Дело № 2-468/2021
Решение
именем Российской Федерации
17 мая 2021 года с. Пестрецы
Пестречинский районный суд Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Фасхутдинова Р.Р.,
с участием представителей истца Добряковой Р.Н. и Кочергиной О.В.,
ответчика Сергеева А.В., ее представителя Ахметовой Д.Р.,
представителя третьего лица Гаврилюка В.Г.,
при секретаре Шариповой Н.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Общественного некоммерческого объединения членов садоводческого товарищества «Заречье-2» к Сергееев Д.Г. и Сергеева А.В. о признании недействительным межевого плана и исключении из Единого государственного реестра недвижимости сведений о местоположении границ земельного участка,
установил:
с/т «Заречье-2» обратилось в суд с иском в вышеизложенной формулировке, в обоснование указав, что решением общего собрания членов с/т «Заречье-2» от ДД.ММ.ГГГГ Гаврилюк И.В. был предоставлен земельный участок №а. При проведении межевания данного земельного участка выявлено его наложение на принадлежащий Сергеева А.В. земельный участок с кадастровым номером №, который должен находиться в другом месте. При этом согласование границ земельного с кадастровым номером № не проводилось ни с с/т «Заречье-2», ни с собственниками смежных земельных участков. Поэтому истец просил суд признать недействительными результаты межевания и межевой план земельного участка с кадастровым номером №, исключить из Единого государственного реестра недвижимости сведения о местоположении границ данного земельного участка.
В судебном заседании представители истца Добрякова Р.Н. и Кочергина О.В. исковые требования поддержали по изложенным в нем основаниям.
Ответчик Сергеева А.В., ее представитель Ахметова Д.Р. просили суд отказать в иске.
Представитель третьего лица Гаврилюк В.Г. также просил суд иск удовлетворить.
Ответчик Сергееев Д.Г., представитель третьего лица – Исполнительного комитета Пестречинского муниципального района Республики Татарстан, будучи надлежаще извещенными о времени и месте рассмотрения иска, в судебное заседание не явились, поэтому и при отсутствии возражений явившихся лиц суд счел возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Выслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется, помимо прочего, путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, а также иными способами, предусмотренными законом.
Согласно ст. 304 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Согласно п. 7 ст. 69 Земельного кодекса Российской Федерации порядок проведения землеустройства устанавливается федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с ч. 7 ст. 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет недвижимого имущества – это внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).
Согласно п. 3 ст. 6 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.
Таким образом, исходя из взаимосвязи указанных норм, государственный кадастровый учет земельного участка подтверждает существование такого земельного участка, как объекта права.
Согласно ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости, имеет неизменяемый, не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации кадастровый номер, присваиваемый органом регистрации прав.
Согласно ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» Единый государственный реестр недвижимости представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и состоит, в том числе, из реестра объектов недвижимости (кадастр недвижимости).
В силу положений ст. 8 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в кадастр недвижимости вносятся основные сведения об объекте недвижимости, к которым относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, а именно: вид объекта недвижимости (земельный участок, здание, сооружение, помещение, машино-место, объект незавершенного строительства, единый недвижимый комплекс, предприятие как имущественный комплекс или иной вид); кадастровый номер объекта недвижимости и дата его присвоения; описание местоположения объекта недвижимости; ранее присвоенный государственный учетный номер (кадастровый, инвентарный, условный номер или номер учетной записи в государственном лесном реестре), площадь, если объектом недвижимости является земельный участок.
Согласно ч. 1 и 2 ст. 14 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке. Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе, межевой план, подготовленный в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (далее - карта-план территории).
Частью 3 ст. 61 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» предусмотрено, что воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом (далее - реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки. Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.
Согласно ч. 4 ст. 61 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в случаях, если существуют основания полагать, что исправление технической ошибки в записях и реестровой ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, такое исправление производится только по решению суда. В суд с заявлением об исправлении технической ошибки в записях и реестровой ошибки также вправе обратиться орган регистрации прав.
В соответствии со ст. 37 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» результатом кадастровых работ кадастрового инженера - индивидуального предпринимателя, указанного в статье 32 настоящего Федерального закона, или работника юридического лица, указанного в статье 33 настоящего Федерального закона, является межевой план, технический план или акт обследования.
Как установлено в судебном заседании, решением общего собрания с/т «Заречье-2» от ДД.ММ.ГГГГ Гаврилюк И.В. предоставлен земельный участок №а площадью 1 135 кв.м.
Согласно уведомлению от ДД.ММ.ГГГГ права в отношении земельного участка №а с/т «Заречье-2» за кем-либо не зарегистрированы.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости земельный участок с кадастровым номером № площадью 1 135 кв.м. расположен по адресу: <адрес>, <адрес> №а, принадлежит на праве собственности Сергеева А.В., сведения об объекте недвижимости имеют статус «актуальные», дата постановки на кадастровый учет – ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно межевому плану от ДД.ММ.ГГГГ, находящемуся в реестровом деле, подготовленному в связи с образованием земельного участка №а с/т «Заречье-2», обмер земельного участка произведен по фактическим границам (по забору), существующим на местности длительное время.
Согласно межевому плану от ДД.ММ.ГГГГ, подготовленному в связи с образованием земельного участка №а с/т «Заречье-2», в ходе проведения кадастровых работ выявлено наложение границ образуемого земельного участка на земельный участок с кадастровым номером №, имеющий уточненную площадь и границы. Межевой план подготовлен на основании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, утвержденного постановлением Исполнительного комитета Пестречинского муниципального района Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно постановлению Исполнительного комитета Пестречинского муниципального района Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ утверждена схема расположения земельного участка №а с/т «Заречье-2».
Из содержания вышеуказанных постановлений Исполнительного комитета Пестречинского муниципального района Республики Татарстан следует, что границы обоих земельных участков имеют одни и те же координаты поворотных точек, что недопустимо в силу положений п. 2 ч. 16 ст. 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которой основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек.
Поскольку земельный участок индивидуализируется на местности при его отводе, представляя собой конкретно определенную вещь, и характеризуется такими признаками, как общая площадь, границы и местоположение, принимая во внимание, что земельный участок с кадастровым номером № поставлен на кадастровый учет на основании межевого плана и существует на местности как отдельно сформированный и используемый именно в установленных границах, учитывая, что доказательств того, что земельный участок №а с/т «Заречье-2» находится в границах земельного участка с кадастровым номером №, материалы дела не содержат и истцом не представлено, а межевой план от ДД.ММ.ГГГГ таковым доказательством не является, поскольку подготовлен на основании постановления Исполнительного комитета Пестречинского муниципального района Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ, которое не соответствует п. 2 ч. 16 ст. 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, оснований для признания недействительными результатов межевания и межевого плана земельного участка с кадастровым номером №, исключения из Единого государственного реестра недвижимости сведений о местоположении границ земельного участка с кадастровым номером № не имеется, поэтому исковые требования удовлетворению не подлежат.
Кроме того, в силу п. 1 ст. 1, п. 1 ст. 11, ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации предъявление любого требования должно иметь своей целью восстановление нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обратившегося в суд лица, установление наличия у истца принадлежащего ему субъективного материального права, а также установление факта нарушения прав истца ответчиком.
Поэтому и поскольку с/т «Заречье-2» не является собственником земельного участка №а с/т «Заречье-2», не имеет в отношении данного имущества каких-либо прав, которые могут быть нарушены, оснований для удовлетворения исковых требований не имеется и по этому основанию.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
В удовлетворении иска Общественного некоммерческого объединения членов садоводческого товарищества «Заречье-2» к Сергееев Д.Г. и Сергеева А.В. о признании недействительными результатов межевания и межевого плана земельного участка с кадастровым номером №, исключении из Единого государственного реестра недвижимости сведений о местоположении границ земельного участка с кадастровым номером № отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Татарстан через районный суд в течение месяца со дня изготовления его в окончательной форме.
Председательствующий