Дело № 3а-24/2022 г.
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Санкт-Петербург 18 февраля 2022 г.
Ленинградский областной суд в составе:
председательствующего судьи Астапенко С.А.
при секретаре-помощнике судьи Михейкиной М.О.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению и.о. прокурора Ленинградской области Ломакина С.С. о признании противоречащим федеральному законодательству постановление Правительства Ленинградской области от 27.10.2017 № 441 «Об утверждении Генерального плана муниципального образования Кусинское сельское поселение Киришского муниципального района Ленинградской области» в части,
УСТАНОВИЛ:
27.10.2017 года постановлением Правительства Ленинградской области № 441 утвержден Генеральный план муниципального образования Кусинское сельское поселение Киришского муниципального района Ленинградской области (далее также – Генеральный план).
Согласно пунктам 1.12., 1.15. раздела 1 материалов по обоснованию Генерального плана на территории Кусинского сельского поселения на западной окраине д. Берёзовик расположена биотермическая яма площадью 600 кв.м. К основным зонам с особыми условиями использования территории относятся санитарно-защитные зоны промышленных и сельскохозяйственных предприятий, объектов специального назначения.
На карте функциональных зон и карте зон с особыми условиями использования территории Генерального плана отображены санитарно-защитные зоны на территории д. Кусино, д. Берёзовик Кусинского сельского поселения. На карте обозначены объекты «Биотермическая яма» и «Размещение биотермической ямы» - проектируемая.
И.о. прокурора Ленинградской области Ломакин С.С. обратился в Ленинградский областной суд с административным исковым заявлением в защиту неопределенного круга лиц к комитету градостроительной политики Ленинградской области и Правительству Ленинградской области о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим с момента вступления в законную силу решения суда постановление Правительства Ленинградской области от 27.10.2017 № 441 «Об утверждении Генерального плана муниципального образования Кусинское сельское поселение Киришского муниципального района Ленинградской области» в части установления санитарно-защитных зон в д. Кусино, д. Берёзовик Киришского муниципального района Ленинградской области.
В обоснование административного иска прокурор ссылается на нарушение порядка установления санитарно-защитных зон, а именно их отображение на картах функциональных зон и зон с особыми условиями использования территории Генерального плана в отсутствие заключения главного государственного санитарного врача.
В границы установленных Генеральным планом территорий санитарно-защитных зон входят зоны застройки индивидуальными и малоэтажными жилыми домами, что может ограничить права граждан - правообладателей земельных участков на их использование.
В административном иске прокурор указывает на нарушение требований пунктов 1 и 2 ст. 12 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», пункты 4.2, 4.3, 5.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации, ст. 23 Градостроительного кодекса РФ.
В отзыве административного ответчика Правительства Ленинградской области указывается на отсутствие оснований для удовлетворения административного иска. Оспариваемый нормативный правовой акт принят в пределах полномочий, предоставленных Правительству Ленинградской области. Согласно материалам по обоснованию Генерального плана, предприятия и объекты специального назначения, расположенные на территории поселения не имеют утвержденных проектов границ санитарно-защитных зон. Все санитарно-защитные зоны отображены в соответствии с требованиями СанПиН и носят рекомендательный характер. Обращается внимание на положения п. 13 ст. 26 Федерального закона от 03.08.2018 г. № 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», согласно которым определенные в соответствии с требованиями законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения ориентировочные, расчетные (предварительные) санитарно-защитные зоны действуют до 01.01.2025 г.
В письменном отзыве административного ответчика комитета по градостроительной политике Ленинградской области указано, что комитет является ненадлежащим ответчиком.
Заитересованное лицо администрация МО Киришский муниципальный район Ленинградской области в отзыве просит отказать в удовлетворении административного иска прокурора, поддерживая правовую позицию Правительства Ленинградской области.
В судебное заседание представитель комитета по градостроительной политике Ленинградской области, извещенный о месте и времени судебного заседания, не явился, поэтому суд определил рассмотреть дело в его отсутствие.
В судебном заседании представитель административного истца Махмудов Э.Т. настаивал на удовлетворении заявленных требований по основаниям, изложенным в административном иске.
Представитель административного ответчика Правительства Ленинградской области Вилаева М.А. просила отказать в удовлетворении требований административного иска, считая его доводы необоснованными.
Представитель администрации МО Киришский муниципальный район Ленинградской области Давыдов А.В. возражал против удовлетворения административного иска, поддерживая правовую позицию Правительства Ленинградской области.
Выслушав объяснения представителей административного истца, административного ответчика, заинтересованного лица, исследовав и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Проверяя полномочия административного ответчика на принятие оспариваемого нормативного правового акта, суд исходит из того, что областным законом Ленинградской области от 07.07.2014 № 45-оз «О перераспределении полномочий в области градостроительной деятельности между органами государственной власти Ленинградской области и органами местного самоуправления Ленинградской области» с 01.01.2015 к полномочиям Правительства Ленинградской области отнесено утверждение генеральных планов поселений и внесение в них изменений.
Порядок рассмотрения в Администрации Ленинградской области проектов документов территориального планирования муниципальных образований Ленинградской области, проектов изменений в документы территориального планирования муниципальных образований Ленинградской области, представляемых на утверждение в Правительство Ленинградской области, утвержден постановлением Правительства Ленинградской области от 16.03.2015 № 68.
Согласно п.4.2 данного Порядка рассмотрения от 16.03.2015 № 68, изменения в документ территориального планирования муниципального образования утверждаются постановлением Правительства Ленинградской области.
Согласно ст. 24 Градостроительного кодекса РФ решение о подготовке проекта генерального плана, а также решения о подготовке предложений о внесении в генеральный план изменений принимаются соответственно главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа (ч.2). Проект генерального плана до его утверждения подлежит в соответствии со статьей 25 настоящего Кодекса обязательному согласованию в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (ч. 8). Заинтересованные лица вправе представить свои предложения по проекту генерального плана (ч. 9). Представительный орган местного самоуправления поселения, представительный орган местного самоуправления городского округа с учетом протокола общественных обсуждений или публичных слушаний, заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний принимают решение об утверждении генерального плана или об отклонении проекта генерального плана и о направлении его соответственно главе местной администрации поселения, главе местной администрации городского округа на доработку в соответствии с указанными протоколом и заключением (ч. 13).
Судом установлено, что проект генерального плана МО Кусинское сельское поселение подготовлен на основании постановления и.о. главы администрации МО Кусинское сельское поселение МО Киришский муниципальный район Ленинградской области от 11.02.2014 г. №5.
Постановлением главы администрации МО Киришский муниципальный район Ленинградской области от 15.03.2016 г. № 574 создана согласительная комиссия для урегулирования разногласий, послуживших основанием для подготовки сводного заключения об отказе в согласовании проекта генерального плана МО Кусинское сельское поселение.
14.06.2016 г. согласительная комиссия согласовала проект генерального плана с внесением в него изменений с учетом замечаний и предложений органов исполнительной власти Ленинградской области.
Решением Совета депутатов МО Киришский муниципальный район Ленинградской области от 19.10.2016 г. № 23/189 на 29.11.2016 г. назначены публичные слушания по проекту генерального плана МО Кусинское сельское поселение, организована выставка-экспозиция демонстрационных материалов по проекту генерального плана с 28.10.2016 г. по 28.11.2016 г. Данное решение Совета депутатов размещено на официальном сайте администрации Киришский муниципальный район, опубликовано в газете «Киришский факел» 21.10.2016 г.
В публичных слушаниях 29.11.2016 г. приняли участие 7 жителей МО Кусинское сельское поселение, всего присутствовало 14 участников. Поступило предложение по проекту в генеральный план от ЗАО «Березовское».
Комиссией по подготовке и проведению публичных слушаний по проекту генерального плана МО Кусинское сельское поселение публичные слушания признаны состоявшимися. 29.11.2016 г. комиссией составлено заключение о результатах публичных слушаний, которое размещено на официальном сайте администрации Киришский муниципальный район и опубликовано в газете «Киришский факел» 08.12.2016 г.
Согласно ст.8 областного закона Ленинградской области от 11.12.2007 № 174-оз «О правовых актах Ленинградской области» правовой акт Ленинградской области считается официально опубликованным, если он был размещен (опубликован) в полном объеме на официальном интернет-портале Администрации Ленинградской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (www.lenobl.ru).
Постановление Правительства Ленинградской области от 27.10.2017 № 441 «Об утверждении Генерального плана муниципального образования Кусинское сельское поселение Киришского муниципального района Ленинградской области» опубликовано 27.11.2020 года на официальном интернет-портале Администрации Ленинградской области http://www.lenobl.ru.
Следовательно, оспариваемый нормативный правовой акт принят Правительством Ленинградской области в пределах своих полномочий, с соблюдением требований законодательства к процедуре принятия, форме нормативного правового акта, порядку опубликования и введения в действие.
Проверяя соответствие содержания в оспариваемой части нормативного правового акта нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд исходит из следующего.
Как следует из материалов по обоснованию Генерального плана на территории МО Кусинское сельское поселение в д. Берёзовик находится биотермическая яма (скотомогильник), расположенная на расстоянии 200 м от жилой застройки в западном направлении, что не позволяет обеспечить нормативный размер санитарно-защитной зоны, согласно ветеринарно-санитарным правилам сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов. Данный объект предложено ликвидировать, а новую биотермическую яму разместить в другом месте (п. 2.13.).
На картах функциональных зон и зон с особыми условиями использования территории Генерального плана МО Кусинское сельское поселение отображены санитарно-защитные зоны в границах в д. Кусино, д. Берёзовик Кусинское сельское поселение Киришского муниципального района Ленинградской области.
Исследовав картографический материал и текстовую часть Генерального плана, суд приходит к выводу, что отображение вышеуказанных санитарно-защитных зон произведено с нарушением порядка их установления в отсутствие заключения Главного государственного санитарного врача Российской Федерации или Главного государственного санитарного врача субъекта Российской Федерации.
Пунктами 1 и 2 статьи 12 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что при планировке и застройке городских и сельских поселений должно предусматриваться создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения путем комплексного благоустройства городских и сельских поселений и реализации иных мер по предупреждению и устранению вредного воздействия на человека факторов среды обитания. При разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон должны соблюдаться санитарные правила.
Требования к размеру санитарно-защитных зон, основания для пересмотра этих размеров, методы и порядок их установления для отдельных промышленных объектов и производств и (или) их комплексов ограничения на использование территории санитарно-защитной зоны, требования к их организации или благоустройству определены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25.09.2007 № 74, которым введены в действие СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов».
Согласно разделу VII СанПиН для промышленных объектов и производств, сооружений, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, в зависимости от мощности, условий эксплуатации, характера и количества, выделяемых в окружающую среду загрязняющих веществ, создаваемого шума, вибрации и других вредных физических факторов, а также с учетом предусматриваемых мер по уменьшению неблагоприятного влияния их на среду обитания и здоровье человека в соответствии с санитарной классификацией промышленных объектов и производств устанавливаются ориентировочные размеры санитарно-защитных зон. Конкретные размеры и границы санитарно-защитной зоны определяются в проекте санитарно-защитной зоны.
Установление, изменение размеров установленных санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств I и II класса опасности осуществляется Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации. Для промышленных объектов и производств III, IV и V классов опасности размеры санитарно-защитных зон могут быть установлены, изменены на основании решения и санитарно-эпидемиологического заключения Главного государственного санитарного врача субъекта Российской Федерации или его заместителя (пункты 4.2 и 4.3. СанПиН).
Санитарно-защитные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, относятся к зонам с особыми условиями использования территорий (пункт 4 статьи 1 ГрК РФ) и отображаются на картах генерального плана муниципального образования в составе материалов по его обоснованию (пункт 7 части 8 ст. 23 ГрК РФ).
Характеристики зон с особыми условиями использования территорий включаются в положение о территориальном планировании генерального плана в случае, если установление таких зон требуется в связи с размещением объектов местного значения (пункт 1 части 4 статьи 23 ГрК РФ), а также в материалы по обоснованию генерального плана в текстовой форме, если установление таких зон требуется в связи с размещением объектов федерального, регионального или местного значения (пункты 4 и 5 части 7 статьи 23 ГрК РФ).
Таким образом, отображение в Генеральном плане санитарно-защитных зон, не утвержденных в установленном порядке, противоречит нормативным правовым актам большей юридической силы. Необоснованное установление санитарно-защитных зон на территории населенных пунктов влечет ограничение прав землепользователей.
Доводы административного истца, заинтересованного лица суд отклоняет, поскольку основаны на неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, и толковании норм материального права.
Определяя момент, с которого оспариваемый нормативный правовой акт должен быть признан недействующим, суд, руководствуясь ст.215 КАС РФ и разъяснениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащимися в п.38 Постановления от 25.12.2018 № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», приходит к выводу о признании недействующими в части Генерального плана со дня вступления решения в законную силу.
Руководствуясь статьями ст.ст.175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
РЕШИЛ:
Административный иск и.о. прокурора Ленинградской области Ломакина С.С. удовлетворить.
Признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу постановление Правительства Ленинградской области от 27.10.2017 № 441 «Об утверждении Генерального плана муниципального образования Кусинское сельское поселение Киришского муниципального района Ленинградской области» в части установления санитарно-защитной зоны в д. Кусино, д. Берёзовик Кусинское сельское поселение Киришского муниципального района Ленинградской области.
Сообщение о принятом решении суда подлежит опубликованию в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании, в котором подлежал опубликованию оспоренный нормативный правовой акт.
Решение может быть обжаловано во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья С.А. Астапенко
Решение принято в окончательной форме 05.03.2022 г.