РЕШЕНИЕ №
Именем Российской Федерации
20 июня 2016 года г.<адрес>
Судья Сунженский районного суда Республики Ингушетия Наурузов А.И.,
с участием истицы ФИО1, представителя администрации Сунженского муниципального района Республики Ингушетия ФИО9 (доверенность № от ДД.ММ.ГГГГ) и представителя администрации городского поселения Сунжа Сунженского муниципального района Республики Ингушетия ФИО13 (доверенность от 01.06.2016г.), при секретаре ФИО8, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к администрации г.<адрес> сунженского муниципального района и администрации Сунженского муниципального района Республики Ингушетия о восстановлении в очереди нуждающихся в жилом помещении,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО2 обратилась в суд с исковым заявлением к администрации Сунженского муниципального района Республики Ингушетия и администрации г.<адрес> о восстановлении ее семьи в очереди граждан нуждающихся в жилом помещении с ДД.ММ.ГГГГ и принуждении ответчиков предоставить ее семье жилое помещение по договору социального найма либо субсидии для приобретения жилого помещения.
В судебном заседании истица ФИО14 поддержала требования, по основаниям, изложенным в заявлении и пояснила, что она состояла в очереди на улучшение жилищных условий по месту жительства в <адрес> (в настоящее время г.<адрес>) с 1985 года. С момента постановки ее в очереди на улучшение жилищных условий прошло более 30 лет, за это время у нее родились четверо детей, которых она воспитывала и растила одна. Сама она болеет, является инвалидом третьей группы. В соответствии с имеющейся у нее справки администрации <адрес>, от ДД.ММ.ГГГГ, из которой следует, что она состоит в очереди на получение жилья в администрации <адрес>. В 2002 году комиссией администрации <адрес> был составлен акт обследования жилищно-бытовых условий, согласно которому она нуждается в оказании материальной помощи и выделении жилой площади, так как своего дома и земельного участка она не имеет, воспитывает четверых детей без мужа и ее семья состоит из 19 человек, общая площадь занимаемого жилья составляет 32 кв.м. В июле 2015 года ею было направлено письменное обращение в администрацию с.<адрес> с целью узнать, состоит ли она на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий и какова ее порядковая очередь. В ответ она получила письмо, из которого следует, что в списке признанных в установленном порядке малоимущими и нуждающимися в улучшении жилищных условий по администрации с.<адрес> она не значится, так как должностное лицо, принимавшее у нее заявление о постановке на учет в администрации с.<адрес> в настоящее время не работает, сведения подтверждающие постановку ее на учет в администрации с.<адрес> отсутствуют. Также она получила письмо администрации Сунженского муниципального района РИ, которым ее информировали, о том, что в списках граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий в рамках ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» она не состоит.
Представитель администрации г.<адрес> ФИО13 (нет доверенности) в судебном заседании удовлетворения требования ФИО1 в части восстановлении ее семьи в очереди граждан нуждающихся в жилом помещении с ДД.ММ.ГГГГ оставил на усмотрение суда, а в части требования о принуждении администрации г.<адрес> предоставить ее семье жилое помещение по договору социального найма либо субсидии для приобретения жилого помещения, просил отказать.
В судебном заседании представитель администрации Сунженского муниципального района РИ ФИО9 исковые требования ФИО1 не признал и пояснил, что учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, ведется не администрацией Сунженского муниципального района, а администрацией г.<адрес>, поэтому эти требования к администрации района не обоснованы. Кроме того, ФИО1 на основании постановления администрации Сунженского муниципального района выделен земельный участок, общей площадью 0,08 га, по адресу: <адрес>.
Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы сторон, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно уведомлению от ДД.ММ.ГГГГ за подписью главы администрации Сунженского муниципального района ФИО10 муниципальное жилье в районе отсутствует. Учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, велся в администрации <адрес> с 2006 года. В 2010 года в связи с образованием органов местного самоуправления учетные дела данной категории граждан были переданы в администрации сельских поселений по месту проживания заявителей. ФИО14 в данных списках не значится, так как документы подтверждающие право на участие в программе ею не представлены. Заявление ФИО1 направлено в администрацию с.<адрес> для дальнейшего рассмотрения (л.д.31).
Из письма за подписью и.о. главы администрации с.п. ФИО11-<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ФИО2 в списке граждан признанных в установленном порядке малоимущими и нуждающимися в улучшении жилищных условий по администрации с.<адрес> не значится. Должностное лицо, принимавшее у ФИО1 заявление об улучшении жилищных условий, в настоящее время в администрации не работает, сведения подтверждающие постановку ФИО1 на учет в администрации с.<адрес> также отсутствуют. (л.д.32).
Как следует из письма за подписью главы администрации Сунженского муниципального района ФИО10 в списках граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий в рамках ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 – 2017 годы и на период и на период до 2012 года» ФИО2 не состоит. В соответствии с порядком обращения граждан и в целях обеспечения объективного, всестороннего и своевременного рассмотрения обращения администрация Сунженского муниципального района запрашивает необходимые документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления сельских поселений. Администрация сельского поселения в свою очередь рассматривает заявление с выездом жилищной комиссии по адресу проживания заявителя. В ходе проверки выявлено, что по месту жительства - г.<адрес> ФИО14 не проживает (л.д.48).
Из справки за подписью главы администрации <адрес>, ФИО12 от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что гражданка ФИО2 состоит в очереди на получение квартиры в администрации <адрес> (л.д.7).
В материалах дела имеется заявление ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ адресованное и.о. главы администрации <адрес> о постановке ее на учет как нуждающуюся в улучшении жилищных условий согласно ФЦП «Социальное развитие села до 2012 года», на заявлении имеется резолюция Вельхиевой, дата входящей регистрации отсутствует (л.д. 46).
Как видно из имеющейся в материалах дела светокопии паспорта истицы ФИО1, выданного ДД.ММ.ГГГГ ОВД <адрес> Республики Ингушетия, ФИО2 зарегистрирована по адресу: <адрес>, (л.д.5).
Согласно справке, выданной г.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО2 проживает по адресу: г.<адрес>, и имеет следующий состав семьи: дочь – ФИО3, сын - ФИО4, дочь - ФИО5, дочь - ФИО6 (л.д.12).
Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 189-ФЗ с ДД.ММ.ГГГГ введен в действие Жилищный кодекс Российской Федерации.
Согласно п. 6 ч.1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны быть приняты органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на данный учет, не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны содержать основания снятия с такого учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные частью 1 статьи. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях выдаются или направляются гражданам, в отношении которых приняты такие решения, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия таких решений и могут быть обжалованы указанными гражданами в судебном порядке.
К жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Граждане, принятые на учет до ДД.ММ.ГГГГ в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3-6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма (статьи 5, 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации").
В соответствии с Жилищным кодексом РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, имеют право на получение в пользование жилого помещения в домах государственного или общественного жилищного фонда в порядке, предусмотренном законодательством Союза ССР, Жилищным кодексом и другим законодательством РСФСР.
Граждане признаются нуждающимися в улучшении жилищных условий по основаниям, предусмотренным законодательством Союза ССР, Жилищным кодексом и другим законодательством РСФСР (статья 28).
Нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане, имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ниже уровня, устанавливаемого Советом Министров автономной республики, исполнительным комитетом краевого, областного, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов (статья 29).
Учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляется, как правило, по месту жительства в исполнительном комитете районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Совета народных депутатов.
Порядок учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, а также определения очередности предоставления гражданам жилых помещений устанавливается законодательством Союза ССР, Жилищным кодексом и другим законодательством РСФСР (статья 30).
Принятие на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, производится по месту жительства решением исполнительного комитета местного Совета народных депутатов.
О принятом решении сообщается гражданам в письменной форме (статья 31).
Право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий сохраняется за гражданами до получения жилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных частью второй настоящей статьи.
Граждане снимаются с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в случаях:
1) улучшения жилищных условий, в результате которого отпали основания для предоставления жилого помещения;
2) выезда на другое постоянное место жительства;
3) выявления в представленных документах не соответствующих действительности сведений о нуждаемости в улучшении жилищных условий, послуживших основанием для принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о принятии на учет;
4) прекращения трудовых отношений с предприятием, учреждением, организацией, если они состоят на учете по месту работы и никто из членов их семей не работает на этом предприятии, в учреждении, организации, кроме случаев увольнения в связи с уходом на пенсию или переходом на выборную должность.
Снятие с учета осуществляется органами, по решению которых граждане были приняты на учет.
О снятии с учета граждане должны быть поставлены в известность в письменной форме (статья 32).
Согласно статье 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
Жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из Жилищного Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению (статья 1 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Наличие права ФИО1 и членов ее семьи на предоставление муниципального жилого помещения по договору социального найма с ДД.ММ.ГГГГ в достаточной мере подтверждается собранными по делу письменными доказательствами и не оспаривается лицами, участвующими в деле.
Получение истицей земельного участка, общей площадью 0,08 га, по адресу: <адрес> муниципального района, не может являться основанием для снятия семьи ФИО1 с учета нуждающихся в жилом помещении, так, как граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома, за исключением граждан, имеющих трех и более детей (п. 5 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ). Как установлено в ходе судебного разбирательства и материалами дела истица ФИО14 имеет четверых детей.
Согласно ч.1 ст. 14 Жилищного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся:
1) учет муниципального жилищного фонда;
2) установление размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда;
3) ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма;
4) определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда;
5) предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в определении от ДД.ММ.ГГГГ N 1563-О-О, Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" закрепляет, что вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и данным Законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно; к таким вопросам относится, в частности, обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении (городском округе) и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда (абзац 10 части 1 статьи 2, пункт 6 части 1 статьи 14, пункт 6 части 1 статьи 16); для решения этих вопросов в собственности муниципальных образований может находиться, в частности, жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда (пункт 1 части 1 и пункт 3 части 2 статьи 50).
В соответствии с частью 7 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.
Главой 3 Закона Республики Ингушетия «О регулировании жилищных отношений в <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ № установлен порядок признания граждан малоимущими в целях постановки на учет и предоставления малоимущим гражданам, признанными нуждающимися в жилых помещениях, жилых помещений жилищного фонда по договорам социального найма.
Согласно статье 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 125-ФЗ "Об архивном деле в Российской Федерации" государственные органы, органы местного самоуправления муниципального района и городского округа обязаны создавать архивы для хранения, комплектования, учета и использования образовавшихся в процессе их деятельности архивных документов.
Розыск архивных документов, не обнаруженных в ходе проверки наличия и состояния, организуется с момента выявления их отсутствия и проводится в течение одного года как непосредственно в архиве, так и в других организациях (пункт 2.11.5 Правил организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в государственных и муниципальных архивах, музеях и библиотеках, организациях Российской академии наук, утвержденных Приказом Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 19).
Таким образом, отсутствие в документах администрации с.<адрес>, связанных с ведением учета малоимущих граждан в качестве нуждающихся в предоставляемых по договорам социального найма жилых помещениях муниципального жилищного фонда, сведений о ФИО1 и членах ее семьи не может служить основанием для ограничения конституционных прав истицы и членов ее семьи на жилище подлежат судебной защите путем восстановления в очереди малоимущих граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда. В то же время требования истицы о принуждении ответчиков предоставить ее семье жилое помещение по договору социального найма либо субсидии для приобретения жилого помещения не подлежат удовлетворению как необоснованные, поскольку истицей не представлены данные о нарушении ее прав и законных интересов со стороны ответчиков в этой части.
Как установлено в ходе судебного заседания учетом граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, администрация <адрес> не занимается, и ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, а также предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда входит в компетенцию администрации городского поселения Сунжа.
Поэтому, требования истицы к администрации сунженского муниципального района Республики Ингушетия в этой части также следует оставить без удовлетворения
Настоящее решение суда не освобождает истцов от необходимости соблюдения вышеуказанных административных процедур, установленных на территории Республики Ингушетия, в том числе в целях восстановления утраченных учетных документов и последующего анализа сведений о наличии (отсутствии) оснований для принятия на учет (снятия с учета) граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-198, Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Иск ФИО1 удовлетворить частично.
Обязать администрацию г.<адрес> муниципального района Республики Ингушетия восстановить ФИО2 и членов ее семьи в очереди граждан, нуждающихся в жилом помещении с ДД.ММ.ГГГГ.
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Ингушетия в течение месяца со дня его вынесения.
Копия верна
Федеральный судья
Сунженского районного суда РИ А.И. Наурузов
Поступило | ДД.ММ.ГГГГ |
Принято к производству | ДД.ММ.ГГГГ |
Назначено | ДД.ММ.ГГГГ |
Начато рассмотрение | ДД.ММ.ГГГГ |
Рассмотрено | ДД.ММ.ГГГГ |
Срок рассмотрения | 1.м. 21 день |
Строка стат. отчета | 63 |