Решение по делу № 2-367/2024 от 08.10.2024

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Анадырь                                     21 ноября 2024 года

Анадырский городской суд Чукотского автономного округа в составе председательствующего судьи Жукова А.Н.,

при секретаре судебного заседания Ефимовой М.С.,

с участием:

прокурора – помощника Анадырского межрайонного прокурора Геворгяна Р.Э.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя Анадырского межрайонного прокурора в интересах Чупрова А.Н. к Администрации Анадырского муниципального района о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения вне очереди по договору социального найма,

установил:

Анадырский межрайонный прокурор, действуя в интересах истца Чупрова А.Н. обратился в Анадырский городской суд с указанным исковым заявлением, мотивировав его тем, что на основании заявления Чупрова А.Н. прокуратурой проведена проверка, в ходе которой установлено нарушение жилищных прав истца. Так, проверкой установлено, что Чупрову А.Н. по договору социального найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ предоставлена <адрес> в с.п. Снежное Анадырского района Чукотского автономного округа. Распоряжением Администрации Анадырского муниципального района от 22 декабря 2016 года № 702-ра указанный выше многоквартирный дом, находящийся в собственности названного муниципального образования, признан аварийным и подлежащим сносу. При этом до настоящего времени граждане, проживающие в данном доме не переселены, другие жилые помещения им не предоставлены. Прокурор полагает, что бездействие администрации Анадырского муниципального района по внеочередному переселению граждан, в том числе и истца из указанного многоквартирного дома ставит под угрозу их жизнь и безопасность. По изложенным основаниям прокурор просил суд возложить на ответчика Администрацию Анадырского муниципального района обязанность предоставить Чупрову А.Н. по договору социального найма вне очереди другое благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным требованиям, применительно к условиям населённого пункта с.п. Снежное Анадырского муниципального района равнозначное по площади взамен занимаемому.

В отзыве на исковое заявление представитель Администрации Анадырского муниципального района по доверенности Ткаченко Л.А. указала на отсутствие на территории с.п. Снежное жилых помещений пригодных для переселения граждан из аварийного жилья. Администрацией было принято решение о строительстве новых домов, в связи с чем ДД.ММ.ГГГГ между Администрацией заключён Муниципальный контракт на приобретение 24-х жилых помещений в многоквартирных домах на территории с.п. Снежное. Дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ к Муниципальному контракту от ДД.ММ.ГГГГ срок исполнения продлён до ДД.ММ.ГГГГ. Срок действия контракта до ДД.ММ.ГГГГ. В настоящее время дома находятся на стадии строительства. Просила предоставить срок не менее шести месяцев со дня его вступления в законную силу решения суда.

В судебном заседании участвующий в деле прокурор поддержал заявленные исковые требования по основаниям, изложенным в иске.

Представитель Администрации Анадырского муниципального района в судебное заседание не явился, о его времени и месте уведомлён надлежащим образом, от представителя ответчика по доверенности Ткаченко Л.А. представлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

Чупров А.Н. в судебное заседание не явился, о его времени и месте уведомлён надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.

Выслушав объяснения прокурора и представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере, в том числе, обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах.

В соответствии со статьёй 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище, никто не может быть произвольно лишён жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.

Жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав (далее - жилищные права), а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений (далее - жилищные отношения) по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению (часть 1 статья 1 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ).

Согласно пункту 3 статьи 2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда.

В части 4 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» указано, что иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесённые к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.

В соответствии с пунктами 1, 3.1, 9 части 1 статьи 14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся: учёт муниципального жилищного фонда, ведение учёта граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, осуществление муниципального жилищного контроля.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 51 ЖК РФ, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

Порядок признания жилых помещений непригодными для проживания установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» (далее - Положения).

Согласно пункту 38 указанного Положения жилые помещения, расположенные в многоквартирных домах, получивших повреждения в результате взрывов, аварий, пожаров, землетрясений, неравномерной просадки грунтов, а также в результате других сложных геологических явлений, чрезвычайных ситуаций, следует признавать непригодными для проживания, если проведение восстановительных работ технически невозможно или экономически нецелесообразно и техническое состояние этих домов и строительных конструкций характеризуется снижением несущей способности и эксплуатационных характеристик, при которых существует опасность для пребывания людей и сохранности инженерного оборудования. Указанные многоквартирные дома признаются аварийными и подлежащими сносу.

Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, являющимся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или собственниками жилых помещений, единственные жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат (пункт 1 часть 2 статья 57 ЖК РФ).

При рассмотрении дела судом установлено, что Чупрову А.Н. по договору социального найма от ДД.ММ.ГГГГ предоставлено жилое помещение – <адрес> в с.п. Снежное Анадырского района (л.д. 24-27).

Актом обследования от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что многоквартирный <адрес> с.п. Снежное не соответствует установленным требованиям, а именно: фундамент – искривление горизонтальных линий стен, осадка отдельных участков здания; стены – деформированы, деревина поражена гнилью; полы – массовые разрушения покрытия и основания; проёмы – все сопряжения нарушены, поражение гнилью, расшатывание дверных полотен и коробок; электрооборудование – неисправность системы, отсутствие части приборов, оголение проводов; центральное отопление – выход из строя запорной арматуры, смесителей, следы больших ремонтов системы в виде частых замен. Общий износ здания составляет 49 % (л.д. 22-23).

Заключением межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что в процессе эксплуатации многоквартирного <адрес> с.п. Снежное в связи с физическим износом конструктивных элементов здания, снизились его эксплуатационные характеристики, которые привели к снижению до недопустимого уровня надёжности здания, его прочности и устойчивости. Капитальный ремонт здания проводить нецелесообразно. Принято решение о выявлении оснований для признания многоквартирного <адрес> в с.п. Снежное Анадырского района аварийным и подлежащим сносу (л.д. 20-21).

Распоряжением администрации Анадырского муниципального района от 22 декабря 2016 года № 702-ра указанный выше многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу (л.д. 14-15).

В судебном заседании прокурором указано на то, что в ходе проведения проверки манёвренный фонд в с.п. Снежное Анадырского района отсутствует.

На день обращения Анадырского межрайонного прокурора в суд с указанным исковым заявлением и до настоящего времени Чупрову А.Н. не предоставлено благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, отвечающее санитарным и техническим требованиям и нормам в с.п. Снежное Анадырского района.

Указанные обстоятельства ответчиком не опровергнуты.

В силу статьи 86 ЖК РФ если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.

Если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма (статья 87).

В соответствии с частью 3 статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» переселение граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется в соответствии с жилищным законодательством. Жилое помещение, предоставляемое гражданам при переселении их в соответствии с настоящим Федеральным законом из аварийного жилищного фонда, может находиться по месту их жительства в границах соответствующего населённого пункта или с согласия в письменной форме этих граждан в границах другого населённого пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение.

Из Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утверждённого Президиумом Верховного Суда РФ 29 апреля 2014 года следует, что если при рассмотрении дела будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома. Суд может обязать орган местного самоуправления предоставить истцу другое благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке.

Руководствуясь приведёнными нормами процессуального права, суд приходит к выводу об обоснованности исковых требований прокурора и об их удовлетворении в полном объёме.

Поскольку судом установлено длительное нарушение жилищных прав истца Чупрова А.Н., выражающееся в его проживании в жилом помещении, расположенном в многоквартирном доме, признанным аварийным, что создаёт угрозу его жизни и здоровью, суд полагает, что настоящее решение подлежит исполнению с момента вступления в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования заместителя Анадырского межрайонного прокурора в интересах Чупрова А.Н. к Администрации Анадырского муниципального района о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения вне очереди по договору социального найма, удовлетворить.

Возложить на Администрацию Анадырского муниципального района (ИНН: 8701004632 ОГРН: 1088709000654) обязанность предоставить Чупрову А.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, (паспорт серии ) по договору социального найма вне очереди другое благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным требованиям, применительно к условиям населённого пункта сельского поселения Снежное Анадырского муниципального района, равнозначное по площади взамен заменяемому.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд Чукотского автономного округа через Анадырский городской суд в течение месяца со дня его составления в окончательной форме.

Судья                                             А.Н. Жуков

В окончательной форме решение суда будет составлено не позднее 5 декабря 2024 года.

2-367/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Чупров Алексей Николаевич
Анадырский межрайонный прокурор
Ответчики
Администрация Анадырского муниципального района
Суд
Анадырский городской суд Чукотского автономного округа
Дело на странице суда
anadyrgor.chao.sudrf.ru
08.10.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
09.10.2024Передача материалов судье
14.10.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
14.10.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.10.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.11.2024Судебное заседание
21.11.2024Судебное заседание
05.12.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.11.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее