УИД 11RS0001-01-2022-001331-45 Дело №12-439/2022
Р Е Ш Е Н И Е
04 марта 2022 года г.Сыктывкар
Судья Сыктывкарского городского суда Республики Коми Прилепова Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании ходатайство о восстановлении срока на подачу жалобы и жалобу Шучалина Никиты Константиновича на постановление военного комиссара г.Сыктывкара, Сыктывдинского и Корткеросского районов Республики Коми от 23.12.2021 № 324 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ст.21.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
у с т а н о в и л:
Постановлением военного комиссара г.Сыктывкара, Сыктывдинского и Корткеросского районов Республики Коми от 23.12.2021 № 324 Шучалин Н.К. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.21.5 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде штрафа в размере 2000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, Шучалин Н.К. обратился в суд с жалобой, в которой просит постановление отменить, указывая о его незаконности. Одновременно Шучалиным Н.К. заявлено ходатайство о восстановлении срока на подачу жалобы.
В судебном заседании представитель административного органа ... Д.Л. против удовлетворения жалобы возражал, указывая о том, что никаких существенных нарушений при составлении протокола не допущено. При этом, не смог пояснить, когда Шучалин Н.К. получил копию обжалуемого постановления.
Заслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующему.
Порядок подачи жалоб, принесения протестов на постановления (решения) по делам об административных правонарушениях и пересмотра таких постановлений (решений) установлен главой 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно части 1 статье 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Положениями части 2 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в случае пропуска срока, предусмотренного частью 1 названной статьи, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу.
В соответствии с п. 31 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" в случае пропуска установленного частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ срока он может быть восстановлен по ходатайству лица, подавшего жалобу, или прокурора, принесшего протест (часть 2 статьи 30.3 КоАП РФ, часть 1 статьи 30.10 КоАП РФ), в порядке, предусмотренном статьями 30.2 - 30.8 КоАП РФ, с обязательным извещением указанных лиц.
Как указано Конституционным Судом Российской Федерации в определении от 17 июля 2012 года N 1339-О, в силу части 1 статьи 24.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях заявленные участниками производства по делу об административном правонарушении ходатайства подлежат обязательному рассмотрению судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится данное дело, что, однако, не предполагает их обязательное удовлетворение. При этом, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях, если пропуск срока был обусловлен уважительными причинами, такого рода ходатайства подлежат удовлетворению судом (определения от 25 декабря 2008 года N 990-О-О, от 21 апреля 2011 года N 465-О-О, от 21 июня 2011 года N 749-О-О, от 29 сентября 2011 года N 1066-О-О и др.).
К уважительным причинам пропуска срока относятся обстоятельства объективного характера, не зависящие от воли лица, имеющего право обжалования, находящиеся вне его контроля, которые объективно препятствовали или исключали своевременную подачу жалобы при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях соблюдения установленного порядка.
В качестве обстоятельств, повлекших пропуск установленного процессуального срока обжалования постановления военного комиссара г.Сыктывкара, Сыктывдинского и Корткеросского районов Республики Коми от 23.12.2021 № 324, в ходатайстве о его восстановлении Шучалиным Н.К. приведена ссылка на неполучение им его копии.
Как следует из материалов дела, копия постановления военного комиссара г.Сыктывкара, Сыктывдинского и Корткеросского районов Республики Коми от 23.12.2021 № 324 направлена Шучалину Н.К. 23.12.2021 с почтовым уведомлением.
Соответствующая расписка с фиксацией даты вручения Шучалину Н.К. копии постановления по делу об административном правонарушении в материалах дела отсутствует, административным органом не представлена.
Согласно материалам дела установить точную дату получения копии постановления не представляется возможным.
Таким образом, учитывая, что административным органом не представлено сведений о точной дате получения копии обжалуемого постановления, прихожу к выводу, что процессуальный срок обжалования постановления военного комиссара г.Сыктывкара, Сыктывдинского и Корткеросского районов Республики Коми от 23.12.2021 № 324 Шучалиным Н.К. не пропущен.
Разрешая жалобу по существу, суд приходит к следующим выводам.
Статьей 21.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неявку гражданина, состоящего или обязанного состоять на воинском учете, по вызову (повестке) военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет, в установленные время и место без уважительной причины, неявка в установленный срок в военный комиссариат для постановки на воинский учет, снятия с воинского учета и внесения изменений в документы воинского учета при переезде на новое место жительства, расположенное за пределами территории муниципального образования, место пребывания на срок более трех месяцев либо выезде из Российской Федерации на срок более шести месяцев или въезде в Российскую Федерацию, а равно несообщение в установленный срок в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, об изменении семейного положения, образования, места работы или должности, о переезде на новое место жительства, расположенное в пределах территории муниципального образования, или место пребывания, в виде предупреждения или наложения административного штрафа в размере от пятисот до трех тысяч рублей.
Согласно пункту 1 статьи 10 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее - Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе») в целях обеспечения воинского учета граждане обязаны, в том числе, явиться в указанные в повестке военного комиссариата время и место либо по вызову соответствующего органа местного самоуправления поселения или соответствующего органа местного самоуправления городского округа, осуществляющего первичный воинский учет.
Пунктом 1 статьи 26 Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» предусмотрено, что призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает, в том числе явку в указанные в повестке военного комиссариата время и место для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до начала военной службы.
В силу пункта 1 статьи 7 Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» в случае неявки граждан в указанные в повестке военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет, место и срок без уважительных причин, а также в иных случаях, установленных указанным Федеральным законом, они привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Шучалин Н.К. не явился по вызову (повестке) военного комиссариата 24.11.2021 без уважительной причины.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении Шучалина Н.К. протокола об административном правонарушении, предусмотренном ст. 21.5 КоАП РФ и привлечения его к административной ответственности.
В качестве оснований для неявки по повестке военного комиссариата, заявитель указывает на факт обращения в Сыктывкарский городской суд Республики Коми с административным исковым заявлением об оспаривании решения призывной комиссии.
Согласно пункту 4 статьи 29 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» решение призывной комиссии субъекта Российской Федерации по жалобе гражданина может быть обжаловано им в суд. Решение призывной комиссии приостанавливается до вступления в законную силу решения суда.
Из доводов жалобы следует, что Шучалин Н.К. обратился в Сыктывкарский городской суд Республики Коми с административным исковым заявлением об оспаривании решения о призыве на военную службу.
Однако, указанное обстоятельство не влечет за собой отмену оспариваемого постановления о привлечении Шучалина Н.К. к административной ответственности, предусмотренной статьей 21.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку уважительными причинами неявки гражданина по повестке военного комиссариата при условии документального подтверждения причины неявки п. 2 ст. 7 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» является: заболевание или увечье гражданина, связанные с утратой трудоспособности; тяжелое состояние здоровья отца, матери, жены, мужа, сына, дочери, родного брата, родной сестры, дедушки, бабушки или усыновителя гражданина либо участие в похоронах указанных лиц; препятствие, возникшее в результате действия непреодолимой силы, или иное обстоятельство, не зависящее от воли гражданина; иные причины, признанные уважительными призывной комиссией, комиссией по первоначальной постановке на воинский учет или судом.
Данный перечень произвольному расширительному толкованию не подлежит.
Сведений о наличии причин, прямо перечисленных в названном законе, не имеется, равно как и сведений о иных причинах, признанных уважительными призывной комиссией, комиссией по первоначальной постановке на воинский учет.
При этом подача административного искового заявления не может считаться уважительной причиной неявки по повестке, поскольку перечисленными выше нормами установлено, что в случае обжалования решения призывной комиссии приостанавливается выполнение такого решения, однако, это не освобождает лицо от обязанности являться по повестке в место призыва.
Вопреки доводам жалобы, нарушений процессуальных требований КоАП РФ, являющихся основаниями для отмены или изменения постановления, из материалов дела не усматривается. Так, Шучалин Н.К. с соблюдением требований ст. ст. 25.1 и 28.2 КоАП РФ был заблаговременно уведомлен о времени и месте составления протокола об административном правонарушении и рассмотрении дела должностным лицом.
Данные обстоятельства подтверждаются почтовым уведомлением, согласно которому Шучалин Н.К. получил извещение о времени и месте составления протокола об административном правонарушении 14.12.2021. Оснований не доверять представленному документу не усматривается.
Таким образом, Шучалин Н.К. был надлежащим образом извещён о дате, времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении, при этом на рассмотрение дела об административном правонарушении не явился.
Сведениями о фальсификации доказательств суд не располагает, вопросы о признании доказательств сфальсифицированными разрешаются в ином судебном порядке, предусмотренном УПК РФ, тогда как сведений о подаче соответствующих заявлений в порядке ст. 144 УПК РФ не представлено.
Согласно ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ, протоколы об административных правонарушениях составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, в пределах компетенции соответствующего органа.
В соответствии со ст. 23.11 КоАП РФ, дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. ст. 21.1 - 21.7 КоАП РФ, рассматривают военные комиссары субъектов РФ, районов, городов (без районного деления), административных округов и равных им административных образований, а также военные комиссары объединенных военных комиссариатов.
Вопреки доводам жалобы, с учетом изложенных норм, военный комиссар г. Сыктывкара, Сыктывдинского и Корткеросского районов Республики Коми составил протокол об административном правонарушении и рассмотрел дела об административных правонарушениях в отношении Шучалина Н.К. по ст. 21.5 КоАП РФ от имени военного комиссариата в пределах своих полномочий.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения.
Так, в силу требований статьи 26.1 КоАП РФ установлены: наличие события административного правонарушения, лицо, не явившееся без уважительных причин по повестке в отдел Военного комиссариата, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства.
Постановление о привлечении названного лица к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Право привлекаемого лица на защиту при производстве по делу не нарушено.
Обстоятельств, которые могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемого акта, при рассмотрении настоящей жалобы судом не установлено.
Доводы жалобы не содержат бесспорных правовых аргументов, ставящих под сомнение правильность выводов должностного лица, а несогласие заявителя жалобы с постановлением не свидетельствует о неправильном применении норм материального и процессуального права и не может служить достаточным основанием для его отмены.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
р е ш и л:
постановление военного комиссара г.Сыктывкара, Сыктывдинского и Корткеросского районов Республики Коми от 23.12.2021 № 324 о привлечении Шучалина Никиты Константиновича к административной ответственности, предусмотренной ст.21.5 КоАП РФ - оставить без изменения, жалобу Шучалина Никиты Константиновича - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение 10 суток с момента его получения.
Судья Н.Н. Прилепова