УИД: 22RS0№-16
Дело № 5-38/2020
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
с. Кытманово 29 июля 2020 года
Судья Кытмановского районного суда Алтайского края Дыренкова Е.Б., рассмотрев дело об административном правонарушении в отношении Буряченко С.Н., <данные изъяты> по ч.1 ст. 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту - КоАП РФ), с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу Буряченко С.Н.,
УСТАНОВИЛ:
06 июля 2020 года около 11 час. 00 мин. в с.Кытманово Кытмановского района Алтайского края, ул.Советская, д. 7 был обнаружен Буряченко С.Н., являющийся индивидуальным предпринимателем, который допустил нарушение требований п.п. «д» пункта 3 Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями при введении режима повышенной готовности при чрезвычайной ситуации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации №417 от 02 апреля 2020 года, а именно: не имел при себе документа, удостоверяющего личность гражданина, а так же в нарушение п. 18 (ОКВЭД 47.89) Перечня видов экономической деятельности, осуществление которых запрещено, согласно приложению к Указу губернатора Алтайского края от 31.03.2020 г. №44 (в действующей редакции), осуществлял розничную торговлю непродовольственными товарами в нестационарном торговом объекте, а именно: на территории, прилегающей к магазину «Лидер», расположенному в с.Кытманово, ул.Советская. д. 7, Кытмановского района Алтайского края, т.е. совершил административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст.20.6.1 КоАП РФ.
Буряченко С.Н. после разъяснения ему прав, предусмотренных ст. 25.1 КоАП РФ, вину в совершении административного правонарушения не признал и пояснил, что является индивидуальным предпринимателем, занимается разъездной розничной торговлей на рынках, ярмарках Кытмановского, Тогульского, Ельцовского, Целинного районов Алтайского края. С 28.03.2020 г. в связи с введением мероприятий, направленных на нераспространение коронавирусной инфекции он предпринимательской деятельностью не занимался. С середины мая 2020 года администрации районов стали открывать рынки и он начал осуществлять предпринимательскую деятельность с соблюдением мер и рекомендаций Роспотребнадзора, направленных на нераспространение инфекции. 06.07.2020 г. он приехал для торговли в с.Кытманово. Разложил на столах товар, в том числе комбикорм, который относится к товарам первой необходимости для животных и реализация которого разрешена. Потом к нему подошел сотрудник полиции В. и потребовал предъявить документ, удостоверяющий личность. Так как паспорта с собой не было, то он предъявил ему водительское удостоверение. Полагает, что водительское удостоверение является документом, удостоверяющим личность. Эта позиция отражена в практике Верховного Суда РФ в решении от 08.11.2006 г. №ГКПИ06-1016.
Кроме того, ему вменяется нарушение п.18 Перечня видов экономической деятельности, осуществление которых запрещено, согласно приложению к Указу губернатора Алтайского края от 31.03.2020 г. №44, который 10 июля 2020 года был отменен. В этом же Указе, в пункте 3 указано, что запрет деятельности не распространяется на организации и индивидуальных предпринимателей, обеспечивающих население продуктами питания и товарами первой необходимости. 06.07.2020 г. он торговал, в том числе, комбикормами для животных, которые являются товарами первой необходимости, о чем говорится в распоряжении Правительства РФ от 27.03.2020 г. №762-р (п. 23). В пункте 4 данного распоряжения говорится о том, что при реализации товаров, входящих хотя бы в одну группу товаров, указанных в Перечне, такие хозяйствующие субъекты вправе реализовывать товары, не включенные в Перечень.
Полагал так же, что сотрудник полиции В. проводил в отношении него проверку незаконно, так как согласно Постановлению Правительства РФ от 03.04.2020 № 438 «Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменения в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» такие проверки проводятся только по согласованию с прокуратурой и с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе с использованием аудио и видеосвязи. При выявлении нарушения должно быть составлено предостережение. Однако никакого согласования с прокурором не было, проверка проводилась обычным способом, и вместо предостережения был составлен протокол об административном правонарушении.
Выслушав Буряченко С.Н., исследовав материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующим выводам.
Частью 1 ст.20.6.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 настоящего Кодекса.
Объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ, выражается в невыполнении правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 названного Кодекса.
Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (подпункт "а.2" пункта "а" статьи 10 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ (в редакции от 1 апреля 2020 г.) "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера").
Такие правила утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. № 417 (далее - Правила).
Подпунктом «д» пункта 3 Правил предусмотрено, что при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, граждане обязаны иметь при себе и предъявлять по требованию уполномоченных должностных лиц документ, удостоверяющий личность гражданина.
Установлено, что Буряченко С.Н. 06 июля 2020 года около 11 час. 00 мин. в с.Кытманово Кытмановского района Алтайского края, по ул.Советская, д. 7 не имел при себе документа, удостоверяющего личность, чем нарушил требования п.п. «д» пункта 3 Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями при введении режима повышенной готовности при чрезвычайной ситуации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации №417 от 02 апреля 2020 года.
Не смотря на непризнание своей вины, вина Буряченко С.Н. в нарушении п.п. «д» пункта 3 Правил подтверждается рапортом зам. начальника полиции МО МВД России «Кытмановский» В. (л.д. 1), письменным объяснением Буряченко С.Н. (л.д. 2), объяснениями Буряченко С.Н., которые он дал в ходе судебного заседания о том, что у него не было при себе паспорта, а было только водительское удостоверение, копией водительского удостоверения Буряченко С.Н. (л.д. 13).
Доводы Буряченко С.Н. о том, что водительское удостоверение является документом, удостоверяющим личность суд отвергает, так как в силу п. 1 Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 08.07.1997 № 828) паспорт гражданина Российской Федерации является основным документом, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации.
Паспорт обязаны иметь все граждане Российской Федерации, достигшие 14-летнего возраста и проживающие на территории Российской Федерации.
Таким образом, вина Буряченко С.Н. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ в этой части установлена и доказана и он подлежит привлечению к административной ответственности.
При решении вопроса о назначении лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ, административного наказания, судья, учитывая указанные выше обстоятельства совершения административного правонарушения, характеристику личности нарушителя Буряченко С.Н., который впервые привлекается к административной ответственности, отсутствие каких-либо негативных последствий от содеянного, наличие смягчающих наказание обстоятельств в виде инвалидности 3 группы, полагает возможным назначить ему административное наказание в виде предупреждения.
Судья полагает, что данный вид наказания будет соответствовать принципу справедливости и соразмерности, индивидуализации административной ответственности, а также целям предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Назначение указанного вида наказания не противоречит позиции, отраженной в «Обзоре по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) № 1», утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 21.04.2020 (вопрос 21).
Кроме того, согласно протоколу об административном правонарушении Буряченко С.Н. так же вменяется нарушение п. 18 (ОКВЭД 47.89) Перечня видов экономической деятельности, осуществление которых запрещено, согласно приложению к Указу губернатора Алтайского края от 31.03.2020 г. №44 (в действующей редакции), а именно: осуществление розничной торговли непродовольственными товарами в нестационарном торговом объекте, а именно: на территории, прилегающей к магазину «Лидер», расположенному в с.Кытманово, ул.Советская, д. 7, Кытмановского района Алтайского края.
В этой части судья в соответствии с ч. 2 ст. 29.4 КоАП РФ усматривает основание для прекращения производства по делу об административном правонарушении, поскольку обстоятельства, служащие тому основанием, являются очевидными и не требуют исследования доказательств.
Диспозиция ч.1 ст.20.6.1 КоАП РФ носит бланкетный характер, отсылая к нормам других правовых документов в области защиты граждан от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (подпункт а.2 пункта а статьи 10 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ (в редакции от 1 апреля 2020 г.) «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера и обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, а также с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации или угрозы ее возникновения во исполнение правил поведения, установленных в соответствии с подпунктом а.2 пункта а статьи 10 названного федерального закона, могут предусматривать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (подпункт б пункта 6 статьи 4.1. пункты а, у, ф части 1 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68- ФЗ (в редакции от 1 апреля 2020 г.) «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»).
02.04.2020 Президентом Российской Федерации издан Указ №239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», которым (пункт 2 Указа) высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации с учетом положений настоящего Указа, исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в субъекте Российской Федерации, постановлено обеспечить разработку и реализацию комплекса ограничительных и иных мероприятий, в первую очередь: определить в границах соответствующего субъекта Российской Федерации территории, на которых предусматривается реализация комплекса ограничительных и иных мероприятий, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в том числе в условиях введения режима повышенной готовности, чрезвычайной ситуации; установить особый порядок передвижения на соответствующей территории лиц и транспортных средств, за исключением транспортных средств, осуществляющих межрегиональные перевозки.
Согласно пункту 3 Указа Губернатора Алтайского края № 44 от 31.03.2020 (в редакции, действовавшей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения в отношении Буряченко С.Н. дела об административном правонарушении по ч.1 ст.20.6.1 КоАП РФ), временно приостановлена деятельность организаций независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, а так же индивидуальных предпринимателей в части осуществления видов деятельности, изложенных в приложении к настоящему указу.
В приложении к Указу Губернатора Алтайского края № 44 от 31.03.2020 определен перечень видов экономической деятельности, осуществление которых приостановлено (далее - Перечень), к их числу пунктом 18 Перечня отнесена розничная торговля в нестационарных торговых объектах и на рынках текстилем, одеждой и обувью (ОКВЭД 47.82).
Граждане Российской Федерации обязаны соблюдать законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, выполнять установленные правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (статья 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»).
Из анализа приведенных норм в их системной взаимосвязи следует, что граждане подлежат привлечению к административной ответственности по части 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ как за нарушение Правил, так и за нарушение обязательных, а также дополнительных обязательных для исполнения гражданами и организациями правил поведения при введении на территории субъекта Российской Федерации режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
Из материалов дела следует, что Буряченко С.Н. 06.07.2010 г. около 11 часов 00 мин. осуществлял розничную торговлю непродовольственными товарами в нестационарном торговом объекте, а именно: на территории, прилегающей к магазину «Лидер», расположенному в с.Кытманово, ул.Советская, д. 7.
Конституция Российской Федерации устанавливает, что если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон (часть 2 статьи 54).
В силу части 2 статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
Указом Губернатора Алтайского края от 10.07.2020 №108 в Указ Губернатора Алтайского края от 31.03.2020 №44 внесены изменения, согласно которым пункт 18 Перечня видов экономической деятельности, осуществление которых приостановлено, исключен. Соответственно запрет на приостановление розничной торговли в нестационарных торговых объектах и на рынках текстилем, одеждой и обувью отменен.
Требования ч. 2 ст. 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях применяются не только к положениям законов, устанавливающих административную ответственность (Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и законы субъектов РФ об административных правонарушениях), но и к иным нормативным правовым актам, закрепляющим требования, за нарушения которых наступает административная ответственность.
Признание утратившими силу закона или его положения, устанавливающих административную ответственность за содеянное, в силу п. 5 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении, при наличии которого производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению.
При наличии указанного обстоятельства производство по делу об административном правонарушении в отношении Буряченко С.Н. в части нарушения им п. 18 Перечня видов экономической деятельности, осуществление которых запрещено (ОКВЭД 47.89), согласно приложению к Указу губернатора Алтайского края от 31.03.2020 г. №44 подлежит прекращению на основании п. 1 ч. 1.1 ст. 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ввиду признания утратившим силу положения закона, устанавливающего административную ответственность за содеянное, и отсутствия положений закона, отменяющих административную ответственность за содеянное и устанавливающих за то же деяние уголовную ответственность.
На основании вышеизложенного и, руководствуясь ст. 3.1, 3.2, 4.2, 23.1, ч.1 ст.20.6.1, п. 5 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, судья
ПОСТАНОВИЛ:
Признать Буряченко С.Н. виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.6.1 КоАП РФ в части нарушения требований п.п. «д» пункта 3 Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями при введении режима повышенной готовности при чрезвычайной ситуации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации №417 от 02 апреля 2020 года и назначить ему административное наказание в виде предупреждения.
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 20.6.1 КоАП РФ в отношении Буряченко С.Н. в части нарушения им п. 18 Перечня видов экономической деятельности, осуществление которых запрещено (ОКВЭД 47.89), согласно приложению к Указу губернатора Алтайского края от 31.03.2020 г. №44 прекратить на основании п. 5 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с признанием утратившим силу положения закона, устанавливающего административную ответственность за содеянное.
Настоящее постановление может быть обжаловано в Алтайский краевой суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья Е.Б.Дыренкова