 07.09.2017 года в связи с рассмотрением в Арбитражном суде Красноярского края иска прокурора о признании ничтожными аналогичных договоров аренды имущества с ООО «Жилье», вопрос о подписании договоров будет решен после рассмотрения указанного дела. 11.01.2018 года Арбитражным судом Красноярского края данные договоры признаны недействительными, применены последствия недействительности сделок.
21.11.2017 года администрацией Богучанского района в адрес Региональной энергетической комиссии Красноярского края направлено письмо о предоставлении информации для организации конкурса на право заключения концессионных соглашений в отношении объектов теплоснабжения. Из представленного ответа следует, что к указанному заявлению о подготовке конкурсной документации необходимо прилагать документы и материалы.
Административным ответчиком в судебное заседание представлены предложения, направленные в июле 2016 года ООО УК «Богучанжилкомхоз» в адрес Управления муниципальной собственностью администрации Богучанского района о заключении концессионного соглашения, однако, сведений о рассмотрении данных предложений и их согласовании в судебное заседание административным ответчиком не представлено. Следовательно, административным ответчиком не принято достаточных мер к подготовке и проведению конкурсной процедуры с целью определения эксплуатирующей организации для последующей передачи по концессионным соглашениям имущества коммунального назначения. Определенный судом первой инстанции срок для устранения нарушений до 01.06.2018 года судебная коллегия находит обоснованным.
Довод апелляционной жалобы о том, что процент износа теплосетей составляет более 80 %, был предметом исследования суда первой инстанции, ему дана надлежащая правовая оценка, полно и подробно изложенная в решении суда.
Допустимым доказательством в подтверждение наличия замечаний к выполнению (невыполнению) требований по готовности теплосетей является исключительно акт, составленный по результатам проверки выполнения теплосетевыми и теплоснабжающими организациями требований, установленных приведенными выше Правилами, утвержденными Приказом Минэнерго России от 13.03.2013 года № 103, специально созданной комиссией, в состав которой входят представители уполномоченного органа местного самоуправления. Вопреки доводам апелляционной жалобы, информация, представленная ООО УК «Богучнжилкомхоз», ООО «Жилье» и ООО «Водные ресурсы» в соответствии с действующим законодательством не является таковым доказательством.
Суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований процессуального законодательства.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не влекут отмену решения суда, аналогичны доводам, изложенным в административном исковом заявлении, и являлись предметом исследования и оценки суда, сводятся к несогласию с выводами суда по делу, каких-либо оснований для отмены решения, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, не содержат, поэтому не могут быть приняты.
При наличии таких обстоятельств, оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции не усматривается. Процессуальных нарушений судом первой инстанции допущено не было.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309 – 311 КАС РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение суда Богучанского района Красноярского края от 25 января 2018 года оставить без изменения, апелляционное представление – без удовлетворения.
Председательствующий судья Полынцев С.Н.
Судьи Корниенко А.Н.
Шаврина А.И.