Дело № 2а-938/2018 г.
РЕШЕНРР•
РМЕНЕМ Р РћРЎРЎРЙСКОЙ ФЕДЕРАЦРР
03 мая 2018 года город Минеральные Воды
Минераловодский городской суд Ставропольского края в составе:
председательствующего судьи Чебанной О.М.,
при секретаре Архиповой Д.Ю.,
с участием административного истца Назаренко М.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда дело по административному исковому заявлению Назаренко М. М. к Генеральной Прокуратуре РФ о признании незаконным решения, действия, бездействия административного ответчика, о возложении обязанности устранить допущенные нарушения,
РЈРЎРўРђРќРћР’РР›:
Назаренко М.М. обратился с данным административным иском в суд, указывая, что он обратился в Генеральную прокуратуру РФ с заявлением о проведении антикоррупционной экспертизы постановления Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090 «О Правилах дорожного движения».
Согласно ответу на его обращение помощника Генерального прокурора РФ от 13.03.2018 г. № 86-643-205/Он13485-18, Генеральная прокуратура РФ не наделена полномочиями по проведению антикоррупционной экспертизы актов Правительства РФ.
Полагает, что не основанный на законе отказ в рассмотрении его обращения и непринятие предусмотренных законом мер, нарушает закрепленное в ст. 33 Конституции РФ право на обращение в государственные органы, а также закрепленное в ст. 10 ФЗ от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре РФ» право на разрешение органами прокуратуры заявления, содержащего сведения о нарушении законов.
В силу ст. 3 ФЗ от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», прокуроры в ходе осуществления своих полномочий проводят антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов органов, организаций, их должностных лиц по вопросам, касающимся прав и свобод и обязанностей человека и гражданина. При этом антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов проводится в соответствии с Федеральным законом «О прокуратуре РФ»
Согласно ст. 9.1 ФЗ от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре РФ», прокурор в ходе осуществления своих полномочий проводит антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.
Согласно Федеральному конституционному закону от 17.12.1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве РФ», Правительство является федеральным органом исполнительной власти. Аналогичные положения содержаться в Общероссийском классификаторе органов государственной власти и управления, утвержденной Приказом Росстандарта от 26.04.20011 № 60-ст.
Таким образом, Генеральная прокуратура РФ наделена полномочиями по проведению антикоррупционной экспертизы актов Правительства РФ.
Просит суд признать незаконным решения, действия (бездействия) административного ответчика.
Обязать административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца.
Принять иные необходимые меры - на усмотрение суда.
В судебном заседании административный истец Назаренко М.М. доводы искового заявления поддержал, пояснив, что его права нарушены бездействием ответчика, который отказал в принятии жалобы к рассмотрению, что не основано на законе. Также просил учесть, что он не ставит своей целью «ставить палки в колеса» прокуратуре, ему и всем другим гражданам необходимо проведение антикоррупционной экспертизы, так как прокуратура также столкнется с неопределенностью.
Правительство РФ – должно быть признано федеральным органом исполнительной власти, тогда они проведут антикоррупционную экспертизу. Президент РФ также настаивает на борьбе с коррупцией. Если этот документ (Постановление Правительства РФ «О Правилах дорожного движения») утвердили, это значит, что нужно создать поле для коррупции. Правительство РФ является органом исполнительной власти, а прокуратура – надзорная власть и не относится ни к одной из ветвей власти. По Конституции РФ Правительство – это федеральный орган, оно же не Минераловодское. Ему обидно, что в стране так пишут. Правительство РФ возглавляет другие органы исполнительной власти, и если за ним никто не следит, то в стране отсутствует система сдержек и противовесов. Генеральной прокуратуре РФ поднадзорны все органы исполнительной власти. Также указал, что ответчик необоснованно в своих возражениях сослался на правовую позицию Определения Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.09.2012 № ВАС-11696/12, о чем дополнительно представил письменный отзыв.
Представитель административного ответчика Генеральной прокуратуры Р Р¤ РїРѕ доверенности Рыжков Рњ.Р., РІ судебное заседание РЅРµ явился, представлены письменные возражения РЅР° РёСЃРє Рё ходатайство Рѕ рассмотрении дела РІ отсутствие представителя.
РР· письменных возражений ответчика РїРѕ существу заявленных требований, следует, что Назаренко Рњ.Рњ. обратился РІ СЃСѓРґ СЃ административным исковым заявлением Рѕ признании незаконным действий (бездействия) Генеральной прокуратуры Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, выразившегося РІ ненадлежащем рассмотрении обращений.
По мнению заявителя, Генеральная прокуратура Российской Федерации наделена полномочиями проводить антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, поскольку оно является федеральным органом исполнительной власти.
Оснований для удовлетворения заявления не имеется.
В соответствии со ст. 218 КАС РФ к оспариваемым действиям должностных лиц относятся те, в результате которых нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Таких действий в отношении заявителя должностными лицами Генеральной прокуратуры Российской Федерации не совершалось.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации Правительство Российской Федерации осуществляет исполнительную власть Российской Федерации. При этом согласно статье 1 Федерального конституционного закона от 17.12.1997 № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» (далее - Федеральный конституционный закон № 2-ФКЗ) Правительство Российской Федерации - высший исполнительный орган государственной власти Российской Федерации.
Руководствуясь частью 1 статьи 112 Конституции Российской Федерации, Председатель Правительства Российской Федерации представляет Президенту Российской Федерации предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти.
Соответствующая структура утверждена Указом Президента Российской Федерации от 21.05.2012 № 636 «О структуре федеральных органов исполнительной власти», которым к федеральным органам исполнительной власти отнесены федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства.
Ни Конституция Российской Федерации, ни Федеральный конституционный закон № 2-ФКЗ, ни названный Указ Президента Российской Федерации не относят Правительство Российской Федерации к федеральным органам исполнительной власти и не применяют по отношению к нему указанный термин.
Согласно статье 12 Федерального конституционного закона № 2-ФКЗ Правительство Российской Федерации руководит работой федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти и контролирует их деятельность.
Таким образом, Правительство Российской Федерации не может считаться федеральным органом исполнительной власти.
Соответствующая позиция отражена в Определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.09.2012 № ВАС-11696/12, в котором отмечено, что согласно статьям 1 и 12 Федерального конституционного закона № 2-ФКЗ Правительство Российской Федерации является высшим исполнительным органом государственной власти Российской Федерации, руководит работой федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти и контролирует их деятельность, но не является федеральным органом исполнительной власти.
При этом согласно Общероссийскому классификатору органов государственной власти и управления, утвержденному приказом Росстандарта от 26.04.2011 № 60-ст, органы исполнительной власти Российской Федерации подразделяются на Правительство Российской Федерации и на федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства. В качестве федерального органа исполнительной власти Правительство Российской Федерации в нем также не упоминается.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) проводится прокуратурой Российской Федерации в соответствии с указанным Федеральным законом и Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации».
Согласно статье 9.1 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор в ходе осуществления своих полномочий проводит антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов и организаций, органов местного самоуправления, их должностных лиц.
Полномочия органов прокуратуры определены в статье 1 указанного закона: прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за исполнением законов федеральными органами исполнительной власти; Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов.
Таким образом, Правительство Российской Федерации не отнесено к органам исполнительной власти, поднадзорным прокуратуре Российской Федерации.
Соответствующие разъяснения даны Назаренко в оспариваемом ответе от 13.03.2018 (исх. № 86-643-2015/Он13485-18) на жалобу, поступившую в Генеральную прокуратуру Российской Федерации 21.02.2018 (вх. per. № ОГР-51284-18).
Обращение разрешено РІ соответствии СЃ положениями Федерального закона РѕС‚ 02.05.2006 в„– 59-ФЗ «О РїРѕСЂСЏРґРєРµ рассмотрения обращений граждан Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации», Рнструкции Рѕ РїРѕСЂСЏРґРєРµ рассмотрения обращений приема граждан РІ органах прокуратуры Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, утвержденной приказом Генерального РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федераций РѕС‚ 30.01.2013 в„– 45. Какие-либо права Рё законные интересы административного истца РЅРµ нарушены, бездействия РІ отношении него РЅРµ допущено.
Несогласие заявителя с решением, принятым по результатам рассмотрения обращения, само по себе не является основанием признания действий (бездействия) должностного лица прокуратуры незаконными.
Просит рассмотреть дело в отсутствие представителя Генеральной прокуратуры Российской Федерации; в удовлетворении административного искового заявления Назаренко М.М. об оспаривании действий (бездействия) Генерального прокуратуры Российской Федерации отказать в полном объеме.
Выслушав административного истца, изучив доводы возражений административного ответчика, исследовав материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований, по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с ч 9 ст. 226 КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Согласно ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
РР· материалов дела Рё РґРѕРІРѕРґРѕРІ сторон, следует, что Назаренко Рњ.Рњ. обратился РІ Генеральную прокуратуру Р Р¤ СЃ заявлением РѕС‚ 15.11.2017 Рі. Рѕ проведении антикоррупционной экспертизы постановления Правительства Р Р¤ РѕС‚ 23.10.1993 Рі в„– 1090 «О правилах РґРѕСЂРѕР¶РЅРѕРіРѕ движения» (получено Генеральной прокуратурой Р Р¤ 21.02.2018 Рі.).
На указанное обращение помощником Генерального прокурора РФ А.Ш. Юсуфовым подготовлен и направлен ответ Назаренко М.М. от 13.03.2018 г. с разъяснениями о том, что Генеральная Прокуратура РФ не наделена полномочиями по проведению антикоррупционной экспертизы актов Правительства РФ, а также разъяснено право Назаренко М.М. обратиться с соответствующим обращением в Правительство РФ, наделенное полномочиями по изданию постановлений и распоряжений, а также внесению в них изменений.
Не соглашаясь с указанным ответом, Назаренко М.М. обратился в суд с настоящим иском.
Разрешая заявленные требований судом учтено следующее.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации Правительство Российской Федерации осуществляет исполнительную власть Российской Федерации.
Согласно статье 1 Федерального конституционного закона от 17.12.1997 № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации», Правительство Российской Федерации - высший исполнительный орган государственной власти Российской Федерации.
Структура федеральных органов исполнительной власти утверждена Указом Президента Российской Федерации от 21.05.2012 № 636 «О структуре федеральных органов исполнительной власти», где к федеральным органам исполнительной власти отнесены федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства.
При этом согласно Общероссийскому классификатору органов государственной власти и управления, утвержденному приказом Росстандарта от 26.04.2011 № 60-ст, органы исполнительной власти Российской Федерации подразделяются на Правительство Российской Федерации и на федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства.
Таким образом, действующим законодательством, Правительство РФ не отнесено к федеральным органам исполнительной власти, а является высшим органом исполнительной власти, осуществляющим руководство и контроль за работой федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) проводится:
1) прокуратурой Российской Федерации - в соответствии с настоящим Федеральным законом и Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации», в установленном Генеральной прокуратурой Российской Федерации порядке и согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации;
2) федеральным органом исполнительной власти в области юстиции - в соответствии с настоящим Федеральным законом, в порядке и согласно методике, определенным Правительством Российской Федерации;
3) органами, организациями, их должностными лицами - в соответствии с настоящим Федеральным законом, в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, и согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации.
Согласно ч.2 указанной статьи закона, прокуроры в ходе осуществления своих полномочий проводят антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов органов, организаций, их должностных лиц по вопросам, касающимся:
1) прав, свобод и обязанностей человека и гражданина;
2) государственной и муниципальной собственности, государственной и муниципальной службы, бюджетного, налогового, таможенного, лесного, водного, земельного, градостроительного, природоохранного законодательства, законодательства о лицензировании, а также законодательства, регулирующего деятельность государственных корпораций, фондов и иных организаций, создаваемых Российской Федерацией на основании федерального закона;
3) социальных гарантий лицам, замещающим (замещавшим) государственные или муниципальные должности, должности государственной или муниципальной службы.
Согласно ч.3 указанной статьи закона, федеральный орган исполнительной власти в области юстиции проводит антикоррупционную экспертизу:
1) проектов федеральных законов, проектов указов Президента Российской Федерации и проектов постановлений Правительства Российской Федерации, разрабатываемых федеральными органами исполнительной власти, иными государственными органами и организациями, - при проведении их правовой экспертизы;
2) проектов поправок Правительства Российской Федерации к проектам федеральных законов, подготовленным федеральными органами исполнительной власти, иными государственными органами и организациями, - при проведении их правовой экспертизы;
3) нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственный характер, а также уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований - при их государственной регистрации;
4) нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации - при мониторинге их применения и при внесении сведений в федеральный регистр нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Таким образом, проведение антикоррупционной экспертизы уже принятых постановлений Правительства РФ, действующим законом не предусмотрено, поскольку такая экспертиза в обязательном порядке проводится в отношении проектов постановлений Правительства РФ, и не прокуратурой, а Министерством юстиции Российской Федерации.
Согласно статье 9.1 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор в ходе осуществления своих полномочий проводит антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов и организаций, органов местного самоуправления, их должностных лиц.
Полномочия органов прокуратуры определены в статье 1 указанного закона, где в том числе прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за исполнением законов федеральными органами исполнительной власти (т.е. федеральными министерствами, службами, агентствами), а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов.
Следовательно, Правительство Российской Федерации не являясь федеральным органом исполнительной власти, не отнесено к органам, поднадзорным прокуратуре Российской Федерации.
В связи с чем, административным ответчиком даны обоснованные разъяснения Назаренко М.М. в оспариваемом ответе от 13.03.2018 (исх. № 86-643-2015/Он13485-18) на его обращение, поступившее в Генеральную прокуратуру Российской Федерации 21.02.2018 (вх. per. № ОГР-51284-18).
РљСЂРѕРјРµ того СЃСѓРґРѕРј учтено, что заявление Назаренко Рњ.Рњ. рассмотрено РІ полном соответствии СЃ положениями Федерального закона РѕС‚ 02.05.2006 в„– 59-ФЗ «О РїРѕСЂСЏРґРєРµ рассмотрения обращений граждан Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации», Рнструкции Рѕ РїРѕСЂСЏРґРєРµ рассмотрения обращений приема граждан РІ органах прокуратуры Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, утвержденной приказом Генерального РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федераций РѕС‚ 30.01.2013 в„– 45.
Какие-либо права и законные интересы административного истца действиями административного ответчика не нарушены, бездействия в отношении него не допущено.
Установив и проверив обстоятельства, предусмотренные п. 1, 2 ч. 9. ст. 226 КАС РФ, суд приходит к выводу о том, что административный ответчик действовал в полном соответствии с требованиями закона, в пределах своих полномочий, не нарушая прав и законных интересов истца Назаренко М.М., что в совокупности является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Руководствуясь ст. ст.175-180, 226, ч.2 п.2 ст. 227 КАС РФ, суд
РЕШРР›:
В удовлетворении заявленных требований Назаренко М. М. к Генеральной прокуратуре Российской Федерации о признании незаконным решения, действия (бездействия), и возложении на административного ответчика обязанности устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца, принять иные необходимые меры на усмотрение суда – отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд путем подачи жалобы в Минераловодский городской суд, в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме (08 мая 2018 года).
Председательствующий – подпись
Копия верна :
Судья –