Дело №;
УИД: №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ года <адрес>
Центральный районный суд <адрес> в составе судьи Топчиловой Н.Н.,
при секретаре судебного заседания Коноваловой Н.Д.,
с участием представителя истца Ветошкина А.А., представителя ответчика Терещенко Е.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Атаманова В. В. к государственному учреждению – Управлению пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> (межрайонное) о признании незаконным решения, обязании назначить досрочную пенсию,
у с т а н о в и л:
Атаманов В.В. обратился в суд с иском и просил признать незаконным и отменить решение УФП РФ в <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ (с учетом уточнения от ДД.ММ.ГГГГ); обязать ответчика назначить досрочную пенсию по старости в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ с даты обращения.
В обоснование заявленных исковых требований указано, что решением ГУ УПФР в <адрес> (межрайонное) от ДД.ММ.ГГГГ истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии, однако, данное решение является незаконным и подлежащим отмене, поскольку МНТК «Микрохирургия глаза» с момента его создания в 1980-х годах являлся государственным учреждением, финансируемым из средств федерального бюджета. Федеральное государственное автономное учреждение «Межотраслевой научно-технический комплекс «Микрохирургия глаза» имени академика С.Н. Федорова Министерства здравоохранения РФ является одним из ведущих медицинских, лечебных офтальмологических центров в мире. Новосибирский филиал государственного учреждения «Межотраслевой научно-технический комплекс Микрохирургия глаза» имени академика С.Н. Федорова Министерства здравоохранения РФ является медицинским учреждением (центром) федерального органа государственной власти, осуществляющим медицинскую, в том числе лечебную деятельность, а следовательно, исключение из специального стажа, дающего право на досрочное назначение пенсии, периоды работы в указанном учреждении, является незаконным.
Представитель истца в судебном заседании доводы иска поддержал в полном объеме, дал соответствующие пояснения, также указал, что весь период работы в МНТК истец являлся оперирующим врачом-хирургом, что дает ему право на исчисление период работы в льготном исчислении как один шесть месяцев за один год.
Представитель ответчика в судебном заседании против удовлетворения иска возражала по доводам, изложенным в отзыве.
Выслушав пояснение сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона № 400-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ (в редакции на момент подачи заявления) «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Согласно подпункту 20 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
Частью 2 статьи 30 указанного закона установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Частями 3 и 4 указанной статьи предусмотрено, что периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Атаманов В.В. обратился в ГУ УПФР (межрайонное учреждение) в <адрес> с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ.
Решением ГУ УПФР (межрайонное учреждение) в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д.№), дополнительным решением от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.№) истцу было отказано в назначении досрочной пенсии по старости.
Из указанного решения следует, что специальный стаж истца, дающий право на досрочное назначение пенсии, составляет 19 лет 1 месяц 25 дней за периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Клинике ГУ «Межотраслевой научно-технический комплекс «Микрохирургия глаза» имени академика С.Н. Федорова Министерства здравоохранения России».
В стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, не были включены периоды работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (11 месяцев 20 дней) в должности врача-офтальмолога (врача-стажера) в Новосибирском филиале ГУ МНТК «Микрохирургия глаза»; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (5 лет 5 месяцев 14 дней) в должности врача-офтальмолога операционного блока Новосибирского филиала ГУ МНТК «Микрохирургия глаза»; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности заведующего отделом пластической хирургии Новосибирского филиала ГУ МНТК «Микрохирургия глаза»; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (6 месяцев) в должности заведующего в офтальмологическом отделении пластической хирургии в Новосибирском филиале ГУ МНТК «Микрохирургия глаза».
Основанием отказа для включения указанных периодов работы в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, послужило то, что данное учреждение не предусмотрено Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Совета М. Р. от ДД.ММ.ГГГГ N 464 (далее также - Список от ДД.ММ.ГГГГ N 464), Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1066 (далее также - Список от ДД.ММ.ГГГГ N 1066), и Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 781 (далее также - Список от ДД.ММ.ГГГГ N 781).
Кроме того, из периодов работы были исключены периоды нахождения истца в административных отпусках в размере 11 месяцев 26 дней и периоды командировок общей продолжительностью 8 месяцев 19 дней.
Суд полагает, что вывод ГУ УПФР (межрайонное учреждение) в <адрес> о том, что в связи с отсутствием в Списках данного наименования учреждения не подлежат включению в специальный стаж, дающий право на назначение пенсии, периоды работы в Новосибирском филиале ГУ МНТК «Микрохирургия глаза», основан на неверном толковании норм права.
Так, в пункте 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» указано, что при разрешении споров, возникших в связи с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую или лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, периодов работы в организациях, не относящихся по своей организационно-правовой форме к учреждениям, судам следует иметь в виду, что в силу подпунктов 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической и лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений. Исходя из пункта 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение). При этом форма собственности (государственная, муниципальная, частная) учреждений в данном случае правового значения не имеет.
В пункте18 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № указано, что исходя из пункта 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона N 173-ФЗ, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 781, судам следует иметь в виду, что работа в должностях, указанных в Списке работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, засчитывается в стаж работы, дающей право на указанную пенсию, если она осуществлялась не только в учреждениях, поименованных в Списке, и в их структурных подразделениях, но и в определенных структурных подразделениях, перечисленных в названном пункте Правил (в медико-санитарных частях, военно-медицинских службах, врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями организаций (воинских частей), и других), не поименованных в Списке. Судам следует учитывать, что указание на клинический профиль и ведомственную или территориальную принадлежность учреждений, перечисленных в Списке, не является основанием для исключения периода работы в таком учреждении из стажа работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (пункт 3 названных Правил).
Таким образом, обстоятельством, имеющим значение для рассмотрения настоящего дела имеет установление факта, что истец осуществляла лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения и организация, где она работал относится к учреждению здравоохранения.
Пунктом 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № предусмотрено, что по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона N 173-ФЗ, периоды работы до ДД.ММ.ГГГГ могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов.
По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ пенсионное обеспечение медицинских работников регулировалось, в частности, постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения» (далее - постановление N 1066).
Пунктом 1 постановления №, вступившим в силу с ДД.ММ.ГГГГ, были утверждены Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, которые применяются к периодам работы после ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с пунктом 3 постановления № в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, периоды работы до ДД.ММ.ГГГГ засчитывались в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Совета М. Р. от ДД.ММ.ГГГГ №.
Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены Списки работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее Список) и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее Правила).
В Списке наименований должностей указаны врачи специалисты всех наименований, в наименовании учреждений указаны, в том числе – Центры, осуществляющие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации (независимо от наименований).
Постановлением ЦК КПСС и Совета М. С. от ДД.ММ.ГГГГ N 491 в целях улучшения офтальмологической помощи населению было принято решение об организации Межотраслевого научно-технического комплекса "Микрохирургия глаза" Министерства здравоохранения Р. в составе Московского научно-исследовательского института микрохирургии глаза (головная организация), опытного завода в <адрес> и одиннадцати филиалов института, в том числе в городе Новосибирске, с соответствующими зонами обслуживания. Этим постановлением на комплекс возложено дальнейшее развитие в стране фундаментальных исследований и осуществление единой научно-технической политики в области микрохирургии глаза, ускоренное внедрение новых методов и средств для диагностики и хирургического лечения глазных заболеваний, подготовка научных кадров и повышение квалификации специалистов.
Названным постановлением также определено, что оптимальная нагрузка на один филиал должна составить 12 000 - 15 000 хирургических операций в год.
Согласно пункту 2 Положения о Новосибирском филиале Межотраслевого научно-технического комплекса «Микрохирургия глаза» Министерства здравоохранения Р., утвержденного ДД.ММ.ГГГГ, филиал МНК является научно-клиническим учреждением нового типа, осуществляющим в пределах своей компетенции выполнение задач, возложенных на Комплекс, в целом и, в первую очередь, оказание высококвалифицированной офтальмологической помощи населению региона, в котором он расположен.
Пунктом 10 Положения предусмотрено, что лечебная работа Филиала предусматривает ежегодное проведение 12-15 тысяч плановых хирургических операций.
Анализ представленных в материалы дела учредительных и организационно-правовых документов, в том числе, Устава МНТК, Положений о Новосибирском филиале МНТК «Микрохирургия глаза» Министерства здравоохранения Р. от 1987 года, 2018 года, позволяет сделать вывод, что МНТК «Микрохирургия глаза» с момента его создания являлся государственным учреждением, финансируемым из средств федерального бюджета, осуществляющим консультативную и лечебную офтальмо-хирургическую помощь высокого качества, медицинскую деятельность, оказывающим амбулаторно-поликлиническую и стационарную помощь.
Новосибирский филиал МНТК «Микрохирургия глаза» осуществляет медицинскую (в том числе, лечебную) деятельность за счет финансирования из федерального бюджета, целевого финансирования федеральных программ, внебюджетного финансирования обязательного и добровольного медицинского страхования, оказания платных медицинских услуг и иной коммерческой деятельности.
Указанные обстоятельства подтверждают, что Новосибирский филиал ФГАУ МНТК «Микрохирургия глаза» имени академика С.Н. Федорова Министерства здравоохранения РФ является медицинским учреждением (центром) федерального органа государственной власти, осуществляющим медицинскую, в том числе лечебную деятельность.
Учитывая изложенного, суд приходит к выводу, что периоды работы истца в Новосибирском филиале ГУ МНТК «Микрохирургия глаза» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года подлежат включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, поскольку ФГБУ «МНТК "Микрохирургия глаза» имени академика С.Н. Федорова» осуществляет медицинскую деятельность, а именно оказывает офтальмологическую помощь населению, а Атаманов В.В. в спорный период в течение полного рабочего дня работал в должностях, предусмотренных Списком от ДД.ММ.ГГГГ №, Списком от ДД.ММ.ГГГГ № и Списком от ДД.ММ.ГГГГ №. При этом суд исходит из следующего.
Подпунктом «н» пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 665 установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» применяются при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения: Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 781, Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1066, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно, Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета М. Р. от ДД.ММ.ГГГГ N 464, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно.
В соответствии с разделом «Наименование должностей» Списка N 781 и списка № право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости предоставлено: врачам-специалистам всех наименований, (кроме врачей-(статистиков), в том числе врачи -руководители учреждений (их структурных подразделений),осуществляющие врачебную деятельность.
Согласно списку № в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, работникам здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений засчитываются все виды лечебной и иной работы по охране здоровья населения в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных прилагаемым Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций). Также данный список предусматривает профессии и должности работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию по выслуге лет, а именно врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно - профилактических и санитарно - эпидемиологических учреждений всех форм собственности.
Пунктом 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 516, определено, что в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпункта 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, при исчислении периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в части, не урегулированной настоящими Правилами, применяются Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №.
Пунктом 2 Постановления Совмина Р. от ДД.ММ.ГГГГ № "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет" было предусмотрено, что исчисление сроков выслуги производится врачам - хирургам всех наименований, среднему медицинскому персоналу отделений (палат) хирургического профиля стационаров, врачам - анестезиологам - реаниматорам, среднему медицинскому персоналу отделений (групп) анестезиологии - реанимации, отделений (палат) реанимации и интенсивной терапии - один год работы в этих должностях и подразделениях считать за один год и 6 месяцев.
Исходя из пункта 3 Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № и подпункта «б» пункта 5 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 781, в перечни структурных подразделений здравоохранения, должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых засчитывается как 1 год работы за 1 год и 6 месяцев входят отделения хирургического профиля (в том числе, офтальмологические), должности оперирующих врачей-специалистов всех наименований.
Как следует из представленных в материалы дела документов, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец работал врачом-офтальмологом в Новосибирском филиале ГУ МНТК «Микрохирургия глаза». Название отделения, в котором осуществлял деятельность истец, в трудовой книжке отсутствует, однако, в материалы дела представлены выписки из операционных журналов за период с 1993 года по декабрь 2004 годы, из которых усматривается, что истцом на регулярной основе в указанный период проводились офтальмологические операции, а следовательно, он осуществлял функции оперирующего врача-офтальмолога.
Период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (5 лет 5 месяцев 14 дней) в должности врача-офтальмолога операционного блока Новосибирского филиала ГУ МНТК «Микрохирургия глаза» также предоставляет истцу право учет указанного периода работы в качестве льготного исчисления как один год шесть месяцев за один год.
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец работал в должности заведующего отделом пластической хирургии Новосибирского филиала ГУ МНТК «Микрохирургия глаза»; а с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (6 месяцев) – в должности заведующего в офтальмологическом отделении пластической хирургии в Новосибирском филиале ГУ МНТК «Микрохирургия глаза».
В пункте 1 «Перечня структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев», утвержденным постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 781, в разделе «наименование структурных подразделений» указаны отделения хирургического профиля стационаров, учреждений, предусмотренных пунктами 1 - 6, 8, 12, 15, 16, 20, 21, 27 - 30 Списка, в том числе офтальмологическое отделение, в разделе "наименование должностей" – оперирующие заведующие.
Как было указано выше, в материалы дела представлены доказательства того, что с момента трудоустройства в ГУ МНТК «Микрохирургия глаза» и до 2005 году, несмотря на изменения занимаемых истцом должностей и наименований отделений, характер, объем должностных обязанностей истца и специфика его деятельности, направленной на оказание лечебной, медицинской и иной помощи населению, не изменялась. При этом, истцом на протяжении всего времени регулярно, систематически выполняются операции, а следовательно, по своей должности он является врачом-офтальмологом, осуществляющим хирургическую (операционную) деятельность, в том числе, занимая должности заведующего отделений. Само по себе отсутствие наименований отделений в трудовой книжке или отсутствие наименования отделения в Списке не влечет нивелирования права истца на назначение пенсии в льготном исчислении, исходя из порядка: один год шесть месяцев за один год работы.
С учетом изложенного, суд полагает возможным признать незаконным отказ УФП РФ в <адрес> во включении периодов работы Атаманова В.В. в ГУ МНТК «Микрохирургия глаза» в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должностях оперирующего врача-офтальмолого, заведующего отделениями, включить указанные периоды работы в льготном исчислении как один год работы за один год и шесть месяцев.
Таким образом, общий период указанной работы в календарном исчислении за данный период составил 11 лет 3 месяца.
Что касается доводов ответчика об исключении из периода работы время нахождения истца в командировках, то суд приходит к следующим выводам.
В силу статьи 196 Трудового кодекса Российской Федерации необходимость профессиональной подготовки и переподготовки кадров для собственных нужд определяет работодатель. Работодатель проводит профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации работников, обучение их вторым профессиям в организации, а при необходимости - в образовательных учреждениях начального, среднего, высшего профессионального и дополнительного образования на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.
При направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Работникам, направляемым для повышения квалификации с отрывом от работы в другую местность, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки (статья 187 Трудового кодекса Российской Федерации).
Работникам, направленным на обучение работодателем или поступившим самостоятельно в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения высшего профессионального образования и среднего профессионального образования независимо от их организационно-правовых форм по заочной и очно-заочной (вечерней) формам обучения, успешно обучающимся в этих учреждениях, работодатель предоставляет дополнительные отпуска с сохранением среднего заработка (статьи 173 и 174 Трудового кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 166 Трудового кодекса Российской Федерации служебная командировка - поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы. Служебные поездки работников, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, служебными командировками не признаются.
Статьей 167 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при направлении работника в служебную командировку ему гарантируются сохранение места работы (должности) и среднего заработка, а также возмещение расходов, связанных со служебной командировкой.
Исходя из приведенных норм права, период нахождения в командировке являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Частью 1 статьи 11 Федерального закона «О страховых пенсиях» предусмотрено, что в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Таким образом, суд полагает возможным зачесть дни нахождения в командировках в указанный период в специальный стаж в календарном исчислении, поскольку материалы дела не содержат сведений о целях таких командировок.
Учитывая продолжительность нахождения истца в административных отпусках в спорный период в количестве 78 дней, в командировках (113 дней), в льготном исчислении специальный стаж Атаманова В.В. составил с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ 16 лет 115 дней.
С учетом установленных судом обстоятельств, а также специального стажа, дающего право на назначение пенсии, учтенного ответчиком в своем решении, специальный стаж Атаманова В.В. на день обращения с заявлением о назначении пенсии составил 35 лет 5 месяцев 20 дней.
Оценивая доводы сторон, обосновывающих свои требования и возражения, относимость, допустимость, достоверность каждого представленного сторонами доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, с учетом установленных по делу обстоятельств суд приходит к выводу, что на день обращения истца в УПФ Российской Федерации в <адрес> с заявлением о досрочном назначении ей пенсии по старости по подпункту 20 пункта 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» она имела необходимый стаж для назначения указанной пенсии.
При этом ссылка представителя ответчика на приложение 7 к Федеральному закону № 400-ФЗ, в соответствии с которым, начиная с 2019 года возникновения права на страховую пенсию по старости, пенсия назначается не ранее чем через 12 месяцев со дня возникновения права на страховую пенсию по старости, не является состоятельной, поскольку на момент обращения в пенсионный орган (май 2019 года) уже прошло более 12 месяцев с момента возникновения у Атаманова В.В. права на получение страховой пенсии, так как на момент обращения истец имел стаж более 35 лет, при необходимых 30 годах специального стажа.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 98, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд,
р е ш и л:
Исковые требования Атаманова В. В. к государственному учреждению – Управлению пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> (межрайонное) о признании незаконным решения, обязании назначить досрочную пенсию удовлетворить.
Признать незаконным решение государственного учреждения – Управления пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> (межрайонное) № от ДД.ММ.ГГГГ (с учетом уточнения от ДД.ММ.ГГГГ) об отказе в назначении досрочной страховой пенсии Атаманову В. В..
Обязать Государственное учреждение – Управление пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> (межрайонное) назначить Атаманову В. В. досрочно страховую пенсию по подпункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О страховых пенсиях» с момента обращения ДД.ММ.ГГГГ.
Разъяснить сторонам, что настоящее решение может быть обжаловано ими в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме в Новосибирский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через суд вынесший решение.
Судья Н.Н. Топчилова
Мотивированное решение суда составлено ДД.ММ.ГГГГ