Дело № 2-288/2022
10RS0017-01-2022-000300-84
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
23 марта 2022 г. г.Сортавала
Сортавальский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Буш В.Е.
при секретаре Мелентьевой Е.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора г.Сортавала в защиту неопределенного круга лиц к муниципальному унитарному предприятию «Жилищно-коммунальная служба п.Вяртсиля» об обязании совершить определенные действия,
установил:
иск заявлен по тем основаниям, что прокуратурой г.Сортавала проведена проверка исполнения законодательства о водоснабжении и водоотведения. В ходе проверки установлено, что водоснабжение и водоотведение на территории Вяртсильского городского поселения осуществляет МУП «ЖКС п.Вяртсиля». Согласно информации Вяртсильского городского поселения инженерные коммуникации, эксплуатируемые предприятием, находятся в неудовлетворительном состоянии, доля объектов, используемых для водоснабжения, требующих замены, реконструкции, модернизации составляет – 80%, водоотведения – 83%. Согласно уведомления Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Республике Карелия в г.Сортавала, Пяткяранском, Лахденпохском, Олонецком и Суоярвском районах, по результатам федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора и производственного контроля средние уровни показателей проб питьевой воды, отобранные после водоподготовки на водопроводных сооружениях п. Вяртсиля, не соответствуют нормативам качества питьевой воды, установленным СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»: средний уровень показателей «общие колиформные бактерии» в исследованных пробах питьевой воды составил 0,358 КОЕ в 100 мл. при нормативе отсутствие бактерий в 100 мл.; средний уровень показателей «термотолерантные колиформные бактерии» в исследованных пробах питьевой воды составил 0,229 КОЕ в 100 мл. при нормативе отсутствие бактерий в 100 мл.; средний уровень показателей «хлороформ» в исследованных пробах питьевой воды составил 0,111 мг/л при нормативе не более 0,06 мг/л. Прокуратурой г. Сортавала в представлении от 07 мая 2021 г. указывалось о необходимости проведения технического обследования систем водоснабжения и водоотведения, эксплуатируемых предприятием. Вместе с тем, техническое обследование систем водоснабжения и водоотведения МУП «ЖКС пос. Вяртсиля» не проведено до настоящего времени, что делает невозможным определить перечень мероприятий по строительству новых, реконструкции и (или) модернизации существующих объектов систем водоснабжения и (или) водоотведения, а также разработать в целях повышения качества водоснабжения населения и определения плановых значений показателей надежности, качества, энергетической эффективности объектов коммунальной инфраструктуры техническое задание на разработку инвестиционной программы. Неисполнение ответчиком обязанностей, предусмотренных законодательством о водоснабжении в части обследования систем водоснабжения и водоотведения нарушает права граждан на безопасное и качественное обеспечение питьевой водой, препятствует развитию коммунальной инфраструктуры.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, прокурор просил обязать ответчика в течение двух месяцев с момента вступления в законную силу решения суда провести техническое обследование систем водоснабжения и водоотведения в соответствии с требованиями Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».
В судебном заседании помощник прокурора г.Сортавала Чуракова М.А. поддержала заявленные требования.
Ответчик в судебное заседание своего представителя не направил, извещен о рассмотрении дела. Заявленное представителем ответчика ходатайство об отложении рассмотрении дела оставлено без удовлетворения в связи с отсутствием подтверждающих документов невозможности явиться на рассмотрение настоящего гражданского дела.
Заслушав объяснения прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Исходя из положений п.п. 4,5 ч.1 ст.3 Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», государственная политика в сфере водоснабжения и водоотведения направлена на достижение следующих целей: обеспечения доступности водоснабжения и водоотведения для абонентов за счет повышения эффективности деятельности организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение; обеспечения развития централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения путем развития эффективных форм управления этими системами, привлечения инвестиций и развития кадрового потенциала организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение.
Согласно норм ст. 37 Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» техническое обследование централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения проводится в целях определения: технических возможностей сооружений водоподготовки, работающих в штатном режиме, по подготовке питьевой воды в соответствие с установленными требованиями с учетом состояния источника водоснабжения и его сезонных изменений; технических характеристик водопроводных сетей и насосных станций, в том числе уровня потерь, показателей физического износа, энергетической эффективности этих сетей и станций, оптимальности топологии и степени резервирования мощности; экономической эффективности существующих технических решений в сравнении с лучшими отраслевыми аналогами и целесообразности проведения модернизации и внедрения новых технологий; сопоставления фактических значений показателей надежности, качества, энергетической эффективности объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения с фактическими значениями этих показателей объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, эксплуатируемых организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и использующими наилучшие существующие (доступные) технологии.
Техническое обследование проводится организацией, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, самостоятельно либо с привлечением специализированной организации. Организация, осуществляющая горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, информирует органы местного самоуправления о датах начала и окончания проведения технического обследования, ходе его проведения. По решению органов местного самоуправления к проведению технического обследования могут привлекаться представители органов местного самоуправления.
Результаты технического обследования подлежат согласованию с органом местного самоуправления.
Требования к проведению технического обследования определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Обязательное техническое обследование проводится не реже чем один раз в пять лет (один раз в течение долгосрочного периода регулирования). Организация, осуществляющая горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, обязана проводить техническое обследование при разработке плана снижения сбросов, программы повышения экологической эффективности, плана мероприятий по охране окружающей среды, плана мероприятий по приведению качества питьевой воды, горячей воды в соответствие с установленными требованиями, а также при принятии в эксплуатацию бесхозяйных объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения в соответствии с положениями настоящего Федерального закона.
Основанием для разработки инвестиционной программы является техническое задание на разработку инвестиционной программы, утвержденное органом местного самоуправления, с учетом: результатов технического обследования централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения; плановых значений показателей надежности, качества, энергетической эффективности; схемы водоснабжения и водоотведения; плана снижения сбросов, программы повышения экологической эффективности, плана мероприятий по охране окружающей среды; решений органов местного самоуправления о прекращении горячего водоснабжения с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения) и о переводе абонентов, объекты которых подключены (технологически присоединены) к таким системам, на иные системы горячего водоснабжения (ч. 1 ст. 40 Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»).
Инвестиционная программа должна содержать: плановые значения показателей надежности, качества, энергетической эффективности; перечень мероприятий по строительству новых, реконструкции и (или) модернизации существующих объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, включая мероприятия, необходимые для подключения (технологического присоединения) новых абонентов; объем финансовых потребностей, необходимых для реализации инвестиционной программы, с указанием источников финансирования; график реализации мероприятий инвестиционной программы; расчет эффективности инвестирования средств; предварительный расчет тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения; иные сведения (ч. 3 ст. 40 Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»).
Согласно п. 3 Требований к проведению технического обследования централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 5 августа 2014 г. № 437/пр (далее - Требования), цели проведения технического обследования централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения (далее - техническое обследование) определяются в соответствии с положениями Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении». Задачами проведения технического обследования являются: обеспечение принятия эффективных управленческих решений органами государственной власти, органами местного самоуправления и организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение (далее - организации, осуществляющие водоснабжение и (или) водоотведение) с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения; определение фактических значений показателей надежности, качества, энергетической эффективности объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения; получение (подготовка) исходных данных для разработки схем водоснабжения и водоотведения, планов снижения сбросов, планов мероприятий по приведению качества питьевой воды, горячей воды в соответствие с установленными требованиями, установления нормативов водоотведения, а также для определения расходов, необходимых для эксплуатации объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения (в том числе бесхозяйных объектов), исходя из их технического состояния.
Согласно п. 8 Требований показатели технико-экономического состояния объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения являются основой для определения организацией, осуществляющей водоснабжение и (или) водоотведение, фактических значений показателей надежности, качества и энергетической эффективности и подготовки проекта плановых значений показателей надежности, качества и энергетической эффективности.
В соответствии с п. 9 Требований объектами технического обследования в соответствии с настоящими Требованиями являются все объекты централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, соответствующие требованиям статьи 2 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении».
В соответствии с п. 30 Требований по итогам завершения технического обследования составляется акт технического обследования, содержащий результаты проведенного технического обследования, подписываемый уполномоченным лицом организации, осуществляющей водоснабжение и (или) водоотведение.
Установлено, что ответчик на территории Вяртсильского городского поселения осуществляет водоснабжение и водоотведение.
Инженерные коммуникации, эксплуатируемые ответчиком, находятся в неудовлетворительном состоянии, доля объектов, используемых для водоснабжения, требующих замены, реконструкции, модернизации составляет – 80%, водоотведения – 83%.
Согласно уведомления Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Республике Карелия в г.Сортавала, Пяткяранском, Лахденпохском, Олонецком и Суоярвском районах от <Дата обезличена> по результатам федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора и производственного контроля средние уровни показателей проб питьевой воды, отобранные после водоподготовки на водопроводных сооружениях п. Вяртсиля, не соответствуют нормативам качества питьевой воды, установленным СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»: средний уровень показателей «общие колиформные бактерии» в исследованных пробах питьевой воды составил 0,358 КОЕ в 100 мл. при нормативе отсутствие бактерий в 100 мл.; средний уровень показателей «термотолерантные колиформные бактерии» в исследованных пробах питьевой воды составил 0,229 КОЕ в 100 мл. при нормативе отсутствие бактерий в 100 мл.; средний уровень показателей «хлороформ» в исследованных пробах питьевой воды составил 0,111 мг/л при нормативе не более 0,06 мг/л.
Прокуратурой г.Сортавала в представлении от <Дата обезличена> указывалось о необходимости проведения технического обследования систем водоснабжения и водоотведения, эксплуатируемых предприятием.
Техническое обследование систем водоснабжения и водоотведения ответчиком не проведено до настоящего времени, что делает невозможным определить перечень мероприятий по строительству новых, реконструкции и (или) модернизации существующих объектов систем водоснабжения и (или) водоотведения, а также разработать в целях повышения качества водоснабжения населения и определения плановых значений показателей надежности, качества, энергетической эффективности объектов коммунальной инфраструктуры техническое задание на разработку инвестиционной программы.
В ходе рассмотрения дела ответчиком не представлено доказательств проведения технического обследования систем водоснабжения и водоотведения.
Указанное бездействие со стороны ответчика нарушает права граждан на безопасное и качественное обеспечение питьевой водой, препятствует развитию коммунальной инфраструктуры.
Таким образом, суд приходит к выводу о доказанности неисполнения ответчиком без уважительных причин обязанности по проведению технического обследования систем водоснабжения и водоотведения в соответствии с требованиями Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».
На основании ч. 2 ст. 206 ГПК РФ на ответчика надлежит возложить обязанность совершить указанные истцом действия. Заявленный истцом срок для устранения допущенных нарушений в течение <Дата обезличена>, представляется разумным.
В силу ст. 103 ГПК РФ, учитывая положения ст. 333.19 НК РФ, с ответчика в доход бюджета подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой истец освобожден, в размере <Номер обезличен> руб.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Иск удовлетворить.
Возложить на муниципальное унитарное предприятие «Жилищно-коммунальная служба п.Вяртсиля» обязанность в течение <Дата обезличена> с момента вступления решения суда в законную силу провести техническое обследование систем водоснабжения и водоотведения в Вяртсильском городском поселении в соответствии с требованиями Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».
Взыскать с муниципального унитарного предприятия «Жилищно-коммунальная служба п.Вяртсиля» в бюджет Сортавальского муниципального района государственную пошлину <Номер обезличен> руб.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Карелия через Сортавальский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья В.Е.Буш
Мотивированное решение в порядке ч. 2 ст. 199 ГПК РФ
изготовлено <Дата обезличена>