Дело № 2-190/2022
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
пгт. Сернур 03 июня 2022 года
Сернурский районный суд Республики Марий Эл в составе председательствующего судьи Игнатьевой Э.Э., при секретаре Ямбаршевой И.П., с участием представителя истца Таныгиной Л.В. - Кладова И.С., представителя ответчика Управления Федеральной налоговой службы по Республике Марий Эл Домрачевой К.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Таныгиной ФИО8 к Управлению Федеральной налоговой службы по Республике Марий Эл о взыскании задолженности по выплатам при сокращении с должности государственной гражданской службы, компенсации за неиспользованный отпуск, компенсации за несвоевременную выплату денежных средств, компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Таныгина Л.В. обратилась в суд с иском к Управлению Федеральной налоговой службы по Республике Марий Эл о взыскании задолженности по выплатам при сокращении с должности государственной гражданской службы, компенсации за неиспользованный отпуск, компенсации за несвоевременную выплату денежных средств, компенсации морального вреда, указывая, что проходила государственную гражданскую службу в Межрайонной ИФНС России № 3 по Республике Марий Эл. 28 мая 2021 года на основании приказа № от 24 мая 2021 года служебный контракт с ней был расторгнут по инициативе нанимателя в связи с сокращением должностей государственной гражданской службы согласно п. 8.2 ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ). Межрайонная ИФНС России № 3 по Республике Марий Эл прекратила свою деятельность, правопреемником является Управление Федеральной налоговой службы по Республике Марий Эл. При расторжении служебного контракта и увольнении с гражданской службы 28 мая 2021 года истцу была выплачена компенсация, предусмотренная п. 3.1 ст. 37 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ, в размере четырехмесячного денежного содержания в общей сумме 73394 руб. 36 коп., ежемесячное содержание составило 18348 руб. 59 коп. Полагает, что ответчиком неверно определен размер ежемесячного содержания, при расчете которого инспекцией не было учтено полученное истцом материальное стимулирование, средства материального стимулирования (СМС). Считает, что фонд оплаты труда федерального государственного гражданского служащего формируется за счет средств, предусмотренных в частях 2, 3 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ, в том числе за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами, среди которых материальное стимулирование гражданских служащих. Выплаченное истцу материальное стимулирование в период с 2020 года по 2021 год было осуществлено в рамках мероприятий, предусмотренных Указом Президента РФ от 07 мая 2012 года № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» в части совершенствования системы оплаты труда гражданских служащих. Указанное материальное стимулирование за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда относится к иным дополнительным выплатам, предусмотренным ч. 10 ст. 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ, входящим в состав денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих. Выплата материального стимулирования является премированием государственных гражданских служащих ответчика, а критериями при решении вопроса о выплате материального стимулирования, соответственно и разовых премий, являются итоги выполнения работ, связанных с выполнением задач и обеспечением функций и полномочий, возложенных в данном случае на Межрайонную ИФНС России № 3 по Республике Марий Эл. Полагает, что на Министерство финансов РФ как на федеральный орган исполнительной власти возложены функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе в сфере бюджетной деятельности, при расчете компенсации при сокращении с государственной гражданской службы следовало принять во внимание содержащиеся в письме Министерства финансов РФ от 15 июля 2014 года № 14-04-05/34482 разъяснения, что представителем нанимателя при расчете вышеуказанной компенсации сделано не было. Истцом произведен расчет с мая 2020 года по апрель 2021 года, согласно которому ежемесячное денежное содержание истца составляет <данные изъяты> из которых <данные изъяты> – должностной оклад, <данные изъяты> – надбавка за чин, <данные изъяты> – ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия труда, <данные изъяты> – надбавка за выслугу лет, <данные изъяты> – ежемесячное денежное поощрение. Выплаченные за указанный период премии, средства материального стимулирования, выплата к отпуску, материальная помощь к отпуску, материальное стимулирование составляют <данные изъяты>. С учетом указанных сумм компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания составляет <данные изъяты>., размер невыплаченной компенсации составляет <данные изъяты> (<данные изъяты>. – <данные изъяты>.). На основании ст. 236 Трудового кодекса РФ размер денежной компенсации от невыплаченной в срок суммы за каждый день задержки окончательного расчета составляет <данные изъяты> коп. При исчислении месячного денежного содержания и расчете денежной компенсации за неиспользованный отпуск инспекцией не было учтено полученное истцом материальное стимулирование, средства материального стимулирования (СМС). Выплаченные за период с мая 2020 года по апрель 2021 года премии, средства материального стимулирования, материальная помощь, материальное стимулирование составляют <данные изъяты> руб. На основании п. 13 ст. 46 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ истцом произведен расчет невыплаченной денежной компенсации за неиспользованный отпуск в размере <данные изъяты> руб. (<данные изъяты> руб. – <данные изъяты> руб.). В соответствии со ст. 236 Трудового кодекса РФ размер денежной компенсации от невыплаченной в срок суммы за каждый день задержки окончательного расчета составляет <данные изъяты> руб. 94 коп. В связи с неоднократными и длительными (сроком более 11 месяцев) нарушениями со стороны работодателя, выразившимися в неполной выплате компенсации при сокращении с должности государственной гражданской службы, неполной выплате отпускных испытывала нравственные страдания, заключающиеся в ухудшении здоровья, бессоннице, непрекращающейся депрессии, истец морально подавлена неправомерными действиями работодателя, в связи с чем считает необходимым и справедливым взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> руб. Просит взыскать с Управления Федеральной налоговой службы по Республике Марий Эл задолженность по всем видам компенсации при сокращении с должности государственной гражданской службы, выплате за ежегодный оплачиваемый отпуск в 2021 году в размере <данные изъяты> руб., проценты за неполную выплату компенсаций при сокращении с должности государственной гражданской службы в размере <данные изъяты> руб. 92 коп., компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> руб.
Истец Таныгина Л.В. в дальнейшем исковые требования уточнила, просит взыскать с Управления Федеральной налоговой службы по Республике Марий Эл задолженность по всем видам компенсации при сокращении с должности государственной гражданской службы, выплате за ежегодный оплачиваемый отпуск в 2021 году в размере <данные изъяты> руб., проценты за неполную выплату компенсаций при сокращении с должности государственной гражданской службы в размере <данные изъяты> руб. 12 коп., компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> руб.
В возражениях на исковое заявление представитель ответчика Управления Федеральной налоговой службы по Республике Марий Эл указывает, что требования истца являются необоснованными и удовлетворению не подлежат. Средства материального стимулирования в качестве самостоятельной выплаты п.п. 6, 8 Правил исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06 сентября 2007 года № 562, не предусмотрены. Из буквального толкования положений вышеуказанных Правил следует, что при исчислении денежного содержания гражданских служащих в определенных ими случаях учету подлежат те выплаты, которые прямо предусмотрены в составе денежного содержания в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ. В течение 12 месяцев перед увольнением истцу производились выплаты средств материального стимулирования, которые выплачивались в соответствии с Указом Президента РФ от 07 мая 2012 года № 601, средств материального стимулирования на основании отдельных писем Федеральной налоговой службы в связи с выделением Правительством РФ дополнительных ассигнований на материальное стимулирование государственных гражданских служащих сверх установленного фонда оплаты труда. Кроме того, производились выплаты премий за выполнение особо важных и сложных заданий, а также материальная помощь. При расчете истцу компенсации и отпускных при увольнении в связи с сокращением должности государственной гражданской службы налоговым органом обоснованно не учтены премии и средства материального стимулирования, выплачиваемые сверх фонда оплаты труда. Считают необоснованной ссылку истца на письмо Министерства финансов РФ от 15 июля 2014 года № 14-4-05/34482. В письме Министерства финансов РФ от 27 апреля 2021 года № 14-03-03/32289 указано, что позиция, изложенная в письме от 15 июля 2014 года № 14-04-05/34482, не носит обязательного характера и не регулирует спорные правоотношения. В случае включения в расчет средней заработной платы спорных денежных средств, действия ответчика могут расцениваться как нецелевое использование бюджетных средств, поскольку ответчик будет безосновательно увеличивать сумму заработной платы, утвержденной по лимитам бюджетных обязательств. Считают неправомерными требования истца о взыскании процентов за задержку указанных выше выплат, поскольку между сторонами возник индивидуальный спор в отношении правомерности исключения из расчета заработной платы мер материального стимулирования и правовой природы данных выплат, в связи с чем оснований для возложения на работодателя ответственности, предусмотренной правилами ст. 236 Трудового кодекса РФ, не имеется. Считают, что оснований для взыскания компенсации морального вреда в пользу истца не имеется, поскольку со стороны налогового органа отсутствуют нарушения законодательства Российской Федерации при расчете выплат в связи с увольнением с государственной гражданской службы. Копии документов, подтверждающих нравственные или физические страдания (медицинские заключения, листки нетрудоспособности, медицинские справки, протоколы и др.), истец не представила. Просят исковое заявление оставить без удовлетворения.
В судебном заседании истец Таныгина Л.В. участия не принимала, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, просит рассмотреть дело в ее отсутствие.
Представитель истца Кладов И.С. исковые требования Таныгиной Л.В. поддержал, просил их удовлетворить по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика Управления ФНС по Республике Марий Эл Домрачева К.В. просила в удовлетворении иска отказать, поддержала доводы возражений на иск.
Выслушав явившихся лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно чч. 1, 7 ст. 11 Трудового кодекса Российской Федерации (далее ТК РФ) трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, регулируются трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения.
Федеральный закон от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 79-ФЗ), как следует из его преамбулы, устанавливает правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации.
В ч. 2 ст. 23 Федерального закона № 79-ФЗ предусмотрено, что представитель нанимателя обязуется предоставить гражданину, поступающему на гражданскую службу, возможность прохождения гражданской службы, а также предоставить указанному гражданину или гражданскому служащему возможность замещения определенной должности гражданской службы, обеспечить им прохождение гражданской службы и замещение должности гражданской службы в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами о гражданской службе, своевременно и в полном объеме выплачивать гражданскому служащему денежное содержание и предоставить ему государственные социальные гарантии.
Судом установлено, что Таныгина Л.В. с 12 сентября 2018 года принята на государственную гражданскую службу на должность <данные изъяты> (приказ <данные изъяты>), в этот же день с ней заключен служебный контракт №.
Согласно п. 8.2 ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ служебный контракт может быть расторгнут представителем нанимателя, а гражданский служащий освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы в случае сокращения должностей гражданской службы в государственном органе.
28 мая 2021 года на основании указанной нормы права приказом от ДД.ММ.ГГГГ № служебный контракт № от 12 сентября 2018 года с Таныгиной Л.В. расторгнут, она освобождена от должности федеральной государственной гражданской службы и уволена по сокращению должностей гражданской службы.
Суд приходит к тому, что Таныгина Л.В. проходила федеральную государственную гражданскую службу в Межрайонной ИФНС России № 3 по Республике Марий Эл с 12 сентября 2018 года в должности <данные изъяты>
В соответствии с приказами и.о. начальника Межрайонной ИФНС России № 3 по Республике Марий Эл от ДД.ММ.ГГГГ №дсп, от ДД.ММ.ГГГГ №дсп, от ДД.ММ.ГГГГ №дсп, от ДД.ММ.ГГГГ №дсп, от ДД.ММ.ГГГГ №дсп, от ДД.ММ.ГГГГ №дсп ФИО2 установлены премии за своевременное и качественное выполнение особо важных и сложных заданий, связанных с выполнением и обеспечением функций, возложенных на Межрайонную ИФНС № 3 по Республике Марий Эл.
Согласно приказам и.о. начальника Межрайонной ИФНС России № 3 по Республике Марий Эл от ДД.ММ.ГГГГ №дсп@, от ДД.ММ.ГГГГ №дсп, от ДД.ММ.ГГГГ №дсп, от ДД.ММ.ГГГГ №дсп утверждены протоколы комиссии по оценке эффективности деятельности и качества исполнения должностных обязанностей гражданских служащих Межрайонной ИФНС России № 3 по Республике Марий Эл, определены размеры средств материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих.
Приказами руководителя Управления ФНС России по Республике Марий Эл от ДД.ММ.ГГГГ №дсп@, от ДД.ММ.ГГГГ №дсп@, от ДД.ММ.ГГГГ №дсп@ утверждено распределение бюджетных ассигнований, направляемых на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС России по Республике Марий Эл сверх установленного фонда оплаты труда за 2, 3, 4 кварталы 2020 года.
Согласно приказам и.о. начальника Межрайонной ИФНС России № 3 по Республике Марий Эл от ДД.ММ.ГГГГ №дсп, от ДД.ММ.ГГГГ №дсп, от ДД.ММ.ГГГГ №дсп, от ДД.ММ.ГГГГ №дсп, от ДД.ММ.ГГГГ №дсп, от ДД.ММ.ГГГГ №дсп, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №дсп Таныгиной Л.В. произведена выплата материального стимулирования в пределах дополнительных бюджетных ассигнований на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих федеральных государственных органов сверх установленных фондов оплаты труда за показатели эффективности профессиональной служебной деятельности федеральных государственных гражданских служащих и за личный вклад в обеспечение исполнения полномочий, возложенных на Межрайонную ИФНС России № 3 по Республике Марий Эл.
В связи с увольнением Таныгиной Л.В. выплачена денежная компенсация за 30 календарных дней неиспользованного отпуска, а также компенсация, предусмотренная ч. 3.1 ст. 37 Федерального закона № 79-ФЗ, в размере четырехмесячного денежного содержания, что подтверждается расчетным листком за май 2021 года.
При увольнении истцу было выплачено: <данные изъяты> коп. - компенсация за 30 календарных дней неиспользованного отпуска, <данные изъяты> коп. - компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.
Как установлено ч. ч. 1, 2 ст. 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ, оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы. Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (далее - должностной оклад) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы (далее - оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (далее - оклад денежного содержания), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (далее - дополнительные выплаты).
На основании ч. ч. 5, 10 ст. 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ к дополнительным выплатам отнесены ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих. Гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06 сентября 2007 № 562 (далее - Правила) определен порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в том числе и для случаев увольнения с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией и ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, а также на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске.
Исчисление денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске и расчет денежной компенсации за неиспользованные отпуска производятся в соответствии с п. 6 Правил, согласно которому при исчислении денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске дополнительно учитываются премии за выполнение особо важных и сложных заданий и материальная помощь в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск.
В случаях, предусмотренных подп. «д» и «з» п. 1 настоящих Правил, гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере соответственно месячного денежного содержания за 4 месяца и месячного денежного содержания за 1 месяц (абз. 1 п. 8 Правил).
Месячное денежное содержание исчисляется исходя из установленных гражданскому служащему на дату расторжения с ним служебного контракта размеров единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных подп. «а» - «г» п. 2 настоящих Правил, а также 1/12 размера предусмотренных подп. «д» - «ж» п.2 настоящих Правил дополнительных выплат, фактически начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта (абз. 2 п. 8 Правил).
В силу ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и фонд оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной гражданской службы, составляют фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и работников федерального государственного органа.
Как следует из ч. 2 ст. 51 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ при формировании фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчете на год): 1) оклада за классный чин - в размере четырех должностных окладов: 2) ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе - в размере трех должностных окладов; 3) ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы - в размере четырнадцати должностных окладов; 4) ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, - в размере полутора должностных окладов; 5) премий за выполнение особо важных и сложных заданий - в размере двух окладов денежного содержания; 6) ежемесячного денежного поощрения - в размере, который устанавливается для федеральных государственных органов дифференцированно указами Президента Российской Федерации; 7) единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи - в размере трех окладов денежного содержания.
Частью 3 ст. 51 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ предусмотрено, что фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных ч. 2 данной статьи, а также за счет средств: 1) на выплату районного коэффициента (коэффициента); 2) на выплату повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации; 3) на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно части 6 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ порядок формирования фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников федерального государственного органа устанавливается Президентом РФ по представлению Правительства РФ.
В соответствии с п. 8 Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 № 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих федерального государственного органа формируется за счет средств, направляемых для выплаты: а) должностных окладов; б) окладов за классный чин и дополнительных выплат: в) ежемесячного денежного поощрения (в расчете на год).
Как предусмотрено п. 9 Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 № 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных п. 8 настоящего Указа, а также за счет средств, направляемых для выплаты: а) денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации; б) районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока. - в размерах, определяемых с учетом размеров коэффициентов и процентных надбавок, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации; в) повышенного денежного содержания, - в размерах, устанавливаемых Президентом Российской Федерации; г) других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации - в размерах, определяемых с учетом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно абз. 8 подп. «р» п. 2 Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» Правительству Российской Федерации было поручено до 01.07.2012 представить в установленном порядке предложения по внедрению новых принципов кадровой политики в системе государственной гражданской службы, предусматривающие, в том числе, установление особого порядка оплаты труда государственных гражданских служащих в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, а также единого подхода к осуществлению выплаты государственным гражданским служащим премий за выполнение особо важных и сложных заданий по результатам работы.
Из приведенных нормативных положений следует, что фонд оплаты труда федерального государственного гражданского служащего формируется за счет средств, предусмотренных в ч.ч. 2 и 3 ст. 51 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ, в том числе за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами, среди которых материальное стимулирование гражданских служащих.
Порядок осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы, утвержденный Приказом Министерства финансов РФ от 17 октября 2007 года № 90н (далее – Порядок), разработан в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 25 сентября 2007 года № 611 «О материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих и сотрудников территориальных органов отдельных федеральных органов исполнительной власти» и устанавливает механизм осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы (п. 1 Порядка).
Согласно п. 2 Порядка материальное стимулирование, предусмотренное п. 1 Порядка, не входит в состав денежного содержания гражданского служащего.
В п. 1 Постановления Правительства РФ от 25 сентября 2007 года № 611 «О материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих и сотрудников территориальных органов отдельных федеральных органов исполнительной власти» указано на осуществление материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих, в том числе территориальных органов Федеральной налоговой службы, с 01 января 2007 года, в 2008-2012 годах и в 2013 году.
В соответствии с п. 2 Постановления Правительства РФ от 25 сентября 2007 года № 611 «О материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих и сотрудников территориальных органов отдельных федеральных органов исполнительной власти» материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы осуществлялось в 2007-2010 годах за счет средств, предусматриваемых в федеральном бюджете по подразделу «Обеспечение деятельности финансовых, налоговых и таможенных органов и органов надзора» раздела «Общегосударственные вопросы» функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации.
С учетом приведенных положений в их системной взаимосвязи материальное стимулирование, которое было предусмотрено Постановлением Правительства РФ от 25 сентября 2007 года № 611 «О материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих и сотрудников территориальных органов отдельных федеральных органов исполнительной власти» и выплачивалось в соответствии с Порядком осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы, производилось за счет средств, направленных на обеспечение деятельности финансовых, налоговых и таможенных органов и органов надзора в 2007-2010 годах, и не входило в состав денежного содержания гражданского служащего.
Из положений ч. 10 ст. 50, ч. 3 ст. 51 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ следует, что дополнительное материальное стимулирование государственных гражданских служащих, осуществляемое в рамках мероприятий, предусмотренных Указом Президента РФ от 07 мая 2012 года № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления», имеет иную правовую природу, так как производится за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета федеральным государственным органам сверх установленного фонда оплаты труда и выплачивается государственным гражданским служащим в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, в связи с чем к нему не подлежат применению положения Порядка осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы, утвержденного приказом Министерства финансов РФ от 17 октября 2007 года № 90н.
На основании разъяснений, содержащихся в письме Министерства финансов РФ от 15 июля 2014 года № 14-04-05/34482, для исчисления денежного содержания (на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, для выплаты компенсации при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы) в соответствии с п.п. 6 и 8 указанных Правил, дополнительно к выплатам, которые входят в состав денежного содержания гражданских служащих, определенного ст. 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ, следует учитывать суммы средств, выплаченных гражданским служащим в виде материального стимулирования, осуществляемого за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных Постановлением Правительства РФ от 27 марта 2014 года № 238-7.
Сторонами не оспаривается, что в период с 2015 года по 2017 год Правительством РФ принимались постановления о выделении федеральным государственным органам, в том числе ФНС России, дополнительных бюджетных ассигнований на материальное стимулирование гражданских служащих сверх установленных фондов оплаты труда.
Согласно разъяснениям, содержащимся в письме Министерства финансов РФ от 27 апреля 2021 года № 14-03-03/32289, выплата гражданским служащим материального стимулирования, осуществляемого за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, связана с исполнением их должностных обязанностей и по сути имеет характер, аналогичный премированию за выполнение особо важных и сложных заданий, и осуществляется по результатам оценки достижения гражданским служащим установленных в федеральном государственном органе показателей эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности.
В соответствии с Положением о Министерстве финансов РФ, утвержденным постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 года № 329, Министерство финансов РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности (п. 1).
Пунктом 5.5 данного Положения предусмотрено, что Министерство финансов РФ обобщает практику применения законодательства Российской Федерации и проводит анализ реализации государственной политики в установленной сфере деятельности.
Таким образом, на Министерство финансов РФ, как федеральный орган исполнительной власти, возложены функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе, в сфере бюджетной деятельности.
Как следует из разъяснений вопросов применения п.п. 6, 8 Правил исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих от 06 сентября 2007 года № 562, приведенных в письме Министерства труда и социальной защиты РФ от 05 мая 2021 года № 14-0/10/В-5300, средства, доводимые до органов в целях дополнительного материального стимулирования гражданских служащих, должны выплачиваться в виде премий за выполнение особо важных и сложных заданий. Только такой порядок их реализации позволяет не допустить ущемление прав гражданских служащих и одновременно соблюсти установленные Правилами положения.
Учитывая вышеизложенное, поскольку согласно положениям ч. 3 ст. 51 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ фонд оплаты труда гражданских служащих формируется, в том числе за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, суд приходит к выводу, что выплаченное истцу с учетом эффективности деятельности и качества исполнения должностных обязанностей материальное стимулирование за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда относится к иным дополнительным выплатам, предусмотренным ч. 10 ст. 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ, входящим в состав денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, и подлежит учету при расчете среднего заработка для оплаты денежного содержания на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске, компенсаций при увольнении в связи с сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы и за неиспользованный отпуск.
На основании ст. 73 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной настоящим Федеральным законом.
Согласно ч. 1 ст. 127 Трудового кодекса РФ при увольнении работнику выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные отпуска.
Работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, количеством и качеством выполненной работы (абз. 5 ч. 1 ст. 21 Трудового кодекса РФ).
Данному праву работника в силу абз. 7 ч. 2 ст. 22 Трудового кодекса РФ корреспондирует обязанность работодателя выплачивать в полном размере причитающуюся работнику заработную плату в установленные законом или трудовым договором сроки и соблюдать трудовое законодательство, локальные нормативные акты, условия коллективного договора и трудового договора.
Частью 1 ст. 140 Трудового кодекса РФ, определяющей сроки расчета с работником при увольнении, предусмотрено, что при прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения работника. Если работник в день увольнения не работал, то соответствующие суммы должны быть выплачены не позднее следующего дня после предъявления уволенным работником требования о расчете.
Согласно ст. 236 ТК РФ при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм. Размер выплачиваемой работнику денежной компенсации может быть повышен коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором. Обязанность по выплате указанной денежной компенсации возникает независимо от наличия вины работодателя.
Оценив представленные сторонами расчеты, которые не противоречат друг другу, суд соглашается с верным арифметическим расчетом ответчика по компенсации в связи с расторжением служебного контракта по сокращению должностей гражданской службы в государственном органе.
Для исчисления компенсационных выплат исследовано денежное содержание истца в течение 12 месяцев перед увольнением (с мая 2020 года по апрель 2021 года).
Учитываются:
должностной оклад - <данные изъяты> руб.,
оклад за классный чин – <данные изъяты>.,
ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия труда – <данные изъяты> руб.,
ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет – <данные изъяты> руб.,
ежемесячное денежное поощрение – <данные изъяты> руб.,
итого <данные изъяты> руб.,
а также выплаченные за указанный период согласно расчетным листам:
премии за выполнение особо важных и сложных заданий, средства материального стимулирования (СМС), материальное стимулирование, материальная помощь к отпуску, выплата к отпуску в общей сумме <данные изъяты> руб.
<данные изъяты>./12 = <данные изъяты> коп.
<данные изъяты> руб. + <данные изъяты> коп. = <данные изъяты> коп. *4 месяца = <данные изъяты> коп. (подлежащая к выплате компенсация по ч. 3.1 ст. 37 Федерального закона от 27 июля 2007 года № 79-ФЗ).
<данные изъяты> коп. – <данные изъяты> коп. = <данные изъяты> коп. (недоплаченная сумма компенсации).
Поскольку подлежащая выплате компенсация в размере <данные изъяты>. не выплачена, то истец имеет право на выплату процентов в соответствии со ст. 236 ТК РФ в размере 1/150 ключевой ставки Банка России от указанной суммы с 29 мая 2021 года по 11 мая 2022 года.
В период с 26 апреля 2021 года по 14 июня 2021 года ключевая ставка Банка России составляла 5%, с 15 июня 2021 года – 5,50%, с 26 июля 2021 года – 6,50%, с 13 сентября 2021 года – 6,75%, с 25 октября 2021 года – 7,5%, с 20 декабря 2021 года – 8,5%, с 14 февраля 2022 года – 9,5%, с 28 февраля 2022 года – 20%, с 11 апреля 2022 года – 17%, с 4 мая 2022 года – 14%.
Расчет процентов за период с 29 мая 2021 года по 11 апреля 2022 года:
<данные изъяты> х 17 дней х 1/150 х 5% (с 29 мая 2021 года по 14 июня 2021 года) = <данные изъяты>
<данные изъяты> х 41 день х 1/150 х 5,50% (с 15 июня 2021 года по 25 июля 2021 года) = <данные изъяты>.;
<данные изъяты> х 49 дней х 1/150 х 6,50% (с 26 июля 2021 года по 12 сентября 2021 года) = <данные изъяты>.;
<данные изъяты>. х 42 дня х 1/150 х 6,75% (с 13 сентября 2021 года по 24 октября 2021 года) = <данные изъяты>
<данные изъяты> 96 коп. х 56 дней х 1/150 х 7,50% (с 25 октября 2021 года по 19 декабря 2021 года) = <данные изъяты>.;
<данные изъяты>. х 56 дней х 1/150 х 8,50% (с 20 декабря 2021 года по 13 февраля 2022 года) = <данные изъяты>.;
<данные изъяты> х 14 дней х 1/150 х 9,5% (с 14 февраля 2022 года по 27 февраля 2022 года) = <данные изъяты>.;
<данные изъяты>. х 42 дня х 1/150 х 20% (с 28 февраля 2022 года по 10 апреля 2022 года) = <данные изъяты>
<данные изъяты>. х 23 дня х 1/150 х 17% (с 11 апреля 2022 года по 03 мая 2022 года) = <данные изъяты>.;
<данные изъяты>. х 8 дней х 1/150 х 14% (с 04 мая 2022 года по 11 мая 2022 года) = <данные изъяты> коп.
Итого: <данные изъяты> коп.
Расчет компенсации за неиспользованный отпуск с включением спорных выплат, представленный как истцом, так и ответчиком, соответствуют друг другу, суд принимает верный арифметический расчет, предложенный ответчиком.
<данные изъяты>. (дополнительные выплаты, в том числе неучтенные ответчиком за период с мая 2020 года по апрель 2021 года)/12 = <данные изъяты>
<данные изъяты> руб. – денежное содержание.
<данные изъяты> руб. + <данные изъяты>.) / 29,3 х 30 дней = <данные изъяты> коп.
<данные изъяты> коп. – <данные изъяты> коп. = <данные изъяты>. (недоплаченная сумма).
Расчет процентов в соответствии со ст. 236 Трудового кодекса РФ за период с 29 мая 2021 года по 11 мая 2022 года производится судом следующим образом.
С учетом вычета из недоплаченной суммы 13% НДФЛ, суд принимает во внимание следующий размер <данные изъяты>. 70 коп. (<данные изъяты> коп. – <данные изъяты>НДФЛ/.
<данные изъяты>. х 17 дней х 1/150 х 5% (с 29 мая 2021 года по 14 июня 2021 года) = <данные изъяты>.;
<данные изъяты>. х 41 день х 1/150 х 5,50% (с 15 июня 2021 года по 25 июля 2021 года) = <данные изъяты>
<данные изъяты>. х 49 дней х 1/150 х 6,50% (с 26 июля 2021 года по 12 сентября 2021 года) = <данные изъяты>.;
<данные изъяты>. х 42 дня х 1/150 х 6,75% (с 13 сентября 2021 года по 24 октября 2021 года) = <данные изъяты>
<данные изъяты>. х 56 дней х 1/150 х 7,50% (с 25 октября 2021 года по 19 декабря 2021 года) = <данные изъяты>
<данные изъяты>. х 56 дней х 1/150 х 8,50% (с 20 декабря 2021 года по 13 февраля 2022 года) = <данные изъяты>
<данные изъяты>. х 14 дней х 1/150 х 9,5% (с 14 февраля 2022 года по 27 февраля 2022 года) = <данные изъяты>
<данные изъяты> х 42 дня х 1/150 х 20% (с 28 февраля 2022 года по 10 апреля 2022 года) = <данные изъяты>.;
<данные изъяты>. х 23 дня х 1/150 х 17% (с 11 апреля 2022 года по 03 мая 2022 года) = <данные изъяты>.;
<данные изъяты>. х 8 дней х 1/150 х 14% (с 04 мая 2022 года по 11 мая 2022 года) = <данные изъяты>.
Итого: <данные изъяты> коп.
Соответственно, задолженность ответчика перед истцом в части недоплаченной суммы компенсации при увольнении в связи с сокращением должностей гражданской службы составляет <данные изъяты> руб. 96 коп., задолженность по компенсации за неиспользованный отпуск составляет <данные изъяты> руб. 98 коп., проценты за неполную выплату компенсаций составляют <данные изъяты> коп. (<данные изъяты> коп. + <данные изъяты> коп.).
В соответствии с ч. 3 ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
Поскольку истцом заявлены требования о взыскании процентов по ст. 236 ТК РФ на сумму <данные изъяты> коп., суд считает необходимым удовлетворить исковые требования на заявленную сумму.
На основании ст. 21 ТК РФ работник имеет право на компенсацию морального вреда.
Как следует из ст. 237 ТК РФ, моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора.
В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
Согласно абзацу 2 пункта 63 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 года № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» суд в силу статей 21 (абзац 14 часть 1) и 237 Трудового кодекса Российской Федерации вправе удовлетворить требование работника о компенсации морального вреда, причиненного ему любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя, в том числе и при нарушений его имущественных прав.
Из иска следует, что Таныгиной Л.В. в результате неправомерных действий ответчика по неполной выплате причитающихся денежных средств причинен моральный вред.
Поскольку в судебном заседании установлен факт нарушения работодателем прав работника на своевременное получение денежного содержания в объеме, установленном законодательством, суд считает необходимым взыскать с ответчика в пользу истца компенсацию морального вреда, размер которой определить исходя из конкретных обстоятельств данного дела, с учетом объема и характера причиненных Таныгиной Л.В. нравственных страданий, степени вины ответчика, индивидуальных особенностей личности истца, иных заслуживающих внимания обстоятельств в сумме <данные изъяты> полагая, что заявленный истцом размер компенсации не будет соответствовать степени ее нравственных страданий.
На основании вышеизложенного, исковые требования истца Таныгиной Л.В. суд находит обоснованными, подлежащими удовлетворению, исковые требования о компенсации морального вреда подлежащими удовлетворению частично.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░14 ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░15 ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>) ░░░. 96 ░░░., ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>. 98 ░░░., ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ 29 ░░░ 2021 ░░░░ ░░ 11 ░░░ 2022 ░░░░ ░ ░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░. 12 ░░░., ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░
░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 06 ░░░░ 2022 ░░░░