УИД 11RS0002-01-2022-001508-43
№2-1380/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Воркута «20» июня 2022 г.
Воркутинский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Иванова С.В.,
при секретаре судебного заседания Макаренковой М.А..,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Терентюк Галины Николаевны к муниципальному унитарному предприятию «Северные тепловые сети» о признании неподлежащим применению приказа, возложении обязанностей установить тарифную ставку, произвести перерасчёт заработной платы, отпускных и выплатить задолженность, взыскании денежной компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Терентюк Г.Н. обратилась в суд с иском к муниципальному унитарному предприятию «Северные тепловые сети» муниципального образования городского округа «Воркута» (далее МУП «СТС») о признании неподлежащим применению и утратившим силу с момента его издания приказа от 26 декабря 2019 г. № 171-П «Об утверждении Положения об оплате труда» МУП «СТС», возложении обязанностей установить ему тарифную ставку 18850,26 руб. с 1 января 2021 г., 20538,57 руб. с 1 января 2022 г., произвести перерасчёт заработной платы, отпускных и выплатить задолженность по ним с 1 января 2021 г. в сроки, установленные для получения заработной платы, исходя из указанных тарифных ставок, взыскании денежной компенсации морального вреда в общем размере 50 000,00 руб.
В обоснование исковых требований истец указал, что работает в МУП «СТС» в должности оператора 3 разряда, работодателем с 29 март 2021 г. ей установлен оклад в размере9758 руб.. 8 декабря 2016 г. между Общероссийским отраслевым объединением работодателей сферы жизнеобеспечения (далее ОООР ЖКК), выступающим от лица работодателей и Общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечения (далее Профсоюз жизнеобеспечения) - от лица работников заключено «Отраслевое тарифное соглашение в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017-2019 гг.» (далее ОТС). МУП «СТС» не представило в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий регулирование в сфере труда мотивированный письменный отказ присоединиться к ОТС. Все положения ОТС устанавливают более высокий уровень гарантий работниками, по сравнению с установленными локальными актами работодателя, следовательно, в частности, Приказ от 26 декабря 2019 г. № 171-П «Об утверждении Положения об оплате труда» МУП «СТС» утратил силу еще до его принятия, поэтому является ничтожным. С 2017 года работодатель умышленно вводил в заблуждение работников МУП СТС, предоставляя информацию о том, что в организации действует коллективный договор и положение об оплате труда. Коллективный договор, Положение об оплате труда МУП «СТС» разработаны и приняты не на основании норм Трудового кодекса Российской Федерации (далее ТК РФ), ОТС, Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении», Основ ценообразования в сфере теплоснабжения и Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения», и не подлежат применению. Согласно ОТС оклад работника определяется исходя из минимальной месячной тарифной ставки рабочего 1 разряда с применением тарифного коэффициента, соответствующего разряду занимаемой должности. Приложением № 1 ОТС установлена месячная тарифная ставка рабочего 1 разряда. Приказом Госстроя РФ от 31 марта 1999 г. № 81 «Об утверждении Методических рекомендаций по организации оплаты труда работников жилищно-коммунального хозяйства (практическое пособие)» также установлена тарифная система оплаты труда. Тарифный коэффициент для 3 разряда, установленный Приказом Госстроя РФ от 31 марта 1999 г. № 81 - 1,69, в связи с чем, тарифная ставка (оклад) истца с 01.01.2021 должна составлять 18850,26 руб. (11154*1,69), с 01.01.2022 – 20538,57 (12153*1,69).
Истец, ответчик МУП «СТС», надлежащим образом уведомлены о слушании дела, в судебное заседание не явились, ходатайствовали о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Представитель ответчика в письменном отзыве на исковое заявление, просил в удовлетворении исковых требований отказать, указав, что МУП «СТС» не является членом ОООР ЖКК, членом региональных объединений работодателей, не уполномочивало их от своего имени на заключение ОТС. Пунктом 10.4 ОТС определено, что после заключения соглашения к нему могут присоединиться любые работодатели, в том числе добровольно, либо организации ЖКХ, на которые распространено действие ОТС. Такое присоединение оформляется соглашением о присоединении в соответствии с установленным сторонами порядком. МУП «СТС» официального предложения от ОООР ЖКХ подписать соглашение о присоединении к ОТС со счётом на оплату целевого взноса не получало, оплата целевого взноса им не производилась. МУП «СТС» соглашение о присоединении к ОТС не подписывало, следовательно, оно не может быть включённым в реестр участников федерального ОТС. При несоблюдении процедуры присоединения к ОТС, неоплаты целевых взносов и, как следствие, не включения МУП «СТС» в реестр участников федерального ОТС, исключается возможность предъявления для учёта в ценах и тарифах экономически обоснованных расходов на содержание персонала. Увеличение фонда заработной платы без включения затрат в тарифы необратимо приведёт к регулярным задержкам выплаты заработной платы работникам, невозможности осуществления ремонтной кампании котельных и тепловых сетей предприятия. Также просит применить срок исковой давности, установленный для обращения за разрешением индивидуального трудового спора о неполной выплате заработной платы
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено при имеющейся явке.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Рассматривая заявленное ходатайство ответчика о пропуске истцом срока на обращение в суд, установленного ст. 392 ТК РФ, суд приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 392 ТК РФ работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки. За разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении.
Получая расчетные листки и заработную плату в соответствии с ними, истец должен был узнать о нарушении своих прав.
Пунктом 1.8 Положения об оплате труда МУП «СТС» установлены сроки выплаты заработной платы: 29-го числа текущего месяца (в феврале – 27) - за первую половину месяца и 14-го числа месяца, следующего за расчетным - окончательный расчет.
Трудовым договором от 12.02.2020 установлено, что заработная плата выплачивается работнику за первую половину месяца - 30-го числа текущего месяца (в феврале – 28), и окончательный расчет проводится 15-го числа месяца, следующего за расчетным (п. 5.2)
Истец обратился в суд с иском 07.05.2022 (согласно почтовому штемпелю) (л.д. 12).
Таким образом, учитывая сроки выплаты заработной платы, срок исковой давности, по требованиям за весь спорный период не пропущен.
Разрешая требования истца о признании приказа от 26 декабря 2019 г. № 171-П «Об утверждении Положения об оплате труда» МУП «СТС» неподлежащим применению и утратившим силу с момента его издания, в связи с нарушением при его принятии требований трудового законодательства, взыскании денежной компенсации морального вреда за предоставление истцу недостоверной информации об условиях труда в МУП «СТС», суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 38 ТК РФ, если в ходе коллективных переговоров не принято согласованное решение по всем или отдельным вопросам, то составляется протокол разногласий. Урегулирование разногласий, возникших в ходе коллективных переговоров по заключению или изменению коллективного договора, соглашения, производится в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Исходя из порядка рассмотрения разрешения коллективных трудовых споров, установленного гл. 61 ТК РФ, правом выдвижения требований от имени работников в соответствии со ст. 29-31, ч. 5 ст. 40, ч. 1 ст. 399 ТК РФ наделены не конкретные работники, а их представители.
Защита индивидуальных трудовых прав работника возможна только в рамках индивидуального трудового спора, при рассмотрении которого правом требовать недействительным, ничтожным акта, принятого в результате коллективных переговоров, отдельный работник не наделён.
Приказом директора ...-п утверждено и введено в действие с 1 января 2020 г. Положение об оплате труда работников МУП «СТС».
В соответствии с положениями ст. 9, 50 ТК РФ коллективные договоры, соглашения, трудовые договоры не могут содержать условий, ограничивающих права или снижающих уровень гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Если такие условия включены в коллективный договор, соглашение или трудовой договор, то они не подлежат применению. Условия коллективного договора, соглашения, ухудшающие положение работников, недействительны и не подлежат применению при рассмотрении индивидуального трудового спора.
Вместе с тем, положения коллективного трудового договора не могут быть признаны недействительными по иску отдельного работника, поскольку он не является стороной этого коллективного договора и не наделён правом представлять других работников организации, права и интересы которых урегулированы коллективным договором.
Порядок ведения коллективных переговоров, в результате которых заключается и изменяется коллективный договор, установлен гл. 6 ТК РФ, согласно ст. 38 ТК РФ урегулирование разногласий, возникших в ходе коллективных переговоров по заключению или изменению коллективного договора, соглашения, производится в порядке, установленном настоящим Кодексом.
В соответствии со ст. 29-31, ч. 5 ст. 40, ч. 1 ст. 399 ТК РФ правом заявления требований от имени работников наделены не конкретные работники, а их представители.
Таким образом, защита индивидуальных трудовых прав работника, в том числе и при их нарушении положениями коллективного трудового договора, возможна только в рамках индивидуального трудового спора. При рассмотрении этого спора суд вправе сделать вывод о неприменении норм локального нормативного акта, действующего в организации, если при этом нарушаются права работника, но не вправе признавать этот акт, принятый в результате коллективных переговоров, недействительным по иску отдельного работника.
При таких обстоятельствах, поскольку истец, не являясь стороной Коллективного договора, Положения об оплате труда МУП «СТС» МО ГО «Воркута», не вправе оспаривать акты, затрагивающие права и интересы всех работников предприятия, его требования о признании приказа от <дата> ...-П неподлежащим применению и утратившим силу с момента его издания, удовлетворению не подлежат.
Требование истца о взыскании денежной компенсации морального вреда за указанное нарушение не подлежит удовлетворению, поскольку судом не установлены факты предоставления ответчиком истцу недостоверной информации об условиях труда в МУП «СТС».
Разрешая требования истца о возложении обязанностей установить тарифную ставку, произвести перерасчёт заработной платы и выплатить задолженность, а также о взыскании денежной компенсации морального вреда за нарушение его трудовых трав, суд приходит к следующему
В силу ч. 1 ст. 129 Трудового кодекса РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Согласно ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, включающими размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного и стимулирующего характера.
В соответствии с ч.ч.1, 2, 9 ст.143 ТК РФ тарифными системами оплаты труда являются системы, основанные на тарифной системе дифференциации заработной платы работников различных категорий; тарифная система дифференциации заработной платы работников различных категорий включает в себя: тарифные ставки, оклады (должностные оклады), тарифную сетку и тарифные коэффициенты; тарифные системы оплаты труда устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права; тарифные системы оплаты труда устанавливаются с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих или профессиональных стандартов, а также с учетом государственных гарантий по оплате труда.
В силу ст. 25 Трудового кодекса РФ сторонами социального партнерства являются работники и работодатели в лице уполномоченных в установленном порядке представителей.
Статьей 45 Трудового кодекса РФ предусмотрено, что соглашение - это правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях социального партнерства в пределах их компетенции.
Отраслевое соглашение устанавливает общие условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам отрасли. Отраслевое соглашение может заключаться на федеральном, межрегиональном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства (абз. 8 ст. 45 Трудового кодекса РФ).
Соглашение вступает в силу со дня его подписания сторонами либо со дня, установленного соглашением. Срок действия соглашения определяется сторонами, но не может превышать трёх лет. Стороны имеют право один раз продлить действие соглашения на срок не более трёх лет. Соглашение действует в отношении всех работодателей, являющихся членами объединения работодателей, а также работодателей, не являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение, которые уполномочили указанное объединение от их имени участвовать в коллективных переговорах и заключить соглашение либо присоединились к соглашению после его заключения (ч. 1-3 ст. 48 ТК РФ)
На основании ч. 8 ст. 48 ТК РФ, если работодатели, осуществляющие деятельность в соответствующей отрасли, в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к соглашению не представили в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, то соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения.
Судом установлено, что Терентюк Г.Н. работает в МУП «СТС» МО ГО «Воркута» на основании срочного трудового договора ... от <дата> в должности оператора теплового пункта 3 разряда в подразделение Объединенный участок Городского и <адрес>ов тепловых сетей. Трудовым договором установлен должностной оклад в размере 9030 руб. в месяц; с начислением установленных законодательством районного коэффициента в размере 60% и процентных надбавок за работу в районах Крайнего Севера.
Дополнительными соглашениями изменялись условия трудового договора истца в части размера должностного оклада по занимаемой должности.
С 01.04.2020 года ей установлен оклад в размере 9302 руб., с 01.04.2021 – 9758 руб., с 01.04.2022 – 10578 руб.
Как следует из расчетных листков истца, с апреля 2021 г. заработная плата выплачивалась истцу исходя из оклада 9758 руб., с апреля 2022 – 10578 руб.
В МУП «СТС» МОГО «Воркута» действует коллективный договор на 2020-2022 годы, прошедший уведомительную регистрацию в Министерстве труда, занятости и социальной защиты Республики Коми (регистрационный №3-К/2020 от 13.01.2020), заключенный 20.12.2019 от имени работодателя директором МУП «СТС» МОГО «Воркута», от имени работников - председателем Совета работников, а также Положение об оплате труда МУП «СТС» МО ГО «Воркута», согласованное от имени работников председателем Совета работников и утвержденное представителем работодателя директором МУП «СТС» МО ГО «Воркута» 26.12.2019.
В соответствии с Положением об оплате труда МУП «СТС» МО ГО «Воркута» (раздел 2) на Предприятии применяется повременно-премиальная система оплаты труда на основе должностных окладов, предполагающая начисление премии к установленным в трудовых договорах месячным должностным окладам на основании Положения о премировании. Основой системы оплаты труда является схема должностных окладов (месячных тарифных ставок), установленных в зависимости от минимальной месячной тарифной ставки рабочего 1-го разряда основной специальности при работе в нормальных условиях и тарифного коэффициента соответствующей профессии. Схема тарифных коэффициентов разработана и принята Предприятием на основании 18-ти разрядной тарифной сетки. П.2.10 Положения об оплате труда установлен размер минимальной месячной тарифной ставки рабочего 1-го разряда основной специальности при работе в нормальных условиях труда при условии полной отработки нормы рабочего времени и выполнении норм труда на 01.01.2020 – 8135,00 руб.
Размеры тарифных коэффициентов приведены в Приложении № 1 к Положению об оплате труда.
08.12.2016 ОООР ЖКК и Профсоюзом жизнеобеспечения заключено «Отраслевое тарифное соглашение в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017-2019 г.», действие которого продлено по 31.12.2022.
На основании письма Министра труда и социальной защиты Российской Федерации от 03.02.2017 № 14-4/10/В-835 работодателям организаций жилищно-коммунального хозяйства официально предложено присоединиться к ОТС в ЖКХ РФ на 2017-2019 годы, утвержденному 08.12.2016, или представить в 30-дневный срок мотивированный отказ. В отсутствие мотивированного письменного отказа присоединиться к соглашению, оно будет считаться распространенным на этих работодателей.
МУП «СТС» МО ГО «Воркута» относится к организациям жилищно-коммунального хозяйства, осуществляющим, как следует из учредительных документов и выписки из ЕГРЮЛ, деятельность в сфере коммунального теплоснабжения.
В силу пункта 10.4 ОТС в ЖКХ РФ на 2017-2019 годы предусмотрено условие о присоединении к данному соглашению любых работодателей, в том числе добровольно, либо организаций жилищно-коммунального хозяйства, согласно названному письму Министра труда и социальной защиты Российской Федерации от 03.02.2017 № 14-4/10/В-835, или представлении в 30-дневный срок мотивированного отказа.
Соглашение вступило в силу с 01.01.2017 и пролонгировано согласно положениям ч. 2 ст. 48 ТК РФ до 31.12.2022 включительно (п.1.13 ОТС).
Материалами дела установлено, что МУП «СТС» МО ГО «Воркута» не направляло мотивированный письменный отказ от присоединения к ОТС в ЖКХ РФ на 2017-2019 годы, утвержденного 08.12.2016.
Следовательно, действие данного соглашения считается распространенным и на МУП «СТС» МО ГО «Воркута».
Пунктом 1.12 ОТС определено, что в тех случаях, когда в отношении работников действует одновременно несколько соглашений, применяются условия соглашений, наиболее благоприятные для работников.
В Приложениях № 1 и № 3 к ОТС указаны минимальные месячные тарифные ставки рабочих первого разряда по организациям жилищно-коммунального хозяйства, а также рекомендуемая тарифная сетка оплаты труда работников организаций жилищно-коммунального хозяйства, включающая тарифные коэффициенты для определения тарифных ставок.
Согласно п. 2.3 ОТС минимальная месячная тарифная ставка рабочих первого разряда, полностью отработавших норму рабочего времени и выполнивших свои трудовые обязанности (нормы труда), устанавливается согласно Приложению № 1 к настоящему Соглашению.
На основании Приложения №1 к ОТС с 01.01.2019 минимальная месячная тарифная ставка рабочих первого разряда в организациях коммунального водоснабжения и водоотведения установлена в размере 10303 руб. При этом в соответствии с абз. 2 п. 2.3 ОТС заработная плата работника, рассчитанная на основании минимальной месячной тарифной ставки рабочего первого разряда, не может быть менее законодательно установленного в субъекте Российской Федерации минимального размера оплаты труда и величины прожиточного минимума на душу населения, установленных законами субъектов Российской Федерации.
Согласно п. 2.3.3. ОТС размер минимальной месячной тарифной ставки является основой для ежегодной (ежеквартальной) индексации фонда оплаты труда и дифференциации оплаты труда всех профессионально-квалификационных групп работников с учётом сложившихся отраслевых пропорций в уровнях оплаты труда.
Исходя из абз. 3 п. 2.4 ОТС рекомендации об индексации доводятся до сведения Организаций совместным письмом ОООР ЖКК и Профсоюза жизнеобеспечения, с указанием соответствующего документа Федеральной службы государственной статистики.
14.03.2019 совместным письмом председателя Профсоюза жизнеобеспечения и президента ОООР ЖКК на основании ст. 134 ТК РФ и п. 2.4 ОТС «Об индексации минимального размера месячной тарифной ставки рабочего первого разряда по организациям жилищно-коммунального хозяйства на 2020-2022г.г.», рекомендованы минимальные месячные тарифные ставки по оплате труда рабочих первого разряда в жилищно-коммунальном комплексе с 01.01.2020 не ниже 10746,00 руб., с 01.01.2021 – 11154,00 руб. и с 01.01.2022 – 11600,00 руб.
В связи с тем, что по официальному сообщению Федеральной службы государственной статистики сводный индекс потребительских цен на товары и платные услуги населению в 2020 и 2021г.г. значительно превысил плановый показатель 4%, размеры минимальных месячных тарифных ставок рабочих первого разряда в жилищно-коммунальном хозяйстве, установленные ранее, требуют дополнительной корректировки для применения в 2022 г. и на прогнозный период 2023г., совместным письмом Профсоюза жизнеобеспечения № 01/172 и ОООР ЖКК от 02.12.2021 № 287-АК/2021 «Об индексации минимальных месячных тарифных ставок рабочих первого разряда по организациям жилищно-коммунального хозяйства на 2022-2023 г.» минимальная месячная тарифная ставка по оплате труда рабочих первого разряда в организации коммунального водоснабжения и водоотведения, в том числе организации, осуществляющий деятельность по дноочистке и дноуглублению очистных сооружений на 01.01.2022 устанавливается в размере 12153,00 руб.
Размер минимальной месячной тарифной ставки является основой для ежегодной (ежеквартальной) индексации фонда оплаты труда и дифференциации оплаты труда всех профессионально-квалификационных групп работников с учетом сложившихся отраслевых пропорций в уровнях оплаты труда. В случае отсутствия у работодателя средств на повышение оплаты труда, индексация фонда на оплату труда производится с 1 июля текущего года одновременно с повышением тарифов на предоставляемые услуги, исходя из размера минимальной месячной тарифной ставки рабочего первого разряда, установленной согласно индексу потребительских цен на товары и услуги за прошедший квартал (п. 2.3.3 ОТС).
Анализ исследованных в судебном заседании доказательств, позволяет суду сделать вывод о том, что положения п. 2.3 ОТС в ЖКХ РФ на 2017-2019 годы являются обязательными при формировании фонда
Положением об оплате труда в соответствии с требованиями ст. 134 Трудового кодекса РФ и Коллективным договором предусмотрена схема тарифных коэффициентов в целях обеспечения повышения содержания заработной платы, что в отсутствие иного способа присвоения тарифных разрядов, прав работников не нарушает.
Тарифной сеткой по оплате труда работников МУП «СТС» для 3 тарифного разряда установлен тарифный коэффициент 1,11 (Приложение №1 к Положению об оплате труда работников МУП «СТС»).
Соответственно тарифная ставка истца с учетом тарифного коэффициента 1,11 с 01.04.2021 не может быть менее 12380,94 руб., а с 01.01.2022 - менее 13489,83 руб.
Таким образом, судом установлено, что с 01.04.2021 заработная плата истцу выплачивалась исходя из оклада меньшего размера, чем установлено ОТС, следовательно, МУП «СТС» МО ГО «Воркута» обязано установить тарифную ставку истцу, исходя из размера минимальной месячной тарифной ставки рабочего первого разряда, с учетом дальнейших индексаций в соответствии с п. 2.3.3, 2.4 ОТС, исковые требования истца о возложении на ответчика обязанности произвести перерасчёт по заработной плате, отпускным и выплатить образовавшуюся задолженность подлежат удовлетворению с 01.04.2021, исходя из тарифной ставки (оклада) 12380,94 руб. (11154,00 руб. х 1,11), с 01.01.2022 – 13489,83 руб. (12153,00 руб. х 1,11).
Приказом Госстроя РФ № 81 утверждены Методические рекомендации по организации оплаты труда работников жилищно-коммунального хозяйства, из раздела 1 которых, следует, что в связи с переходом к рыночной экономике государство отошло от прямого централизованного регулирования оплаты труда большинства работников. Элементы государственного регулирования оплаты труда (с сохранением принципа неограничения максимального размера оплаты труда конкретного работника) сохранились в организациях, финансирование содержания которых осуществляется из бюджетов различных уровней. В соответствии с действующим законодательством все остальные предприятия и организации (в том числе государственные и муниципальные) самостоятельно определяют размеры тарифных ставок и должностных окладов, устанавливают виды стимулирующих доплат и надбавок. Государство прямо регулирует только размеры минимальной заработной платы. В ведении Правительства России остались также вопросы применения районных коэффициентов к заработной плате и надбавок за стаж работы на некоторых территориях. Все остальные условия оплаты труда определяются через систему тарифных соглашений (генерального, территориального и отраслевого) и коллективных договоров предприятий, а также на основании локальных нормативных актов, утверждаемых на предприятиях.
При таких, обстоятельствах указанные Методические рекомендации могут быть обязательны к применению лишь в организациях, финансирование содержания которых осуществляется из бюджетов различных уровней, и также не отменяют действие локальных нормативных актов, утверждённых на предприятиях.
Ответчик не относится организациям, финансируемым за счёт бюджетов, соответственно, Методические рекомендации не обязательны к применению при установлении условий оплаты труда, поскольку они носят рекомендательный характер.
Оснований для возложения на ответчика решением суда обязанности выплатить причитающиеся истцу денежные средства в сроки для получения заработной платы не имеется, поскольку срок исполнения судебного решения и ответственность за его нарушение, установлены Федеральным законом от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».
Нарушение права работников на получение заработной платы в должном размере в силу ст. 237 ТК РФ с учетом разъяснений Пленума Верховного Суда РФ в п.63 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 № 2 (ред. от 24.11.2015) «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» является основанием для взыскания в пользу истца компенсации морального вреда.
Соглашение о размере компенсации сторонами трудового договора не заключалось. Исходя из принципа разумности и справедливости, учитывая объем и характер причиненных работникам нравственных страданий, степень вины работодателя, период нарушения прав, полагая заявленную истцом сумму чрезмерной, суд определяет размер взыскиваемой компенсации морального вреда в 5000 рублей.
На основании ст. 103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 руб. в бюджет МО ГО «Воркута».
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
исковые требования Терентюк Галины Николаевны к муниципальному унитарному предприятию «Северные тепловые сети» муниципального образования городского округа «Воркута» – удовлетворить частично.
Обязать муниципальное унитарное предприятие «Северные тепловые сети» муниципального образования городского округа «Воркута» установить Терентюк Галине Николаевне с 1 апреля 2021 года тарифную ставку (оклад) в размере 12380,94 руб., с 1 января 2022 года в размере 13489,83 руб., произвести перерасчёт заработной платы и отпускных, недоплаченных с 1 апреля 2021 года, и выплатить задолженность.
Взыскать с муниципального унитарного предприятия «Северные тепловые сети» муниципального образования городского округа «Воркута» в пользу Терентюк Галины Николаевны денежную компенсацию морального вреда в размере 5000 (пять тысяч) рублей.
В удовлетворении остальных исковых требований Терентюк Галины Николаевны к муниципальному унитарному предприятию «Северные тепловые сети» муниципального образования городского округа «Воркута» - отказать.
Взыскать с муниципального унитарного предприятия «Северные тепловые сети» муниципального образования городского округа «Воркута» в бюджет муниципального образования городского округа «Воркута» государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Коми через Воркутинский городской суд Республики Коми в течение одного месяца со дня его составления в мотивированной форме – 27.06.2022 г.
Председательствующий С.В. Иванов